Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что значит действовать на сцене органически, по-настоящему?



2020-03-17 217 Обсуждений (0)
Что значит действовать на сцене органически, по-настоящему? 0.00 из 5.00 0 оценок




Действовать на сцене органически, это когда природная органика актёра откликается на совершаемые им на сцене действия. И чтобы эти действия верно и убедительно раскрывали характер героя, они должны быть подлинными, то есть - органическими. Это значит, что они должны подчиняться тем же законам, обладать теми же свойствами, что и наши действия в жизни. Основными из этих свойств являются - целеустремлённость, целесообразность и продуктивность. Они присущи любому действию в жизни, следовательно, должны присутствовать и в действии на сцене. Только тогда можно считать его настоящим, подлинным, а не показным. Теперь, рассмотрю каждое из этих свойств, применительно к сценическому действию.

Сама сущность действия заключается в осуществлении какой-то цели. Без цели действия не существует. Поэтому актёр, в каждый данный момент своего пребывания на сцене, должен иметь какую-то конкретную цель, то есть и действенную задачу, и направлять все свои усилия на её решение. К сожалению, это не всегда происходит. Плохо, когда актёр - по подсказке режиссёра - просто выполняет ряд намеченных мизансцен и механически копирует подсказанные жесты и интонации. В результате утрачивается представление о том, зачем он это делает. Бывает и так, что актёр забывает о цели действия из-за волнения или потому, что увлекается желанием вызвать у зрителя аплодисменты. В этих случаях подлинное действие подменяется внешними механическими движениями или же демонстрацией своих «способностей», что в итоге так же не проявляется как искусство актёра, а простое фиглярство и «показушность».

Другое свойство подлинного действия - целесообразность. В жизни выполняя какое-нибудь действие, мы всегда ведём себя сообразно окружающей обстановке и в соответствии со своим характером. Разжигая костёр, мы помним, что огонь жжётся, и держимся от него на расстоянии. Переходя улицу, смотрим сперва налево, а потом направо, чтобы не попасть под машину. Да и переходят всё её по-разному: большинство делают это в положенных местах, но нетерпеливый и плохо воспитанный человек может перебежать улицу и перед самым носом автомобиля. Люди делают это, потому что в каждом действии, совершаемом ими, в жизни есть своя логика. Так вот она должна быть и на сцене. Осуществляя своё стремление к той или иной цели, актёр должен делать это в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами. Предположим, что по ходу спектакля надо убрать комнату. Так вот если времени у героя по пьесе много, это можно делать не спеша, неторопливо, тщательно. Если же времени мало-то же действие должно выполняться быстрее. Или перед исполнителем другая задача: надо занять деньги. Выполнение данного действия будет зависеть от того, что за человек, у которого надо взять взаймы их, каковы взаимоотношения между персонажами, где, когда и зачем приходится просить деньги. Допустим, что этот человек хороший друг. Тогда можно просто подойти к нему и, глядя прямо в глаза, сказать: «Дай взаймы пять рублей». Ну, а если это человек мало знакомый, на помощь которого не очень приходится рассчитывать, то тогда можно, например, прежде чем произнести эти слова, сделать мрачное лицо и несколько раз вздохнуть. Если дело происходит в гостях, можно сначала отвести его в сторону и там уже шёпотом изложить свою просьбу. Ну, а если знакомый встречен в магазине, сначала можно похлопать себя по карманам, а затем уж с улыбкой (вот, мол, какая оказия: оставил деньги дома) попросить денег в долг. Во всех этих случаях действие выполнялось по-разному, но каждый раз выбирались те приспособления, которые подсказывались предлагаемыми обстоятельствами.

Если не уделять этому должное внимание, то на сцене будет несуразица, которая встречается в плохих и не проработанных спектаклях. Примеров масса: актёр что-то сообщает своему партнёру по «секрету», а сам кричит что есть силы; или, встретив незнакомого человека, сразу же похлопывает его по плечу; входит в кабинет начальника, как к себе домой, и т.д. Такие несообразности сразу же разоблачают актёра, говорят о том, что он не действует по-настоящему, а лишь изображает действие. И это не допустимо!

Ещё одно свойство настоящего органического действия - продуктивность. Цель, которая лежит в основе действия, чаще всего связана с достижением какого-то конкретного результата. И хотя достичь результата удаётся не всегда, все усилия должны быть направлены именно на это. Вот в чём заключается продуктивность действия. Применительно к сцене это означает, что на ней каждое действие тоже должно доводиться до конца, до желаемого результата. Если на сцене приходится убирать комнату, то надо по-настоящему смахнуть пыль, собрать мусор. Если приходится что-то обдумывать, решать - надо пропустить через себя всю цепочку мыслей и в результате прийти к определённому выводу. Но, увы, часто бывает так, что актёр на сцене, который совершенно не заинтересован в результатах своего действия: смахивая пыль, он машет тряпочкой в воздухе, вместо того, чтобы действительно думать - просто «Морщит лоб». Отсутствие в действии, как целеустремлённости, целесообразности, так и продуктивности свидетельствует о показном его характере.

Итак, действовать по-настоящему, органически - значит, в каждый момент своего пребывания на сцене иметь перед собой какую-то конкретную цель, а осуществляя её - вести себя сообразно предлагаемым обстоятельствам и доводить действие до конца. Этого и надо добиваться в любом действии, совершаемом на сцене, - большом или маленьком, физическом, психологическом или словесном. В жизни мы всегда действуем так, но, выходя на сцену, актёр часто утрачивает эту способность. Немирович-Данченко, занимаясь с молодёжью МХАТа, любил повторять, что целеустремлённость, целесообразность, продуктивность отличают действия не только человека, но и любого животного, вплоть, до самых примитивных. Даже краб, говорил он, ориентируется на местности и, вылезая из воды на сушу, смотрит, нет ли опасности. Даже слепой червяк ощупывает дорогу перед собой. И только одно существо на земле входит в незнакомое место и, даже не взглянув вокруг, прямо направляется куда хочет, уверенно хватает предмет, не зная заведомо о том, где этот предмет находится, читает письмо, не глядя на написанный текст, отпирает сложный замок, не прикоснувшись к нему, словом, не действует, а производит только ряд механических движений, бесцельных, часто ни с чем не сообразных, ничего не меняющих вокруг него. Этим неестественным существом может оказаться актёр на сцене.

К сожалению, существует целый ряд причин, по которым это происходит, то что на сцене пропадают даже самые привычные навыки, и мы не знаем, куда деть свои руки. Дело в том, что выходя на сцену, актёр попадает в особый мир - мир, где всё неправда, условность. Он имеет дело с придуманными событиями, вымышленными людьми, видит условную обстановку. Он наперёд знает из авторского текста всё, что должно произойти. И вдобавок, оказывается под постоянным наблюдением зрителей, ощущает на себе их оценивающие взгляды. Всё это и приводит к тому, что у человека, выходящего на сцену, пропадает обычное жизненное самочувствие - он уже ничего не видит, не слышит, возникает скованность, ноги приклеиваются к полу, и начинают дрожать руки, отказывается повиноваться и хрипнет голос. Ну, в таком состоянии ему единственное, что остаётся, - это просто проговаривать слова своей роли или же что-то изображать.

К сожалению, никаких готовых рецептов как заставить себя на сцене жить по законам подлинной жизни и вернуть себе нормальное жизненное самочувствие, на этот счёт нет. И никому не дано добиться этого сразу. Ведь на сцене всему предстоит учиться заново - говорить, видеть, слушать, двигаться и т.д. Ну, а это требует времени и большого труда. И прежде всего труда, направленного на развитие, воспитание в себе творческих качеств и способностей, которые нужны для настоящего действия на сцене.

К примеру, работая над ролью Дворника в спектакле «Неудачный день» по одноимённой пьесе Михаила Зощенко, в первой сцене у меня была цель украсть в кооперативе такое количество, сколько смог бы унести. Но оправдав себя. Цель - украсть определённый набор продуктов, предлагаемые обстоятельства - ночь, темно, страшно, что поймают. Достижение цели - взял именно то, о чём говорил и чего хотел, аккуратно сложил за пазуху, напихал в карманы. И уже гружёный, крадучись, покинул кооперацию.

В последующих сценах, когда обнаружилась кража (хоть и не значительная), пригласили милиционера и всех работников данной кооперации, включая моего персонажа - Дворника. Целью было - не выдать себя, отыграть искреннее удивление кражи. Предлагаемое обстоятельство - наличие милиционера, которого боялся, так как совесть у Дворника была, и ещё директор и счетовод говорили милиционеру в разы завышенные убытки, что, безусловно, выбивало из колеи мой персонаж, который так старался не выдать себя. Достижение цели - это провал первичной цели (но тут промах мимо цели, что абстрактно тоже является достижение этой цели в сценической интерпретации). В какой-то момент он не выдерживает явного вранья Заведующего и Счетовода - и он оговаривается, что это он вор, что не мог он столько много украсть.

После того когда вскрывается, что это он вор. Возникает новая цель - оправдаться, проверить, что бы милиционер в протоколе всё правильно зафиксировал, без преувеличения убытков. Предлагаемые обстоятельства - раскрытие воровства, укоризненные взгляды сослуживцев, стыд за содеянное. Достижение цели - только после того как мой персонаж окончательно убедился в справедливости заполненного протокола и что весь недостающий товар вернули - он уже обречённо уходит с милиционером.

театр актерский сцена



2020-03-17 217 Обсуждений (0)
Что значит действовать на сцене органически, по-настоящему? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что значит действовать на сцене органически, по-настоящему?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)