Синтез рекомендаций по совершенствованию приемов и способов учебной деятельности в рамках информационно-операционного этапа отработки учебного вопроса на Д-21.
Информационно-операционный этап отработки учебного вопроса, выносимого на групповое упражнение, условно разделен на три цикла: информационный, операционный и контрольно-оценочный. Информационный цикл включает: постановку учебной проблемы (ввод в ситуацию); показ возможных технологий разрешения ситуации (проблемы); выбор технологии разрешения проблемы (ситуации). Операционный цикл включает: формирование ориентировочной основы деятельности; выполнение операций, действий, деятельности; упражнение в действиях, деятельности; контрольно-корректировочные действия (диагностика, выбор показателя, критерия, оценки результата, решение на корректировку. Контрольно-оценочный цикл включает: предъявление требования (задание теста); выполнение требования (решение теста); оценка результата (сравнение решения с эталоном). В ходе отработки учебного вопроса на групповом упражнении основная роль отводится преподавателю вуза, который, владея основами современных педагогических технологий, способен и должен четко представить себе цели, содержание, методы, средства и формы обучения специалиста, роль и место учебной дисциплины "оперативное искусство" в образовательном процессе, а также пути, способы и средства повышения результативности занятия. Кроме известных и широко применяемых приемов предлагаются следующие. 1. Поскольку учебная задача по дисциплине Д-21 является комплексной и межкафедральной, то при вводе обучаемых в проблему (ситуацию) необходимо довести исходную обстановку не в отрыве, а во взаимосвязи с тематикой предыдущих занятий, проведенных преподавателями других кафедр. Например, при оценке района боевых действий слушателям рекомендуется выявить влияние не только факторов, заданных в условии задачи (физико-географических, военно-политических и др.), но и обусловленных недавним воздействием противника, его ВТО, ОМП. То есть, рекомендуется учесть результаты предыдущих занятий по Д-161 (например, районы затопления в следствие разрушения плотин). 1. Предлагаемый прием "провокация" состоит в вызове элемента несогласия слушателя на короткое время. Например, дается команда на постановку боевой задачи формированию ПВО, которое не состоит в оперативном подчинении данному объединению ВВС и ПВО. Такой прием заостряет внимание слушателей и завязывает дискуссию в аудитории. 2. Предоставление слушателю права докладывать и защищать собственный (отличный от кафедрального) вариант решения ведет к неприятию шаблонности. Всемерного поощрения при этом заслуживают элементы военной хитрости и нестандартности в подходах к решению оперативных задач. Еще Ф. Энгельс показал, что как только те или иные приемы и способы ведения вооруженной борьбы становятся общеизвестными, они теряют свою эвристическую силу и неизбежно ведут к провалу операции. Практическая деятельность военного специалиста в боевой обстановке вызывает необходимость постоянного поиска путей формирования нестандартного мышления офицеров. Его специфическая особенность состоит в необходимости творческого решения в короткие сроки постоянно возникающих задач в условиях единоборства с противником. 3. Важной является установка на многовариантность любого решения, ибо вооруженное противоборство основано на антагонизме сторон. Противник также старается перехитрить командующего А ВВС и ПВО и умеет творчески подходить к делу. Тому есть ряд примеров из опыта локальных войн. В 1986 году операцию "Эльдорадо Каньон" США построили на том, что бомбардировка Триполи и Бенгази началась не со стороны Средиземного моря (откуда ливийцы ожидали агрессию), а с юга, со стороны пустыни. Карл Клаузевиц писал: "Война- область недостоверного. Три четверти того, что делается на войне, лежит в тумане неизвестности. Поэтому обязательным условием работы полководца является готовность и умение действовать во мраке. Без риска и дерзания эта деятельность невозможна". 4. Прием "возражение" предполагает высказывание преподавателем несогласия с тем решением слушателя, которое безусловно верное. Это заставляет слушателя находить дополнительные аргументы и доказательно отстаивать свою точку зрения. 5. Прием "прогнозирование" состоит в предъявлении слушателю требования оценить ожидаемый результат реализации его решения с последующей проверкой его на высокотехнологичных математических моделях. 6. На групповом упражнении полезным бывает заслушивание тех обучаемых, которые к данной проблеме имеют (имели) непосредственное отношение. В этой связи можно только сожалеть, что больше нет "смешанного" зенитно-авиационно-радиотехнического факультета, где в каждой учебной группе были специалисты различных военных профессий и родов войск. Их обмен опытом на групповых упражнениях в последствии имел большую пользу при организации взаимодействия. Эти и другие приемы в совокупности обогащают педагогическую технологию и позволяют повысить эффективность проведения ГУ. З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Совершенствование практических навыков профессиональной деятельности слушателей на групповых упражнениях по учебной дисциплине Оперативное искусство является проблематичной задачей. Это вызвано рядом причин, основными из которых являются: Ввод Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и необходимость подготовки военного специалиста в вузе по военной и близкой к ней гражданской специальности; Необходимость повышения фундаментальной подготовки специалиста, которая должна обеспечить его профессиональную мобильность и способность к самообучению; Сокращение бюджета учебного времени и уплотнением занятий с переходом на двухлетний срок обучения. В этих условиях на кафедре оперативного искусства ведется настойчивая работа по поиску и внедрению более совершенных, более результативных приемов учебной деятельности профессорско- преподавательского состава. Важное место в ней принадлежит развитию современных педагогических технологий по формированию практических навыков профессиональной деятельности слушателей на групповых упражнениях по учебной дисциплине "Оперативное искусство ВВС".
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Руководство по организации работы вуза МО РФ (приказ МО РФ 2000 г. № 10). 2. Приказ МО РФ 1998 г. № 338. 3. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: "Высшая школа", 1989. 4. Торгованов Ю.Б., Добуш М.Г., Мурашко М.В. Педагогическая технология подготовки военных специалистов в высших военно-учебных заведениях. Тверь: ВУ ПВО, 2001. 5. Благодеров А.В., Добуш М.Г. Педагогическая система и принци-пы интенсификации обучения слушателей и курсантов. Тверь: ВУ ПВО, 1997. 6. Методический сборник. Часть 1.Тверь: ВА ПВО, 1995 г. 7. Методический сборник № 4. Психологические аспекты обучения и воспитания слушателей и курсантов академии. Тверь, ВА ПВО, 1998 г. 8. Мухин В.И., Новиков В.К. Информационно-психологическое оружие. Москва: ВА РВСН, 1998 г. 9. Криницкий Ю.В. и др. Исчезающая академия. Москва: Независимое военное обозрение № 1999 г.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |