1. Тема игры.
. Цель игры.
. Задачи игры (примерные):
· Сделать игру интересной и привлекательной для дошкольников за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.
· Развивать умение сюжетосложения.
· Развивать умение распределять роли и действовать согласно им.
· Развивать умение входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствие с ней, создавать необходимые постройки.
· Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
· Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.
. Игровое оборудование.
. Ход игры:
· Организационный момент (рассматривание картинки, постройка нужной модели из стульев, строительных материалов и распределение ролей).
· Развитие сюжета игры (куда, зачем, что для этого делаем, ролевые действия детей и т.д.)
. Подведение итогов игры (проводит воспитатель).
Вам понравилась игра? Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжиться наша игра? Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё? Что нового вы сегодня узнали?
Примерное планирование игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
Месяц
| Сюжетно-ролевые игры
| Дидактические игры
| Театрализованные игры
| Подвижные игры (основное движение)
|
Сен-тябрь
| Путешествие в Москву
| «Неоконченный рассказ» (развитие образного и воссоздающего воображения)
| Пальчиковый театр «Котенок» С. Городецкий
| «Ловишки с мячом » (метание, ловля)
|
| Школа
| «Первоклассник» (знание предметов, необходимых для учебы; воспитание собранности, аккуратности)
| Театр игрушек «Слон пошел учиться »
| «Жмурки» (бег)
|
| Военные
| «Запомни движение» (развитие моторно-звуковой памяти)
| Театр на фланелеграфе «Хвостатый Хвастунишка» Я. Тенясов
| «Полоса препятствий» (лазанье, ползанье)
|
| Строительство
| «Умные машины» (знание машин специального назначения)
| Кукольный театр «Теремок» В. Бианки
| «Перетяни канат» (игра-соревнование)
|
Октябрь
| Ателье
| «Найди лишнее» (классификация предметов по существенному признаку)
| Инсценировка сказки «Репка» (музыкальная сказка)
| «Ловишки-перебежки» (бег)
|
| Библиотека
| «Подбери слово» (умение быстро находить близкие по смыслу слова)
| Теневой театр «У бабушки козел» (русская народная потешка)
| «Пятнашки с мячом» (ловля, метание)
|
| Кафе («Макдоналдс»)
| «От зернышка до булочки» (этапы производства хлеба)
| Кукольный театр «Колосок» (русская народная сказка)
| «Быстро возьми, быстро положи» (эстафета)
|
| Исследователи
| «Для чего нужен предмет» (назначение предметов)
| Инсценировка рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
| «Совушка» (бег)
|
Ноябрь
| Цирк
| «Танграм» (развитие логического мышления, умение разделять сложные фигуры на составные части и создавать их из составных частей)
| Кукольный театр «Кошкин дом» С. Я. Маршак
| «Охотники и звери» (метание, ловля)
|
| Модельное агентство
| «Скажи по-другому» (нахождение синонимов)
|
| «Сделай фигуру» (ходьба)
|
| ГИБДД
| «Да-нет» (развитие логического мышления, сообразительности, целеустремленности, выдержки)
| Инсценировка рассказа Н. Носова « Автомобиль»
| «Горелки» (бег)
|
| Корпорация «Билайн»
| «Только на эту букву» (закрепление знаний о букве и звуке; воспитание слухового внимания, быстроты реакции на слово)
| Театр игрушек «Телефон» К. Чуковский
| «Палочка-выручалочка» (эстафета)
|
| Супермаркет
| «Кузовок» (развитие слухового внимания, сообразительности; активизация словаря)
|
| «Кто скорее докатит обруч до флажка» (эстафета)
|
Декабрь
| Пираты
| «Фантастические гипотезы» (развитие творческого воображения)
| Инсценировка рассказа Носова «Бенгальские огни»
| «Не попадись» (прыжки)
|
| Почта
| «Какого города герб» (закрепление знаний символики)
|
| «Ловишка, бери ленту» (бег)
|
| Банк
| «Что изменилось» (развитие памяти, наблюдательности)
|
| «Попади в обруч» (метание)
|
Январь
| Агентство недвижимости
| «Скажи по-другому» (упражнение в нахождении синонимов)
|
| «Чье звено скорее соберется» (бег)
|
| Телевидение
| «Четыре стихии» (развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов)
| Пальчиковый театр «Гусенок пропал» Р. Кудашева
| «Волк во рву» (прыжки)
|
| Больница (Поликлиника)
| « Не ошибись» (знание времени суток; развитие быстроты мышления)
| Театр на фланелеграфе «Айболит и воробей» К. Чуковский
| «Кто быстрее доберется до препятствия» (эстафета)
|
| Дом мод
| «Подбери одежду по сезону» (классификация одежды по сезонам)
| Инсценировка рассказа Н.Носова «Заплатка»
| «Два Мороза» (бег)
|
Февраль
| Моряки (Подводная лодка)
| «Будь внимателен» (развитие внимания, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы)
| Кукольный спектакль «Почему вода в морях стала соленая» (норвежская сказка)
| «Кто самый меткий» (метание, ловля)
|
| Химчистка
| «Кляксы» (развитие воображения)
| Кукольный театр «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носов
| «Краски» (бег)
|
| Гараж (водители)
| «Кем быть» (закрепление знаний профессий)
|
| «Пожарные на учении» (лазанье)
|
| Дизайнерская студия
| «Сложи узор» (Б. Никитин)
|
| «Гори, гори ясно» (бег)
|
Март
| Театр
| «Зашифрованное слово» (закреплять умение делить слово на слоги, развитие фонематического слуха)
| Инсценировка сказки «Снежная королева»
| «Мяч водящему» (метание)
|
| Экологи
| «С какого дерева лист»
| Театр игрушек «На блины» (русская народная игра)
| «Перелет птиц» (ползанье, лазанье)
|
| Редакция (газеты, журнала)
| «Пишущая машинка» (развитие произвольного внимания)
| Театр игрушек «Жадина» Э. Мошковская
| «Догони свою пару» (бег)
|
| Салон красоты
| «Кто больше назовет действий» (развитие сообразительности, активизация словаря)
|
| «Веселые соревнования» (эстафета)
|
Апрель
| Исследователи космоса
| «Геометрическая мозаика» (развивать умение разделять сложные фигуры па составные части и собирать их из частей)
| Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Луна»
| «Перемени предмет» (бег)
|
| Служба спасения
| «Найди лишнее» (классификация предметов по существенному признаку)
| Театр игрушек «Лиса и козел» (русская народная сказка)
| «Дорожка препятствий» (эстафета)
|
| Зоопарк
| «Для чего нужен предмет» (закрепление знаний о назначении предмета)
| Кукольный театр «Заюшкина избушка» (русская народная сказка)
| «Ловля обезьян» (лазанье)
|
| Разводчики
| «Похож - не похож» (учить называть предметы по представлению, находить Признаки сходства и различия, отгадывать предметы)
| Теневой театр «Прятки» Н. Носов
| «Не попадись» (прыжки)
|
Май
| Музей
| «Кто быстрее соберет» (разбитие зрительно-моторной памяти)
| Драматизация сказки «Снегурочка»
| «Стоп» (метание, ловля)
|
| Первобытные люди
| «Буквенос лото» (закреплять умение находить первый звук в слове, развивать фонематический слух)
| Кукольный театр «У страха глаза велики» (русская народная сказка)
| «Кто скорее доберется» (ползанье, лазанье)
|
| Рыбаки
| «Круги на воде» (развитие творческого воображения; активизация словаря)
| Инсценировка рассказа Н.Носова «Шурик у дедушки»
| «Лягушки и цапля» (прыжки)
|
| Олимпиада
| «Профессии» - лото
|
| «Чья команда быстрее» (эстафета)
|
поощрение проявлений творческого развертывания сюжетов;
В качестве поощрения можно разрешить ребенку быть «ведущим», придумать сюжет следующей игры.
Заключение
Заканчивая данную работу, мы можем сделать следующие выводы:
Игра дошкольников будет развиваться, если педагог в ГКП:
. Организует предметную среду:
* поэтапно вводит игрушки (предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться, в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития игры).
* соотносит сюжет игры с опытом взаимодействия с внешним миром у ребенка.
. Обеспечивает руководство игрой:
· Помогает отнести не одно, а ряд действий к одному и тому же персонажу
· Помогает ребенку принять роль персонажа, который задан в сюжете игры, на себя
· играет вместе с детьми
· обеспечивает условия для активизации самостоятельной игры дошкольников
· ставит детей перед необходимостью использовать более сложные, новые сюжеты построения игры
· ориентирует ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстникам.
· Связь между ролью и связанными действиями должна быть раскрыта ребенку взрослыми.
. Обеспечивает благоприятную атмосферу:
· создание доверительных отношений
· отсутствие критики в оценке деятельности детей
· внимание к каждому ребенку
Список литературы
1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика - М., 2007.
. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика - М., Воронеж, 2006.
3. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология - М., 2003 <http://www.ogd.alleng.ru/d/psy/psy011.htm>.
4.Данилина Т.А., Соловьева Е.В.. Модель работы группы кратковременного пребывания детей. // Дошкольное воспитание. 2001- №2.
. Доронова Т.Н. Программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе групп кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. М., 2002.
. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье. // Дошкольное воспитание. 2001 - № 8 .
.Доронова Т.Н.. Право на образование. //Дошкольное воспитание. 2001 - № 10.
.Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития М., 2001.
.Егоров С.Ф., Лыков С.В, Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики - М., 2001.
.Егорова С.Ф. История зарубежной дошкольной педагогики. - М., 2000.
. Ерофеева Т. И. Подготовка специалистов к работе в условиях кратковременного пребывания воспитанников в детском саду
.Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 2000.