Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий



2020-03-17 179 Обсуждений (0)
Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых государством для обеспечения паритетности интересов продавцов и покупателей товаров, работ и услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло несколько этапов1.

До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды товаров и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости, продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке тарифов на уровень инфляции.

В 1992-1994 гг. регулирование цен было ослаблено. К концу 1994 г. возникли ценовые перекосы, значительно возросли цены на электроэнергию, природный газ при сравнительно низком среднем индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.

С выходом постановления Правительства от 19 октября 1994 года № 1171 "О регулировании цен на продукцию хозяйствующих субъектов естественных монополистов", началась работа по регулированию цен предприятий - естественных монополистов. Было запрещено пересматривать цены чаще одного раза в квартал. Установлен контроль над уровнем монопольно высокой прибыли. При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы структуры, дублирующие основную деятельность.

Эти меры позволили замедлить темпы роста цен в отраслях, относящихся к сфере естественной монополии, и в экономике в целом. В 1995-1997 гг. отменено регулирование цен на продовольственные товары. Прекращено регулирование уровня рентабельности монополистов, работающих на конкурентном рынке. Демонополизированы национальные акционерные компании, государственные национальные компании и другие организационно-управленческие образования, объединяющие родственные предприятия и ограничивающие конкуренцию. Усилилась активная деятельность государства, направленная на расширение конкурентно-рыночного регулирования, что способствовало стабилизации цен и финансового положения республики. Было прекращено бюджетное дотирование коммунальной сферы. Население, в основном, стало платить за воду, газ, тепло и электроэнергию по реальной стоимости этих услуг. Отсутствие законодательно закрепленного понятия - "естественная монополия", не говоря уже о методических приемах определения уровня цен, ограничивало возможности регулирующего органа.

Правовую основу государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий составляют: Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона разработаны ряд нормативных актов межведомственного характера, прошедших регистрацию в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том числе: "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии", "Правила закупки материальных и финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе", "Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии", "Инструкция по применению экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", "Правила формирования и ведения Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан", что существенно позволили стабилизировать экономику Республики.

Естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических ус­ловий производства и предоставления данного вида услуг1.

Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов естественных монополий, регулируются Зако­ном «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответ­ствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в Республике Казахстан относятся следующие виды деятель­ности:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистраль­ным трубопроводам;

- транспортировка газа и газового конденсата по магист­ральным и распределительным трубопроводам;

- передача и распределение электрической и тепловой энер­гии;

- эксплуатация железнодорожных магистралей;

- услуги аэронавигации, портов, аэропортов;

- услуги телекоммуникаций с использованием сети мест­ных линий;

- услуги водохозяйственной и канализационной систем;

- услуги почтовой связи;

- иные виды, установленные законодательными актами Рес­публики Казахстан.

В сфере естественной монополии действует особый субъектный состав участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юри­дическое лицо или индивидуальный предприниматель, заня­тый производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии.

Стороны правоотношений наделены взаимными юридическими правами и обязанностями, закрепленными в законодательном порядке. В данном случае, потребитель услуг наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным Антимонопольным органом и обязанностью в своевременной оплате. На субъекта естественной монополии возлагается юридическая обязанность по обеспечению качественного всеобщего обслуживания потребителей услуг, предоставлению равных условий для всех и право по установлению обязательных технических требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного органа и охраняются в необходимых случаях принудительной силой. Если нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению.

В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии установлен ряд запретов. Это оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с предоставлением услуг, владеть акциями других коммерческих организаций и др.

Органы по регулированию естественных монополий наде­лены важными полномочиями:

1) государственное регулирование;

2) контроль за соблюдением действующего законодательства;

3) применение мер по пресечению нарушений.

К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся сле­дующие:

1) принимать решения о включении в Государственный регистр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

2) принимать обязательные для субъектов естественной монополии решения о введении, изменении или прекращении государственного регулирования.

Процедура включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Государственный регистр субъектов естественной монополии предусмотрена Правилами формирования и ведения Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан. Данные Правила утверждены приказом Комитета РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции 19 августа 1998 г. за № 03 – 5 ОД и прошли в установленном порядке регистрацию в Министерстве юстиции1. Регистр формируется на основании Государственного регистра юридических лиц Республики Казахстан, составляемого Министерством Республики Казахстан и его территориальными органами в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона «О государственной регистрации юридических лиц». Основанием для включения субъекта в Регистр является осуществление им вида деятельности, отнесенного к сфере естественной монополии и признания его положения доминирующим на рынке. Юридические лица, осуществляющие деятельность, отнесенную к сфере естественной монополии, но связанную с эксплуатацией объектов, предназначенных исключительно для собственных нужд, в Регистр не включаются.

Субъектами естественной монополии на рынке Республики Казахстан являются: ЗАО "Интергаз Центральная Азия", ЗАО "КазТрансОйл", РГП "Казакстан темiр жолы", АО "Казахтелеком", АО "КЕGОС", ЗАО "Алматы Пауэр Консолидейтид", РГП "Казаэронавигация", РГП трест "Союзцелинвод", предприятие по эксплуатации канала "Иртыш - Караганда", РГП почтовой связи, ЗАО "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот", аэропорты. На региональном уровне насчитывается около 980 субъектов естественных монополий, в том числе по Восточно-Казахстанской области 91 субъект естественной монополии.

Субъект естественной монополии, включенный в Регистр, попадает под действие Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" и других документов межведомственного характера, регулирующих деятельность субъектов естественной монополии, а также определяющих их права и обязанности. В частности, субъект естественной монополии обязан:

1) представлять в Уполномоченный орган заключение ежегодной аудиторской проверки, проводимой с учетом требований, предъявляемых Уполномоченным органом;

2) представлять в Уполномоченный орган ежеквартальную и годовую статистическую отчетность. Квартальные отчеты представляются не позднее, чем через один месяц после окончания отчетного периода, годовые - не позднее 1 апреля следующего за отчетным годом;

3) ежегодно публиковать в официальных средствах массовой информации бухгалтерский баланс и отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности по итогам года.

Деятельность субъектов естественной монополии, включенных в Регистр, регулируется и контролируется государством в лице Уполномоченного органа[6].

Для субъектов естественной монополии в статье 19 "Правил формирования и ведения Государственного Регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан" предусмотрен порядок обжалования включения в Регистр.

Документом межведомственного характера предусмотрен и порядок представления, рассмотрения, утверждения и введения цен и тарифов на товары, работы и услуги, оказываемые субъектами естественной монополии. При необходимости изменения цен и тарифов на оказываемые услуги, субъект предоставляет заявку на рассмотрения за 45 дней до введения цен и тарифов в действие1. К заявке на утверждение прилагается определенный перечень материалов, предусмотренных п.9 Инструкции «О порядке утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии».

Субъекты, включенные в Республиканский раздел Регистра субъектов естественной монополии, представляют заявку в центральный Уполномоченный орган. Субъекты, включенные в местные разделы Регистра - в территориальные органы по месту нахождения.

Уполномоченный орган в течении пяти дней со дня получения заявки обязан проверить полноту предоставленных материалов и в письменном виде уведомить субъекта о принятии или отказе в принятии к рассмотрению заявки об изменении цен (тарифов). Основанием для отказа служит: нарушение субъектом сроков представления заявки или непредставления документов, указанных п.9 настоящей Инструкцией.

Вместе с тем, следует отметить, что порядок установления тарифов на коммунальные услуги предусмотрен и Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1377 от 29 сентября 1997г. «О порядке установления платы за коммунальные услуги». Указанный порядок устанавливает разграничения в порядке утверждения тарифов на коммунальные услуги в зависимости от формы собственности субъекта естественной монополии. Так, тарифы на услуги, оказываемые предприятиями, находящимися в коммунальной собственности и включенными в Государственный регистр хозяйствующих субъектов естественных монополий, устанавливаются местными представительными органами по согласованию с антимонопольными органами. Указанные нормы противоречат ст. 15 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях», в соответствии с которой, регулирование деятельности субъектов естественных монополий уполномоченным органом (орган по регулированию естественных монополий) осуществляется путем установления цен (тарифов) или их предельного уровня. Пункт 1 Постановления Правительства вошёл в противоречие с Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях» и, следовательно, подлежит отмене.

Для субъектов, оказывающих коммунальные услуги, Уполномоченный орган проводит публичные слушания не позднее, чем за 25 дней до введения новых цен.

Регламентирован процессуально порядок и сроки рассмотрения проектов цен (тарифов). Проекты цен (тарифов) на услуги субъектов естественной монополии рассматриваются Уполномоченным органом в течение 30 дней. Срок рассмотрения проектов цен и тарифов исчисляется с момента представления обосновывающих документов. Решение об утверждении или отказе в утверждении новых цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии оформленное в форме приказа должно быть направлено Уполномоченным органом субъекту не позднее, чем за 15 дней до их введения.

Изменение цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъекта может производиться не чаще одного раза в квартал, с первого числа квартала. Субъект обязан уведомить потребителей через официальные средства массовой информации (или иным официальным способом - письмом, факсом и т.п.) об изменении цен (тарифов) не позднее, чем за 10 дней до введения их в действие. Если субъект не уведомит потребителей о введении новых цен (тарифов) в сроки, предусмотренные настоящей инструкцией, то указанные цены (тарифы) не вводятся. Введение утвержденных цен осуществляется через квартал.

Цель законодательства о естественной монополии воплощена в теории регулирования в интересах общества.

Механизм регулирования деятельности естественных монополий включает в себя:

1) установление цен и тарифов;

2) особый порядок формирования затрат;

3) введение методов гибкого тарифного регулирования, позволяющего предоставлять скидки, поддерживающие отечественных товаро-произво-дителей;

4) реформирование сферы естественной монополии;

5) иные меры, предусмотренные законодательством Респуб­лики Казахстан, в том числе тендерные процедуры, публичные слушания, установка приборов учета и др.

Инструкцией «Об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии" регламентирована процедура регулирования деятельности субъектов естественной монополии. Так, например, материальные затраты определяются исходя из норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии на выпуск единицы продукции (услуг), утвержденных или прошедших экспертную оценку в компетентном органе (Компетентный орган - отраслевое министерство или, в случае, когда субъект естественной монополии находится в коммунальной собственности, местные исполнительные органы)[7] . Затраты, связанные с нормативными техническими потерями включаются в цены (тарифы) по нормам, утвержденным компетентным органом.

Для рационального расходования средств, закуп основных видов сырья и материалов, оборудования, аудиторских, консалтинговых, маркетинговых услуг, ремонтных работ, проводимых подрядным способом, осуществляется на тендерной основе. Порядок закупа определен Правилами закупки материальных и финансовых ресурсов, оборудования и услуг для производственных нужд субъектами естественной монополии на тендерной основе.

Перечни материальных ресурсов, подлежащих закупке по тендеру, утверждаются отраслевыми министерствами или, в случае, когда субъект естественной монополии находится в коммунальной собственности, местными исполнительными органами. В Перечне указываются предельные размеры сумм, направляемых в течение одного квартала на закупку материальных ресурсов одного вида, ниже которых допускается приобретение товаров и услуг без проведения тендера. Предельные размеры сумм должны быть согласованы с Уполномоченным органом[8].

Жестко регламентирован порядок включения в цены представительских расходов, расходов на дорогостоящие виды связи, периодическую печать, содержание служебного транспорта, информационные, консультационные и маркетинговые услуги. Данные расходы включаются в пределах лимитов, установленных самим субъектом естественной монополии по согласованию с Антимонопольным комитетом.

Особым порядком определен перечень расходов, которые при формировании и изменении цен (тарифов) субъектов естественной монополии не учитываются. Это сверхнормативные технические и коммерческие потери, судебные издержки; безнадежные долги; штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров; расходы на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, расходы на содержание оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда; расходы на погашение ссуд (включая беспроцентные), выданных работникам предприятий на улучшение жилищных условий, и т.п. Расходы на выполнение работ по благоустройству города, оплата путевок работникам и их детям на лечение, отдых за счет средств предприятия, кроме затрат, связанных с реабилитационным лечением профзаболеваний; расходы по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставление своим работникам медицинской помощи, кроме государственного фонда медицинского страхования; оказание всех видов спонсорской помощи и др.

Нормируется для субъектов естественной монополии и прибыль. Инвестиционная программа субъектов естественной монополии утверждаются компетентным органом по согласованию с Уполномоченным органом1.

За 9 месяцев текущего года в комитет от 28 предприятий естественной монополии поступили на рассмотрение заявки по тарифам на услуги электро-, тепло-, водоснабжения и канализации. Все проекты тарифов представлены на повышение в среднем от 20 до 96%, а по отдельным субъектам до 200%. Так, на повышение с 1.10.99г. представлены заявки от: ЗАО “ ВК РЭК - тариф за “вход” с ростом в 2,4 раза, среднеотпускной тариф на электрическую энергию - на 34%; ГП “Новая Согра” - на услуги водоснабжения и канализации на 54,2%; ТОО “АЕS Усть-Каменогорская ТЭЦ” на отпускаемую теплоэнергию на 52%; АООТ “УК Тепловые Сети” среднеотпускной тариф на теплоэнергию на 64.9%.

В рамках нормативных документов межведомственного характера Комитет проверил обоснованность затрат, при этом обязал предприятия провести тендеры, утвердить нормативные потери, провел анализ фактических затрат и как результат: из 28 заявок, представленных на рассмотрение, на основании действующих нормативных актов отклонены заявки 12 субъектов. Приняты к рассмотрению заявки 16 субъектов естественной монополии. Из них: по заявкам 5 предприятий - снижен уровень действующих тарифов в среднем на 8%; по 2 предприятиям - сохранен уровень действующих тарифов; по заявкам 3 хозяйствующих субъектов утверждены тарифы для вновь созданных предприятий сферы естественной монополии; по заявкам 6 предприятий утверждены тарифы с ростом к  действующим тарифам: на услуги водоснабжения и канализации - в среднем на 9.2 % ( УГП “Семгорводоканал”, ГП “Водоканал” и ГП “Новая Согра” г.Усть-Каменогорск, ГП “Водоканал” г.Лениногорск); тарифы на услуги теплоснабжения: по ТОО “УК тепловые сети” на 7,7%, по ТОО AES “УК ТЭЦ” на 3,5%.

Расчетные затраты субъектов естественных монополий снижены как экономически необоснованные на общую сумму 2159 млн. тенге в расчёте на год.

Государственное регулирование естественных монополий основывается на принципах:

- достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии;

- усиления контроля за деятельностью субъектов естественной монополии;

- публичности;

- эффективности производства и предоставления услуг естественной монополии;

- взаимной ответственности руководителей субъектов естественной монополии и органов регулирования их деятель­ности;

- судебного контроля за регулированием в сфере естествен­ной монополии (действия (бездействия) уполномоченного органа могут быть обжалованы в суде на пред­мет соответствия законодательству Республики Казахстан).

Для выполнения контрольных функций в сфере естественных монополий Антимонопольные органы наделены властными полномочиями. К

полномочиям, обеспечивающим выполнение функций по пресечению правонарушений в сфере естественных монопо­лий, относятся права органов регулирования естественных монополий:

- принимать в соответствии со своей компетенцией реше­ния по фактам нарушения антимонопольного законодатель­ства, пресечения и устранения их последствий;

- вносить субъектам естественных монополий обяза­тельные для исполнения предписания о заключении договоров на услуги субъектов естественной монополии, о внесении изменений в заключенные договора;

- принимать решения о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного в результате действий (бездействия), нарушающих настоящий закон;

- вносить обязательные предписания об отчуждении технологически связанных производств, не являющихся естественными монополиями;

- привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов есте­ственных монополий, должностных лиц органов исполнитель­ной власти и органов местного самоуправления в случаях, пре­дусмотренных антимонопольным законодательством;

- обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмот­рении в суде дел, связанных с применением или с нарушением антимонопольного законодательства;

- осуществлять иные полномочия, установленные действу­ющим антимонопольным законодательством.

Обязательные для исполнения предписания и решения Антимонопольного органа являются актами применения права. Так как предписания и решения - это решения по конкретному юридическому делу, содержит властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения хозяйствующим субъектом.

За нарушение антимонопольного и ценового законодательства предусмотрена юридическая ответственность, которая носит государственно-принудительный характер. При этом, это не просто принуждение, а принуждение по исполнению норм права. Особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки. Основная черта юридической ответственности – штрафное наказание.

Для выявления противоправных действий, оперативного их пресечения и предупреждения проводятся проверки. Проверки осуществляются в соответствии с Правилами применения мер антимонопольного реагирования за нарушения антимонопольного законодательства, утвержденными приказом Агентства Республики Казахстан 9 апреля 1999г. № 15- ОД.  

Объектами проведения проверок являются: субъекты рыночных отношений, конкурентной сферы экономики, субъекты естественной монополии, государственные учреждения (государственные органы и государственные предприятия). Проверки проводятся сотрудниками антимонопольных органов, а при необходимости - с привлечением специалистов контролирующих и правоохранительных органов.

Основанием для проведения проверок служат:

1) результаты проведения плановых проверок;

2) поручения и запросы вышестоящего органа;

3) заявления юридических и физических лиц и других заинтересованных лиц;

4) информация государственных и правоохранительных органов;

5) официальные сообщения средств массовой информации.

Руководитель рабочей группы имеет право запрашивать необходимые материалы, брать объяснения с нарушителей и потерпевших. Результаты проведенной проверки отражаются в справке, которая подписывается всеми лицами, осуществлявшими проверку и руководителями проверяемого объекта.

По результатам проверки по выявленным фактам нарушений антимонопольного законодательства Агентством применяются меры антимонопольного реагирования в форме:

1) обязательного для исполнения предписания, предостережения, которое применяется в случаях, когда нарушение носит явный характер и может принести существенный вред правам и законным интересам граждан и юридических лиц, если не будет немедленно устранено; 

2) постановления (решения) о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного субъектом естественной монополии в результате действий (бездействия), нарушающих Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях);

3) возбуждение административного производства по фактам нарушения антимонопольного законодательства;

За нарушение антимонопольного законодательства применяется административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

Руководители субъектов естественных монополий, должно­стные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за:

а) неисполнение в срок решения (предписания) антимонопольного органа;

б) непредставление документов или иной информации, затребованных органом регулирования естественной монополии, либо представление заведомо недостоверных сведений.

Административная ответственность наступает за проступки, посягающие на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, и представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение Антимонопольного органа и хозяйствующего субъекта – правонарушителя, на которого возложена обязанность, нести последствия за нарушение требований норм закона.

Проступки меньшей тяжести наказуемы по нормам, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях Каз.ССР (22.03.1984г). Статья 193-3 предусматривает, что за нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в ограничении конкуренции, недобросовестной конкуренции, злоупотреблении доминирующим положением на рынке, а равно иное нарушение антимонопольного законодательства, - влечет наложение штрафов на граждан - хозяйствующих субъектов и должностных лиц. В соответствии с Кодексом Казахской ССР «Об административных правонарушениях», Законом Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Положением об Агентстве и его территориальных органов, в антимонопольных органах созданы административные комиссии. Главной задачей административной комиссии является объективное рассмотрение дел за нарушение антимонопольного законодательства.

Факт нарушения законодательства, по которому требуется возбуждение административного производства, должен быть надлежащим образом оформлен протоколом об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составляется в соответствии с требованиями ст.249 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях и подписывается лицом, осуществляющим проверку и лицом, совершившим правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол подписывается и этими лицами (статьи 248, 248-1, 249 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях). В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем необходимо сделать запись об этом. Кроме того, лицо, совершившее нарушение антимонопольного законодательства, вправе предоставить к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола и изложить мотивы своего отказа от его подписания.

На заседание административной комиссии приглашаются должностные лица хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления. Рассмотрев дело об административном правонарушении антимонопольного законодательства, административная комиссия выносит решение об административном взыскании в форме постановления.

Административные взыскания налагаются в виде предупреждения и штрафа. Сумма штрафа составляет от двух до восьми минимальных расчетных показателя. Постановление подписывается всеми членами комиссии. Постановления административной комиссии по делу обязательны для исполнения лицами, виновными в совершении нарушений. Однако, они могут быть обжалованы в течении 10-ти дней со дня получения постановления об административном правонарушении.

Привлечение к административной ответственности осуществляется не только административной комиссией антимонопольных органов (ст.237-2 КоАП), но и в судебном порядке. Так, за злоупотребление доминирующим положением на рынке, выразившееся в навязывании гражданам и юридическим лицам принудительных условий продажи товаров, за ограничение конкуренции на рынке и проявление недобросовестной конкуренции, предусмотренных статьей 193-3 КоАП, наложение штрафов производится судом. Суммы штрафов, взысканные за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляются в доход Республиканского бюджета.

Привлечение к административной ответственности не освобождает субъекта рыночной экономики, естественной монополии, государственного учреждения от применения экономических санкций. Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы, которая реализуется в каждом конкретном правонарушении. И именно правонарушение является основанием для применения ответственности.

К предприятиям, допустившим нарушения государственной дисциплины цен, применяются экономические санкции и штрафы. Экономические санкции - это меры экономического принудительного воздействия. Процедура применения принудительного воздействия регламентирована Инструкцией «О порядке применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен» от 14 августа 1998 г. № 2\4 .

Под незаконно полученным доходом понимается дополнительный доход, полученный юридическим лицом в результате нарушения государственной дисциплины цен, который определяется как разница между суммой, полученной в результате реализации продукции по ценам (тарифам), примененным с нарушением действующих нормативно-правовых актов и стоимостью этой продукции установленной в законодательном порядке.

Основанием для применения экономических санкций являются следующие виды правонарушений:

повлекшие получение юридическим лицом необоснованного дохода:

1) завышение уровня регулируемых цен, утвержденных антимонопольными органами;

2) непредоставление или предоставление в меньшем размере скидок, утвержденных в установленном порядке;

3) получение дохода сверх установленного антимонопольными органами за счет невыполнения или выполнения не в полном объеме работ, затраты на которые учтены в утвержденных ценах (тарифах);

4) предоставление услуг (товаров), качество которых не соответствует стандартам Республики Казахстан;

5) предоставление антимонопольным органам недостоверных (ложных) материалов, информации, используемых для утверждения цен и тарифов, повлекшие их завышение.

Не повлекшие получение юридическим лицом необоснованного дохода:

1) предоставление скидок, не утвержденных в установленном порядке;

2) необоснованное превышение фактических расходов по статьям затрат, предусмотренным при утверждении цен (тарифов);

3) нарушение установленного порядка закупа материальных, финансовых ресурсов, оборудования и услуг для производственных нужд на тендерной основе;

4) предоставление недостоверной (ложной) информации, используемой при утверждении цен, не повлекшее их завышение и не предоставление информации, касающейся установления и применения цен.

Различают несколько видов экономических санкций:

1) введение компенсационных (понижающих) тарифов. Вводится в случае получения дохода сверх установленного антимонопольным органом в ценах за счет невыполнения или выполнения в не полном объеме работ (услуг), затраты на которые учтены в утвержденных в установленном порядке ценах. Понижающий тариф вводится при установлении конкретных потребителей.

2) изъятие в государственный бюджет. Изъятие производит в случае, если причиненный юридическим лицом ущерб и (или) убыток не может быть возмещен конкретным потребителям. Кроме того, налагается и изымается в государственный бюджет штраф в размере от 50 до 1000 расчетных показателей.

Решение о применении экономических санкций применяется в форме постановления, которое направляется антимонопольными органами юридическим лицам для исполнения. Введение компенсирующих тарифов осуществляется в течении 10 дней с момента принятия решения или с 1 числа начала следующего месяца. Если в 10-дневный срок со дня вручения решения о перечислении в государственный бюджет штрафа или необоснованного дохода юридическое лицо его не выполнит, Антимонопольные органы представляют в банк юридического лица инкассовое распоряжение об изъятии в государственный бюджет штрафов и необоснованного дохода с приложением решения об изъятии и обосновывающих материалов.

За 9 месяцев т.г. Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Восточно-Казахстанской области введено 5 компенсационных тарифов на сумму более 200 млн. тенге.

Следует отметить, что и Инструкции по применению экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен присущи не- доработки. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» от 29 июня 1998г. № 237 Антимонопольным органам не предоставлено право для изъятия денег без согласия отправителя денег. Таким образом, при невыполнении постановления Агентства и его территориальных органов о перечислении в государственный бюджет сумм незаконно полученного дохода в добровольном порядке, у Антимонопольных органов нет права выставить инкассовое распоряжение.

Экономические санкции к хозяйствующим субъектам всех сфер экономики применяются в соответствии с Положением о порядке применения экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 17 марта 1992 года за № 245. Данное Постановление принято во исполнение Закона РК « О ценообразовании» от 15 декабря 1990 года. В соответствии с пунктом 16 Постановления Кабинета Министров №245 территориальные органы по ценовой и антимонопольной политике направляют в органы налоговой инспекции для исполнения решения об изъятии в государственный бюджет сумм незаконно полученного дохода, в результате нарушения государственной дисциплины цен, злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Однако в ходе правоприменительной практики установлено, что налоговые органы не могут исполнять решения об изъятии комитетов. Так как Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995г. №2235, не предусмотрено взыскание налоговыми органами сумм незаконно полученного дохода по решениям антимонопольного комитета. Следовательно, все нормативно-правовые акты необходимо было привести в соответствие с действующим налоговым законодательством. До настоящего времени Постановление Кабинета Министров РК № 245 не отменено.

В случаях, когда устранить нарушение антимонопольного законодательства или привлечь к ответственности виновное в нарушении лицо не предоставляется возможным, Антимонопольные органы вправе обратиться с иском в суд. За 1999г. субъектам естественных м



2020-03-17 179 Обсуждений (0)
Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)