Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прокурор в гражданском процессе



2020-03-17 242 Обсуждений (0)
Прокурор в гражданском процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для определения форм участия прокурора в гражданском процессе обратимся к основным источникам данного вопроса. Возможные случаи участия прокурора в рассмотрении дел судами обозначены в статье 35 ФЗ "О прокуратуре РФ", пункт 1 данной статьи имеет отсылочный характер и гласит: "прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами". В то же время, пункт 5 четко определяет, что: "Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". Формы участия зафиксированы в пункте 3 данной статьи, который гласит: "прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства". Полномочия прокурора по пункту 4 статьи 35 так же подлежат определению процессуальным законодательством РФ.

Теперь обратимся к основному процессуальному источнику, статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в пунктах 1 и 3 устанавливает основные формы участия прокурора в гражданском процессе. Пункт 1 гласит: "Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд". К сожалению, законодатель не объясняет, что подразумевается под "уважительными причинами". Требуется ли гражданину доказывать прокурору свою финансовую несостоятельность, малограмотность и т. д., каковы критерии этой "уважительности", чтобы он предъявил иск? И вторая форма участи прокурора в процессе предусмотрена пунктом 3 данной статьи: "Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий"

Итак, основными формами участия прокурора в процессе в соответствии с ГПК РФ и Законом о Прокуратуре РФ является возбуждение производства, либо вступление в процесс в случаях, предусмотренных законом.

Возбуждение гражданского иска прокурором

а) Возбуждение гражданского иска прокурором в суде первой инстанции.

В случае возбуждения дела в суде первой инстанции прокурор в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, и в особом производстве подает исковое заявление на общих основаниях, пользуясь при этом всеми правами гражданского истца и неся его обязанности, за исключением оплаты госпошлины по делу и судебных расходов вообще.

От прокурора не требуется специальных полномочий для возбуждения дела в интересах других лиц. В соответствии со ст. 27 Закона о Прокуратуре РФ прокурор обязан предъявить иск и поддерживать его в суде в случае нарушения прав человека или гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья (например, недееспособный, инвалид), возрасту (пожилой, несовершеннолетний) или иным причинам (например, неимущий, многодетный, одинокий родитель и др.) не может лично отстаивать свои права и свободы, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан (безработные, беженцы и др.), либо в силу каких-либо обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, предъявление исков в защиту интересов других лиц в порядке надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является должностной обязанностью прокурора. В процессе, возбужденном по его иску, участие прокурора обязательно. Процессуальный закон требует, чтобы лицо, в интересах которого начато дело по заявлению прокурора, извещалось о начавшемся в его интересах процессе и участвовало в нем в качестве истца (ч. 2 ст. 38 ГПК РФ):

Прокурор не связан в процессе ни своей позицией при предъявлении иска, ни интересами лица, права и свободы которого нарушены. Руководствуясь только законом и приходя к выводу, что требования, предъявленные им, незаконны или необоснованны, он не только вправе, но и обязан как блюститель законности отказаться от иска полностью или в необоснованной его части. Однако такой отказ не лишает заинтересованное лицо права на рассмотрении дела по существу, дело может быть прекращено только с его согласия.

Более сложной является ситуация, когда прокурор предъявляет иск в защиту прав и свобод определенного лица, а оно отказывается вступить в процесс в качестве истца либо настаивает на прекращении дела, хотя прокурор с этим не согласен. В некоторых случаях процесс в этой ситуации должен быть продолжен, а лицо, в интересах которого иск был первоначально предъявлен прокурором, может быть привлечено в процесс в качестве соответчика (например, по иску о признании брака недействительным или о признании сделки недействительной – ст. 28 СК РФ, ст. 168, 169 ГК РФ).

На прокурора, предъявившего иск, возложено бремя утверждения и бремя доказывания (ст. 56 ГПК РФ), поэтому перед предъявлением исков в порядке общенадзорной проверки прокурор должен собрать необходимый доказательственный материал, проанализировать факты дела, устанавливаемые этими доказательствами, дав им правильную правовую оценку.

Прокурор обязан доказать свои требования и возражения доводам ответчика. Возбуждая дело, прокурор дает объяснения по делу и участвует в прениях первым. Заинтересованное лицо – истец по делу – выступает в них после прокурора. Стороны вправе задавать прокурору, предъявившему иск, вопросы в виде дачи им объяснений по делу. Вместе с тем к прокурору не может быть предъявлен встречный иск, он предъявляется к истцу по делу. На прокурора, возбудившего дело, не будет распространяться законная сила судебного решения.

Форма и содержание иска, заявления прокурора в суд должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ, к заявлению прилагаются документы, перечисленные в ст. 132 ГПК РФ.

б) Обжалование прокурором решений по гражданским делам в судах второй инстанции (апелляционной и кассационной).

Участвующие в делах прокуроры должны своевременно реагировать на допущенные судом ошибки, приносить апелляционные представления на незаконные решения мировых судей и кассационные представления на решения всех судов Российской Федерации, принятые по первой инстанции, конечно же, при наличии оснований, предусмотренных статьями 362-364 ГПК РФ. К ним относятся:

- Неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств

- Недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, установленных судом первой инстанции

- Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела

- Существенные нарушения или неправильное применение норм материального или процессуального права допущенные судом (прокурор обязательно должен указать, в чем заключается допущенное судом существенное нарушение).

В то же время должно учитываться, что правильное по существу решение суда первой инстанции, не отменяется на основании формальных соображений (ст. 362 ГПК РФ).

Правом на подачу указанных представлений в выше стоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле с точки зрения положений статей 34, 35, 45 ГПК РФ, не зависимо от того, присутствовал он на заседании суда первой инстанции.

На решение суда, за исключением решений мировых судей, не вступившее в законную силу приносится кассационное представление. Решения мировых судей, в свою очередь, могут быть обжалованы прокурором в апелляционном порядке (п. 2 ст. 320 ГПК РФ). Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. ст. 371 и 372 ГПК РФ на определения суда первой инстанции, за исключением определений мировых судей, в течение 10 дней со дня их вынесения прокурором может быть принесено представление в суд кассационной инстанции. При пропуске срока подачи представления по уважительной причине прокурор может обратиться в суд, вынесший решение, определение по делу, с ходатайством о восстановлении срока, указав причину пропуска (ст. 112 ГПК РФ).

Содержание кассационного представления должно соответствовать требованиям ст. 339 ГПК РФ. По ст. 340 ГПК РФ "кассационные жалобы, представление и приложенные к ним письменные доказательства подаются в суд с копиями, число которых должно соответствовать числу лиц, участвующих в деле". Содержание апелляционного представления должно соответствовать требованиям ст. 322 ГПК РФ.

Из смысла ст. 359 ГПК РФ следует, что в случае, если в суде кассационной инстанции проводятся судебные прения, первым выступает прокурор, принесший кассационное представление. Если прокурор участвует в суде кассационной инстанции по кассационной жалобе других лиц, а сам он кассационное представление не приносил, первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор не вправе принимать активное участие в гражданском судопроизводстве, кроме тех случаев, когда он сам обратился с иском в суд первой инстанции. Это положение не отвечает роли, отведенной прокурору, который участвует в гражданском процессе в целях защиты не только государственных и общественных интересов, но и прав и охраняемых законом интересов граждан.

Никак нельзя согласиться с таким ограничением прав прокурора в новом ГПК РФ. Деятельность прокурора направлена, прежде всего, на предупреждение вынесения незаконного решения, определения, постановления.

Прокурор не должен ограничиваться пассивной ролью и ждать, когда в прокуратуру обратятся граждане, организации с жалобой на судебные решения и определения. Он обязан по собственной инициативе знакомить в суде с решениями по делам, в рассмотрении которых он не принимал участия, и следить за сигналами о незаконности тех или иных судебных постановлений.

в) Участие прокурора в судопроизводстве надзорной инстанции.

Производство в суде надзорной инстанции регулируется гл. 41 ГПК РФ. С ведением в действие нового ГПК РФ принесение кассационных протестов и протестов в порядке надзора прокурорами не допускается, в соответствии с ч. 3 ст. 376 ГПК РФ право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 Кодекса.

В ст. 378 ГПК РФ указаны требования, предъявляемые к надзорному представлению прокурора и к надзорной жалобе. Эти требования идентичны. Таким образом, надзорное представление по своей правовой сути ничем не отличается от надзорной жалобы лица, участвующего в деле. Надзорное представление прокурора должно быть подписано прокурором, указанным в ч. 4 ст. 377 настоящего Кодекса. К надзорному представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

При направлении в вышестоящие прокуратуры представлений нижестоящими прокурорами о принесении надзорных представлений необходимо прилагать соответствующее количество экземпляров копий указанных процессуальных документов, заверенных соответствующим судом.

Статья 380 ГПК РФ предусматривает возвращение представления прокурора без рассмотрения по существу в случаях, если:

- жалоба или представление не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 378 настоящего Кодекса;

- жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

- пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора;

- до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;

- жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 настоящего Кодекса.

В Кодексе не указано, каким процессуальным документом оформляется возвращение представления прокурора без рассмотрения по существу и вправе ли лица, участвующие в деле, обжаловать этот акт, если вправе, то в каком порядке и куда. Очевидно, что в данном случае следует применять нормы, регулирующие сходные правоотношения (аналогию закона) - положения гл. 19 ГПК РФ.

В этом случае возвращение представления прокурора без рассмотрения по существу должно быть оформлено в виде определения, которое может быть обжаловано председателю соответствующего суда, Верховного Суда Российской Федерации либо их заместителям.

Часть 3 ст. 386 ГПК РФ устанавливает, что в судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В соответствии с ч. 2 ст. 376 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу. Начало течения срока на подачу надзорного представления для решений судов первой инстанции определяется по правилам ст. 209 и 237 ГПК РФ, а для постановлений судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций - со дня их вынесения (ст. ст. 329, 335, 367, 375, 391 ГПК РФ).

У прокуроров субъектов Российской Федерации, их заместителей и приравненных к ним прокуроров военных и других специализированных прокуратур, Генерального прокурора РФ и его заместителей отсутствует право истребования дела из суда. В связи с чем, участвующим в деле прокурорам необходимо принимать меры к формированию наблюдательных производств, в которых помимо подробных заключений должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов.

К ним можно отнести: исковое заявление, отзыв, копии правоустанавливающих документов, копии либо заверенные выписки протокола судебного заседания, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, представления прокурора и отзывы на них и т.д. Именно эти материалы могут являться в дальнейшем основанием для принятия решения соответствующим прокурором о направлении представления в порядке надзора в соответствующую судебную инстанцию.

Вступление прокурора в уже начавшийся процесс

Еще одной формой реализации прокурорами своих полномочий является вступление в процесс для дачи заключения. ГПК РФ предоставляет прокурору право участвовать в процессе для дачи заключения лишь в тех случаях, которые предусмотрены федеральным законом и Кодексом. Обязательное участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции:

- О лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 Семейного Кодекса РФ)

- Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

- При рассмотрении заявления о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме либо избирательных прав или права на участие в референдуме заявителя

- При рассмотрении заявления об усыновлении.

- При рассмотрении заявления об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

- При рассмотрение заявления об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным.

- Рассмотрение заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством.

- Об обжаловании действий медработников, иных специалистов, работников соцобеспечения и образования, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи.

- О выселении граждан без предоставления жилого помещения.

- Об освобождении имущества от ареста.

- По которым суд признал участие прокурора необходимым.

- Участие, в которых прокурора требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан.

- Рассматриваемых по первой инстанции Верховным судом.

- Обязательно также участие прокурора при рассмотрении Верховным Судом РФ гражданских дел по первой инстанции. Необходимость участия в рассмотрении судом иных гражданских дел прокурор должен определять, исходя из задач охраны прав и законных интересов граждан, общества и государства; общественной значимости конкретного спора, его сложности; состояния законности.

Вступая в уже начавшийся процесс, прокурор занимает активную позицию в деятельности по рассмотрению спора: он опрашивает истца и ответчика, иных лиц, участвующих в деле; участвует в допросе свидетелей, экспертов, исследует вещественные и письменные доказательства, представленные сторонами. По всем вопросам, возникающим в ходе судопроизводства, прокурор дает заключение о том, как они должны быть разрешены с точки зрения Закона.

Если прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делу в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, председательствующий после исследования всех доказательств предоставляет ему слово наряду с представителем государственного органа или органа местного самоуправления, дающим заключение по делу в соответствии со ст. 47 настоящего Кодекса.

Прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Так, если в ходе единоличного рассмотрения судьей дела выясняется, что оно подлежит рассмотрению коллегиально, прокурор заявляет ходатайства о передаче дела на рассмотрение суда в полном составе судей.

Прокурор должен активно участвовать в исследовании доказательств, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, руководствуясь принципами законности, состязательности и равноправия сторон. Заключение по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, представляют собой выражение мнения прокурора. Например, откладывать или не откладывать рассмотрение дела. Другие лица не имеют давать заключения. Заключение по существу дела в целом, прокурор дает после завершения судебных состязаний, оно является заключительным по делу, т.к. после заключения прокурора судьи удаляются в совещательную комнату. В этом заключении прокурор должен дать анализ собранных доказательств и дает свою позицию, как, по его мнению, должно быть разрешено данное гражданское дело. Прокурор обосновывает фактически и юридически свое заключение. По своему содержанию заключение может быть двух видов:

- при полном выяснении обстоятельств по делу прокурор дает заключение об удовлетворении исковых требований или об отказе в иске;

- при неполном выяснении обстоятельств по делу прокурор не может давать заключение об удовлетворении иска или его отклонении, в этом случае в соответствии со ст.188, прокурор должен давать заключение, и в заключении приводит доводы о том, почему завершить дело на данном этапе невозможно и какие обстоятельства должны быть исследованы.

- Лица, участвующие в деле, вправе задавать вопросы прокурору (ст. 35 ГПК РФ). Прокурор участвует в судебных прениях первым (п. 3 ст. 190 ГПК РФ).

Прокурор не должен стеснять суд своей властью, но, будучи стражем общественного интереса, выраженного в законе, давая анализ существа конкретного дела, всего выясненного в ходе судебного разбирательства и сказанного в судебных прениях, он должен в своем слове суду "усмотреть в этом частном споре интересы, относящиеся к общественному благу, и авторитетно высказаться в его пользу, помогая суду в своем решении так урегулировать спорные частные интересы, чтобы общественное благо, интересы всего общества, выраженные в законе, не пострадали". Таким образом, прежде всего и более всего прокурор в гражданском процессе выступает представителем публичного интереса, интереса законности. Он может усматриваться и в защите прав государственных органов или государства в целом, и в защите свобод отдельных граждан или группы, когда дело приобретает особое общественное значение.


Участие в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц

 

В соответствии со статьями 46 и 47 ГПК РФ участниками гражданского процесса могут стать государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, граждане, защищающие права, свободы и законные интересы других лиц.

Государственные органы могут стать участниками гражданского процесса для выполнения возложенных на них законодательством задач. Например, Правительство РФ может обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании недействующим закона субъекта Российской Федерации, противоречащего законодательству федерального уровня. В этом случае федеральный орган государственной власти не только выполняет возложенные на него функции, но и защищает права неопределенного круга лиц, на которых распространяет свое действие обжалуемый в судебном порядке нормативный правовой акт.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации аналогичным образом может обратиться в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления, вступающего в противоречие с региональным законодательством. В подобной ситуации орган региональной государственной власти выполняет не только возложенные на него функции, но и защищает права лиц, на которых распространяется нормативный правовой акт органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления также может быть субъектом гражданских процессуальных отношений, возникающих в связи с обжалованием нормативных правовых актов. Такое обжалование также будет означать не только выполнение органом местного самоуправления возложенных на него функций, но и защиту им неопределенного круга лиц, на которых распространяется обжалуемый им в судебном порядке нормативный правовой акт.

Общественные организации на основании федеральных законов для выполнения уставных задач, определенных в соответствии с федеральными законами, также могут вступать в защиту других лиц, в том числе путем обжалования в судебном порядке нормативных правовых актов. В этом случае общественная организация не только реализует уставные задачи, определенные в федеральных законах, но и защищает в гражданском процессе других лиц, на которых распространяет свое действие обжалуемый общественной организацией нормативный правовой акт.

В отдельных случаях граждане могут выступить в защиту неопределенного круга лиц, например несовершеннолетних. В частности, путем обжалования нормативных правовых актов, умаляющих права несовершеннолетних, гарантированные в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Выступая в защиту других лиц, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, граждане не имеют собственного материального интереса при ведении дела, они не являются субъектом материальных отношений, из которых возникает обращение в суд общей юрисдикции. Однако при этом они выполняют возложенные на них федеральным законодательством функции.

В защиту неопределенного круга лиц государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, отдельные граждане могут выступить на основании федерального закона по собственной инициативе. В этом случае они обладают всеми правами истца, заявителя за исключением права на заключение мирового соглашения и отказа от заявления по делам о признании недействующими нормативных правовых актов.

В защиту других лиц они могут выступить, исходя из принципа диспозитивности, при наличии их волеизъявления. В этом случае перечисленные органы, организации и граждане обладают только общими правами участника гражданского процесса, специальные права могут быть им переданы лицом, которое инициировало их участие в гражданском процессе.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления а также общественные организации могут быть привлечены в гражданский процесс судом для выполнения возложенных на них федеральным законом задач, а также уставных целей, определенных на основании федеральных законов.

Таким образом, защита других лиц органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, а также отдельными гражданами характеризуется следующими обстоятельствами:

- Отсутствием собственного материального интереса при ведении гражданского процесса;

- Выполнением требований федеральных законов, уставных положений, определенных в соответствии с федеральным законом;

- Проявлением инициативы на вступление в гражданский процесс в рамках, установленных федеральным законом, а также вступлением в гражданский процесс по инициативе его участников и (или) суда.

В п.1 ст. 46 ГПК РФ сказано о том, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в указанных случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Следовательно, в качестве оснований для участия перечисленных органов, организаций и граждан в гражданском процессе указаны случаи, определенные законом, либо инициатива лица, в интересах которого возбуждается гражданское дело в суде.

По собственной инициативе государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, отдельные граждане могут выступить не просто в защиту неопределенного круга лиц, но и защиту недееспособных граждан и несовершеннолетних граждан. В этом случае основанием их участия в гражданском процессе будет прямое указание в федеральном законе, поскольку гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Таким образом, основанием возбуждения гражданского дела в суде указанными органами и лицами являются случаи, определенные федеральным законом, в частности регламентирующим деятельность общественной организации и позволяющим указать в качестве направлений её деятельности защиту неопределенного круга лиц. Следовательно, прямое указание в федеральном законе может стать основанием для возбуждения гражданского дела в интересах других лиц указанными органами, организациями. В этом случае они по собственной инициативе могут возбуждать гражданские дела в защиту неопределенного круга лиц. Как уже сказано, в этом случае они начинают гражданский процесс в силу прямого указания в федеральном законе.

В интересах конкретного лица указанные органы могут возбудить гражданское дело только при наличии его волеизъявления. Исключение из этого правила составляют случаи возбуждения гражданского дела в интересах несовершеннолетних или недееспособных граждан. В подобной ситуации указанные органы и организации выполняют возложенные на них в соответствии с законодательством функции. Но при этом основанием их участия в гражданском процессе является не только выполнение определенных федеральным законом функций, но и волеизъявление участника гражданского процесса, наделившего указанный орган или организацию специальным полномочием на возбуждение в его интересах гражданского дела.

Таким образом, перечисленные органы и организации могут участвовать в гражданском процессе в форме возбуждения гражданского дела. Основаниями для участия в гражданском процессе в данной форме являются случаи, определенные федеральным законом, что позволяет им выполнять возложенные на них в соответствии с федеральным законом функции, а также инициатива лица, наделившего указанные органы или организации правом на защиту его интересов, что также позволяет им реализовать данные функции.

В п. 1 ст. 47 ГПК РФ в качестве формы участия в гражданском процессе указанных органов и организаций названо вступление в начатый процесс до принятия решения судом первой инстанции. В качестве основания для реализации этой формы участия в гражданском процессе указаны случаи, предусмотренные федеральным законом, а также инициатива лиц, участвующих в деле, либо суда. В ст. 47 ГПК РФ говорится о том, что участвовать в гражданском процессе в форме вступления в начатый процесс для дачи заключения по делу могут государственные органы, органы местного самоуправления в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Однако данная формулировка не исключает возможность участия в гражданском процессе по инициативе лиц, участвующих в деле, и (или) суда общественных организаций, которые могут быть привлечены с целью дачи заключения в пределах имеющихся у них уставных полномочий, определенных в соответствии с федеральным законом. Следовательно, участие в гражданском процессе в форме вступления в начатое гражданское дело с целью дачи заключения возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом, по инициативе государственных органов, органов местного самоуправления, вступающих в гражданский процесс. Общественные организации с целью выполнения возложенных на них функций могут вступить в гражданский процесс для дачи заключения по делу по инициативе лица, участвующего в деле, и (или) суда.

Таким образом, основаниями для участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций являются случаи, предусмотренные федеральным законом, инициатива указанных органов и организаций, лиц, участвующих в деле и (или) суда, а также выполнение указанными органами функций, возложенных законодательством, либо уставом, в котором такие функции определены в соответствии с федеральным законом. Данные основания могут быть реализованы в форме возбуждения гражданского дела в интересах других лиц, но с целью выполнения указанных функций, а также в форме вступления в начатый гражданский процесс для дачи заключения по делу в пределах имеющихся полномочий, но также с целью реализации данных функций.

Следовательно, основной отличительной особенностью участия названных органов и организаций в гражданском процессе является выполнение ими возложенных федеральным законом функций либо уставных функций, определенных в соответствии с федеральным законом, независимо от формы такого участия. В связи с этим они не имеют материального интереса при участии в гражданском процессе, а выполняют указанные функции, предусмотренные в федеральном законе.

На основании п.1 ст.46 ГПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации в установленных федеральным законом случаях могут обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. В этом случае они возбуждают гражданское дело по собственной инициативе, реализуя полномочия, предусмотренные федеральным законом. В частности, органы государственной власти, органы местного самоуправления могут обратиться с заявлениями о признании недействующим подзаконного нормативного правового акта федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 21. ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", ч. 1 ст. 46 ГПК РФ Уполномоченный по правам человека в РФ может выступить в защиту неопределенного круга граждан путем обращения в судебные органы с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, нарушающего права и свободы граждан. Хотя данное право прямо не указано в названной норме, оно вытекает из её содержания, так как позволяет Уполномоченному по правам человека в РФ, использовать любые правовые формы защиты прав, свобод и законных интересов граждан. К. числу таких форм ст. 46 ГПК РФ относит возможность обращения Уполномоченного по правам человека в РФ с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

В ст. 5 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусмотрена возможность введения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Данная должность может быть введена на основании закона соответствующего субъекта Российской Федерации. Нельзя не заметить, что гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтому на основании закона субъекта Российской Федерации Уполномоченный по правам человека субъекта РФ не может получить право обращаться в защиту неопределенного круга граждан, например путем обжалования в судебном порядке нормативных правовых актов, нарушающих права и свободы человека и гражданина. Однако он может быть наделен таким правом Уполномоченным по правам человека РФ, а также общественными организациями, действующими на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, путем заключения соответствующего соглашения на ведение дел соответственно от имени Уполномоченного по правам человека в РФ или общественной организации в пределах имеющихся у них полномочий.

В Определении Конституционного Суда РФ № 265-0 от 11 октября 2002 года прямо указано на то - что общественные организации на основании ст.27 ФЗ "Об общественных объединениях" вправе обратиться в защиту неопределенного круга лиц в государственные органы, в том числе с заявлением в суд о признании недействующим нормативного правового акта, для осуществления уставных целей, определенных в соответствии с федеральным законодательством. Следовательно, общественные организации на основании п.1 ст.46 ГПК РФ, ст.27 ФЗ "Об общественных объединениях" вправе обращаться в судебные органы с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в том числе для обжалования содержания нормативных правовых актов, с целью реализации уставных задач, определенных в соответствии с действующим законодательством. Профсоюзы этим правом пользуется не только на основании ст. 27 ФЗ "Об общественных объединениях", но и в силу требований ст. 23 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", которая позволяет профсоюзу по собственной инициативе обратиться в органы, рассматривающие трудовые споры, в защиту трудовых прав работников. К числу указанных органов отнесен суд, который не только рассматривает трудовые споры, но и заявления о признании недействующими нормативных правовых актов. С таким с заявлением в защиту трудовых прав неопределенного круга работников профсоюз может обратиться, реализуя положения п. 1 ст. 46 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ "Об общественных объединениях", ст.23 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации могут возбудить гражданское дело в интересах конкретного субъекта, наделившего их соответствующими полномочиями. Например, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ на основании доверенности гражданина может возбудить гражданское дело о признании недействующим нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы данного гражданина. В подобной ситуации указанные органы и общественные организации при ведении гражданско<



2020-03-17 242 Обсуждений (0)
Прокурор в гражданском процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прокурор в гражданском процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)