Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Порядок формирования и структура Центральной избирательной комиссии России



2020-03-17 492 Обсуждений (0)
Порядок формирования и структура Центральной избирательной комиссии России 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

. Организационно-правовые основы статуса Центральной избирательной комиссии России

2. Порядок формирования и структура Центральной избирательной комиссии России

.   Компетенция и деятельность Центральной избирательной комиссии России

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

Свободные, демократические и конкурентные выборы органов государственной власти и местного самоуправления в постсоветский период развития Российской Федерации стали постоянным фактором государственной и общественно-политической жизни страны. В этот процесс вовлекаются миллионы граждан, многочисленные государственные и общественные структуры, средства массовой информации.

В центре избирательного процесса, особенно с позиции обеспечения своевременного и законного проведения избирательных процедур, стоят избирательные комиссии, возглавляемые Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Именно эти государственно-общественные формирования ныне, в условиях демократических реформ, держат в своих руках все юридически и организационно значимые нити избирательного процесса, принимают решения, обязательные для исполнения всеми субъектами избирательного процесса. Официально не входя в единую систему государственной власти, систему органов местного самоуправления, они занимают значимое место среди властных структур, обеспечивая организационно-правовыми средствами легитимный процесс смены выборных органов и должностных лиц в установленные законодательством сроки снизу доверху. В связи с этим в последнее десятилетие, в условиях реформирующейся избирательной системы, роль и значение избирательных органов неуклонно растет. Организационно-методическим и правовым центром действующих в Российской Федерации избирательных органов является ЦИК России, возглавляющая систему избирательных комиссий, прежде всего при подготовке и проведении федеральных выборов. В 2003 году ЦИК России и вся система избирательных комиссий Российской Федерации отметили свое десятилетие.

Как известно, ЦИК России принадлежит ведущая роль не только в организации и проведении федеральных избирательных кампаний, референдума Российской Федерации, но и в совершенствовании в целом избирательной системы - одного из основных политико-правовых демократических институтов Российского государства. Федеральным законодательством на нее возложена также важнейшая функция, связанная с контролем за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Будучи коллегиальным органом и занимая самостоятельную нишу в системе государственных органов, ЦИК России обладает существенными особенностями правовой природы, порядка формирования и деятельности.

Между тем государственно-правовой статус ЦИК России -федерального государственного органа до сих пор в законодательном порядке остается недостаточно четко очерченным, а в политико-правовой литературе -слабо исследованным. Такое положение, естественно, стимулирует научный и практический интерес к юридической природе и фактическому положению ЦИК России в системе государственных органов.

С учетом этих обстоятельств, в настоящем реферате предпринята попытка комплексного исследования процесса учреждения ЦИК России как постоянно действующего коллегиального федерального государственного

органа, ее статуса, порядка формирования и деятельности. Значительное внимание уделяется порядку формирования и правовому статусу Центральной избирательно комиссии Российской федерации.

центральная избирательная комиссия правовой

1.
Организационно-правовые основы статуса Центральной избирательной комиссии России

 

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила одно из крупных достижений мировой политической и правовой мысли и практики государственного строительства - концепцию разделения властей. В статье 10 Конституции подчеркивается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Последующие статьи Конституции конкретизируют органы, представляющие соответствующие ветви власти и осуществляющие властные полномочия на федеральном уровне: Федеральное Собрание в составе двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (статья 95), Правительство Российской Федерации (включая федеральные министерства, ведомства) (статья 110), суды (статья 118).

Вместе с тем очевиден тот факт, что существует еще ряд государственных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия, не укладывающихся в конституционную формулу разделения властей. Например, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не отнесены ни к одной из трех ветвей власти, поскольку занимают самостоятельную нишу в системе властных государственных органов, что характерно и для института Президента Российской Федерации, который согласно Конституции Российской Федерации, также не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

Отмеченная особенность строения системы органов государственной власти присуща многим другим государствам. В этой связи доктрина трехчленного разделения единой государственной власти, созданная Дж. Локком, Ш. Монтескье, дополненная и развитая другими мыслителями, получившая широкое воплощение в практике государственного строительства целого ряда цивилизованных стран, с течением времени, исходя из государственно-правовых реалий, подвергается модификациям. Некоторыми учеными и конституциями ряда государств стали дополнительно выделяться четыре, пять, а в отдельных случаях и шесть ветвей власти. Например, в конституциях Бразилии 1988 года, Колумбии 1991 года фиксируется существование четвертой ветви власти - избирательной, которая нашла свое организационное выражение в создании специальных избирательных органов - трибуналов, судов, избирательного регистра.

В иных концепциях, например, предложенных французскими специалистами Ж. Блан, Ф.-М. Вирье, Ф. Ваге, избирательная власть выделяется в качестве учредительной власти, которая, по мнению указанных исследователей, исходит непосредственно из корпуса избирателей и выражается в виде результатов выборов, решений, принятых на референдумах

В конституциях Алжира, Никарагуа, Швеции говорится о контрольной власти, которую представляют государственные структуры под разными названиями-Генеральные контролеры, Генеральные аудиторы и др.

Конституция Никарагуа выделяет шесть ветвей власти, в том числе контрольную и учредительную

Тезис о существовании избирательной власти поддерживают и некоторые российские ученые. Например, В.Е. Чиркин избирательную власть определяет как "право граждан, обладающих избирательными правами и составляющих избирательный корпус, решать все основные вопросы государственной жизни путем выборов, референдума, народной законодательной инициативы и другими способами". Ю.А Веденеев пишет: "... теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную будет неполной, если в ее классических определениях не будет найдено место для избирательной власти... избирательная власть выражает фундаментальное разделение функций политического господства и управления между обществом и государством...". Исследуя конституционные нормы, автор приходит к выводу: Конституция Российской Федерации, определяя в качестве структурообразующего принципа организации государственной власти свободные выборы и референдум, а в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации народ, по существу, ввела в юридический оборот новую для отечественной политико-правовой теории и практики категорию - избирательная власть". Фактически ту же мысль выражает В.И. Лысенко,

считая, что введение в текст Конституции Российской Федерации 1993 года понятия власти народа означает косвенное признание существования избирательной власти, выражаемой им непосредственно в ходе организации и проведения свободных выборов и референдумов.

Вместе с тем следует заметить, что среди специалистов существует и другая точка зрения. Так, A.В. Иванченко определение избирательных комиссий как ветви власти считает весьма условным "…Более уместным, -полагает он, - говорить о функциях системы избирательных комиссий, которая состоит в оформлении воли народа, придании ей нормативного (обязательного) характера... Именно эта организующая, а вовсе не властная функция является сущностной прерогативой системы избира- тельных комиссий".

Соглашаясь с тезисом о существовании "избирательной власти в системе публичной власти, следует заметить, что избирательная власть в общесоциологической плане не является ветвью государственной власти, а представляет собою власть, опирающуюся на наибольшую социальную базу, а потому является непосредственной и единственной основой всех ветвей государственной власти. В государственно-правовом (организационном) аспекте эту власть, на наш взгляд, представляют существующие в государстве избирательные органы, в России - система избирательных комиссий во главе с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, несмотря на то, что они формируются законодательными и исполнительными органами, а часть избирательных комиссий -вышестоящими избирательными комиссиями с участием политических партий и собраний граждан. Поскольку избирательные комиссии обеспечивают демократическое воспроизводство выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, именно на эти органы государством возложено проведение выборов и референдумов, юридическое оформление их результатов в соответствии с волеизъявлением избирателей, участников референдума. Место и роль избирательных комиссий в системе органов государственной власти определяется тем, что механизм легитимации избирательной власти, выраженной ~ избирателями и участниками референдума путем голосования, находится в руках избирательных комиссий, единственных органов, наделенных правом подводить итоги народного волеизъявления и обнародовать его результаты.

Такое положение избирательных комиссий позволяет рассматривать их как государственно-общественные органы особого рода со строго определенной узкоспециальной компетенцией

Анализ нормативной базы и фактической роли избирательных комиссий в Российской Федерации свидетельствует, что эти государственно-общественные органы на современном этапе приобретают новое политико-правовое, государственное звучание, становясь важнейшей гарантией обеспечения демократического развития, перехода к более открытой общественно-государственной модели обустройства Российской Федерации. Об этом также говорит более чем десятилетний опыт деятельности всей системы избирательных комиссий Российской Федерации во главе с ЦИК России.

Новейшая история России демонстрирует нам неоспоримые свидетельства ключевой роли института свободных выборов, которые являются важнейшим инструментом гражданского мира и согласия, гарантией цивилизованного развития государственных и общественных процессов. Действующая в стране избирательная система стала неотъемлемым государственно-правовым институтом.

 

Порядок формирования и структура Центральной избирательной комиссии России

 

Органы и учреждения при ЦИК России. ЦИК России состоит из 15 членов с правом решающего голоса и формируется на партиетной основе Президентом, Советом Федерации и Государственной Думой. Члены Комиссии назначаются Советом Федерации по предложению региональных органов власти, Государственной Думой - по предложению фракций, объединений в Думе и депутатов. Устанавливая порядок формирования ЦИК России, законодатель стремится обеспечить политическую неоднородность Комиссии в целях достижения максимально возможной её независимости и беспристрастности.

Комиссия формируется посоставно на четырехлетний срок, хотя она не привязана к конкретному созыву Государственной Думы. Действующий (третий) состав Комиссии сформирован в феврале-марте 1999 года. В случае, если срок полномочий Комиссии истекает в период федеральной избирательной кампании либо кампании референдума, он автоматически продлевается до её завершения, поскольку формирование Комиссии в период избирательной кампании породило бы многочисленные проблемы. Теоретически возможен и переход Комиссии на ротационный порядок формирования, характерный для большинства коллегиальных органов, что увеличило бы преемственность в деятельности Комиссии, однако несколько усложнило бы обеспечение представительство различных политических сил в Комиссии.Комиссия может быть расформирована в исключительных случаях (срыв выборов или референдума, неисполнение судебного решения). Верховным Судом РФ по заявлению группы членов Совета Федерации либо депутатов Государственной Думы, численностью не менее одной трети от состава палаты. Расформирование Комиссии - мера юридической, публично-правовой ответственности этого органа.

Член ЦИК России с правом решающего голоса - федеральное должностное лицо категории «А». Законом установлены квалификационные требования к члену Комиссии (высшее юридическое образование либо учёная степень в области права), а также должностные и некоторые другие необходимые ограничения для всех членов Комиссий - членами ЦИК России не могут быть депутаты, выборные должностные лица, судьи, прокуроры, кандидаты и некоторые иные лица (п.1 ст.29). Член Комиссии не связан императивным мандатом и не подотчетен ни назначившему его органу, ни выдвинувшему его объединению.

Член Комиссии не может быть привлечён к уголовной ответственности, а также к административной ответственности в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Для освобождения член

Комиссии от должности (от обязанностей) необходимо наличие соответствующих оснований (ст.29). Привлечение к юридической ответственности члена Комиссии возможна только по судебному решению - если суд назначит административное наказание за нарушение законодательства о выборах и референдумах либо признает его по обращению Комиссии систематически не выполняющим свои обязанности, его полномочия прекращаются автоматически. Условно говоря, несменяемость и неприкосновенность - гарантии независимости и защиты от политического давления члена Комиссии.

ЦИК России избирает из своего состава Председателя, заместителя Председателя и секретаря, их полномочия определены Регламентом Комиссии.

Аппарат Комиссии осуществляет организационное, информационно-аналитическое, финансовое, документационное, издательское, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности Комиссии. Вообще, аппарат - рабочий орган единоличного или коллегиального государственного органа (как правило, наделённого властными полномочиями), обеспечивающий его деятельность и укомплектованный государственными служащими.

При Комиссии действуют совещательные и консультативные органы, не имеющие самостоятельного правового статуса: советы, комиссии, рабочие группы, состоящие из членов Комиссии, работников Аппарата, учёных, специалистов государственных и иных органов и учреждений. Научно-методический совет осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности Комиссии, разрабатывает концепцию развития избирательной системы, программы научных исследований, меры по совершенствованию правовых механизмов, разрабатывает и оценивает законопроекты. Рабочие группы создаются для выполнения конкретных задач - проверки представляемых документов, рассмотрения обращений, контроля за соблюдением правил предвыборной агитации, контроля за работой ГАС «Выборы», разработки законопроектов. При Комиссии действуют следующие государственные учреждения - Федеральный центр информатизации и Российский центр обучения избирательным технологиям. Официальный печатный орган и публикатор правовых актов Комиссии - журнал «Вестник Центральной избирательной комиссии РФ» .



2020-03-17 492 Обсуждений (0)
Порядок формирования и структура Центральной избирательной комиссии России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Порядок формирования и структура Центральной избирательной комиссии России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)