Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Институциональные основы системы экономической безопасности



2020-03-19 193 Обсуждений (0)
Институциональные основы системы экономической безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

1. Институциональные основы системы экономической безопасности

. Регионы России - тенденции накопления угроз экономической безопасности

Экономическая безопасность предприятия

. Угрозы экономической безопасности

Коррупция как угроза национальной безопасности

Приватизация в России

Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам

Отток капитала из России

Заключение

коррупция приватизация импорт экономическая безопасность

 


 

Институциональные основы системы экономической безопасности

 

Кем должна обеспечиваться экономическая безопасность федеративного государства и каким образом? Однозначного ответа на эти вопросы нет, однако основа здесь одна - экономическая безопасность государства должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики: высокой производительностью труда, качеством и конкурентоспособностью продукции и услуг и т. д.

В Законе Российской Федерации "О безопасности" понятие "национальная безопасность" определяется как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". При этом "жизненно важные интересы" представляются как "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства[1].

Угрозы экономической безопасности - такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни[4].

Реализация системы экономической безопасности невозможна без четкой организационной структуры с обоснованным распределением функций и полномочий различных органов по вертикали и горизонтали государственной власти.

Проблематика экономической безопасности должна быть в поле зрения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В Государственной думе действует комитет «Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции» председатель комитета - Ирина Яровая[5]. В Совете Федерации действует комитет «Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности» функции которого являются поддержание правопорядка и законности, борьбы с терроризмом и организованной преступностью. Возглавляет комитет Виктор Озеров.[6]. В судебной власти эти функции выполняются Арбитражным судом и Генеральной прокуратурой. В исполнительной власти система институтов обеспечения экономической безопасности имеет разветвленный характер, входя частично в сферу компетенции Президента Российской Федерации, частично - в сферу компетенции Правительства России. Ряд функций передается региональным органам власти.

Согласно Конституции Российской Федерации во главе всей системы национальной безопасности стоит Совет безопасности, руководимый президентом страны и координирующий деятельность всех органов и институтов, входящих в эту систему[2].

Совет безопасности страны обязан выполнять три важные функции:

вести стратегическое планирование, определять приоритеты национального развития, формулировать средне- и долгосрочные цели, формы и методы обеспечения национальной безопасности страны;

подготавливать принципиальные проекты и решения президента государства по ключевым вопросам текущей политики;

координировать действия министерств и ведомств по выполнению решений президента государства[3].

Совет безопасности может быть эффективным только как совещательный орган при президенте страны, где последний имеет право решающего голоса в соответствии со своими конституционными полномочиями.

Совет безопасности не должен конкурировать с правительством или пытаться его подменить. Но ключевые решения по вопросам национальной безопасности будут достаточно эффективными только в том случае, если Совет безопасности обеспечит согласованную деятельность министерств и ведомств, каждое из которых несет полную ответственность лишь за вверенное ему направление работы.

Эти требования в значительной мере учтены действующими правовыми документами. В Положении о Совете безопасности перечислены его главные задачи и функции. Среди них можно выделить такие, как:

определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

разработка основных направлений стратегии безопасности страны и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

подготовка рекомендаций президенту для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики государства в области обеспечения безопасности личности, общества, государства;

подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

подготовка предложений президенту о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;

разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов.

Совет безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями своей деятельности образует межведомственные комиссии - основные рабочие органы. В зависимости от возлагаемых на них задач комиссии могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе.

Постоянные межведомственные комиссии Совета безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций по основным направлениям государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, способствует координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению федеральных целевых программ и решений Совета безопасности. В число постоянных межведомственных комиссий входит и Комиссия по экономической безопасности.

В случае необходимости для решения отдельных проблем обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве могут создаваться временные межведомственные комиссии.

Постоянные и временные межведомственные комиссии Совета безопасности в своей работе взаимодействуют с аппаратом Совета безопасности. Положение об аппарате Совета безопасности и его структура утверждаются президентом РФ по представлению секретаря Совета безопасности, согласованному с руководителем администрации Президента Российской Федерации.

Часть органов, отвечающих за экономическую безопасность, подчиняется непосредственно Президенту РФ. В структурах ФСБ функционирует служба экономической контрразведки[7]. В составе МВД работает управление по борьбе с организованной экономической преступностью[8]. Специальными проблемами обеспечения финансовой безопасности занимается такая специализированная силовая структура, как Федеральная служба налоговой полиции. В структурах Министерства юстиции созданы направления и подразделения, ответственные за обеспечение экономической безопасности в области интеллектуальной собственности.

Значительный объем работы сосредоточен в структурах Правительства Российской Федерации. Головной структурой, которая отвечает за политику в области экономической безопасности, является Министерство экономического развития и торговли. Это министерство также контролирует многие вопросы защиты национальных интересов, связанные с режимами привлечения иностранных инвестиций, экспортом капитала.

Вопросы валютной безопасности, золотовалютных резервов, регулирования валютного рынка и соответственно валютного курса находятся в компетенции Центробанка России. Валютный контроль осуществляется также Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, до недавнего времени - Федеральной комиссией по валютному и экспортному контролю. Все вопросы, связанные с устойчивостью и защищенностью государственных финансов, регулированием дефицита и государственной внутренней и внешней задолженности, контролируются Минфином России[].

Вопросами продовольственной безопасности в значительной степени занимается Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Такая сложная система нуждается в отлаженной организационной концепции, действенных инструментах регулирования и координации, механизмах саморазвития и самокоррекции. В своих основных чертах в настоящее время она уже сформировалась.

 



2020-03-19 193 Обсуждений (0)
Институциональные основы системы экономической безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Институциональные основы системы экономической безопасности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)