Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика осуществлялось на базе детского сада. Всего исследованием было охвачено 25 детей в возрасте 5лет 4 месяца - 5 лет 10месяцев. Пример 1. «Упорядочивание» Цель задания. Выявить представление детей о счете предметов и об их упорядоченности. Материалы. Картонные круги диаметром 5 см с точками. Круги располагают перед ребенком в беспорядке. Задание. В одних кругах точек мало, в других — много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки. Способ выполнения. Не следует подсказывать ребенку принцип упорядочивания. Выполнение задания самостоятельно покажет уровень сформированности его представления об упорядоченности. Оценка задания: 1-й уровень — задание выполнено полностью верно; 2-й уровень — допущены 1-2 ошибки; 3-й уровень — допущены 3-4 ошибки; 4-й уровень — допущено более 5 ошибок. Пример 2. «Первоначальные математические представления» Цель задания. Определить представление детей о соотношениях: больше на, меньше на; о количественном и порядковом счете, о форме простейших геометрических фигур. Материалы. Семь любых предметов или их изображений на фланелеграфе, предметы могут быть как одинаковые, так и разные. Способ выполнения. Для выполнения задания ребенку дают лист бумаги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей. Они предлагаются последовательно. Задания. А. Нарисуй на листе столько же кругов, сколько на доске предметов. Б. Нарисуй квадратов на один больше, чем кругов. В. Нарисуй треугольников на два меньше, чем кругов. Г. Обведи линией шесть квадратов. Д. Закрась пятый круг. Оценка задания (оценивается качество выполнения всех заданий в совокупности): 1-й уровень — задание выполнено полностью верно; 2-й уровень — допущены 1 -2 ошибки; 3-й уровень — допущены 3-4 ошибки; 4-й уровень — допущено более 5 ошибок. Пример 3 Цель задания. Провести диагностику умений анализировать условия предъявленной задачи, в данном случае практического характера (планировать ход ее решения, выбирать адекватные действия, критически оценивать полученный результат). Задание также определяет визуальную адекватность определения формы фигуры, пространственную подвижность мышления — умение мысленно перемещать и компоновать детали, адекватность визуальной оценки размеров фигур. Материалы. Белый лист бумаги с изображением контура лодочки с парусом и цветные геометрические фигуры: 4 квадрата 2x2 см, 4 прямоугольных равнобедренных треугольника с катетом 2 см, все одного цвета. 2 см 6см Задание. Часть 1. «Раскрась» лодочку, но не карандашами, а данными фигурами. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображения. Часть 2. Оцени качество выполнения задания — все ли сделано правильно? Если ребенок сам не замечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очертания контура), педагог спрашивает, хочет ли ребенок сделать новую лодочку лучше этой. В случае отрицательного ответа педагог не настаивает на этом. Оценка задания. А.Оценивается способ выполнения задания: обдумывал ли ребенок сначала его выполнение, планировал или работал без всякой системы, методом проб и ошибок. Б. Оценивается рациональность размещения фигур. В.Оценивается критичность в оценке выполнения задания. Г. Оценивается желание, готовность исправить допущенные ошибки. Д. Оценивается темп деятельности. 1-й уровень — фигуры выложены правильно и быстро (ребенок мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение); 2-й уровень — контур заполнен правильно, но ребенок работал методом проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в процессе работы сам себя корректировал; 3-й уровень — только часть контура заполнена правильно, некоторые фигуры выходят за его очертания; при оценке работы ребенок ошибок не замечает, но когда педагог обращает на них его внимание, готов их исправить; 4-й уровень — контур заполнен хаотично, большинство геометрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаются, желания сделать лучше при указании на них нет. Пример 4. «Заселение дома» Цель задания. Выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключиться с одного найденного решения на поиск другого. Материалы. На доске или на большом листе бумаги заранее нарисован дом, карточки с крупными изображениями «жильцов» дома; каждому ребенку дается листок с изображением такого же дома и фломастер. Задание. Часть 1 (обучающая). В доме шесть этажей. На каждом этаже — три комнаты. В каждой комнате живет один жилец: педагог показывает изображения — точка, палочка и галочка. На всех этажах они живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева — точка (рисует в окошке точку), в средней комнате — палочка (рисует палочку).
Часть 2 (основная).
Оценка задания. 1-й уровень — задание выполнено правильно: найдены все 4 варианта размещения, не повторяющих «заселение» пятого и шестого этажей; 2-й уровень — найдено 2-3 различных варианта размещения из четырех возможных; 3-й уровень—найден один вариант размещения из четырех возможных; 4-й уровень — самостоятельных решений не найдено: повторены решения обучающего этапа или работа не выполнена (этажи остались незаселенными). Пример 5. Раскрашивание фигур Цель задания. Выявить умение классифицировать наглядный материал по самостоятельно найденному основанию. Определить степень адекватности визуального восприятия формы и умение мысленно перемещать и совмещать фигуры для определения их равенства. Материалы. Каждый ребенок получает рисунок с рядом фигур, фломастеры или карандаши. Задание. Одинаковые фигуры надо закрасить одним цветом. Цвет выбирается самостоятельно. Сколько групп одинаковых фигур ребенок найдет, столько цветов использует. Оценка задания. 1-й уровень — классификация выполнена правильно; выделены три группы разных фигур (3 равнобедренных треугольника, 4 равносторонних и 3 прямоугольных). 2-й уровень — одна ошибка (не различение одинаковых фигур в прямом и повернутом положении; или не различение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении); 3-й уровень — две ошибки (не различение одинаковых фигур в прямом и повернутом положении и не различение фигур в прямом и зеркальном положений); 4-й уровень — три ошибки (не различение одинаковых фигур в прямом и повернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также не различение разных фигур); бессмысленное, хаотическое раскрашивание фигур. Результаты экспресс-диагностики познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста старшей группы детского сада Пример 1. «Упорядочивание»
Пример 2. «Первоначальные математические представления»
Пример 3.
Пример 4. «Заселение дома»
Пример 5. Раскрашивание фигур
Сводная таблица
Определимуровень познавательного развития и сформированности математических представлений дошкольников. Высокий: 5-7баллов Средний: 8-11баллов Низкий: 12 и меньше баллов. Среди тестируемых 12 детей обнаружили высокий уровень, 9 детей средний уровень и 4 ребёнка низкий уровень познавательного развития и сформированности математических представлений. Рекомендации: задания первых трёх примеров тестируют уровень развития математических представлений пространственного и конструктивного мышления, а двух последних выявляют уровень развития математического стиля мышления. Следовательно, дети с выявленным низким уровнем познавательного развития и сформированности математических представлений нуждаются в коррекции с использованием заданий развивающих пространственное и конструктивное мышление, а так же направленные на формирование математического стиля мышления. После проведения комплекса коррекционных занятий необходима повторная диагностика. Если не будет достигнуто положительного эффекта, рекомендуется более глубокая психологическая диагностика. Литература: 1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 400 с. 2. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие/Сост. З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Р.Л.Непомнящая, А.М.Вербенец – СПб: Детство-Прес, 2000.- 94 с. 3. Михайлова З.А., Носова Е.А и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 384 с., илл. 4. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_08e.shtml
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6994)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |