Сравнительный анализ результатов эксперимента
Эксперимент, в отличие от наблюдения, позволяет учителю активно влиять на интересующее явление, изменять условия его протекания, ориентировать их изменение в желаемом направлении. С целью изучения осознанности познавательного интереса можно провести следующий эксперимент. Учащимся предлагается на выбор несколько заданий различной степени сложности: 1-е задание требует механического повторения уже выполнявшихся неоднократно упражнений; 2-е задание - усложненный вариант, требующий применения полученных знаний в несколько изменившихся условиях; 3-е задание творческого характера. По тому, какое задание выбрал ученик, можно сделать вывод о том, является его интерес осознанным (такой ученик выбирает задание творческого характера) или нет. эксперимент следует повторить несколько раз, факты зафиксировать с целью подтверждения выводов от степени осознанности интереса. Выявляя наличие у учащихся интереса к познанию, определяется индекс их уверенности в таком наличии. Учащимся предлагается 5 уровней самооценки, для каждого из которых определен "описательный ориентир" (критерий): уровень "скорее не обладаю, чем обладаю" - не всегда испытываю интерес к процессу получения знаний, чаще привлекает конечный результат - получение хорошей отметки; уровень "не обладаю" - плохо представляю, есть ли у меня интерес к познанию, т.к. редко выполняю умственную работу с удовольствием; Формула вычисления общего индекса уверенности в наличии познавательного интереса:
n1 - количество ответов "обладаю"- количество ответов "скорее обладаю, чем не обладаю" - количество ответов "скорее не обладаю, чем обладаю" - количество ответов "не обладаю" n5 - количество ответов "затрудняюсь ответить" Еn - общее количество ответов Различной степени уверенности придаются условные числовые значения: +1(n1) - максимум уверенности, +0.5(n2) - уверенность, 0(n5) - неопределенное и безразличное отношение, -0.5(n3) - неуверенность, -1(n4) - максимум неуверенности. Такая методика выявляет индекс уверенности учащихся в наличии у них познавательного интереса, но не несет информации относительно его уровня. Оценку уровня ПИ можно проводить по методикам, перечисленным выше. Результаты исследования обработаны и представлены в таблице 1: Таблица 1 Результаты самооценки познавательных интересов (ПИ) учащимися
Результаты самооценки познавательных интересов учащихся до и после проведения педагогического эксперимента, отражены в диаграммах (рис.1) Рис.1 Диаграммы самооценки познавательных интересов учащихся в контрольном классе до и после эксперимента
Рис 2. Диаграмма самооценки познавательных интересов учащихся в контрольном классе до и после эксперимента
Таким образом, можно сделать вывод, что в контрольном классе 14,28% учащихся плохо представляют, есть ли у них интерес к познанию, 9,52% учащихся не всегда испытывают интерес к процессу получения знаний, их чаще привлекает конечный результат - получение хорошей отметки, 19,04% учащихся испытывают интерес к учебной деятельности, но зачастую не испытывают эмоционального удовлетворения от процесса получения знаний, лишь 4,7% испытывают интерес к учебной деятельности, 52,3% - затрудняются ответить, у них нет интереса к познанию. В экспериментальном классе 17,3% - не обладают интересом, 21,7% - не всегда испытывают интерес к учению, 13,04% - скорее обладают, чем не обладают,17,3%- обладают и 30,4% не испытывают интереса к учению. По окончании эксперимента видно, что в контрольных классах 19,04% испытывают интерес к учению, 23,8% испытывают интерес к учебной деятельности, 19,04% не всегда испытывают интерес, 4,76% не обладают познавательным интересом, 23,8% затрудняются ответить. В экспериментальных классах после эксперимента стали испытывать интерес к учению 30,43% учащихся, 43,47% испытывают интерес к учебной деятельности,13,04% не всегда испытывают интерес к учебе, 13,04% не обладают познавательным интересом. Таблица 2 Выявление и оценка познавательных интересов (ПИ) учащихся к химии
Результаты педагогического эксперимента показали, что в экспериментальных классах относительный прирост познавательного интереса учащихся составил 2,2, что значительно выше, чем в контрольных классах - 1,2. Результаты выявления и оценки познавательных интересов учащихся к химии, представлены на сравнительной гистограмме (рис.3)
Рис.3 Сравнительная гистограмма выявления качественного показателя интереса у учащихся.
Выводы
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы: .Осуществлен анализ состояния учебно-познавательной деятельности учащихся в общеобразовательной школе на уроках химии. .Разработан дидактический комплект, который дает возможность использования фрагментов художественных произведений на уроках и во внеклассных мероприятиях по химии. .Определены наиболее целесообразные методические подходы обсуждения фрагментов художественных произведений на уроках химии. .Результаты экспериментально-методического исследования подтверждают эффективность использования художественных произведений на уроках химии и положительную их роль в развитии познавательных интересов учащихся к химии.
Библиография
1.Беляев А. «Продавец воздуха». М.: «Эксмо», 2008. 25-26 с. . Бидерманн Г. Энциклопедия символов. 1999. 86 с. . Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006. Серебро 4. Бунин И.А. Темные аллеи//Библиотека в кармане - 9 (интерактивная библиотека). - Навигатор, www.cdboom.com <http://www.cdboom.com> . Верн Ж. Собрание сочинений. М.: Азбука - классика, 2004. 321 с. . Верн Ж. Опыт Доктора Окса/Пер. с фр. Алма - Ата: МГП, 1993. С. 238 . Вилар С. «Замок на скале». М.: «Эксмо»,1994.54 с.10. .Высоцкий В.С. Песня Кэррола//Соч.: В 2-х т.Т.2. Екатеринбург: Посулторг, 1994. . Горский Н.Н. Вода - чудо природы. Научно-популярная серия. М.: АН СССР 1962г. 224 с. .Губарев В.Г. Королевство кривых зеркал// Повести сказки. М.: Металлургия, 1970. 542 с. . Ефимовский Е. «Ракета и травинка». Истории в стихах. «Детская литература», 1989. . Есенин С.А. Собр.соч.: В 3-х т. Т.2. М.: Правда, 1970. 115 с. . Занимательно об азоте и фосфоре: Методическая разработка для студентов-практикантов. / Под. Ред. В.И. Толкунова, Л.К. Гиренковой. Куйбышев, 1978. 19 с. . Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. М.: «Просвещение», 1984.67 с. . Казанцев А.П. «Пылающий остров». М.: Молодая гвардия, 1983.С. 45-48 . Карпова А.А. Химия и литература// Химия в школе. 2003. №1. С.23-26. . Коротаев Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование, 1995, № 10. 46 с. . Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. М.: «Просвещение», 1983. 367 с. . Крылов И.А. Зеркало и обезьяна//Соч.:В 2-х т. Т.1. М.: Правда, 1969. С. 142-143. . Кусаинова К.М. Художественная литература о предмете химия// Химия в школе. 2004. №6. С.60-61. . Кусаинова К.М. Художественный образ стекла// Химия в школе. 2004. №7. С.50-61. . Корнева Н.В. Интегрированные уроки химии и литературы. 2006. http:// festival. 1 september.ru/articles/211159. 23. Леднев О.Б. Как химический язык попал в литературу// Химия в школе.2001. №6. 63.с . Лупаков В.Э. Использование литературных произведений на уроках химии: учебное пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006, 147 с. . Лермонтовская энциклопедия. М.: Просвещение, 1981, 112 с. . Лермонтов М.Ю. Сочинения. Т.1, М.: Правда, 1989. . Ломоносов М.В. Письмо о пользе стекла // Сочинения. М.: Современник, 1987. С. 134-144. . Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. М.: Просвещение, 1983, С. 67-71. . Половняк В.К. Виват химия. Стихи Казань 2011г Из-во КГТУ 30. Пушкин А.С. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях // Собр. Соч.: в 10 - и т. Т.3. М.: Художественная литература, 1960. 57 с. . Пушкин А.С. Собр. Соч.: в 10 - и т. Т.6. М.: Художественная литература, 1962. 34 с. . Пушкин А.С. Евгений Онегин // Собр.соч.: В 10-и т. Т.1. М.: Художественная литература, 1960. 78 с. . Пушкин А.С.История Петра 1 // Собр.соч.: В 10-и т. Т.1. М.: Художественная литература, 1962. С. 87. . Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии в 8 классе: Методическая разработка для студентов-практикантов. Куйбышев, 1983. . Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Отражение первоначальных естественнонаучных представлений в «Одиссее» и «Илиаде» Гомера // Химия в школе. 2003. №8. С.50-56. . Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Химия в знакомых предметах: Свеча// Химия в школе. 2004. №10. С.47-55. . Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Химия в знакомых предметах: Зеркало // Химия в школе. 2004. №4. С.39-47. . Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Использование художественной литературы при изучении серы // Хмия в школе. 2001. №8. С. 27-29. . Роллинг Дж.К. Гарри Поттер и философский камень. М.: ООО «Росмэн - Издат», 2000. С. 258-268. . Солоухин В. «Продолжение времени», М.: Правда, 1970.145 с. . Смолеговский А.М. Химия. Энциклопедия химических элементов. М.: Просвещение. 2000. 335 с. . Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учебное пособие к спецкурсу. Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989. . Ученик чародея // Сказки народов мира. Английские сказки. К.: Синопсис», 1992. 156 с. . Фадеев А. «Молодая гвардия», М.: Художественная литература, 1962. С. . Чехов А.П. Именины // Собр.соч.: В 8-и т. Т4. М.: Правда, 1970.45 с. . Хачатрян И.Н. Неисчерпаемое море солей // Химия в школе. 2001. №1. С.20-25. . Ходаков Ю.В. Рассказ-задача по химии. М.: Изд.Академии педагогических наук, 1949. . Химия и искусство: элективный курс для учащихся 10-11 классов. // Сост. Издательство СамГПУ, 2007. 80 с. . Шнякина Т.К., Половняк В.К. Уроки горящей свечи // Химия в школе. 2001. №9.С. 445.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |