Источники поэмы У. Шекспира: Шекспир и Тит Ливий
Шекспир взял античный сюжет и обработал его близко к подлиннику, но он не придерживался цели рассказать историю Лукреции. Шекспир использовал эту легенду для передачи своих идей - здесь звучит мотив признание всесилия зла, которое проявится сильнее в более позднем периоде. Чтобы более точно понять, что Шекспир вкладывал в свою поэму необходимо провести тщательное сравнение текста поэмы с источниками. Следует начать со сравнения с историей о благочестивой Лукреции, рассказанной Титом Ливием в «Истории Рима от основания Города», как более ранним источником. Первое, что необходимо отметить, - это отсутствие описаний в изложении Ливия. Он не описывает внешности Лукреции, речь ее, обвиняющая Тарквиния очень скупа. Зато эпизод с Брутом, призывающим отомстить за Лукрецию, является эмоционально окрашенным - сразу становится понятно, что автор на стороне восставших. Шекспир, в свою очередь, дает нам очень подробное описание внешности Лукреции:
Но красота, венчаясь белизною, Зовет на помощь белых голубей, А добродетель в споре с красотою Румянец хочет отобрать у ней… В век золотой уж был он у людей И в наши дни, как встарь, порой бывает, Что белизну румянец защищает.
Так на лице геральдика ясна; Румянец с белизной вступил в сраженье. Две королевы, каждая сильна, И обе трона жаждут в исступленье. В них честолюбье разжигает рвенье, Но каждой, так могущественна власть, Что ни одной им не придется пасть.
Этим отрывком не заканчивается описание героини. Столь подробное описание показывает читателю, что именно из-за красоты героини в Тарквинии вспыхнула страсть к замужней женщине. Это дает нам возможность предположить, что автору было важно показать причины поступков героев, тем самым мы можем говорить о том, что здесь просматриваются зачатки психологизма, который позднее разовьется и проявится в Великих трагедиях. Следующим отличием поэмы Шекспира от интерпретации Ливия является само начало повествования. У Ливия происходит спор о женах, в котором Коллатин утверждает, что «выше прочих его Лукреция», после чего спорящие едут в Рим, чтобы посетить каждую из жен. Именно тогда Тарквиний впервые видит Лукрецию и спустя несколько дней возвращается к ней уже один. У Шекспира Тарквиний, услышав рассказ Коллатина, решает один навестить жену своего друга, чтобы убедиться в правдивости его слов.
Быть может, хвастовство красой жены Тарквиния порыв воспламенило… Порой сердца ушами смущены! А может быть, ему завидно было, Иль вот какая колкость уязвила, Что, скажем, он владеет, Коллатин, Тем, чем владеть не может властелин… [1:с. 373]
В этом отрывке мы видим, что Шекспир переносит вину за происшествие с Тарквиния на мужа Лукреции, ведь если бы не его хвастовство, то ничего бы не произошло. Кроме этого, в данном фрагменте можно найти мотив куртуазной любви, когда «рыцарь» влюблялся в «прекрасную даму» только понаслышке. И в самом начале Тарквиний ведет себя сообразно рыцарскому кодексу: он влюбился в замужнюю женщину, он решает поведать о своих чувствах, надеясь на взаимность. Но если в куртуазной любви рыцарь любил свою прекрасную даму на расстоянии, то дальнейшие события, разворачивающиеся после встречи Тарквиния с Лукрецией, противоречат данному кодексу. Важным является то, что в изложении Шекспира большую часть занимают речи Тарквиния, в которых он размышляет о цене поступка, который он хочет совершить:
Что получу, когда добьюсь победы? Мечту, иль вздох, иль счастья краткий взлет? Кто этот миг берет в обмен на беды? Кто вечность за мгновенье отдает? Кто ради грозди всю лозу встряхнет? Какой бедняк, чтоб тронуть лишь корону, Согласен рухнуть, скипетром сраженный? [1:с. 378]
Кроме этого, Тарквиний задумывается о том, что принесет не только позор своему роду, но и боль своему другу:
Какое подберу я оправданье, Когда меня в бесстыдстве уличат? Немой, во власти дрожи и терзанья. С померкшим взором, я рванусь назад, Но, страхом и смятением объят, Утрачу дерзость, мужество и силу, А там - сойду безропотно в могилу.
Когда 6 убил он моего отца, Иль мне готовил смертную засаду, Иль не был верным другом до конца, Мне оправданий бы тогда не надо: Его несчастьям было б сердце радо… Но он - мой родич, мой любимый друг, А я - исток его тягчайших мук! [1:c. 378] Шекспир хотел показать, что Тарквинии переживает за Коллатина. И если у Ливия Тарквиний без всяких сомнений, как самый настоящий тиран, шел в покои Лукреции, то Тарквиний Шекспира человечнее, он сомневается в необходимости своего поступка. Тарквиний пытается найти себе оправдание, говоря, что именно красота Лукреции стала причиной возникновения в нем страсти. Шекспир дает подробные описания сомнений Секста Тарквиния, которые переходят в решительность:вместо попыток остановиться, он, наоборот, начинает не только оправдывать себя, но и уверять в том, что нет препятствий для совершения преступления. Получается, что для Шекспира было важно показать терзания Тарквиния, проникнуть глубоко к нему в душу, чтобы он выглядел более реалистично, а не однопланово, как у Ливия. Дальше в изложении Ливия речь идет о том, что Тарквиний, угрожая Лукреции, обесчестил ее. Шекспир, в свою очередь, сначала дает нам описание спящей Лукреции, и, в последний раз, показывает нам сомнения царя:
Как лев играет с жертвою в пустыне И не спешит терзать добычу он, Так медлит нерешительный Тарквиний, Как будто пыл глазами утолен. Он совершенно, впрочем, не смирен И вздох желанья подавить не в силах… И снова кровь неистовствует в жилах. [1: c. 384]
Самым важным отличием текста Шекспира от текста Ливия является то, что Лукреция в изображении Шекспира вступает в спор с Тарквинием, пытается пробудить его совесть, воззвать к чести монарха, а Ливий не приводит речи героини, он только говорит, что она была непреклонна. Кроме спора Лукреции с Тарквинием, Шекспир приводит описание ее душевного состояния: описывает то, что она испытывала, ее мольбы и уговоры. Она напоминает царю о чести, о том, что муж ее его друг:
Мой муж - твой друг! Меня ты пощади! Ты так могуч - уйди, себя спасая. И птицу из сетей освободи! Ведь ты не лжец, зачем же ложь такая? [1: c. 388]
Лукреция говорит о том, что после совершенного злодеяния его будут помнить как царя-деспота, а это перекликается с тем, что думал сам Тарквиний до того, как вошел к ней в спальню.
Какими в старости блеснешь делами, Когда полна злодействами весна? И, возмущаясь царскими сынами, Что ж может от монарха ждать страна? Запомни - даже подданных вина Хранится долго в памяти народа, А деспот царь - неизгладим на годы! [1: c. 389]
Становится ясно, что данная тема волновала автора, ведь она встречается в тексте поэмы несколько раз. Вопрос о том, как преступления правителя скажутся на его будущем, будущем его родственников. Позднее эта тема будет более полно разрабатываться Шекспиром в трагедиях. Если исходить из мысли, что Лукреция является рупором идей автора, то следующие строки являются описанием того, как должен выглядеть идеальный правитель, по мнению Шекспира: И лишь насильно будешь ты любим, Владык же добрых любят и страшатся… Ты все простишь преступникам любым, Раз мог в злодействах с ними поравняться! Не лучше ль будет с ними не сближаться? Цари - зерцало и наука нам, А мы стремимся подражать царям! [1: c. 389]
Здесь мы встречаем характерное для всего творчества Шекспира слияние тираноборческой темы с мечтой о положительном монархе как воплощении высшей справедливости и моральной чистоты. Общим, как для Ливия, так и для Шекспира является то, что последним аргументом, которым одолел непреклонное целомудрие, была угроза убить Лукрецию и подкинуть ей в покои убитого раба, чтобы опорочить ее. Далее Шекспир описывает состояние Лукреции, ее размышления о том, что ей делать, как жить дальше. Этому автор уделяет большое внимание, ведь именно внутреннее состояние волновало Шекспира больше, чем историческая достоверность. И если у Шекспира уделяется значительная часть поэмы внутренним переживаниям героев, то у Ливия опять дано всего одно предложение: «Лукреция, сокрушенная горем, посылает вестников в Рим к отцу и в Ардею к мужу, чтобы прибыли с немногими верными друзьями: есть нужда в них, пусть поторопятся, случилось страшное дело». В интерпретации Шекспира, Лукреция посылает только за мужем, а уже он приводит с собой свиту:
И вот уж снова здесь гонец проворный, Со свитой мужа он привел домой. [1: c. 417] Получается, что и у Шекспира Лукреция совершает самоубийство не только перед отцом и мужем, но и перед другими людьми, которые позже примкнут к восстанию. У Ливия Лукреция сразу рассказывает мужу о том, что Тарквиний обесчестил ее, а у Шекспира Лукреция никак не может заговорить об этом:
Вздохнула трижды в горести она - В несчастье трудно вымолвить и слово… Но наконец она начать должна, И вот поведать им она готова. [1: c. 418]
В очередной раз становится очевидно, что Шекспиру было необходимо показать именно состояние и переживания героини. Можно предположить, что уже в достаточно ранних произведениях, которым является поэма «Обесчещенная Лукреция», выявляется стремление Шекспира к анализу причин поступков, стремление к реалистичному изображению, которое в дальнейшем будет развиваться. Этому свидетельствует и описание реакции Коллатина (которого нет у Ливия):
А муж, как разорившийся купец, Стоял, поникнув в горе и молчанье… Но вот, ломая руки, наконец Он речь повел… И с бледных уст дыханье Струится так, что речь как бы в тумане: Пытается несчастный дать ответ, Но только дышит он, а слов-то нет. [1: c. 419]
После самоубийства Лукреции важное место в изложении Ливия занимает речь и поведение Брута, который, взяв нож, призывает к мести. Он передает нож каждому из присутствующих, заставляя их повторить клятву. Тело Лукреции выносят из дома, собирается народ, который отправляется в Рим. Шекспира же, как и на протяжении всей поэмы, в данном эпизоде интересует внутреннее состояние близких Лукреции: ее отца и мужа. Именно у Шекспира появляется речь отца над телом погибшей дочери:
О дочь! - Лукреций старый восклицает. - Ведь эта жизнь принадлежала мне! Портрет отца младенец воскрешает… В ком буду жить, раз ты в могильном сне? Зачем ты смолкла в смертной тишине? Увы, смешалось все на этом свете: Живут родители, в могиле - дети! [1: c. 422]
И только после того, как произнес речь отец и муж, свою речь произносит Брут, который призывает отомстить за честь и жизнь Лукреции. Сравнив поэму Шекспира с первой интерпретацией легенды о Лукреции, мы можем сделать вывод о том, что хоть Шекспир и использовал тот же сюжет, что и Ливий, но задачи и их решения были совершенно разными. Ливию важно было показать всю несостоятельность монархического строя в Римской империи (и эпизод с Лукрецией подходил для этого). В «Истории Рима» преступление царского сына против нравственности является источником падения монархии, подтверждая значение морали в общественной жизни. Именно поэтому самым ярким образом у Ливия является образ Брута, который призывает к свержению царей. Шекспира тоже интересовал вопрос о роли правителя в жизни государства, но его Шекспир решает совершенно по-другому. Обвинителем Тарквиния, в первую очередь, является не Брут, а Лукреция, призывающая к его чести. В отличие от Ливия, Шекспира интересовали внутренние переживания героев. Отсюда обилие монологов, возвышенных речей и описаний, которые создают образы героев поэмы.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |