Наблюдения и учеты в опыте
Таблица 3 – наблюдения и учеты в опыте
Статистическая обработка данных проведенного опыта Подготовка данных к статистической обработке
Таблица 4 – Урожайность ячменя, т/га
∑v (сумма по вариантам) = 10.4+9.8+7.8+8.6 = 36.6 ∑p (сумма по повторениям) = 8.9+9+9.3+9.4 = 36.6 ∑v = ∑p
Дисперсионный анализ урожайных данных
Дисперсионный анализ используется для планирования опыта и статистической обработки его данных. При Дисперсионном анализе одновременно обрабатывают данные нескольких выборок (вариантов), составляющих единый статистический комплекс, оформленный в виде специальной рабочей таблицы. Сущностью дисперсионного анализа является расчленение общей суммы квадратов отклонений и общего числа степеней свободы на части – компоненты, соответствующие структуре эксперимента, и оценка значимости действия и взаимодействия изучаемых факторов по F критерию. Мы обрабатываем однофакторный сопряженный статистический комплекс, где выборки (варианты) связаны общим контролируемым условием (наличием n организованных повторений в полевом опыте). 1. Определяем общее число наблюдений
N = I * n = 4 * 4 = 16
2. Рассчитываем корректирующий фактор
С =(∑X)² : N С = (36.6*36.6)/16 = 83.72
3. Общее варьирование
Сy = ∑X² - C ∑Х=(2.4*2.4)+(2.5*2.5)+(2.8*2.8)+(2.7*2.7)+ +(2.3*2.3)+(2.5*2.5)+(2.4*2.4)+(2.6*2.6)+ +(2.1*2.1)+(2.0*2.0)+(1.9*1.9)+(1.8*1.8)+ (2.1*2.1)+(2.0*2.0)+(2.2*2.2)+(2.3*2.3)=85 Су = 85-83.72 = 1.28
Варьирование повторений
Ср = ∑р² : l – C ∑p = (8.9*8.9)+(9*9)+(9.3*9.3)+(9.4*9.4)= 335.06 Cp = 335.06/4 – 83.72 = 0.045
Варьирование вариантов
Сv = ∑ V² / n - C ∑v =(10.4*10.4)+(9.8*9.8)+(7.8*7.8)+(8.6*8.6) = 339 Cv = 339/ 4 – 83.72 = 1.03 Ошибки (остаток) Cz = Cy – Cp – Cv = 1.28-0.045-1.03 = 0.205
Таблица 4 - результаты дисперсионного анализа
Выводы по критерию F.
Fф > F05,
в опыте есть существенные различия между вариантами. Наименьшая существенная разница (НСР) – предел разницы между вариантами
НСР = t05 * Sd Sx = √S2/n (ошибка средняя) S2 – средний квадрат остатка Sx = √0.02/4 = 0.07 Sd = √2S2/n = √(2*0.02)/4 = 0.1 t = 2.26 (приложение 7, степень свободы 9) НСР = 0.1 * 2.26 = 0.23 т/га
Результаты исследования
Критерий F устанавливает только факт наличия существенных различий между средними, но не указывает, между какими средними имеются эти различия. Таблица 5 – влияние предшественников на урожайность ячменя
Самым хорошим предшественником для ячменя является кукуруза на з/к, горох немного уступает кукурузе, но не значительно. Разница между вариантами < НСР, значит она существенная. Выводы
По данным таблицы 4 можно сделать выводы, что наилучшим образом как предшественник проявила себя кукуруза на зеленый корм. За ней на втором месте горох, на третьем месте – овес, и на четвертом (самый худший предшественник) – пшеница. Правильное размещение культур позволит рационально использовать удобрения и технику. Хозяйству нужно стараться придерживаться интенсивной технологии возделывания, а также внедрять разработанные для данных условий научно-обоснованные схемы чередования культур и соблюдать их по годам ротации. Наиболее благоприятными предшественниками для ячменя являются пропашные культуры. Включение кукурузы в севооборот благоприятно отражается не только на самой культуре, но и на других культурах. Севооборо́т — научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур и паров во времени и на территории или только во времени. Длительное выращивание одной культуры на одном и том же участке ухудшает условия питания и развития растений, вызывает истощение и обеднение почвы, приводит к накоплению в почве вредителей и возбудителей болезней. К тому же многие растения отличаются повышенным выносом определенных элементов питания, что тоже может привести к "утомлению" почвы по отношению к этому виду растений. Длительное возделывание одной и той же культуры на одном участке возможно только в том случае, если она не оставляет после себя в почве вредителей, возбудителей болезней или растительных паразитов, которые на следующий год могут вызвать снижение урожая. Поэтому на участке необходимо соблюдать ежегодное чередование культур - севооборот. Одним важным фактором, определяющим необходимость чередования культур, является степень выноса ими питательных веществ, а значит, влияние их на плодородие почвы. Поэтому важно знать, в каком состоянии оставляет после себя почву каждый вид культур. После уборки сельскохозяйственных культур разных видов в почве остаётся неодинаковое количество растительных остатков. Этим и объясняется различное действие растений на физические свойства почвы, в том числе её структуру, и на устойчивость к водной и ветровой эрозии. Правильным подбором и чередованием культур в сочетании с внесением органических и минеральных удобрений можно регулировать процессы создания и разложения органического вещества в почве, добиваться его бездефицитного баланса. Размещение чередующимися полосами посевов многолетних трав или зерновых культур с пропашными уменьшает опасность возникновения эрозии почвы. Предшественник влияет на развитие культуры, а соответственно и на урожай, лишь отчасти. Множество других факторов (таких как сорт, удобрения, обработка почвы, климатические условия) оказывают, куда большее влияние на урожай. Поэтому предшественник действует на рост и развитие последующей культуры в совокупности с другими факторами. Например, только при хорошем уходе (борьбе с сорняками и внесении необходимых доз удобрений) своё влияние на урожай яровой пшеницы пропашные проявляют как отличные предшественники. Пары теряют свою значимость отличных предшественников, если не проводить обработку почвы в них, а так же если не вносить удобрения в парующую землю.
Литература
1. Методические пособие к выполнению курсовой работы «основы научных исследований в агрономии». Екатеринбург, 2009 г; 2. Беляков И.И. «Технология выращивания ячменя», 1985 г; 3. Вавилов П.П. «Растениеводство», 1986 г; 4. Габерланд Ф.И. «Общее сельскохозяйственное растениеводство», 1980 г; 5. Гуляев Г.В. «Справочник агронома», 1985 г; 6. Доспехов В.А. Методика полевого опыта. - М.: Колос, 1985 г; 7. Журнал «Зерновое хозяйство», Москва 2007 год; 8. Заев «Технология возделывания зерновых культур», 1972 г; 9. Коданев И.М. «Ячмень», 1964 г; 10. Конарев И.М. «Повышение качества зерна», 1976 г; 11. Майсурян Н.А. «Растениеводство», 1971 г; 12. Никитенко Г.Ф. «Ячмень», Москва «Колос» 1973 г. 13. Рекомендации по методике проведения наблюдений и исследований в полевом опыте», 1971 г; 14. Трофимовская А.Я. «Ячмень», 1972 г.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |