Обеспечение макроэкономической стабильности.
Увеличивающаяся торговая открытость экономик индустриальных стран приносит им немало стратегических выгоды, но создает при этом трудности для отдельных регионов, отраслей или крупных национальных корпораций. Такая же тенденция наблюдается и в других областях международных хозяйственных связей. – в кредитно-финансовой, валютной сфере, в движении производительных капиталов. Открытость национальных хозяйств обусловливает и новые, неизвестные в прошлом опасности макроэкономического характера. Развитие международных валютных рынков в сочетании с переходом к электронной системе телекоммуникаций в реальном режиме времени и ослаблении валютных ограничений в большинстве стран мира создало условие для крупномасштабных перебросок высоколиквидных ресурсов (так называемых «горячих денег») практически в глобальных масштабах для спекулятивной игры на понижение или на повышение той или иной национальной валюты. Такие спекулятивные акты нередко приводят к девальвации (реже – к ревальвации) валют, что сопровождается не только скачками цен на внутреннем рынке пострадавшей страны, но и сказывается на международной конкуренции ее товаров и услуг, а следовательно, и на состоянии ее торгового баланса. Все это сказывается на темпах инфляции, уровне занятости и доходов населения, состоянии платежного баланса, дохода и расхода государственного бюджета и повышенной бдительности со стороны государства, его готовности быстро реагировать на ситуацию в целях поддержания макроэкономического равновесия. В таких условиях существенно возрастает роль налоговых, валютных и кредитных инструментов государственного регулирования. Да и само это регулирование становится все более сложным искусством. Оно должно быть тонким и взвешенным, чтобы неосторожными действиями в какой-то одной сфере не причинить вреда всей экономике. Ситуация осложняется тем, что по мере открытия национальных экономик и возрастания роли экзогенных факторов в их функционировании традиционные инструменты макроэкономического регулирования – налоги, ставки рефинансирования коммерческих банков, интервенции на валютном рынке и т.п. – оказываются все менее эффективными. Так, увеличение налогов на товаропроизводителей может привести не столько к пополнению доходов бюджета, сколько к утечке капитала за границу. Рамки национального государства становятся слишком узкими для регулирования ряда процессов в национальной экономике. Приходится осуществлять макроэкономическое регулирование с оглядкой на политику других правительств, координировать собственные действия с их мероприятиями, вырабатывать общие правила игры. Макроэкономическое регулирование приобретает все более коллективный, межгосударственный характер, хотя имеет целью стабилизацию экономики конкретных стран в их национальных интересах. Промышленно развитые страны уже с начала 60-х гг. сверяют курсы своей макроэкономической политики в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая служит форумом для выработки, координации и содействия в осуществлении государствами-членами политики, нацеленной на стимулирование экономического роста и поддержание финансовой стабильности в своих странах. Более глубокая сверка курсов макроэкономической политики и согласование практических шагов осуществляется в рамках «большой семерки» - неформального форму высших руководителей США, Японии, Канады, Германии, Франции, Англии и Италии (с 1998г. – «большая восьмерка», в связи с принятием России как полноправной участницы этого форума). [10, с.33] От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций они с 1974г., наряду с прочими вопросами, рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и выбирают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных экономических организаций. Наиболее основательная координация макроэкономической, структурно и внешнеторговой и других областей политики происходит в Европейском союзе, где страны-участницы не просто сильно зависят друг от друга, но и далеко продвинулись по пути интеграции, т.е. сращивания национальных экономик. Здесь «хоровое» исполнение государственного регулирования потребовало уже участия «дирижера» в виде системы органов национально законодательной, исполнительной и судебной власти. Это позволяет не только тесно координировать государственное вмешательство в экономику стран-участниц, но и проводить совместную, то есть единую внешнеторговую, аграрную и региональную политику. С 1999г. большинство государств-членов перешло даже к единой валютной и эмиссионной политике, отказавшись от национальных денежных единиц в пользу общей для них всех валют – евро. [10, с.33]
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |