Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ З ЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ



2020-03-17 323 Обсуждений (0)
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ З ЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРИНЦИПЫ , МЕХАНИЗМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ З ЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Государственным регулированием земельных отношений на­зывается система мер, направленных на обеспечение рациональ­ного и эффективного использования земли, ее охрану, воспроиз­водство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществле­ния комплекса организационных, правовых, экономических дей­ствий.

Кроме государственного существует и рыночное регулирование земельных отношений. Государственное регулирование обеспечи­вает организационно-правовой базис, регламентирует экономичес­кие взаимоотношения субъектов земельного права. Рыночное регу­лирование осуществляется на основе взаимодействия спроса и предложения на землю как объект недвижимости в рамках суще­ствующей правовой базы и с учетом реальных условий производительного использования земельных участков.

Практика развитых стран показывает, что прямое организующее начало в формировании и регулировании земельных отношений всегда должно принадлежать государству, а рыночный механизм формируется в рамках существующего законодательства и в интере­сах граждан.

К основным задачам государственного регулирования земель­ных отношений относится:

улучшение использования и охраны земельных ресурсов госу­дарства;

сохранение и улучшение экологического состояния территорий;

создание правовых, экономических и организационных предпо­сылок для функционирования всех форм собственности, владения и пользования землей и форм хозяйствования на ней.

Государственное регулирование земельных отношений в России включает:

регулирование использования земли в качестве природного, со­циального и хозяйственного объектов;

формирование многообразия форм собственности, владения и пользования землей;

наделение правомочиями субъектов РФ и органов местного са­моуправления по регулированию земельных отношений на своих территориях;

обеспечение равенства участников земельных отношений в за­щите их прав;

недопущение противоречащего закону вмешательства государ­ства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей;

охрану земли и окружающей природной среды от порчи и нару­шений;

пресечение действий владельцев, пользователей и собственни­ков земли, наносящих ущерб безопасности и обороне страны, нару­шающих охраняемые законом права и интересы других лиц;

обязательность мероприятий по государственному управлению земельным фондом для всех лиц независимо от типа их прав на зем­лю;

обязательность государственного регулирования при вовлече­нии земли в рыночный оборот (при функционировании земельных рынков, банков, страховых компаний и других институтов рыноч­ной экономики).

Правильной организации государственного регулирования зе­мельных отношений, формированию его адекватного содержания и методов осуществления будет способствовать выполнение следую­щих основных требований:

1. Земельные отношения должны регулироваться в соответствии с Конституцией и Земельным кодексом РФ, не противоречащими им нормативными актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Правовые нормы по вопросам регулирования зе­мельных отношений, содержащиеся в других отраслях законода­тельства, должны соответствовать земельному законодательству (при пользовании водными, лесными и иным природными ресур­сами, в градостроительстве).

2. Федеральное земельное законодательство устанавливает об­щие для всех субъектов Федерации начала регулирования земель­ных отношений, обязательные требования к учету и охране земель, мониторингу земель, землеустройству, государственному земель­ному кадастру, государственному контролю за использованием и охраной земель, а также определяет правовой режим земель, имею­щих федеральное значение.

3. Соотношение земельного законодательства субъектов Феде­рации и нормативных актов органов местного самоуправления, ре­гулирующих земельные отношения, устанавливается в соответ­ствии с их полномочиями, определенными законодательством РФ, а также утвержденными федеральным законом договорами о раз­граничении полномочий по регулированию земельных отношений между различными органами государственной власти.

4. Регулирование земельных отношений осуществляется исходя из целевого назначения и правового режима земель в соответствии с категориями земель, определяемыми федеральными законами и за­конами субъектов Федерации.

5. Порядок использования земель внутри той или иной их кате­гории определяется собственником, пользователем, владельцем, арендатором земельных участков в соответствии с природно-сельс-кохозяйственным районированием земель, их зонированием, тер­риториальным планированием их использования и землеустрои­тельной документацией. При этом особой охране должны подле­жать сельскохозяйственные угодья; трансформация их в несельско­хозяйственные допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законом.

6. При регулировании земельных отношений государство долж­но создавать экономические, правовые и организационные условия для поддержки рационального и эффективного использования зе­мельных ресурсов, их охраны и повышения качества, для обеспече­ния территориальной и экологической устойчивости землевладе­ний и землепользовании.

7. Развитие экологических методов регулирования земельных отношений должно осуществляться путем совершенствования платности землепользования, рентных отношений, стимулирова­ния земледельцев и землепользователей за рациональное, эффек­тивное использование земли, создания источников налоговых по­ступлений в федеральный и местные бюджеты.

8. Государственное регулирование земельных отношений долж­но осуществляться на основе научно обоснованных концепций и прогнозов экономического развития страны и ее регионов, отрас­лей производства, использования ресурсов, в том числе и земель­ных, на основе действующей законодательной и нормативной базы и механизмов регулирования.

9. Управление земельными ресурсами включает планирование их использования, зонирование земель, природно-сельскохозяйственное районирование, землеустройство, мониторинг земель и государственный земельный кадастр. Планирование развития тер­риторий и их хозяйственного использования базируется на реше­ниях органов исполнительной власти. Долгосрочная перспектива их развития определяется на основе социально-экономических программ, землеустроительной, градостроительной и иной доку­ментации.

10. Государство должно обеспечить использование и охрану зе­мель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их природно-сельскохозяйственным районированием.

11. Земельные отношения должны регулироваться на основе до­стоверных, открытых и своевременных сведений о природном, хо­зяйственном и правовом положении земель Российской Федера­ции, местоположении и размерах земельных участков, их количественных характеристиках, правовом режиме, стоимостной оценке и иных необходимых сведений, то есть исходя изданных земельно­го кадастра, являющихся основой для организации использования земли всеми участниками земельных отношений.

12. Регулирование правовых, организационных, экономичес­ких, технологических и других мероприятий по использованию и охране земельных ресурсов, сохранению и повышению плодородия почв, недопущению необоснованного изъятия наиболее ценных зе­мель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота.

13. Соблюдение земельного законодательства, прав и обязаннос­тей субъектов земельных отношений, установленных норм, правил, нормативов; выполнение мероприятий по использованию и охране земель органами государственной власти и местного самоуправле­ния, юридическими и должностными лицами, а также гражданами.

 

 

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Правовой механизм государственного регулирования земельных отношений включает источники земельного права, земельно-пра­вовые нормы и земельные правоотношения.

Источники права представляют собой внешнюю форму выраже­ния правотворческой деятельности государства, с помощью кото­рой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Наиболее распространенная форма источника права — норматив­ ные правовые акты уполномоченных органов государства, устанав­ливающие (санкционирующие) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании соответствующих общественных отношений. Под источниками земельного права, по определению Е. Н. Колотинской и др., понимаются нормативные правовые акты, принятые уполномоченными органами и содержа­щие правовые нормы, регулирующие земельные отношения. В за­висимости от субъекта, уполномоченного государством на издание таких актов, они подразделяются на акты органов государственной власти и акты органов местного самоуправления. Занимая ведущее место среди нормативных актов, регулирующих земельные отноше­ния, акты органов государственной власти подразделяются по вер­тикали на федеральные акты Российской Федерации и акты субъек­ тов Российской Федерации, а по горизонтали — на законы и иные нормативные правовые акты.

Все законы и иные нормативные правовые акты находятся меж­ду собой в строго иерархической соподчиненности. Законы, при­нимаемые высшими представительными органами государствен­ной власти, обладают наибольшей юридической силой по отноше­нию ко всем иным источникам права. Верховенство среди законов на всей территории России принадлежит Конституции РФ, наде­ленной высшей юридической силой, и федеральным законам. Со­гласно Конституции РФ все законы и иные правовые акты, прини­маемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить.

Являясь едиными по способу формирования, своему положе­нию в правовой системе и роли в регулировании общественных отношений, законы подразделяются на федеральные конституцион­ные законы и федеральные законы, принимаемые по предметам ве­дения РФ и имеющие прямое действие на всей территории РФ; фе­деральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принима­емые ими по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

Федеральные законы в соответствии с Конституцией РФ не мо­гут противоречить федеральным конституционным законам, а за­коны и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации — федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации. В слу­чае противоречия между ними действует федеральный закон. При противоречии же между федеральным законом и нормативным ак­том субъекта Федерации, принятым по вопросам, отнесенным к собственному правовому регулированию субъектов Федерации, действует нормативный акт субъекта Федерации.

Обеспечение соответствия конституций и законов республик, а также законов и иных нормативных актов всех субъектов Федера­ции Конституции РФ и федеральным законам отнесено к совмест­ному ведению РФ и субъектов Федерации.

Наряду с нормативными правовыми актами земельного законо­дательства к источникам земельного права относят также акты дру­гих отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие земельные отношения.

Тесная естественная взаимосвязь земли и других природных ре­сурсов (недр, вод, лесов, окружающей природной среды в целом) предопределяет наличие норм, регулирующих отношения, связан­ные с землей, в источниках таких отраслей права, как водное, лес­ное, горное, природоохранительное. Содержащиеся в этих источ­никах нормы, регулирующие отношения по поводу земли, подчи­нены нормам земельного права. Так, в соответствии с земельным законодательством в Законе РФ «О недрах» определены право соб­ственника земельного участка на добычу общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в границах этого участка, обя­занности землепользователя по охране земель от вредного воздей­ствия и приведению нарушенного при пользовании недрами зе­мельного участка в состояние, пригодное для использования; в Ос­новах лесного законодательства Российской Федерации предус­мотрены порядок перевода лесных земель в нелесные, обязанности лесопользователей по повышению плодородия почв, предотвраще­нию эрозионных и других процессов, ухудшающих состояние зе­мель, и т.п.

Правовые нормы, так или иначе связанные с регулированием зе­мельных отношений, содержатся также в источниках администра­тивного и уголовного права, предусматривающих соответствующие виды земельных административных и уголовных правонарушений и меры ответственности за них; гражданского права, содержащего общие положения о возмещении вреда и регулировании сделок с землей как недвижимым имуществом; жилищного права, предус­матривающего право граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и их обязанность использовать участок по назначению.

Особое место среди источников земельного права занимают акты, которые сами по себе не имеют юридической силы, но приоб­ретают ее в результате утверждения в установленном порядке пра­вомочными органами государства. Это могут быть международные договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в уста­новленном порядке и ратифицированные и утвержденные компе­тентным государственным органом, а также договоры, заключен­ные РФ с субъектами Федерации.

К этой же группе источников земельного права относятся утвер­жденные в установленном порядке компетентными органами госу­дарства типовые договоры, а также имеющие вспомогательное зна­чение (и позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм) санитарные нормы и правила (предусматривающие требова­ния по охране земель и почв при проектировании, строительстве, эксплуатации объектов), государственные стандарты, определяю­щие требования к состоянию земель, и т. п.

Обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права, Конституция РФ занимает центральное место среди них. Ее нормы составляют основу источников земель­ного права и являются отправной юридической базой для определе­ния основных направлений развития всего земельного законода­тельства.

В Конституции РФ содержатся нормы, специально направлен­ные на регулирование земельных отношений. Провозгласив ис­пользование и охрану земли и других природных ресурсов как ос­нову жизни и деятельности народов, проживающих на соответ­ствующей территории, Конституция закрепила такие основопола­гающие положения земельного права, как введение частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы, право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, свободно осу­ществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами при условии, если это не наносит ущер­ба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Важную группу конституционных положений, действующих в . области земельного права, составляют положения, связанные с раз­граничением предметов ведения (полномочий) между федеральны­ми органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации по вопросу о государственной соб­ственности. В соответствии с Конституцией РФ к совместному ве­дению РФ и субъектов Федерации отнесено разграничение государ­ственной собственности (ст. 72), признание федеральной собствен­ности и управление ею (ст. 71).

Отраслевые законодательные источники земельного права под­разделяются на кодифицированные законодательные акты (Земель­ный кодекс РФ, земельные кодексы республик), а также иные зако­ ны РФ и субъектов Федерации.

Земельные кодексы представляют собой систематизированные законодательные акты, регулирующие земельные отношения, пра­вовые нормы в которых располагаются в порядке, отражающем сис­тему земельного права.

 

 



2020-03-17 323 Обсуждений (0)
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ З ЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ З ЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)