Экономическая сущность информации
Информатизация экономики - превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения. Термин информация означаетсведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Экономическая сущность информации не отделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и потребителей информации. Роль потребителей информации с экономической точки зрения очерчивается в следующем определении: «информация - новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полезные, представляющие экономическую ценность. Экономическая информация выступает одновременно как: предмет (первично-необработанные данные), средство (совокупность знаний, приемов, средств для переработки информации), результат труда (информация, которая обладает потребительскими свойствами). В информационных экономических отношениях по своей природе информация является коллективным продуктом. Она обостряется противоречием между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения. В связи с важной ролью, которую играет информация в современном мире, все более острой становится проблема доступа к ее источникам и общественных форм обслуживания. В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления. Государство само является одним из крупнейших потребителей компьютерной техники, производителем, потребителем и накопителем информации. При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель(получатель):
Рис. 1. Передача сообщения от источника к получателю [2].
Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае «каналом связи». Характеристики экономической информации: объем информации, целостность информации, цикличность, удельный вес значений. Свойства экономической информации: 1. ценность и полезность экономической информации характеризуется стоимостью, трудоемкостью, доступностью, истинностью и релевантностью; 2. полнота экономической информации может быть: достаточной, недостаточной, избыточной; 3. независимость содержания от форм предоставления. Классификация экономической информации [8]: 1. По значению в процессе управления: - управляющая (состоит из доводимой до сведения исполнителей информации в форме прямых приказов, плановых заданий либо в форме экономических и моральных стимулов); - осведомляющая (воплощена в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи: сведения о результатах выполнения решения и состояния управленческого объекта). 2. По содержанию: - по фазам и процессам производства: информация о рынке, информация о производстве; - по отображенным структурным единицам: по отраслям, по экономическим районам, по отдельным предприятиям. 3. По возможности использования ценности информация для принятия решения: - полезная; - ложная; - избыточная. 4. По степени обработки и месту в информационном процессе: - первичная; - производная. 5. По постоянности: - постоянная; - условно-постоянная; - переменная. Классификацию экономической информации можно обобщить в виде схемы:
Схема 1. Классификация экономической информации
Недостатки экономической информации: · не все сведения несут информационную нагрузку; · многократное дублирование данных; · аналогичные данные не сопоставимы; · терминология экономической информации не унифицирована. Таким образом, экономическая сущность информации состоит в том, что она одновременно является и предметом, и средством, и результатом труда. Так же сущность экономической информации включает в себя процесс информирования, а ее ценность и полезность характеризуется стоимостью, трудоемкостью, истинностью. Наряду с этим, экономическая информация имеет свои недостатки, такие как: многократное дублирование данных, не все сведения несут информационную нагрузку.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (675)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |