Несовершеннолетние в области трудового права. Трудовая правоспособность
12 Как показывает опыт фактическая способность к труду у несовершеннолетнего проявляется довольно рано — уже на четвертом году жизни ребенка. Однако законодатель считает, что человек должен обладать определенными умственными и физическими способностями для того, чтобы трудиться. Эта способность к труду в законодательстве называется трудовой правосубъектностью. Ст. 173 КЗоТ определяет возраст, с которого наступает правосубъектность человека: «не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет». Но в той же ст. 173 КЗоТ определено, что работодатель может принять на работу школьников, учащихся начальных и средних профессиональных учебных заведений, если они достигли 14 лет, но с тремя условиями: 1) труд должен быть легким, не причиняющим вреда здоровью, 2) труд не должен нарушать процесс обучения, т.е. должен выполняться в свободное от учебы время, 3) должно иметься согласие родителей или лиц, их замещающих.[6]
2.2.2 Имущественные права ребенка 1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом Гражданского Кодекса. 2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. 3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации. При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации). 4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. 5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.[7] Ребенок имеет и имущественные права, к которым относятся: а) право собственности на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, на любое другое имущество, приобретенное на его средства; б) право на доходы, полученные им; в) право на часть собственности в приватизируемой квартире, где проживает ребенок; г) право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Ребенок в возрасте от шести до четырнадцати лет в силу ст. 28 Гражданского кодекса РФ вправе совершать: - мелкобытовые сделки — сделки, потребительская цель которых соответствует возрасту малолетнего ребенка, совершившего такую сделку (покупка мороженого, билета в кино и т. д.); - сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или регистрации (например, получение в дар движимой вещи стоимостью до десяти минимальных размеров оплаты труда); - сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего для определенной цели, для свободного распоряжения. Под средствами в данном случае следует понимать деньги, а не имущество. Ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может совершать сделки как самостоятельно, так и с согласия законных представителей (ст. 26 Гражданского кодекса РФ). Без согласия законных представителей ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может: - вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; - совершать те же сделки, которые могут в соответствии с п. 2 ст. 28 Гражданского кодекса совершать дети в возрасте 6-14 лет; - распоряжаться своим заработком, стипендией и другими доходами; - осуществлять права автора. Во всех остальных случаях ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет при совершении сделок должен получить письменное согласие своих законных представителей; (родителей, усыновителей). 2.2.3 Порядок заключения договора доверительного управления имуществом Доверительное управление имуществом – новый институт российского гражданского права. Его появление было обусловлено развитием рыночных отношений. Раньше существовал только один метод выбора хозяйственного руководителя – административный. В новых условиях хозяйствования этот метод стал подвергаться критике как неэффективный. Это послужило толчком для возникновения идеи создать систему определения хозяйственного руководителя не на административной, а на гражданско-правовой основе, когда руководитель окажется материально заинтересованным в результатах своей деятельности, будет нести ответственность за ненадлежащие результаты. Эту функцию был призван выполнять институт доверительного управления. В правоотношении по доверительному управлению участвуют два субъекта: учредитель управления, доверительный управляющий. В некоторых случаях их может быть три. Это когда выгодоприобретателем является не учредитель управления, а указанное им лицо. Однако сторонами договора доверительного управления являются лишь учредитель управления и доверительный управляющий, а выгодоприобретатель должен рассматриваться в качестве третьего лица, поскольку договор заключается в его пользу.[8] Кто может быт учредителем управления? Согласно ст.1014 Гражданского кодекса учредителем доверительного управления является собственник имущества. Так, учредителем управления может быть гражданин, являющийся собственником имущества. Здесь возникают некоторые вопросы. Например, с какого возраста гражданин-собственник может заключать данный договор? В главе 53 Гражданского кодекса ответа на этот вопрос нет. Значит, надо обратиться к общим нормам о дееспособности граждан. Согласно ч.1 ст.21 Гражданского кодекса полной гражданской дееспособностью, а следовательно и сделкоспособностью, обладают совершеннолетние граждане, т.е. достигшие 18 лет. Кроме того, полную дееспособность приобретают несовершеннолетние, достигшие 16 лет, которые вступили в брак при снижении им брачного возраста в установленном порядке (ч.2 ст.21 Гражданского кодекса). Полной гражданской дееспособностью обладают подростки с 16 лет, которые признаны эмансипированными (ст.27 Гражданского кодекса). Перечисленные граждане могут самостоятельно заключать договор доверительного управления имуществом. Согласно ст.28 Гражданского кодекса РФ и ст.60 СК РФ за малолетних детей до 14 лет сделки совершают родители или заменяющие их лица. Следует отметить, что в ст.37 Гражданского кодекса устанавливается правило, согласно которому опекуны не вправе совершать, а попечители давать согласие на совершение сделок с имуществом подопечных, влекущих уменьшение этого имущество, без предварительного согласия органов опеки и попечительства. Договор доверительного управления не влечет уменьшение имущества, а наоборот направлен на получение выгоды от использования имущества. Поэтому, при заключении договора доверительного управления имуществом малолетнего, согласия органов опеки и попечительства не требуется. Подростки-несовершеннолетние от 14 до 18 лет, могут самостоятельно заключать сделки, перечисленные в п.2 ст.26 Гражданского кодекса, остальные сделки они могут заключать с письменного согласия своих родителей. Значит, чтобы несовершеннолетний мог заключить договор доверительного управления ему надо получить письменное согласие своих родителей. Некоторые проблемы возникают в случаях, когда заключается договор доверительного управления в отношении имущества несовершеннолетнего, состоящего под опекой (попечительством). Проблема здесь в противоречии статьи 38 Гражданского кодекса статьям 26, 209 Гражданского кодекса. В статье 38 Гражданского кодекса обязанность заключить договор доверительного управления имуществом подопечных возлагается на органы опеки и попечительства. Таким образом, нарушается правило, согласно которому собственник самостоятельно осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом (ст.209 Гражданского кодекса). Получается, что подросток-собственник, находящийся под попечительством или в государственном детском учреждении отстраняется от правомочий собственника. Чтобы права подростка не нарушались, ст.38 Гражданского кодекса надо сформулировать следующим образом: «Если над подростком, оставшимся без попечения родителей, установлено попечительство, то он заключает договор доверительного управления самостоятельно с письменного согласия попечителя. Если над подростком не установлено попечительство, то обязанность по заключению договора доверительного управления возлагается на органы опеки и попечительства»[9]. 2.3. Порядок участия несовершеннолетних в трудовых правоотношениях 2.3.1 Статус безработного Мы живем в государстве, несем перед ним определенные обязанностями, со своей стороны государство несет обязанности перед нами, перед своими гражданами. В частности, государство обязано: - оказывать бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве через федеральную службу занятости; - бесплатно обучать новой профессии, повышать квалификацию в системе службы занятости или по ее направлению в других учебных заведениях; - защищать граждан от незаконного увольнения. С этими обязанностями государства тесно связано понятие безработного. Ст. 3 Закона о занятости: «безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не имеют работы и заработка, зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы». Помощь государства безработному заключается в: - поиске гражданину подходящей работы; - возможности направить гражданина на обучение новой профессии либо на повышение квалификации с выплатой ему стипендии; - выплате гражданину пособия по безработице. При обращении в службу занятости гражданину предоставляется информация о рынке труда о всех подходящих ему вакансиях. Обязанность службы занятости состоит в нахождении безработному двух вариантов работ, которые соответствовали бы его специальности, квалификации, здоровью, предыдущей занимаемой должности. По желанию безработного, а также, если специальность безработного или его низкая квалификация долгое время не востребуется, он может быть направлен на обучение, переобучение, повышение квалификации. Обучение проводится бесплатно с выплатой стипендии. После регистрации гражданина в качестве безработного ему выплачивается пособие по безработице, т.е. денежная сумма, предоставляемая не реже двух раз в месяц в определенном размере. Если гражданин ранее работал, пособие составляет определенный процент от его заработка, если нет, либо работал давно — пособие устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
2.3.2 Рабочее время установленное для несовершеннолетних Во первых, законодатель ограничил продолжительность рабочего времени для несовершеннолетнего: - для лиц в возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихся от 14 до 15 лет в период каникул, рабочее время сокращается до 24 часов в неделю; - для лиц от 16 до 18 лет — до 36 часов в неделю; - если несовершеннолетний учится и работает в течение учебного года в свободное от учебы время, то продолжительность рабочего времени сокращается в два раза. Несовершеннолетние к сверхурочным работам привлекаться не могут. Также ст. 177 КЗоТ запрещено привлекать несовершеннолетних к работам в выходные дни и в ночное время. Несовершеннолетние обычно пользуются ежегодными и специальными отпусками. Ст. 178 КЗоТ установлено, что ежегодный оплачиваемый отпуск для несовершеннолетнего должен быть не менее 31 календарного дня. При этом, если взрослый может воспользоваться своим ежегодным оплачиваемым отпуском только через 11 месяцев после принятия его на работу, то несовершеннолетний может уйти в отпуск в любое удобное для него время. Помимо того учащимся общеобразовательных школ предоставляются специальные отпуска на время сдачи переводных или выпускных экзаменов с сохранением средней заработной платы. При поступлении работников в ВУЗ или среднее специальное учебное заведение им также предоставляется отпуск на время поступления, но уже не оплачиваемый.
2.3.3 Норма выработки и оплаты труда Норма выработки, т.е. объем работ, который необходимо выполнить несовершеннолетнему, сокращается пропорционально сокращению рабочего времени, но зарплата при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как и взрослым работникам при полной продолжительности ежедневной работы. Ст. 175 КЗоТ говорит: «запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами)». Работники в возрасте до 18 лет полежат ежегодному медосмотру за счет работодателя. Увольнение несовершеннолетних по инициативе работодателя допускается только с согласия государственной инспекции труда и районной комиссии по делам несовершеннолетних. При этом увольнение по сокращению штата или в связи с несоответствием несовершеннолетнего выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации производится лишь в исключительных случаях с обязательным последующим трудоустройством.
Глава 3 Защита прав несовершеннолетних 3.1. Способы защиты прав несовершеннолетних В результате исследования был использован основной документ защиты прав несовершеннолетних в нашей стране. Это федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года. Он состоит из 5 глав и 25 статей: - Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5); - Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст. 6‑15); - Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-22); - Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23); - Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25). Кроме того, при исследовании рассматривались нормативно-правовые статьи Гражданского кодекса РФ и Семейного кодекса РФ, где закреплены права ребенка. При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст.42 Гражданского кодекса РФ и ст.78 Семейного кодекса РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен отдел по охране прав детей, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение отдела по охране прав детей, исходя из п.1 ст.34 Гражданского кодекса РФ и п.2 ст. 121 Семейного кодекса РФ, должно быт подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей. В соответствии со ст.41 Гражданского кодекса РФ, п.4 ст.73, п.2 ст.70, п.2 ст.72 Семейного кодекса РФ в рассмотрении дел об ограничении либо лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах участвует прокурор. Решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти ; при условии, что это не противоречит его интересам (п.3 ст.65, ст.57 Семейного кодекса РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей. В силу закона родители имеют преимущественное перед другими лицами право на воспитание своих детей (п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ) и могут требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда (ч.1 п.1 ст.68 Семейного кодекса РФ). Вместе с тем суд вправе с учетом мнения ребенка отказать родителю в иске, если придет к выводу, что передача ребенка родителю противоречит интересам несовершеннолетнего (ч.2 п.1 ст.68 Семейного кодекса РФ). Мнение ребенка учитывается судом в соответствии с требованиями ст.57 Семейного кодекса РФ. При рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства с тем, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребенка и был выбран наиболее приемлемый способ устройства дальнейшей его судьбы (п.2 ст.68 СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РФ). При рассмотрении исков родителей о передаче им детей лицами, у которых они находятся на основании закона или решения суда (опекунов, попечителей, приемных родителей, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений), необходимо выяснять, изменились ли ко времени рассмотрения спора обстоятельства, послужившие основанием передачи ребенка указанным лицам и учреждениям, и отвечает ли интересам детей их возвращение родителям. В соответствии с п.2 ст.66 Семейного кодекса РФ родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, возникший спор разрешается судом по требованию родителей или одного из них с участием органа опеки и попечительства. Исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем, суду с учетом обстоятельств каждого конкретного дела следует определить порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и т.п.), изложив его в резолютивной части решения. При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие. В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд, исходя из п.1 ст.65 Семейного кодекса РФ, не допускающего осуществление родительских прав в ущерб физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения. Аналогично должно разрешаться и требование об устранении препятствий родителям, не лишенным родительских прав, в воспитании детей, находящихся у других лиц на основании закона или решения. Определив порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, суд предупреждает другого родителя о возможных последствиях невыполнения решения суда (п.3 ст.66 Семейного кодекса РФ). В качестве злостного невыполнения решения суда, которое может явиться основанием для удовлетворения требования родителя, проживающего отдельно от ребенка, о передаче ему несовершеннолетнего, может расцениваться невыполнение ответчиком решения суда или создание им препятствий для его исполнения, несмотря на применение к виновному родителю предусмотренных законом мер. Круг лиц, по заявлениям которых судами рассматриваются дела о лишении родительских прав, определен в п.1 ст.70 Семейного кодекса РФ. К ним относятся: один из родителей, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком; лица, заменяющие родителей: усыновители, опекуны, попечители, приемные родители; прокурор; орган или учреждение, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и другие). Пример из практики: Семья Г., бывшего военнослужащего, не смогла приспособиться к новым социальным условиям, и родители превратились в алкоголиков. Их сын-первоклассник попал в приют. Специалисты приюта проводили работу с семьей Г. по программе, состоящей из блоков психологической, медицинской и социальной реабилитации. Им удалось вернуть родителям веру в себя и в свои силы. После прохождения лечения в наркологическом отделении отец и мать наладили внутрисемейные отношения, и сын смог вернуться в семью. Работа с семьей Г. на этом не прекратилась: психолог приюта продолжает консультации, направленные на восстановление и укрепление семейных отношений, семья поставлена на контрольный патронаж с целью наблюдения динамики ее реабилитации. При подготовке к судебному разбирательству дела о лишении родительских прав одного из родителей судье в целях защиты прав несовершеннолетнего и обеспечения надлежащих условий его дальнейшего воспитания, а также охраны прав родителя, не проживающего вместе с ребенком, необходимо в каждом случае извещать этого родителя о времени и месте судебного разбирательства и разъяснять, что он вправе заявить требование о передаче ему ребенка на воспитание. Родители могут быть лишены судом родительских прав по основаниям, предусмотренным в ст.69 Семейного кодекса РФ, только в случае их виновного поведения. Пример из практики: Лена Н. попала в приют, потому что ее проживание в семье стало опасным. Ее мать вела аморальный образ жизни — нигде не работала, злоупотребляла алкоголем, не занималась воспитанием дочери. После лишения матери родительских прав работа с семьей не прекратилась, так как девочка не хотела терять с матерью связь. Это неожиданно принесло плоды — мать поняла, что решение суда можно изменить и вернуть дочь домой. Поддержка со стороны специалистов приюта и воля дочери в, казалось бы, безвыходном положении дали свой результат. В настоящее время мать работает, бросила пить, привела в порядок квартиру. Руководство приюта и органы опеки и попечительства намерены ходатайствовать о восстановлении ее в родительских правах. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду. Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей). Хронический алкоголизм или заболевание родителей наркоманией должны быть подтверждены соответствующим медицинским заключением. Лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено независимо от признания ответчика ограниченно дееспособным. Судам следует учитывать, что лишение родительских прав является крайней мерой. В исключительных случаях при доказанности виновного поведения родителя суд с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств вправе отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав и предупредить ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением им родительских обязанностей. Отказывая в иске о лишении родительских прав, суд при наличии указанных выше обстоятельств вправе в соответствии со ст.73 Семейного кодекса РФ также разрешить вопрос об отобрании ребенка у родителей и передаче его органам опеки и попечительства, если этого требуют интересы ребенка. Вынесение решения о лишении родительских прав влечет за собой утра К ним, в частности, относятся следующие права: на воспитание детей (ст.ст.61, 62, 63, 66 Семейного кодекса РФ), на защиту их интересов (ст.64 Семейного кодекса РФ), на истребование детей от других лиц (ст.68 Семейного кодекса РФ), на согласие либо отказ в даче согласия передать ребенка на усыновление (ст. 129 Семейного кодекса РФ), на дачу согласия на совершение детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сделок (п.1 ст.26 Гражданского кодекса РФ), за исключением сделок, названных в п.2 ст.26 Гражданского кодекса РФ, на ходатайство об ограничении или лишении ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (п.4 ст.26 Гражданского кодекса РФ), на дачу согласия на эмансипацию несовершеннолетнего (п.1 ст.27 Гражданского кодекса РФ), на получение содержания от совершеннолетних детей (ст.87 Семейного кодекса РФ), на пенсионное обеспечение после смерти детей, на наследование по закону (ч.2 ст.531 Гражданского кодекса РФ). [3.10 , С.146] Существуют формы и технологии социального патронажа кровной семьи ребенка. Патронаж — это система сопровождения ребенка, нуждающегося в государственной помощи и поддержке. Патронаж может проводиться специалистами учреждений социальной защиты населения, здравоохранения и образования, сотрудниками органов опеки и попечительства. Патронаж кровной семьи ребенка, относящейся к группе риска и нуждающейся в государственной защите, осуществляется по следующей модели. На первом этапе определяется, относится ли ребенок к категории нуждающихся в государственной защите или нет. Правом определения наделяется глава органа опеки и попечительства путем издания соответствующего постановления об этом. Информация в органы опеки и попечительства о необходимости патронажа той или иной семьи поступает от детских учреждений, в которых числится ребенок (дошкольных образовательных, общеобразовательных школ, учреждений начального, профессионального образования и др.). На втором этапе семья, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите, ставится на учет в органах социальной защиты населения. На третьем этапе осуществляется сбор необходимой информации для планирования мер по обеспечению законных прав и интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите. Официальные сведения, собранные для постановки семьи на патронатный учет, носят общий характер и недостаточно освещают обстановку конкретной семьи. Специалисты социально-реабилитационного учреждения должны собрать более полные данные. Для этого можно предложить следующую схему. 1. Получение объективных данных о семье (из официальных источников, посещения семьи и бесед с ее членами): - демографическая характеристика семьи (стадия развития на данный момент); - проблемы, которые больше всего беспокоят членов семьи; - стратегии поведения, применяемые членами семьи в кризисной обстановке; - уровень готовности членов семьи сотрудничать со специалистами, которые будут осуществлять патронаж; - ожидания членов семьи от помощи со стороны государственных служб. 2. Опрос лиц, осведомленных о положении дел в семье (классных Организуется в виде формализованной беседы или заполнения - насколько серьезны разногласия существующие в данной - как часто возникают ссоры в этой семье; - каковы главные обстоятельства, особенности поведения супругов, которые влияют на возникновение конфликтов между ними; - кто чаще всего является инициатором конфликта; - как отражается поведение родителей на детях. На четвертом этапе после сбора данных на социально- медико-психолого-педагогическом консилиуме организации, осуществляющей патронаж, разрабатывается план конкретных действий, направленных на помощь семье и ребенку. На пятом этапе происходит организация непосредственного патронажа семьи, в ходе которого семье может предоставляться следующий спектр услуг: - помощь в решении медико-социальных проблем членов семьи (побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации; оздоровление детей); - содействие родителям в восстановлении их социального - правовая поддержка (предоставление информации о правах - содействие в создании более благоприятных условий для жизни и развития детей; - психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении). С целью отслеживания и корректирования работы по социальному патронажу конкретной семьи необходимо постоянно вести документацию: «будучи системным, документирование позволяет анализировать состояние самого клиента и его проблемы, а также работу с ним, процесс его обслуживания». Распространенный источник конфликтов между родителями и детьми — педагогическая несостоятельность родителей, которая выражается в их беспомощности как воспитателей. В современных условиях отсутствует взаимодействие семьи со школой, ушли в прошлое психолого-педагогическое просвещение родителей и индивидуальная работа с ними. Неправомерный подход родителей к воспитанию приводит к серьезным осложнениям в их взаимоотношениях с детьми, порой оборачивается жестокостью по отношению к детям и в конечном счете ведет к детско-родительскому конфликту. В ходе работы с педагогически несостоявшимися семьями специалисты предлагают родителям посещать «Школу родителей», где им оказывают помощь квалифицированные специалисты — семейный психолог и социальный педагог. Они стараются найти выход из кризиса, используя ресурсы родителей через неформальную социально-психологическую поддержку. Работа «Школы родителей» ведется по специальной программе, одним из направлений которой является работа по коррекции семейных отношений [3.7 , С.58-67]. 3.2 Защита сирот Оказание помощи детям, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. Очень остро стоит вопрос о сильнейшей правовой незащищенности подростков, возможности самых разнообразных злоупотреблений (инъекции психотропных препаратов в качестве наказания, сексуальная эксплуатация, неконтролируемости расходования выделяемых на содержание ребенка бюджетных средств, махинации с сиротскими льготами на жилплощадь и т.п.). Все большую актуальность приобретают идеи создания учреждений социальной защиты с нормальным психологическим климатом в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности, гарантию свободного и творческого развития. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда относятся так же дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют никакой заботы о своих детях Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Социальн
12
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |