Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль правового воспитания и правового образования в формировании правомерного типа поведенческой активности



2020-03-17 243 Обсуждений (0)
Роль правового воспитания и правового образования в формировании правомерного типа поведенческой активности 0.00 из 5.00 0 оценок




правомерный поведение мотив воспитание

Правовое воспитание определяется в правовой науке как «организованное, систематическое целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки, и привычки законопослушного поведения».

Целью правового воспитания является формирование в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение и исполнение юридических норм. Одной из основных форм правового воспитания является правовое обучение. Знание права является одним из элементов правосознания. Только зная содержание правовых норм возможно сознательное воспринять и усвоить правовые требования, права и обязанности. При этом правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями и умениями. Как отмечает В.В. Лазарев, «можно обладать знаниями и не уметь ими пользоваться». В связи с этим одним из условий эффективности правового воспитания, проводимого в форме правового обучения, следует признать не только разъяснение правовой нормы, но и раскрытие ее политического смысла, значения, гуманности содержания. На данный аспект правового воспитания обращено внимание и в Приказе Генпрокуратуры РФ от 10.09.2008 №182 в п. 5 которого указана необходимость разъяснения социальной сущности и конкретного содержания правовых предписаний.

Одной из организационно-правовых форм правового воспитания является качественная законотворческая и эффективная правоприменительная практика. Действительного уважения и почитания со стороны большинства членов общества заслуживают лишь те законы, которые направлены на обеспечение прав и свобод каждой личности, способно опосредовать правовой и общественный порядок, успешно разрешать сложные жизненные противоречия и конфликты. Такие законы придают праву значимость несомненной ценности и вызывают убежденность в необходимости и целесообразности их соблюдения.

Наряду с этим, человек, являясь субъектом права, может уважительно относиться к праву и законам, лишь убедившись на практике, что действующая правовая система обеспечивает его жизненно важные интересы, цели, намерения.

Сформированное в ходе правового воспитания чувство уважения к праву позволяет субъектам правомерного поведения не только достигать реализации сугубо личных интересов и потребностей, но и действовать в соответствии с теми принципами права, которые присущи демократическому цивилизованному обществу.

Таким образом, правовое воспитание играет важную роль в формировании правомерного типа поведенческой активности. Оно способствует повышению уровню правового сознания и правовой культуры граждан, прививает им уважение к праву, наличие которого является неотъемлемым условием активного, созидательного, общественно-полезного правомерного поведения.


Заключение

 

Правовое поведение является разновидностью социального поведения и представляет собой поведение людей, складывающееся в сфере правового воздействия, то есть поведение, урегулированное правом. При этом характеристика поведения в качестве правового совсем необязательно означает соответствие поступков предписаниям правовых норм. В работе отмечена тесная связь правового поведения с такими категориями как «нормативное поведение», «правовое сознание», «правовая культура». Рассмотрена структура правового поведения, которую образуют субъект, субъективная сторона, объект и объективная сторона. Приведена классификация правового поведения по таким критериям как юридическая оценка, социальная значимость, субъект, форма внешнего проявления.

При рассмотрении правомерно поведения сделан вывод, что его главным сущностным признаком является соответствие правовым предписаниям. Рассмотрен вопрос о границах правомерного поведения. Предложено различать два аспекта правомерности поведения: правомерность в строгом смысле слова, которая прямо предусмотрена в нормативно-правовых актах; и правомерность в широком смысле, включающая некоторые формы поведения, не регламентированного напрямую правом.

В работе проанализирован состав правомерного поведения. Сделан вывод, что под субъектами правомерного поведения следует понимать индивидов и коллективные образования, которые в соответствии с действующим законодательством способны сознательно совершать правомерные действия, влекущие определенные социальные и правовые последствия. Отмечено, что субъективная сторона представляет собой наиболее сложный элемент состава правомерного поведения, оценить который с помощью лишь юридической науки весьма затруднительно. В связи с этим требуется обращение к разработкам психологической науки.

Определяющую роль в формировании субъективной стороны правомерного поведения играют мотивы, то есть доводы в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели. Мотивы выбора субъектом варианта правомерного поведения могут быть самыми различными: от глубокого осознания и понимания его необходимости в интересах всего общества, до вынужденного следования правовым предписаниям в виду опасения быть подвергнутым мерам государственного принуждения. При этом в основе правомерного поведения могут лежать и мотивы, не связанные с оценочно-эмоциональным отношением индивида к правовым нормам.

Мотивы правомерного поведения используются правовой наукой как один из основных критериев классификации правомерного поведения, на основе которых различают социально-активное, привычное, конформистское, маргинальное правомерное поведение. В работе приведена характеристика каждого из перечисленных видов правомерного поведения, отмечено, что наибольшую социальную ценность имеет социально-активное поведение, которое характеризуется высокоразвитым правовым сознанием.

Существенную роль в формировании правомерного типа поведенческой активности играют правовое воспитание и правовое образование, которые способствуют повышению уровню правового сознания и правовой культуры граждан, прививают им уважение к праву. Наличие последнего является неотъемлемым условием активного, созидательного, общественно-полезного правомерного поведения.

 


Список использованной литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 №51-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. − 1994. − №32. − Ст. 3301.

2. Приказ Генпрокуратуры РФ «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» от 10 сентября 2008 №182. // Законность. − 2008. − №10.

.   Зарубаева Е.Ю. Правомерное поведение: Подходы к определению дефиниции, социальная значимость и типология. // Сибирский юридический вестник. - 2005. - №1. - С. 12-15.

.   Зарубаева Е.Ю. Мотивация и установка как психолого-правовые факторы правомерного поведения личности. // Сибирский юридический вестник. - 2004. - №4. - С. 16-21.

.   Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. - Р-н/Д.: Феникс, 2001. - 480 с.

.   Кожевников В.В. Виды правомерного поведения. // Юрист. - 2005. - №5. - С. 7-11.

.   Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2004. - 640 с.

.   Нехаева У.И. Правомерное поведение как ценность правового порядка. // Философия права. - 2009. - №4. - С. 74-76.

.   Общая психология. Словарь. / Под ред. Петровского А.В. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

10. Общая теория государства и права. / Под ред. Лазарева В.В. - М.: Юрист, 2001. - 520 с.

.  Павлухин А.Н. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания. / Павлухин А.Н., Зарипов З.С., Эриашвили Н.Д. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 111 с.

.  Пьянов Н.А. Правовое поведение: понятие и виды. // Сибирский юридический вестник. - 2004. - №2. - С. 11-14.

13. Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. - М.: НОРМА, 2002. - 612 с.

.   Тирских М.Г., Черняк Л.Ю. Стереотипизация социального поведения: правовые и иные социальные регуляторы общественных отношений. // Академический юридический журнал. - 2009. - №3. - С. 4-11.

.   Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2003. - 472 с.



2020-03-17 243 Обсуждений (0)
Роль правового воспитания и правового образования в формировании правомерного типа поведенческой активности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль правового воспитания и правового образования в формировании правомерного типа поведенческой активности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)