Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовая основа, задачи и цели введения административно-правового режима военного положения



2020-03-17 292 Обсуждений (0)
Правовая основа, задачи и цели введения административно-правового режима военного положения 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Актуальность работы заключается в том, что современное законодательство Российской Федерации в сфере военной политики и непосредственно режима военного положения сформировано в достаточном объёме, и что немаловажно, с учётом исторического опыта. Единственное что не исследовано в этой области на практике - это вопросы практической реализации данного режима. Что касается административно-правового регулирования данного вопроса, то он по-прежнему остается открытым в органах законодательной власти.

В условиях постоянной угрозы безопасности Российского государства, участия его войск в различных локальных конфликтах, а также ведения информационной борьбы возникает необходимость повышенной боевой готовности вооруженных сил и других воинских формирований. Поэтому рассмотрение вопроса об административно-правовом режиме военного положения наиболее актуально в наше время.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие между государством и гражданами в результате применения норм права в условиях административно-правового режима военного положения.

Предмет курсовой работы составляет понятие о деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения режима военного положения и регулирования вопросов военной политики.

Потребность рассмотрения курсовой работы заключается в систематизации знаний по поставленным вопросам, а так же в рассмотрении освещенности темы в современной науке российского права. Данный вопрос довольно труден для понимания, поэтому целью курсовой работы ставятся проблемы современного законодательства Российской Федерации в условиях возникновения режима военного положения.

Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи:

. Рассмотреть понятие и общую характеристику режима военного положения;

. Показать меры, применяемые для обеспечения режима военного положения;

. Осветить правовое положение граждан, организаций в период действия административно-правового режима военного положения;

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 


 

Правовая основа, задачи и цели введения административно-правового режима военного положения

военный правовой административный гражданин

27 декабря 2001 года Государственная Дума приняла в окончательном чтении Федеральный закон «О военном положении». В соответствии с утвержденным документом президент России может ввести военное положение на всей территории страны или только в некоторых регионах в случае возникновения агрессии против РФ или угрозы агрессии.

В законе четко прописаны понятия агрессии, при которой может быть введено военное положение, а также установлены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению режима военного положения.

Кроме того, документ содержит нормы, предусматривающие основания для привлечения вооруженных сил, других воинских формирований РФ, а также правовое положение граждан и организаций в условиях военного положения.

В соответствии с законом при возникновении агрессии или угрозы агрессии президент издает указ о введении военного положения и незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Вопрос об утверждении указа президента должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого документа. Решение об утверждении указа Совет Федерации принимает простым большинством голосов.

Если Совет Федерации не утверждает указ, то он прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения верхней палатой парламента.

К документу поступило от субъектов законодательной инициативы более 130 поправок. Несколько поправок, сказал он, относятся к числу принципиальных, в частности, из законопроекта исключена как противоречащая Конституции РФ норма, устанавливающая, что права и свободы граждан могут ограничиваться не только федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами.

Военное положение в соответствии с Федеральным законом «Федеральный закон от 29.12.2012 №275-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном оборонном заказе» особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод. Вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации.

Военное положение - это особый правовой режим, вводимый на территории государства или в отдельных его местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии со стороны другого государства.

В этот период в стране часто устанавливается комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток в период военного или чрезвычайного положения.

В Российской Федерации право введения В. п. предоставлено Президенту РФ. Согласно Конституции РФ, в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87). Совет Федерации должен утвердить соответствующий указ Президента (ст. 102 Конституции). Режим В. п. определяется федеральным конституционным законом (который еще не принят).

Согласно ФЗ «О государственном оборонном заказе», Президент РФ объявляет состояние войны, общую и частичную мобилизацию, военное положение на всей территории РФ или в отдельных ее местностях. Он отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. Президент вводит в действие нормативные акты военного времени, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.

Таким образом, военное положение характеризуют: особые правила (порядок) деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; возможность создания специальных государственных органов либо возложения определенных функций на существующие; временные ограничения прав и свобод граждан и их объединений; возможность ведения военных действий, передвижения войск; применение средств защиты, маскировки и т.п.; особый статус территории, включая въезд, выезд, передвижение и др.; ужесточение дисциплины и ответственности; специфические правила использования государственного и иного имущества; особые нормативные акты для военного положения. и др.

Одним из важнейших направлений военной реформы в Российской Федерации является проблема совершенствования федерального законодательства в области военного строительства. Военная опасность полностью не устранена. Главными причинами ее сохранения, возникновения вооруженных конфликтов и войн являются социальные, политические, экономические, территориальные, религиозные, национально-этнические и другие противоречия, стремление ряда государств и политических сил к их разрешению с использованием средств вооруженной борьбы. Потенциальными и существующими источниками опасности извне для нашего государства могут являться территориальные претензии других государств к Российской Федерации и ее союзникам, очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ, попытки вмешательства во внутренние дела и дестабилизации обстановки в Российской Федерации, международный терроризм и некоторые другие факторы, требующие их тщательного и планомерного изучения.

Следовательно, в современных условиях полностью исключить военного соперничества зарубежных государств с Россией нельзя, несмотря на отсутствие угрозы крупномасштабной агрессии в обозримом будущем. В том случае, если предотвращение войны политическими средствами окажется невозможным, решение задачи обеспечения надежной защиты страны силовыми методами будет сводиться к поражению агрессора с применением всей военной мощи государства в специфических условиях действия законодательства военного времени. В соответствии с Концепцией национальной безопасности России использование в такой ситуации Вооруженных Сил Российской Федерации должно осуществляться решительно, последовательно и планомерно до создания выгодных для нашего государства условий заключения мира. В этой связи представляется, что в случае возможной агрессии одним из важных условий ее успешного отражения будет являться использование государством института военного положения, что обуславливает важность его правового регулирования.

Законодательные основы применения военного положения предусмотрены Конституцией Российской Федерации, в ч. 2 ст. 87 которой установлено, что в случае агрессии против Российской Федерации Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 87 Конституции Российской Федерации режим военного положения определяется федеральным конституционным законом, который до настоящего времени не принят. Безусловно, его отсутствие может препятствовать своевременному и правильному применению конституционной нормы о военном положении на практике при необходимости. В этой связи совершенно обоснованным выглядит высказывание Страшуна Б.А. о том, что промедление с принятием федеральных конституционных законов, отрицательно скажется на демократическом развитии нашего государства».

Необходимо отметить, что разработка института военного положения осуществлялась в 40-х - 50-х гг. в научных работах Артамонова Д.Н., Берцинского С.М., Власова В.А. Однако эти исследования касалось оснований введения и содержания военного положения в Союзе ССР и проводились на основе исследования советского военного законодательства периода гражданской и Великой Отечественной войн. С момента опубликования этих работ произошли крупные политические изменения и обновление законодательства, которые необходимо тщательным образом исследовать и осмыслить с учетом современных реалий, основных положений военной доктрины Российской Федерации, Концепции национальной безопасности России и новых подходов к организации обороны страны. Указанные обстоятельства объективно свидетельствуют о повышении роли науки военного права, одной из важнейших задач которого на современном этапе является разработка концептуальных положений об институте военного положения в Российской Федерации.

В последнее время определенное внимание правовым проблемам введения и осуществления режима военного положения в Российской Федерации уделено в научных работах Бабурина С.Н., Барынькина В.М., Кузнецова Н.И., Казанчева Ю.Д., Короткова А.П., Кучмы Ю.Н., Орлова Г.В., Рубана A.M., Селюкова В.А., Старова Б.Ф., Стрекозова В.Г., Соковых Ю.Ю., Шупленкова В.П. и некоторых других ученых. Зарубежный опыт регулирования институтов чрезвычайного и военного положения в разное время анализировался в работах Авдеева Ю.И., Домрина А.Н., Ковачева Д.А., Лафитского В.И., Ледях И.А., Морщаковой Т.Г., Урьяса Ю.П.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ указом Президента РФ в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

В период действия военного положения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане), деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, выполняющие задачи в области обороны (далее - Вооруженные Силы РФ), другие войска, воинские формирования и органы, применяются для отражения или предотвращения агрессии против России в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ в данной области.

Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против РФ признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности России или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против РФ независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны РФ признаются:

) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная оккупация территории России, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;

) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории РФ или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против РФ;

) блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;

) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против РФ;

) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против РФ, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии. Актами агрессии против РФ могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности РФ или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ.

Президент РФ незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации ФС РФ (далее - Совет Федерации) и Государственной Думе ФС РФ (далее - Государственная Дума) (пункт 2 ст. 87 Конституции РФ).

Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

Обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными им настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

На территории, на которой введено военное положение, действуют суды, установленные в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Судопроизводство осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами.

В Конституции РФ указывается, что общие правовые параметры военного положения определяются федеральным конституционным законом. ФЗ «О государственном оборонном заказе». Опыт России, история которой, как отмечалось выше, неразрывно связана с войной, способен дать значительную эмпирическую базу для разработки норм правового регулирования в этой области для закрепления их во всех подзаконных и иных нормативных правовых актах. В данном направлении ведется определенная работа, и сейчас можно четко выделить те цели, для осуществления которых должна вестись работа по правовому закреплению режима военного положения и регламентация его осуществления.

На мой взгляд можно выделить три основных направления для разработки нормативного закрепления института военного положения:

) изменение порядка деятельности государственных органов;

) ограничение прав и свобод граждан;

) возложение на должностных лиц и граждан дополнительных обязанностей и усиление ответственности за их неисполнение.

Мне, представляется целесообразным расположить эти цели в том приоритетном порядке, который закреплен в современном российском праве, а именно, на первое место следует поставить вопрос ограничения прав и свобод граждан. Права и свободы человека и гражданина - отправная точка любого правового регулирования нормального цивилизованного правового государства, а в условиях специальных правовых режимов все вопросы, связанные с ними, являются наиболее острыми и важными. Все изменения, происходящие в государстве в этот период, происходят в итоге во имя человека и гражданина, во имя спасения его жизни, здоровья, во имя личности. Возложение на должностных лиц и граждан дополнительных обязанностей и усиление ответственности за их неисполнение, по нашему мнению, является дополнительной (факультативной) целью, однако важность этого положения заключается в том, что оно выступает гарантом четкого и неукоснительного соблюдения и исполнения всех законных правоограничений человека и гражданина. Ограничение права (свободы) - это осуществляемое в соответствии с предусмотренными законом основаниями и в установленном порядке сужение его объема Гойман В.И. Принципы, пределы, основания ограничений прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. Ограничения во всех случаях должны преследовать следующую цель - найти разумный компромисс между общественной необходимостью и интересами обладателя права. Безусловно, ограничение права возможно до тех пределов, при которых оно не вступает в противоречие с истинным назначением самого права.

Современные правовые государства придерживаются гуманитарных ориентиров в законодательстве и правовой политике. Безусловный приоритет прав и свобод человека закреплен и в Конституции РФ См.: ст. 2 Конституции РФ, в которой права человека объявлены высшей ценностью и отнесены к основам конституционного строя, что обязательно необходимо учитывать при разработке законодательства, детализирующего основополагающие нормы закона о военном положении. Однако в ст. 87 Конституции РФ отсутствует исчерпывающий перечень прав и свобод граждан, которые не могут быть ограничены, в отличие от ч. 1 ст. 56, где четко оговаривается, какие конкретно права человека не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения.

Можно согласиться с точкой зрения, согласно которой режим военного положения предполагает ограничение прав и свобод в большем объеме, чем при режиме чрезвычайного положения, но при этом нельзя упускать контекста ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где говорится, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако в любом случае должен соблюдаться минимум прав и свобод, гарантирующих жизнеобеспечение населения территории.

С введением военного положения появляются новые обязанности, а права сужаются. Например, гражданин обязан являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего назначения в период военного положения.

Важным правоограничением, требующим особого рассмотрения, на мой взгляд, считается вопрос об изъятии имущества для целей обороны у граждан. По общему правилу, гражданин должен представлять в соответствии с законодательством РФ в военное время в условиях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в его собственности. Изъятие имущества у граждан и организаций в целях обороны страны представляет собой наиболее уязвимый и требующий повышенного внимания институт, поэтому его детальная регламентация должна быть четкой, по возможности с употреблением выражений, исключающих двойное толкование. Более того, демократические принципы правового государства, в котором свято охраняется частная собственность, требуют, чтобы такое изъятие проводилось с обязательной выплатой государством стоимости изъятого имущества, что подтвердил и опыт Великой Отечественной войны.

В связи с этим данное положение нашло свое отражение в конкретной норме ФЗ «О государственном оборонном заказе»: «Изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан производится с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества». Граждане предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Эти положения приняты во исполнение принципа соответствия и непротиворечия действующего законодательства. Речь идет о первоначальных правоустановлениях гражданского права, которое называет два подобных вида изъятия: национализацию и реквизицию. И в том и в другом случае стоимость изъятого имущества должна быть возвращена собственнику. Более того, собственник имеет право оспорить в суде оценку, по которой была возмещена стоимость реквизированного имущества, а после прекращения действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, потребовать по суду возврата сохранившегося имущества.

Однако, Положение о военно-транспортной обязанности, устанавливает военно-транспортную обязанность граждан - владельцев автотранспортных средств - передать такое имущество, находящееся у них в собственности, войскам, формированиям и органам, на наш взгляд, безвозмездно. На войска же, формирования и органы возложена обязанность отбора транспортных средств совместно с представителями войск, формирований и органов. При этом в Положении даже не упоминается о какой-либо выплате государством стоимости изъятого имущества. Вместо этого Положение предусматривает, что «финансирование и стимулирование исполнения военно-транспортной обязанности осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Однако ни финансирование, ни стимулирование не являются для государственных органов, отвечающих за принудительное исполнение военно-транспортной обязанности, обязательными выплатами и не содержат в себе значения компенсационных выплат. По нашему мнению, такое Положение является противоречащим действующему законодательству Российской Федерации и требует немедленного вмешательства законодателя для согласования норм.

Согласно Конституции Российской Федерации военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России или угрозы такой агрессии, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Военное положение представляет собой особый правовой режим, предусматривающий ограничения прав граждан, должностных лиц и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения обороны страны и ликвидации агрессии против государства. Этот режим призван создать правовые, организационные, экономические условия, способствующие отражению агрессии или ее предотвращению.

Помимо объявления военного положения в распоряжении государства имеются также такие средства, как объявление состояния войны, мобилизация, гражданская и территориальная оборона. Они взаимосвязаны: одновременно с объявлением состояния войны проводится мобилизация и вводится военное положение, но могут применяться и раздельно.

Режим военного положения должен решить следующие задачи:

гарантировать сохранение общественного порядка, защиту основных прав личности, не подлежащих ограничению даже в военное время;

мобилизовать силы и средства государственных и негосударственных организаций, а также граждан для отражения агрессии;

реорганизовать систему государственной и муниципальной власти, переведя ее работу на принципы строгой централизации с непосредственным подчинением нижестоящих органов вышестоящим, реализации основных жизнеобеспечивающих. функций, военной дисциплины;

установить более высокий уровень, защиты государственной и военной тайны.

Военное положение, обеспечивает особый порядок деятельности органов публичной власти в условиях военного времени; особый режим работы организаций транспорта, энергетики, связи, здравоохранения, торговли и питания; особую организацию деятельности предприятий, производящих продукцию для нужд военного времени; особый порядок деятельности правоохранительных органов, обеспечивающих общественный порядок и безопасность на территории, где введено военное положение.

Меры и временные ограничения, осуществляемые в период действия военного положения могут быть подразделены на:

меры, применяемые в других чрезвычайных ситуациях, в том

числе при введении чрезвычайного положения - усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; эвакуация населения; комендантский час; введение особого порядка въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено военное положение; приостановление деятельности общественных объединений; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, ше-ствий, забастовок; запрещение или ограничение продажи оружия, взрывчатых и ядовитых веществ; отстранение от должности на период военного положения руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных организаций, расположенных на территории действия ВП, при ненадлежащем исполнении ими своих служебных обязанностей и назначение взамен их других лиц. Несмотря на схожесть в названии и существе правоограничений, порядок применения некоторых из перечисленных мер в период ЧП и ВП будет различным;

меры и временные ограничения, применяемые только в период действия военного положения - ограничение свободы выбора места пребывания и жительства; запрет на въезд в Россию иностранных граждан и выезд граждан и других лиц за границу; установление военно-квартирной и военно-транспортной обязанности, привлечение трудоспособного населения к выполнению работ, оборонного характера; изъятие у граждан и организаций необходимого для нужд обороны имущества; военная цензура; запрещение иностранным гражданам передвижения по территории России, а также их интернирование в случае, если имеются данные об их противоправной деятельности.

На территории, где введено военное положение, создаются органы военной администрации. Это могут быть:

временный федеральный государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ;

действующий в сфере обороны федеральный орган исполнительной власти, его территориальные органы, а также органы исполнительной власти в субъектах Федерации могут образовать единый государственный орган - военную администрацию территории, где объявлено военное положение;

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации на период ВП является органом оперативного управления ВС РФ, другими войсками и воинскими формированиями;

в местностях, где ведутся или развертываются военные действия, осуществление отдельных полномочий государственной исполнительной власти, в том числе связанных с обеспечением правопорядка и безопасности, может быть передано территориальным органам военного управления.

Президент Российской Федерации вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени.

Для поддержания режима военного положения Президент привлекает соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД РФ, других войск и воинских формирований. Они обеспечивают особый порядок въезда, выезда и передвижения по территории, охраняют объекты, обеспечивающие жизнедеятельность, участвуют в охране общественного порядка, реализуют такие меры, как комендантский час, военная цензура, пресечение нарушений режима военного положения. Находясь в оперативном подчинении Генеральному штабу, названные части и соединения могут подчиняться и органам, обеспечивающим военное государственное управление, военной администрации территории.

Таким образом, отличие военного положения от чрезвычайного положения следует проводить по основаниям введения особого правового режима, по объему устанавливаемых правоограничений, по глубине изменений в системе органов публичной администрации, по характеру сил и средств, привлекаемых для поддержания режима.

Помимо чрезвычайного и военного положения действующее законодательство и административная практика предусматривают возможность введения иных видов особых правовых режимов связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций криминогенного, природного, экологического и техногенного характера, которые получили условное название «особое положение». Эти режимы могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Так, постановлением Правительства Российской Федерации о режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены особые режимы зоны отчуждения, зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение.

Президент России при возникновении соответствующих обстоятельств вправе ввести на соответствующей территории режимы зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. В случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей Правительство Российской Федерации или органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе ввести на отдельных территориях или в населенных пунктах особые условия хозяйствования и режимы жизнедеятельности населения.

Согласно Федеральному закону «О борьбе с терроризмом» особый правовой режим устанавливается и в зоне проведения контртеррористической операции, предусматривающий такие меры, как ограничение свободы передвижения, ограничение личной неприкосновенности и другие. Поддержание этого режима обеспечивает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

«Особый режим» позволяет комплексно применять специальные средства, направляет их на достижение единой цели, не дает им затеряться в массе обычных административных функций. Режим помогает добиться реального исполнения вводимых запретов и ограничений, контролировать порядок реализации принятых предписаний, создать организационно-правовой механизм, адекватный остроте чрезвычайных ситуаций. Но без надлежащей правовой основы нельзя выработать общеобязательные режимные правила, а значит, обеспечить соответствующее поведение населения и привлечение к ответственности за их нарушение. Объявление особого режима без закрепления оснований, условий и официальной процедуры введения, при отсутствии исчерпывающего перечня возможных чрезвычайных мер, представляется неправомерным ограничением прав и свобод.

Очевидно, необходимо принятие специального закона о режиме чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, который существенно отличается от чрезвычайного положения. Во-первых, это федерально-региональный режим, право устанавливать который должны иметь и органы государственной власти субъектов Федерации, и органы местного самоуправления. Во-вторых, этот режим не предусматривает ограничение конституционных прав личности, социально-политической активности Ограничение свободы передвижения, свободы предпринимательской деятельности и некоторых других прав выступает как неизбежное последствие аварийно-спасательных, восстановительных, предупредительно-организационных, эвакуационных мероприятий. В-третьих, такой режим не предполагает изменение компетенции органов публичной администрации, перераспределение полномочий. В качестве органов, осуществляющих руководство деятельностью по обеспечению режима чрезвычайных ситуаций, выступают глава исполнительной власти субъекта Федерации, главные управления и управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям субъектов Федерации и органов местного самоуправления, региональные центры гражданской обороны по чрезвычайным ситуациям - территориальные органы МЧС РФ. Для поддержания режима ЧС привлекаются органы внутренних дел субъекта Федерации, силы и средства иных федеральных органов исполнительной власти, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными законами.

Граждане обязаны выполнять требования настоящего Федерального конституционного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военного положения.

Граждане, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны:

) выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам;

) являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военные комиссариаты районов, городов без районного деления, иных муниципальных (ад<



2020-03-17 292 Обсуждений (0)
Правовая основа, задачи и цели введения административно-правового режима военного положения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовая основа, задачи и цели введения административно-правового режима военного положения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)