Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новые явления в культурной жизни.



2020-03-18 175 Обсуждений (0)
Новые явления в культурной жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из наиболее заметных явлений в области культуры было переосмысление истории советского периода. Начало этому положил доклад М. С. Горбачева на праздновании 70-летия Октябрьской социалистической революции «Великий Октябрь и перестройка, революция продолжается», где были даны новые оценки историческим событиям. В октябре 1988 г. «Правда» опубликовала серию статей известных советских историков по проблема м социалистического строительства, индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, внешней политики 20 - ­30-х годов. Стали публиковаться ранее не доступные даже специалистам документы. Приоткрыли свои тайны советские архивы.

Процесс переосмысления прошлого проявился и в художественной литературе, в частности в пьесе М. Шатрова «Дальше... Дальше... Дальше...», в романах А. Рыбакова «Дети Арбата», «35-й и другие». Большой вклад в историческое самосознание внесли публицисты: Р. Медведев, давший портреты руководителей коммунистической партии в своих эссе «О Сталине и сталинизме», А. Антонов-Овсеенко публикациями «Карьера палача» о Л. Берия, «Театр Иосифа Сталина», И. Клямкин, Ю. Карякин, А. Ципко, Н. Шмелев. Как поэзия во времена хрущевской оттепели, так публицистика в период перестройки наиболее живо, оперативно откликалась на потребности времени, запросы читателей.

Отказ от марксистско-ленинских догматов отразился на судьбах сотен тысяч людей. Властям пришлось начать в массовом порядке реабилитацию бывших заключенных по политическим статьям. Большинство из них оказались реабилитированными посмертно.

Публикуя новые исторические изыскания, власти ставили своей целью «подправить», «улучшить» социализм, провести десталинизацию общественной и идеологической жизни, ввести «социалистический плюрализм», то есть допустить разнообразные оттенки только коммунистической идеологии. Однако, опубликованные документы, приведенные многочисленные факты о преступлениях режима быстро сломали ограничительные рамки, привели к деленинизации и развенчанию в глазах части общества самой коммунистической идеи.

Другую важнейшую черту культурной жизни страны можно определить как «возвращение» - возвращение, изгнанных из советской и, прежде всего русской культуры, имен и произведений.

Зимой 1987/1988 п. был опубликован роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», за который писатель получил Нобелевскую премию в области литературы. В 1989 г. впервые в Советском Союзе был легально напечатан роман другого лауреата нобелевской премии А. И. Солженицына «Архипелаг Гулаг», а затем и другие его произведения: «В круге первом». «Раковый корпус», «Бодался теленок с дубом», главы из «Красного колеса». Советскому читателю стала доступна поэзия Иосифа Бродского, также нобелевского лауреата, осужденного в свое время советскими властями за «тунеядство».

Возвращены были рассказы О. Волкова, В. Шаламова, Л. Разгона, описывающие жизнь заключенных в коммунистических концлагерях и ссылках.

Стали публиковаться произведения русских писателей - эмигрантов, как старшего поколения: В. Набокова, М. Алданова, Б. Зайцева, Н. Бер­беровой, В. Ходасевича, И. Одоевцевой. так и эмигрировавших в со­циалистическую эпоху: Э. Лимонова, В. Войновича. В. Аксенова, М. Владимова, Л. Копелева, ученых А. Зиновьева, М. Bocленскогo и многих других. Прошли выставки художников - эмигрантов М. Шемякина, О. Целкова, скульптора Э. Неизвестного, а также представителей советского авангарда. Возвратился в страну один из ведущих советских режиссеров, основатель известного московского Театра на Таганке Ю. Любимов.

Вокруг литературных журналов стали группироваться представители идейных различных течений. Сторонники либерально-демократических преобразований - вокруг «Огонька», «Знамени», «Московских новостей»; националисты-державники - вокруг «Молодой гвардии». «Нашего современника».

В 1988 г. в стране широко отмечал ось 1000-летие принятия христиан­ства на Руси. Прекратились гонения на церковь. Религия стала важным фактором культурной жизни страны. Стали возрождаться храмы, некогда разрушенные или превращенные в склады и мастерские. В быт начали входить религиозные праздники. Активно заявило о себе христианское направление в искусстве, в частности живописи (О. Кондауров. В. Про­вотворов, В. Линицкий И др.). Свободно стали проповедовать свои воззрения представители разнообразных религиозных течений: кришнаиты, баптисты, пятидесятники и др.

Государственными премиями в области литературы были отмечены: А. Приставкин за повесть «Ночевала тучка золотая», Ф. Искандер за роман «Садро из Чегема», Б. Можаев за роман «Мужики и бабы», описывающий процесс коллективизации. Широкие дискуссии вызвали и произведения молодых писателей: С. Каледина «Смиренное кладбище» и «Стройбат», Ю. Полякова «Апофигей», «100 дней до приказа».

Среди кинофильмов наибольший интерес у советских зрителей вы­звали: «Покаяние» Т. Абуладзе, «Легко ли быть молодым» режиссера Ю. Подниекса, «Так жить нельзя» С. Говорухина, «Холодное лето 5З­-го», «ЧП районного масштаба», «Интердевочка», «Маленькая Вера». В основном, это были фильмы о современной жизни, нравственных проблемах, с которыми сталкивалась молодежь.

В области серьезной музыки большой популярностью пользовались концертные программы государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством В. Т. Спивакова. Дискуссии среди знатоков вызывала музыка А. Шнитке, С. Губайдулиной. У молодежи наибольшим успехом пользовались многочисленные рок - группы, среди которых выделялись такие исполнители, как В. Цой и его группа «Кино», рок - группы «Алиса», «Аквариум», «ДДТ». Среди эстрадных исполнителей лидировали А. Пугачева, В. Леонтьев, С. Ротару, В. Пресняков, а также новые исполнители О. Газманов с его «Эскадроном», Ж. Белоусов, группы «Ласковый май», «Браво».

Снятие всевозможных идеологических запретов значительно раскрепостило культурную жизнь, открыло дорогу для творческого простора писателям, поэтам, художникам, музыкантам. В то же время экономический кризис, переживаемый страной, сложный и трудный переход к рыночным отношениям усилили коммерсализацию культуры; проникновение, особенно в музыкальную среду, дурного и примитивного вкуса, превращение культуры исключительно в источник извлечения прибыли. Одной из задач общества и государства в новых условиях становится поиск путей равновесия между различными жанрами и направлениями в области культуры. Развитие должны получить как легкие, коммерческие, так и серьезные направления в искусстве и культуре.

 



2020-03-18 175 Обсуждений (0)
Новые явления в культурной жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новые явления в культурной жизни.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)