Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные характеристики православной христианской веры



2020-03-19 194 Обсуждений (0)
Основные характеристики православной христианской веры 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Религия - это особый комплекс взглядов и действий, основанный на вере в реальное существование сверхъестественного и возможность взаимодействовать с ним. Религия не возможна без веры. Верующим она предлагает определенный смысл их существования. Все это выражается в наличии у верующего специфического восприятия мира, т. е. в наличии религиозного, мировоззрения. Религиозное мировоззрение, несмотря на свою «агрессивность» не отменяет наличие в индивиде и иных типов мировоззрения, вступающих друг с другом и с религиозным мировоззрением в неразрывные связи и определяя во многом специфику личности конкретного индивида. Это хитросплетение мировоззрений в нас и делает каждого неповторимым, уникальным человеком, а не только индивидом.

Христианство - самая распространенная и влиятельная религия на земле, число ее приверженцев - более 2-х млрд. человек. Христианство лидирует в религиозной жизни Европы, Америки и Австралии, занимает достаточно авторитетные позиции в Африке и Азии. Оно возникло в 1 в. н. э. в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи. Церковная традиция относит христианство к так называемым «богооткровенным» религиям: причиной возникновения его была деятельность Иисуса Христа, который одновременно признается и Богом, и человеком. Он дал людям истинное знание Бога и основал церковь, получившую от него свое имя, явился Спасителем всего человечества.

В результате раскола Римской империи христианство поделилось на католичество и православие.

Последнее стало основой религиозного мировоззрения восточной части империи, в центре которой стояла Византийская империя. С упадком Византийской империи роль «правообладателя» православной христианской веры взяла на себя Русь.

Целью данной работы является отслеживание истории зарождения православия и пути развития этого религиозного направления. Для реализации этой цели был проведен анализ теоретических научных и публицистических работ, в результате которого были сформулированы основные положения, позволяющие нам говорить о знании истории православия. Эти положения распределены в настоящей работе следующим образом. В первой части работы изложены основные теоретические положения православия - формы богослужения, истоки верования и пр. Во второй части изложена в кратком виде история зарождения православия. В третьей же части располагается хронологический анализ появления и развития православия на территории Руси.

В данной работе были использованы труды митрополита Московского Макария [5], протоирея Александра Шмемана [6], историка и философа Р.А. Финка [10], энциклопедические статьи «Большой энциклопедии Брокгауза» [7], источники из сети Интернет и др.

Особенным образом хотелось бы выделить работы протоирея Александра Шмемана, которому удалось в достаточно простой и доступной форме изложить историю Русской православной церкви, работу митрополита Макария, в которой по крупицам собран скудный материал по истории зарождения православной религии и системно представлен материал по истории русского православия.


Основные характеристики православной христианской веры

 

Название «православие» (orjodoxia) - в первый раз встречается у христианских писателей 2 в., когда появляются первые формулы учения церкви христианской (у Климента Александрийского), и означает веру всей церкви, в противоположность разномыслию еретиков. Позже слово «православие» означает совокупность догматов и установлений церкви, и его критерием признается неизменное хранение учения И. Христа и апостолов, как оно изложено в Св. Писании, Св. Предании и в древних символах вселенской церкви.

Сегодня православное направление христианства представляет собой совокупность поместных (региональных) религиозных организаций. Существует официальный перечень глав православных Церквей - «диптих чести». По этому списку Церкви располагаются следующим образом [10, C. 16]:

Константинопольская (Турция),

Александрийская (Египет),

Антиохийская (Сирия и Ливан),

Иерусалимская (Израиль),

Русская,

Грузинская,

Сербская,

Румынская,

Болгарская,

Кипрская,

Элладская (Греция),

Албанская,

Польская,

Церковь Чешских земель и Словакии,

Православная церковь Америки.

Это так называемые канонические и автокефальные Церкви. Во главе Церквей стоят митрополиты, архиепископы или патриархи. Вселенским патриархом считается патриарх Константинопольский, но он не обладает правом вмешиваться в деятельность других православных Церквей.

Религия - не только религиозное мировоззрение, она реализует основные мировоззренческие установки в религиозной деятельности. Тем самым она включает в себя их внешнее проявление, и, благодаря этому, выступает как социальный институт, является феноменом культуры с четко определенным мироотношением. Религиозное мироотношение практично.

Прямым проявлением такой практики служит культ. Культ включает в себя практические религиозные действия, вспомогательные средства и направлен на общение со сверхъестественным. Выделяют различные виды культовой практики: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, молитвы и т. д. Но любое ритуальное действие становиться религиозным, реализуя определенные религиозные представления, а это возможно лишь при использовании религиозной символики.

Основой православного вероучения являются Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание (Библия) - краеугольный камень Священного Предания, «содержит полноту Богооткровения». Священное Предание включает в себя решения первых семи Вселенских соборов (т. е. состоявшихся до разделения церквей), труды Отцов Церкви и древние богослужебные книги. Последующие дополнения Священного Предания православие, в отличие от католицизма, считает невозможным и потому догматы, провозглашенные впоследствии католической Церковью (догмат филиокве, о непорочном зачатии Девы Марии и др.), рассматривает как ошибочные, противоречащие и Священному Писанию и Священному Преданию. Центральным в православном вероучении является Никео-цареградский Символ Веры [4, C. 89]:

Спасение чрез испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа);

Единосущие Лиц Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Дух Святой;

- Испове́дание Иисуса - Христомм <file:///\\wiki\%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>, Го́сподом и Сыном Божиим (2-й член Символа);

Боговоплощение <file:///\\wiki\%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> (3-й член Символа);

Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 12-й члены Символа);

Вера в единство, всеобщность и преемственность православной церкви (9-й член Символа); вера в святость Церкви; Глава Церкви - Иисус Христос;

Вера в ангелов и молитвенное предстательство святых.

Общность культа (обряды, таинства, литургическая практика) в целом присуща всему православию, но есть и различия, обусловленные национальной принадлежностью Церкви. Это касается, прежде всего, культа святых, почитаемых данной церковью, и праздников, в которых наряду с общехристианскими отмечаются и местные.

Основные канонические нормы и институты [2, C. 114]:

Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии - прямое канонически законное апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии).

Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления», в истории православных стран были отдельные эпизоды, когда епископы стояли во главе государства (наиболее известен Президент Кипра Макарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли этнарха православных подданых султана).

Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века.

Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 48-дневный), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.

Основное содержание культовой религиозной деятельности несут на себе ритуалы и обряды. Ритуалы - это повторяющиеся стереотипные действия либо имитирующие иную реальность, либо формализующие отношение к ней человека. Ритуал и обряд - целая история, раскрывающая конкретный мотив религиозной картины мира. При этом посредством ритуала иллюстрируют и воплощают религиозные представления, а обряд отмечает наиболее значимые события в практике верующего. Ритуал и обряд неразделимы, обряд реализуется только через ритуальное действие.

Исторически сложившееся православное богослужение заключает в себе 4 богослужебных круга [6, C. 12]:

1. суточного круга

2. седмичного круга;

.   неподвижного годового круга;

.   подвижного годового круга, сформировавшегося вокруг праздника Пасхи.

Важнейшее общественное богослужение в православии - Божественная литургия (в России также называемая «обедней»), во время которой совершается таинство Евхаристии - важнейшее по Крещении таинство Церкви, которое составляет её суть и без которого она немыслима.

Всенощное бдение

Часы (церковная служба)

Литургия

Вечерня

Повечерие

Утреня

Полунощница

Литургический год начинается от Недели Пасхи, которая занимает совершенно особое и исключительное положение в числе праздников.

Двунадесятые праздники:

Рождество Пресвятой Богородицы

Воздвижение Креста Господня

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

Крещение Господне

Сретение Господне

Благовещение Пресвятой Богородицы

Вход Господень в Иерусалим

Вознесение Господне

День Святой Троицы

Преображение Господне

Успение Богородицы

День Святого Духа

Источник внутреннего права Церкви, наряду со Священным Писанием, - Священное Предание, которое включает в себя каноны различного происхождения, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви. Традиционное понимание и толкование Писания - в контексте и единстве с Преданием.

Церковь является наиболее типичной и устойчивой формой объединения верующих. Она состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов - святилищ, мечетей, соборов и т. д. Для нее характерна строгая иерархическая структура, в основе которой лежит деление последователей на клир - духовенство, осуществляющее культовую практику, и паству - мирян, прихожан, т. е. рядовых последователей веры. Церковь обладает рядом специфических социальных функций, набором поощрений и наказаний, она монополизирует право толковать вероучение и определять приемлемые формы религиозной деятельности.

Православная Церковь составляется сообществом поместных Церквей - автокефальных и автономных. Каждая автокефальная Церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) Церкви.

В православии отсутствует единая точка зрения, считать ли «латинян» еретиками, исказившими Символ веры путём самочинного позднейшего прилога, или схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Православные единодушно отвергают догмат о непогрешимости папы в вопросах вероучения и его притязания на главенство над всеми христианами - по крайней мере, в той интерпретации, которая принята в современной Римской Церкви.

Православная Церковь не приемлет и иные догматы и вероучения Католической церкви:

догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

учение о чистилище, которое (вопреки мнению некоторых) не есть аналог понятия о мытарствах в православии.

догмат о телесном вознесении Божией Матери.

Православие традиционно, в принципе, признаёт права́ светской власти в церковных (но не вероучительных) вопросах - концепция симфонии духовной и светской властей; Римская Церковь ещё со времён раннего средневековья выступает за полный церковный иммунитет и в лице своего Первосвященника обладает суверенной светской властью.

С мая 1980 года время от времени проходят встречи Смешанной богословской православно-римско-католичнской комиссии по диалогу между поместными Православными Церквами и Римско-Католической Церковью.

 



2020-03-19 194 Обсуждений (0)
Основные характеристики православной христианской веры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные характеристики православной христианской веры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)