Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полномочия Президента СССР



2020-03-18 1394 Обсуждений (0)
Полномочия Президента СССР 0.00 из 5.00 0 оценок




ИСТОРИЯ ОТЕЧТЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ :

Президент СССР, правовой статус, компетенция и порядок избрания.

Выполнила:

студентка I курса

группы №1502

                                                        Седельникова Алина Сергеевна

Санкт-Петербург

Содержание

 

 

Введение ………………………………………….. …..3
История ……………………………………………….3
Требования к кандидатам на пост президента СССР ……………………………………………….4
Ограничения для Президента СССР ……………………………………………….4
Полномочия Президента СССР ……………………………………………….4
Правовой статус ……………………………………………….7
Введение президента ……………………………………………….9
Первый президент ………………………………………………10
Заключение ………………………………………………12
Список используемой литературы …………………………………………........15

 

 

Введение

Президент СССР — должность главы государства в СССР, введённая 15 марта 1990 Съездом народных депутатов, внесшим соответствующие поправки в Конституцию.

До этого считалось, что в Советском Союзе коллективный глава государства — Президиум Верховного Совета СССР. На Западе советский Председатель Президиума ВС СССР (например, Подгорный, Брежнев) часто неофициально именовался «президентом».

Должность Президента СССР прекратила существование вместе с Советским Союзом 25 декабря 1991.

Первый и единственный Президент СССР — Михаил Горбачёв.

Президент СССР — должность главы государства[1] в СССР, введённая 5 марта 1990 года Съездом народных депутатов СССР, внёсшим соответствующие поправки в Конституцию СССР[2].

До этого в СССР высшим должностным лицом был Председатель Верховного Совета СССР.[3]

 

История.

По Конституции СССР, Президент СССР должен был избираться гражданами СССР путём прямого и тайного голосования. В порядке исключения первые выборы Президента СССР были проведены Съездом народных депутатов СССР. В связи с распадом СССР всенародные выборы Президента СССР не состоялись ни разу.

Первым и единственным Президентом СССР был Михаил Горбачёв, который принёс присягу в качестве Президента СССР на заседании Внеочередного III Съезда народных депутатов СССР в Кремлёвском дворце съездов 15 марта 1990 года.

После введения высшей должности Президента СССР, в союзных и автономных республиках также стали вводиться посты Президента.

Должность Президента СССР прекратила своё существование 25 декабря 1991 года с отставкой М. С. Горбачёва.

Во время августовских событий 1991 участник ГКЧП — Вице-президент СССР Геннадий Янаев, незаконно провозгласил себя исполняющим обязанности Президента СССР.

Требования к кандидатам на пост президента СССР.

Президентом СССР мог быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет.

 

Ограничения для Президентов СССР.

Президент СССР не мог быть народным депутатом.

Президент СССР мог получать заработную плату только по этой должности.

 

Полномочия Президента СССР

Президент СССР:

1. Являлся гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;

2. Был обязан принимать необходимые меры по охране суверенитета[4] СССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально-государственного устройства СССР;

3. Представлял СССР внутри страны и в международных отношениях;

4. Должен был обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР;

5. Должен был представлять Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны и информировать Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;

6. С учётом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом СССР формировал Кабинет Министров СССР[5], вносил в его состав изменения, представлял Верховному Совету СССР кандидатуру на пост Премьер-министра; по согласованию с Верховным Советом СССР освобождал от должности Премьер-министра и членов Кабинета Министров СССР;

7. Представлял Верховному Совету СССР кандидатуры на посты:

1.Председателя Комитета народного контроля СССР[6],

2.Председателя Верховного Суда СССР[7],

3.Генерального прокурора СССР,

4.Главного государственного арбитра СССР,

а затем представляет этих должностных лиц Съезду народных депутатов СССР на утверждение;

8. Входил с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанных выше должностных лиц, за исключением Председателя Верховного Суда СССР;

9. Мог ставить перед Верховным Советом СССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР; по согласованию с Председателем Совета Министров СССР освобождал от должности и назначал членов Правительства СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР;

10. Подписывал законы СССР; был вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет СССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат подтверждал ранее принятое им решение, Президент СССР обязан был подписать закон;

11. Имел право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;

12. Координировал деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; являлся Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР[8], назначает и сменяет высшее командование Вооружённых Сил СССР, присваивал высшие воинские звания; назначал судей военных трибуналов;

13.  Мог вести переговоры и подписывать международные договоры СССР;

14. Принимал верительные       и отзывные грамоты аккредитованных       при нем дипломатических представителей иностранных государств;

15. Назначал и отзывает дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях;

16. Присваивал высшие дипломатические ранги и иные специальные звания;

17. Награждал орденами и медалями СССР, присваивал почётные звания СССР;

18. Решал вопросы принятия в гражданство СССР, выхода из него и лишения советского гражданства, предоставления убежища; осуществляет помилование;

19. Мог объявить общую или частичную мобилизацию;

20. Объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР и был обязан незамедлительно внести этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета СССР;

21. Объявлял в интересах защиты СССР и безопасности его граждан военное положение в отдельных местностях;

22. В интересах обеспечения безопасности граждан СССР предупреждал об объявлении чрезвычайного положения в отдельных местностях, а при необходимости и вводил его по просьбе или с согласия Президиума Верховного Совета или высшего органа государственной власти соответствующей союзной республики. При отсутствии такого согласия мог вводить чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Постановление Верховного Совета СССР по данному вопросу принималось большинством не менее двух третей от общего числа его членов.

23. Мог вводить временное президентское правление при соблюдении суверенитета и территориальной целостности союзной республики;

24. В случае разногласий между Советом Союза и Советом Национальностей Верховного Совета СССР, которые не могли быть устранены в порядке, предусмотренном статьей 117 конституции СССР, президент СССР рассматривал спорный вопрос в целях выработки приемлемого решения. Предполагалось, если достичь согласия не удается и возникает реальная угроза нарушения нормальной деятельности высших органов государственной власти и управления СССР, президент мог внести на Съезд народных депутатов СССР предложение об избрании Верховного Совета СССР в новом составе.

25. Возглавлял Совет Федерации СССР, в состав которого входили высшие государственные должностные лица союзных республик.

26.формировал Президентский совет СССР, задачей которого являлась выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР, обеспечению безопасности страны.

27. Мог проводить совместные заседания Совета Федерации и Президентского Совета СССР для рассмотрения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики страны.

28. Издавал указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны.

Правовой статус.

Правовой статус Президента России определён главой четвёртой Конституции Российской Федерации. Он избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в этой стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд (после смерти Б. Н. Ельцина 23 апреля 2007 г., единственным ныне живущим таким лицом является В. В. Путин). Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства, что делает его конституционно-правовой статус не вполне определённым.

Предпосылки этой конституционной ситуации связаны с особенностями формирования Правительства в России. Конституция не связывает процесс формирования Правительства с распределением мест между партиями и фракциями в парламенте. Иными словами, Правительство может быть сформировано по принципу парламентского большинства, но может быть сформировано и без учета этого принципа. Оба подхода соответствуют Конституции. Однако конкретная историческая ситуация, при которой состав Правительства не отражает парламентское большинство, может служить источником проблем в работе системы исполнительной власти, связанных с различными аспектами его деятельности, в частности законотворческой. Следствием этих проблем может стать низкая эффективность исполнительной власти, ее неспособность решать насущные задачи.

Для преодоления подобной ситуации Конституция установила ряд прерогатив Президента, пользуясь которыми он в «текущем» режиме может влиять на деятельность Правительства. Это такие прерогативы, как утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, назначение заместителей Председателя Правительства и министров, право председательствовать на заседаниях Правительства, контроль за законностью его актов, непосредственная подчиненность Президенту «силовых» ведомств. Президент имеет право отправить Правительство в отставку или принять отставку премьера, которая автоматически влечет за собой отставку Правительства в целом.

Таким образом, во взаимоотношениях Президента с Правительством императивность действий главы государства в проведении внутренней и внешней политики проявляется наиболее полно. Правительство и органы исполнительной власти в целом значительно более тесно, нежели другие ветви власти, «связаны» с Президентом, непосредственно подконтрольны ему.

При Президенте действуют консультативные органы: Совет Безопасности и Государственный совет. Президент председательствует в этих советах.

Президент формирует также свою Администрацию и осуществляет общее руководство ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации им функций гаранта Конституции. При этом сама Администрация органом власти не является.

В структуру президентской власти включаются полномочные представители Президента в федеральных округах.

Реализуя свои конституционные полномочия, Президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федерации и Конституционном Суде взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти. Это проявляется, например, в использовании главой государства права законодательной инициативы, подписании Президентом принятых парламентом законов, обращениях главы государства в Конституционный Суд с запросами о соответствии федеральных законов и законов субъектов федерации Конституции России.



2020-03-18 1394 Обсуждений (0)
Полномочия Президента СССР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полномочия Президента СССР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)