Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Представление об интеллектуальной собственности в процессах антикризисного управления



2020-03-19 131 Обсуждений (0)
Представление об интеллектуальной собственности в процессах антикризисного управления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Несомненно, антикризисное управление существенно отличается от обычных приемов, форм и технологий менеджмента. Можно выделить следующие характерные черты, которые присущи только антикризисному управлению:

3. главной его целью является "обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране";

4. наиболее важна ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды;

5. в основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятия;

6. антикризисное управление нацелено на то, чтобы даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие (например, на грани банкротства), можно было ввести в действие такие механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.

Учитывая эти характерные черты и то, к какому конечному результату должно придти антикризисное управление, можно сделать вывод, что первая стратегия на основе сокращения текущих издержек и продажи избыточных активов является неэффективной. Мало того, она может привести организацию к еще более "кризисным" последствиям. И здесь важен следующий момент: несмотря на то, что это могут быть возможности для быстрого снижения расходов и опять же быстрого привлечения доходов (единоразовых), компания не должна допустить ни при каких обстоятельствах того, чтобы стратегия сокращения затрат негативно сказывалась на ее долгосрочных планов.

Поэтому в данном случае наиболее подходящей, в силу отмеченных ранее причин, будет являться стратегия управления на основе инвестиций. Также в условиях антикризисного управления особенно важную роль при выводе предприятия из сложной ситуации сыграют такие факторы как сплоченность коллектива, приверженность общей цели, доверие, имидж компании, ее репутация и отношения с клиентами, организационная культура и т.п.

В целом же процесс выведения предприятия из кризиса можно представить следующим образом:

· определение целей развития предприятия и критериев их достижения;

· выявление и анализ активов предприятия - конкурентных преимуществ предприятия (в том числе и значимых элементов интеллектуальной собственности);

· анализ финансового состояния;

· выявление причин кризиса (в этой связи следует обратить особое внимание на наличие спроса на продукцию, связи с клиентами, инновационную деятельность, квалификацию персонала и т.п.);

· формирование стратегии вывода предприятия из кризиса (с опорой на выделенные компоненты интеллектуальной собственности);

· разработка мероприятий оздоровления предприятия с учетом результатов оценки элементов интеллектуальной собственности и возможностей ее коммерциализации;

· разработка программы реализации плана оздоровления (сроки, ответственные, объемы и источники финансирования, ожидаемые результаты и эффективность программы);

· реализация программы;

· контроль процесса реализации;

· оценка полученных результатов.

Также как правило, практика показывает, что преодолевать кризис гораздо легче в том случае, если на предприятии велась подготовительная антикризисная деятельность. То есть на протяжении всего жизненного цикла предприятия, на каждом его цикле с момента создания велись разработки сценариев развития предприятия при наступлении кризисных моментов и учитывались не только внутренние риски, но и внешние – экономические, политические и форс-мажорные риски.

Одним из самых "решающих" этапов антикризисного управления, от которого зависит успех дальнейших действий, является тщательная ревизия активов компании. Первый момент, который здесь важен, это чтобы этот этап в принципе был – очень многие руководители совершают распространенную ошибку и сразу приступают к решительным действиям без выяснения того, с чем, собственно, они имеют дело. Второй момент – чтобы он проводился как можно раньше, в идеале, когда только появляется понимание того, что предприятие фактически находится в кризисном положении, и как следствие этого принимается решение о провидение антикризисного управления (либо владельцами компании, либо судом - в случае официальной процедуры банкротства). Активы у компании могут быть очень разными, причем зачастую недооцененными. То же самое можно сказать и о рисках. Поэтому на каком бы этапе развития не находилась бы компания (формирования, динамичного развития или кризиса), умение определять свои активы и риски и управлять ими является неотъемлемым элементом успеха в деятельности компании. Наиболее эффективным в данном случае является SWOT-анализ, который учитывает как внутреннюю среду организации, так и внешнюю.

Таким образом, наличие какой-либо интеллектуальной собственности с самого начала влияет на процесс антикризисного управления, так как является одним из самых значимых активов предприятия в современных условиях.

С точки зрения актива компании об интеллектуальной собственности можно сказать следующее.

Наиболее известное в мировой юридической практике определение интеллектуальной собственности было дано почти сорок лет назад, когда произошло объединение разных прав на результаты творчества в одно общее понятие. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), заключенная в Стокгольме в 1967 г., гласит что "интеллектуальная собственность включает права, касающиеся:

· литературных, художественных и научных произведений;

· выступлений исполнителей, фонограмм и программ эфирного вещания;

· изобретений во всех областях человеческой деятельности;

· научных открытий;

· промышленных образцов;

· товарных знаков, знаков обслуживания и торговых названий и обозначений;

· пресечения недобросовестной конкуренции

и всех других прав, являющихся результатом интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной или художественных областях".

Ранее это определение, достаточно емкое по форме и содержанию, было более удачным и точным, чем то, что дано было в ст. 137 Гражданского кодекса Российской Федерации, где интеллектуальная собственность была отнесена к категории только исключительных прав. Кодекс автоматически исключал из определения понятие ноу-хау, так как оно не относится к исключительным правам, поскольку ими могут владеть разные физические и юридические лица независимо друг от друга и при этом не нарушать права друг друга. Эта недоработка документа привела к тому, что в положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000), не включили ноу-хау в состав интеллектуальной собственности, и это объект права не стал активом нашего бизнеса.

Только недавно (с 1 января 2008 г.) ситуация была исправлена, когда в силу вступил новый федеральный закон № 230 "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" Гражданского Кодекса Российской Федерации. Определение интеллектуальной собственности было значительно расширенно и, в том числе, включило в себя секреты производства (ноу-хау), что приблизило нас к международной практике.

Существует ряд классификаций и систематизаций объектов интеллектуальной собственности. Можно сказать, что интеллектуальная собственность – это комплексное, емкое понятие, включающее в себя много составляющих. В данном случае, наиболее логична и поэтому целесообразна, на наш взгляд, следующая систематизация:

1. Промышленная собственность

2. Собственность, объектом которой является авторское право.

Из представленных двух категорий лишь первая непосредственно связанна с инновационным процессом, что делает достаточным более подробное рассмотрение только промышленной собственности.

Объектами промышленной интеллектуальной собственности являются:

· изобретение

· промышленный образец

· полезная модель

· товарный знак

· знак обслуживания

· фирменное наименование

· ноу-хау

Среди них также можно выделить те объекты, которые относятся к средствам индивидуализации, и больше связанны с маркетинговой составляющей. Это товарный знак, знак обслуживания и фирменное наименование.

Об оставшихся объектах можно сказать, что они "в наибольшей степени" относятся к объектам промышленной собственности, поэтому некоторые авторы выделяют две группы, а не одну. К этой группе относят изобретение, промышленный образец и полезную модель и ноу-хау.

"Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, дающее положительный эффект. Объектами изобретения являются: устройство; способ; вещество; штамм микроорганизма; культуры клеток растений и животных; применение устройства, способа, вещества, штамма как ранее известных по новому назначению". В наибольшей степени изобретение является результатом деятельности на этапе прикладных исследований, что определяет его более высокий уровень технологического прогресса.

Полезная модель, т.е. изобретение в области механики, описывается как устройство. Главные отличия от изобретения состоят в следующем: во-первых, требуемый уровень технологического прогресса ("уровень изобретения") ниже, чем соответствующий уровень в случае изобретения, на которое можно получить патент; во-вторых, максимальный срок охраны обычно короче, чем предусмотренный по закону об изобретениях. Выступает как результат деятельности проектно-конструкторских разработок.

"Промышленный образец – художественное или художественно-конструкторское решение, которое определяет внешний вид продукции или услуги". Относится к сфере дизайна. Характеризуется новизной, оригинальностью, промышленным применением. Декоративная сторона может быть выражена в форме, структуре, цвете изделия. Изделие должно быть обязательно воспроизведено промышленными средствами. Если таковой элемент отсутствует, изделие попадает под категорию произведений, охраняемых авторским правом, а не законодательством о промышленной собственности. Вследствие этого, является результатом проектно-конструкторских разработок с преобладанием маркетинговой составляющей.

"Ноу-хау – полностью или частично конфиденциальные знания технического, организационно-административного, финансового, экономического, управленческого характера, которые не являются общеизвестными и практически применимы в производственной и хозяйственной деятельности". К ноу-хау относятся знания и опыт, не имеющие правовой охраны, в том числе:

· отчеты о НИОКР;

· научно-техническая, опытно-конструкторская и технологическая документация;

· составы или рецепты материалов, веществ, сплавов, штампов;

· маркетинговые исследования;

· социально-экономические концепции;

· прочее.

Для того, чтобы этот актив представлял определенную ценность для предприятия, необходимо решать следующие задачи при создании и использовании интеллектуальной собственности:

· формирование интеллектуальной собственности, разработка и реализация механизмов ее использования в качестве имущества и интеллектуального капитала предприятия;

· обеспечение документального оформления и правовой охраны интеллектуальной собственности;

· обеспечение имущественных интересов (коммерциализация) правообладателей интеллектуальной собственности.

И уже исходя из того, какую именно ценность этот актив представляет и какие дополнительные конкурентные преимущества (возможности) он дает компании, и будет строиться антикризисное управления.




2020-03-19 131 Обсуждений (0)
Представление об интеллектуальной собственности в процессах антикризисного управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Представление об интеллектуальной собственности в процессах антикризисного управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (131)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)