Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.



2020-03-17 6994 Обсуждений (0)
Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста. 4.80 из 5.00 5 оценок




Диагностика осуществлялось на базе детского сада. Всего исследованием было охвачено 25 детей в возрасте 5лет 4 месяца - 5 лет 10месяцев.

Пример 1. «Упорядочивание»

Цель задания. Выявить представление детей о счете предметов и об их упорядоченности.

Материалы. Картонные круги диаметром 5 см с точками. Круги распо­лагают перед ребенком в беспорядке.

Задание. В одних кругах точек мало, в других — много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по по­рядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кру­гах есть точки.

Способ выполнения. Не следует подсказывать ребенку принцип упо­рядочивания. Выполнение задания самостоятельно покажет уровень сформированности его представления об упорядоченности.

Оценка задания:

1-й уровень — задание выполнено полностью верно;

2-й уровень — допущены 1-2 ошибки;

3-й уровень — допущены 3-4 ошибки;

4-й уровень — допущено более 5 ошибок.

Пример 2. «Первоначальные математические представления»

Цель задания. Определить представление детей о соотношениях: боль­ше на, меньше на; о количественном и порядковом счете, о форме про­стейших геометрических фигур.

Материалы. Семь любых предметов или их изображений на фланелеграфе, предметы могут быть как одинаковые, так и разные.

Способ выполнения. Для выполнения задания ребенку дают лист бума­ги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей. Они предлагаются последовательно.

Задания.

А. Нарисуй на листе столько же кругов, сколько на доске предметов.

Б. Нарисуй квадратов на один больше, чем кругов.

В. Нарисуй треугольников на два меньше, чем кругов.

Г. Обведи линией шесть квадратов.

Д. Закрась пятый круг.

Оценка задания (оценивается качество выполнения всех заданий в со­вокупности):

1-й уровень — задание выполнено полностью верно;

2-й уровень — допущены 1 -2 ошибки;

3-й уровень — допущены 3-4 ошибки;

4-й уровень — допущено более 5 ошибок.

Пример 3

Цель задания. Провести диагностику умений анализировать усло­вия предъявленной задачи, в данном случае практического характера (планировать ход ее решения, выбирать адекватные действия, критически оценивать полученный результат). Задание также определяет визуальную адекватность определения формы фигуры, пространственную подвиж­ность мышления — умение мысленно перемещать и компоновать дета­ли, адекватность визуальной оценки размеров фигур.

Материалы. Белый лист бумаги с изображением контура лодочки с па­русом и цветные геометрические фигуры: 4 квадрата 2x2 см, 4 прямоуголь­ных равнобедренных треугольника с катетом 2 см, все одного цвета.

2 см

6см

Задание.

Часть 1. «Раскрась» лодочку, но не карандашами, а данными фигура­ми. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображения.

Часть 2. Оцени качество выполнения задания — все ли сделано пра­вильно? Если ребенок сам не замечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очертания контура), педагог спраши­вает, хочет ли ребенок сделать новую лодочку лучше этой. В случае отри­цательного ответа педагог не настаивает на этом.

Оценка задания.

А.Оценивается способ выполнения задания: обдумывал ли ребенок сначала его выполнение, планировал или работал без всякой системы, методом проб и ошибок.

Б. Оценивается рациональность размещения фигур.

В.Оценивается критичность в оценке выполнения задания.

Г. Оценивается желание, готовность исправить допущенные ошибки.

Д. Оценивается темп деятельности.

1-й уровень — фигуры выложены правильно и быстро (ребенок мгно­венно проанализировал задание и начал его выполнение);

2-й уровень — контур заполнен правильно, но ребенок работал мето­дом проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в процессе рабо­ты сам себя корректировал;

3-й уровень — только часть контура заполнена правильно, некоторые фигуры выходят за его очертания; при оценке работы ребенок ошибок не замечает, но когда педагог обращает на них его внимание, готов их ис­править;

4-й уровень — контур заполнен хаотично, большинство геометриче­ских фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаются, желания сделать лучше при указании на них нет.

Пример 4. «Заселение дома»

Цель задания. Выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключиться с одного найденного решения на поиск другого.

Материалы.

На доске или на большом листе бумаги заранее нарисо­ван дом,

карточки с крупными изображениями «жильцов» дома; каждому ребенку дается листок с изображением такого же дома и фломастер.

Задание.

Часть 1 (обучающая). В доме шесть этажей. На каждом этаже — три комнаты. В каждой комнате живет один жилец: педагог показывает изо­бражения — точка, палочка и галочка. На всех этажах они живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева — точка (рису­ет в окошке точку), в средней комнате — палочка (рисует палочку).

  • Подскажите мне, кто живет в последней комнате? (Дети называют галочку, и педагог ее рисует.) Теперь нарисуйте у себя на листочке, кто где живет на шестом этаже. (Дети рисуют, педагог проверяет правильность выполнения рисунка.)
  • Теперь будем заселять жильцами пятый этаж: в первой комнате то­же живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, что на шестом этаже. Размещение «жильцов» рисуется в окнах большого дома, а затем дети рисуют их у себя. На этом обучающая часть задания заканчивается.

Часть 2 (основная).

  • Осталось еще четыре этажа. Заселите их сами так, чтобы на каждом этаже жила одна точка, одна палочка и одна галочка, но в разном порядке. Дети выполняют задание самостоятельно.

Оценка задания.

1-й уровень — задание выполнено правильно: найдены все 4 варианта размещения, не повторяющих «заселение» пятого и шестого этажей;

2-й уровень — найдено 2-3 различных варианта размещения из четы­рех возможных;

3-й уровень—найден один вариант размещения из четырех возможных;

4-й уровень — самостоятельных решений не найдено: повторены ре­шения обучающего этапа или работа не выполнена (этажи остались неза­селенными).

Пример 5. Раскрашивание фигур

Цель задания. Выявить умение классифицировать наглядный матери­ал по самостоятельно найденному основанию. Определить степень адек­ватности визуального восприятия формы и умение мысленно перемещать и совмещать фигуры для определения их равенства.

Материалы.

Каждый ребенок получает рисунок с рядом фигур, фло­мастеры или карандаши.

Задание. Одинаковые фигуры надо закрасить одним цветом. Цвет вы­бирается самостоятельно. Сколько групп одинаковых фигур ребенок най­дет, столько цветов использует.

Оценка задания.

1-й уровень — классификация выполнена правильно; выделены три группы разных фигур (3 равнобедренных треугольника, 4 равносторон­них и 3 прямоугольных).

2-й уровень — одна ошибка (не различение одинаковых фигур в пря­мом и повернутом положении; или не различение одинаковых фигур в пря­мом и зеркальном положении);

3-й уровень — две ошибки (не различение одинаковых фигур в прямом и повернутом положении и не различение фигур в прямом и зеркальном положений);

4-й уровень — три ошибки (не различение одинаковых фигур в прямом и повернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также не ­различение разных фигур); бессмысленное, хаотическое раскрашивание фигур.

Результаты экспресс-диагностики познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста старшей группы детского сада

Пример 1. «Упорядочивание»

И.Ф. уровень И.Ф. уровень И.Ф. уровень
А.Ш. IV В.К. II М.Д. I
А.З. I Д.В. I Н.З. II
А.К. I Д.Д. III Н.П. II
А.П. III Д.Л. I О.В. II
А.Ле. I Д.А. I Т.Е. II
А.Л. I З.Р. I Т.А. I
А.М. II К.Б. I Ю.З. I
В.Д. I К.Н. I    
В.Н. II Л.С. I    

Пример 2. «Первоначальные математические представления»

И.Ф. уровень И.Ф. уровень И.Ф. уровень
А. Ш. III В.К. II М.Д. I
А.З. I Д.В. II Н.З. I
А.К. I Д.Д. III Н.П. I
А.П. III Д.Л. I О.В. III
А.Ле. I Д.А. II Т.Е. II
А.Л. I З.Р. I Т.А. II
А.М. I К.Б. I Ю.З. I
В.Д. III К.Н. I    
В.Н. I Л.С. II    

Пример 3.

И.Ф. уровень И.Ф. уровень И.Ф. уровень
А.Ш. III В.К. II М.Д. I
А.З. I Д.В. II Н.З. I
А.К. I Д.Д. III Н.П. I
А.П. IV Д.Л. II О.В. II
А.Ле. I Д.А. II Т.Е. II
А.Л. I З.Р. I Т.А. II
А.М. I К.Б. I Ю.З. II
В.Д. III К.Н. I    
В.Н. II Л.С. II    

Пример 4. «Заселение дома»

И.Ф. уровень И.Ф. уровень И.Ф. уровень
А.Ш. III В.К. I М.Д. I
А.З. II Д.В. I Н.З. I
А.К. I Д.Д. III Н.П. II
А.П. IV Д.Л. III О.В. III
А.Ле. II Д.А. I Т.Е. I
А.Л. II З.Р. II Т.А. I
А.М. II К.Б. II Ю.З. II
В.Д. I К.Н. II    
В.Н. II Л.С. I    

Пример 5. Раскрашивание фигур

И.Ф. уровень И.Ф. уровень И.Ф. уровень
А.Ш. II В.К. I М.Д. II
А.З. I Д.В. II Н.З. II
А.К. II Д.Д. II Н.П. II
А.П. II Д.Л. I О.В. III
А.Ле. I Д.А. II Т.Е. I
А.Л. I З.Р. I Т.А. I
А.М. I К.Б. II Ю.З. II
В.Д. I К.Н. II    
В.Н. I Л.С. I    

Сводная таблица

  Пример 1 Пример 2 Пример 3 Пример 4 Пример 5 Итог
А.Ш. IV III III III II 15
А.З. I I I II I 6
А.К. I I I I II 6
А.П. III III IV IV II 16
А.Ле. I I I II I 6
А.Л. I I I II I 6
А.М. II I I II I 7
В.Д. I III III I I 9
В.Н. II I II II I 8
В.К. II II II I I 8
Д.В. I II II I II 8
Д.Д. III III III III II 14
Д.Л. I I II III I 8
Д.А. I II II I II 8
З.Р. I I I II I 6
К.Б. I I I II II 7
К.Н. I I I II II 7
Л.С. I II II I I 7
М.Д I I I I II 6
Н.З. II I I I II 7
Н.П. II I I II II 8
О.В. II III II III III 13
Т.Е. II II II I I 8
Т.А. I II II I I 7
Ю.З. I I II II II 8

Определимуровень познавательного развития и сформированности математических представлений дошкольников.

Высокий: 5-7баллов

Средний: 8-11баллов

Низкий: 12 и меньше баллов.

Среди тестируемых 12 детей обнаружили высокий уровень, 9 детей средний уровень и 4 ребёнка низкий уровень познавательного развития и сформированности математических представлений.

Рекомендации: задания первых трёх примеров тестируют уровень развития математических представлений пространственного и конструктивного мышления, а двух последних выявляют уровень развития математического стиля мышления. Следовательно, дети с выявленным низким уровнем познавательного развития и сформированности математических представлений нуждаются в коррекции с использованием заданий развивающих пространственное и конструктивное мышление, а так же направленные на формирование математического стиля мышления. После проведения комплекса коррекционных занятий необходима повторная диагностика. Если не будет достигнуто положительного эффекта, рекомендуется более глубокая психологическая диагностика.

Литература:

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

2. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие/Сост. З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Р.Л.Непомнящая, А.М.Вербенец – СПб: Детство-Прес, 2000.- 94 с.

3. Михайлова З.А., Носова Е.А и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 384 с., илл.

4. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_08e.shtml

 



2020-03-17 6994 Обсуждений (0)
Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста. 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6994)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)