ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И ОБОБЩЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Исторический аспект деятельности статистических органов республики Казахстан
Слово «статистика» происходит от латинского слова «status», что означает состояние, положение явлений. От этого корня возникли слова «stato» (государство). «statista” (статистик - знаток государства), «statistica» (статистика - определенная сумма знаний, сведений о государстве). Термин «статистика» пережил столетия, хотя содержание его неоднократно менялось. Статистика как практическая деятельность имеет многовековую историю. Ее возникновение относится к периоду образования классового общества и государства. Хозяйственные и военные нужды уже в древний период человечества вызывали необходимость учета мужского населения, способного носить оружие, а затем и численности всего населения, его состава, характера занятий, подсчета результатов хозяйственной деятельности и т.д. В связи с этим в древние и средние века от случая к случаю проводились, хотя и примитивные, крупные статистические работы - учеты населения, земель, имущества - в первую очередь для обложения населения всевозможными податями и повинностями. Такие работы проводились в древнем Египте, Китае, Вавилоне, Риме и древней Греции. Развитие статистики в России тесным образом связано с созданной после отмены крепостного права земской статистикой, которая пользовалась заслуженным авторитетом за объективность и профессионализм. После октябрьского переворота в России, встала задача о создании централизованной системы государственной статистики на базе земской статистики. Состоявшийся в июне 1918 года Всероссийский съезд статистиков разработал проект «Положения о государственной статистике». В июле 1918 года было подписано Положение о Государственной статистике, оформившее организацию единого общегосударственного органа - Центрального статистического управления (ЦСУ). В первые годы своего сосуществования ЦСУ выполнило крупные статистические работы, осуществленные в значительной мере путем переписей. Такой, например, была проведенная уже в 1918 году Всероссийская промышленная перепись, положившая начало организации текущей статистики. В 1920 году была проведена первая советская перепись населения, которая явилась частью целого цикла переписей, в который входила сельскохозяйственная перепись и последовавшая за ней перепись учреждений народного образования. Все эти и другие крупные статистические работы имели большое значение в период перехода к новой экономической политике, при составлении первого плана развития народного хозяйства. Декретом СНК РСФСР от 10 июля 1919 года был учрежден Военно-революционный комитет по управлению Киргизским (Казахским) краем, куда вошли Акмолинская, Семипалатинская, Тургайская, Уральская области и часть Астраханской губернии. В связи с этим было образовано статистическое управление при указанном Кирревкоме на правах его отдела. На базе территории, находившейся под управлением Кирревкома согласно декрета СНК РСФСР от 26 августа 1920 года была образована Киргизская (Казахская) Автономная социалистическая Республика в составе РСФСР. В связи с образованием Киргизской (Казахской) АССР ее Правительство (СНК) своим постановлением от 8 ноября 1920 года утвердило «Положение о государственной статистике в Казахской АССР», а статотдел Кирревкома был преобразован в статистическое управление Казахской ССР. Согласно этого положения Статуправление было определено высшим статистическим органом в Каз.АССР, которое должно объединять, согласовывать и руководить деятельностью всех статистических органов на территории Республики. Местные органы Статуправпения Каз.АССР были представлены губернскими и уездными статистическими бюро. На статистическое управление Казахской АССР возлагалось общее руководство учетом и статистикой, организация общегосударственных статистических работ, утверждение планов и программ статистических обследований, ведение демографической и моральной статистики, а также статистики здравоохранения и санитарии, труда, промышленности и сельского хозяйства, распределения и потребления, выпуск ежегодников и других периодических изданий, сборников и обзоров по отдельным вопросам из экономической и социальной жизни республики. Образование в июле 1923 года Центрального статистического управления при Совете Народных Комиссариатов СССР (ЦСУ СССР) положило начало ведению единого для всей страны статистического учета и отчетности на основе единых принципов, единой методологии и организации. ЦИК и СНК Каз.АССР 23 июня 1928 года утвердили новое положение об организации государственной статистики, по которому ЦСУ действовало на правах объединенного наркомата Каз.АССР. Решением ЦИК Каз.АССР от 11 февраля 1930 года ЦСУ упраздняется, а его функции передаются Госплану республики, где был образован сектор народнохозяйственного учета. Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1931 года сектор нархозучета Госплана был реорганизован в Управление нархоэучета (УНХУ) при Госплане Каз.АССР. В 1932 году в связи с созданием областей в республике были образованы областные управления нархоэучета. Местные статорганы слились с местными плановыми комиссиями, а сеть добровольных корреспондентов упразднилась: в районах создали экспертные комиссии, в аулсоветах - ввели уполномоченных по статистике. Становление и развитие статистики нашей Алматинской области тесно переплетается с развитием статистики в целом по стране. На основании декрета Совнаркома о местных статистических учреждениях от 20 мая 1920 года состоялось заседание представителей губернского Совета по делам статистики, городского статбюро. уездных и волостных статистических организаций о созыве конференции статистиков. Исполнительное бюро губернского Совета по делам статистиков было избрано в составе трех человек. Губернское статистическое бюро в 1924 году состояло из девяти отделов с общей численностью работающих - 41 человек. На 1 января 1925 года в связи с неудобством управления отделами структура статбюро стала состоять из четырех отделов: общего, демографической статистики, экономической статистики, сельскохозяйственной статистики, с численностью работающих - 33 человека. По Постановлению ВЦИК СССР в 1932 году было организовано управление народнохозяйственного учета Алматинской области со структурой в двенадцать секторов (Облнархозучет). В 1941 году облнархозучет был переименован в статистическое управление Алматинской области с функциями проведения на территории области учета по отраслям народного хозяйства, а также с осуществлением руководства горинспектурой и пятнадцатью районными инспектурами. В 1960 году Статистическое управление было разделено на основной аппарат и аппарат машиносчетной станции при статуправлении, которая в связи с оснащением новых ЭВМ М - 5000 была преобразована в Вычислительный центр статуправления. В 1983 году с созданием Казахского Республиканского объединения ЦСУ Каз.ССР по информационно - вычислительному обслуживанию (Казахмашинформ), создано Алматинское областное объединение статистического управления Алматинской области Каз.ССР по информационно - вычислительному обслуживанию (Алматыобпмашинформ) на хозрасчетной основе со следующей структурой: ВЦ и четырнадцать районных информационно - вычислительных станций. Во второй половине 1987 года статистическое управление Алматинской области, Алматымашинформ и ВЦ были упразднены, и на их базе было создано Алматинское областное управление статистики. С октября 1987 года районные информационно-вычислительные станции были преобразованы в районные отделы статистики в составе Алматинского областного управления статистики. С марта 1991 года Алматинское областное управление статистики преобразовано в Алматинское областное управление по статистике и анализу. В июне 1999 года в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан «Ореорганизации территориальных органов Агентства Республики Казахстан по статистике» управление разделено на: управление статистики (являющейся государственным органом) и информационно - статистический центр, основной функцией которого является выполнение работ по сбору, обработке статистических данных и представлении Управлению. Все эти изменения организационной структуры органов государственной статистики сыграли положительную роль, прежде всего в том, что их работа была теснее увязана с работой органов планирования. За это время органы государственной статистики провели целый ряд работ, имевших большое государственное значение. Централизация учета и статистики, создание машиносчетных станций, вычислительных центров, внедрение в учет и статистику вычислительной техники открыли возможность расширения программы разработки, совершенствования статистического и экономического анализа, что позволило органам государственной статистики провести весьма сложные и крупные статистические работы, Статуправление Каз.АССР и его органы на местах провели в 1927 году десяти процентную выборочную сельскохозяйственную перепись, в этом же году было проведено большое обследование размещения и путей перекочевки казахского населения, на 15 декабря 1927 года была проведена Всесоюзная школьная перепись. В 1922 году проведена сплошная перепись совхозов и колхозов, в 1929 году - перепись мелкой промышленности. Проведены переписи скота 1934, 1935, 1936, 1938 годов, которые показали развернутую картину состояния животноводства в республике. В 1950 - 1990 годах статистические органы Казахстана, несмотря на свою постоянную перегруженность, подготовили и провели Всесоюзные переписи населения 1959, 1970, 1979, 1989, 1999годв, а также проводились переписи жилищного фонда, оборудования, машин, плодово-ягодных насаждений и другие. В 1960-1961 годах и 1972 -1973годах статорганы подготовили и провели инвентаризацию и переоценку основных фондов во всем народном хозяйстве, которые по своим объемам и сложностям почти равны переписи населения. Большую работу статистические органы республики проводили по изданию для широкого круга читателей статистических сборников, официальных и отдельных сообщений на страницах печати. Периодически выпускались юбилейные и специальные статсборники, в которых приводились итоги развития экономики и культуры в республике и регионе. Часто они издавались как отраслевые и по отдельным темам. В декабре 1992 года постановлением правительства была утверждена государственная программа по перестройке статистики первичного и бухгалтерского учета. В результате реализации этой программы была сформирована начальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства, Правительство в рамках своей программы действий на 1998 - 2000 годы приступило к претворению в жизнь долгосрочной Стратегии Республики Казахстан - «Стратегия - 2030», в целях реализации этой программы на уровне республики и регионов предусматривается осуществить соответствующую комплексную информатизацию центральных и исполнительных местных органов, формирование единого информационного пространства государственного управления. Ядром единых информационных ресурсов должна стать государственная статистика [4].
2.2 Реформирование и планирование статистической деятельности в Казахстане
Реформирование государственной статистики началось с принятия в конце 1992 года Государственной программы по перестройке статистики и первичного бухгалтерского учета. В рамках данной программы в 1993-1996 годах были сделаны первые шаги по формированию национальной статистики в реальном секторе экономики, финансовой и банковской сферах. Был осуществлен комплекс мероприятий, заложивших основу для перехода на систему национальных счетов СНС, для создания новых для республики разделов статистики: внешнеэкономической деятельности, платежного баланса, цен (таблица 1). Это позволило начать расчеты валового внутреннего продукта (ВВП) и других макроэкономических показателей, составление платежного баланса республики, создать сеть по регистрации цен и тарифов для развития статистики цен. Начались регулярные наблюдения за деятельностью малых предприятий и других новых рыночных структур, В этот же период был сформирован государственный регистр хозяйствующих субъектов как инструмент статистики рыночной экономики. Осуществлен переход с больших ЭВМ на персональные компьютеры. В результате реализации программы была сформирована национальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства. В целях дальнейшего совершенствования государственной статистики на основе внедрения признанных международной практикой методов и методологии, а также современных информационных технологических средств обработки данных и публикаций, в 1996 году в соответствии с программой действий Правительства по углублению реформ была принята Программа совершенствования государственной статистики на 1996-1998 годы.
Таблица 1 - Основные итоги реформирования статистики
На втором этапе реформирования статистики завершилось в основном создание системы национального счетоводства и началось реформирование отраслевых статистик на методологической основе СНС. С этой цепью осуществлен переход с отраслевых каталогов на единый Регистр хозяйствующих субъектов. При этом значительным шагом вперед стало использование современных международных классификаций видов экономической деятельности и продукции и услуг вместо устаревших общесоюзных классификаций. Началось внедрение выборочных методов статистического наблюдения малых предприятий, как основного метода обследования, используемого в условиях рыночной экономики. Проведена работа по техническому переоснащению органов статистики современными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций, включая Интернет. Большое значение приобрело сотрудничество с международными организациями: Евростатом, Статотделом ООН, МВФ, Всемирным банком организации экономического сотрудничества и развития ОСР со статистическими службами Германии, Нидерландов, Франции и других. Главной целью такого сотрудничества является содействие статистическим органам Казахстана по переходу на международные стандарты, обучение специалистов. О казахстанской статистике узнали в других странах. Ежегодно направляется в адрес всех международных организаций информация о социально-экономическом положении страны по более чем 40 вопросникам. Результатом этой работы является включение статистических данных республики в такие международные публикации, как демографический ежегодник, международная финансовая статистика, международный справочник по промышленности и так далее. Третий этап реформирования осуществляется в соответствии с Программой совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1999-2005 годы. В отличие от первых предыдущих двух программ Правительством утверждены более долгосрочные задачи - на семилетний период. С начала реализации третьей программы совершенствования статистики разработаны и утверждены в Госстандарте три новых государственных стандарта. Это общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД), который является национальной версией международной классификации всех видов экономической деятельности Европейского сообщества. Второй стандарт - это классификатор продукций и услуг по видам экономической деятельности КП ВЭД, который представляет собой аутентичный перевод классификации продукции и услуг Европейского сообщества. Третий - это общий классификатор предприятий и организаций (ОКПО), который представляет собой уникальные идентификационные коды для каждого юридического лица, филиала и представительства. Постановление Правительства «О внедрении классификатора предприятий и организаций в государственных органах» позволит уже в этом году завершить внедрение классификатора ОКПО в основные государственные регистры и реестры юридических лиц. Это значительно повысит качество информации о количестве и структуре предприятий в экономике, упростит обмен информацией между государственными органами, станет важным шагом на пути формирования единого информационного пространства в республике. Практические результаты от использования стандартных кодов юридических лиц можно продемонстрировать на примере сотрудничества статистических и налоговых органов. В конце прошлого года нами подписано соглашение с Министерством государственных доходов об обмене данными из регистров между нашими территориальными органами. В результате налоговые органы имеют возможность представлять статистику налогов в разрезе видов деятельности, не затрачивая усилий на определение и кодирование вида деятельности для каждого юридического лица. В процесс регулярного обмена электронными базами данных сейчас подключаются таможенные и юридические органы. Такое взаимодействие не требует существенных дополнительных финансовых средств и повышает эффективность работы государственных органов. Конечная цель этого процесса заключается в стандартизации и объединении всей информации, которая имеется в различных министерствах и ведомствах на базе единой национальной системы классификации, кодирования. В этом году начались подготовительные работы по проведению крупномасштабных работ в сфере социальной статистики. Утвержден новый инструментарий для обследования домашних хозяйств и осуществлен дизайн выборочной сети, отвечающей всем современным требованиям. На основе новой сети домашних хозяйств будет проводиться ежеквартальный мониторинг уровня жизни и профиля бедности населения республики. Кроме того, уже в этом году начнется пилотное обследование занятости населения при участии экспертов из Германии. Обследование планируется по ротационной сети из 18 тысяч домохозяйств и обеспечит ежеквартальное получение достоверной и полной информации о занятости населения и уровне безработицы. Такой разносторонний подход значительно улучшит информационное обеспечение государственной программы по борьбе с бедностью и безработицей. Что касается безработицы, то такое прямое обследование домашних хозяйств по безработице внедряется впервые. Традиционно использовалась методология составления баланса трудовых ресурсов, который позволял получать показатели безработицы расчетным путем. В нашей республике проведение обследования занятости осложняется несовершенством законодательной базы. В действующем законодательстве безработными являются лица в трудоспособном возрасте, не имеющие работу и готовые трудиться. Однако, по международной методологии и в мировой практике, по рекомендациям Международной организации труда для того, чтобы безработный считался безработным, он должен не только не иметь работу и быть готовым к труду, он должен активно искать работу, а именно этого важного критерия нет в этом определении. Необходимо ускорить разработку адекватной законодательной базы, чтобы данные наших обследований были сопоставимы на мировом уровне. 3a последние годы произошли большие изменения в аналитической и публикационной работе статистиков. Задачи по улучшению этого аспекта статистической деятельности ставились еще в рамках первой программы совершенствования, но добиться существенных результатов удалось только сейчас. Благодаря повышению профессионального уровня специалистов и современным техническим средствам резко увеличились объем аналитической работы и тематика аналитических материалов, а также их оформление. Еженедельно несколько аналитических записок направляется в адрес Правительства и соответствующих министерств и ведомств. Статистический ежегодник Казахстана 1999 года был отмечен на международной выставке в Германии. Казахстан первым из стран СНГ внедрил Генеральные стандарты распространения данных (GDDS) МВФ. В соответствии с этими стандартами метаданные по основным экономическим показателям, характеризующим нашу республику, размещены не только на сайте Агентства по статистике, но и на сайте МВФ. В области внедрения новых информационных технологий завершен первый этап технического перевооружения статистических органов. В систему статистики вычислительная техника поступает главным образом за счет международных организаций, но ее количество не удовлетворяет потребностей нашей системы. В настоящее время более половины вычислительного парка областных и, в особенности, районных управлений статистики составляют морально устаревшие, физически изношенные компьютеры. Причем степень оснащенности: в областях - один компьютер примерно на три человека, а в районах - один компьютер на пятерых. Несмотря на это, удалось добиться широкого использования самых современных компьютерных технологий не только на республиканском, но и на областном уровне, где созданы и функционируют локальные вычислительные сети. В текущем году началось внедрение современной сети передачи данных на районном уровне и разработана концепция применения распределенных баз в статистике. В области международного сотрудничества начались работы в рамках третьего этапа комплексного проекта TACIS «Реформирование официальной статистики». Первые два этапа успешно реализованы. Третий этап комплексного проекта, как и два предыдущих, включает пакет проектов по приоритетным направлениям реформирования статистики. Каждый проект предусматривает также повышение квалификации кадров. Такие же проекты на стадии реализации имеются с Фондом народонаселения ООН, МВФ, Евростатом, Турецкой организацией по международному сотрудничеству, Обществом технического содействия Германии. Расширение международного сотрудничества обеспечивает представительство Казахстана в информационном статистическом пространстве, освоение «ноу-хау» по всем направлениям статистической деятельности, а также, что особенно важно, расширение инвестиций в человеческий капитал. Важно, что такое широкое международное сотрудничество финансируется не из государственного бюджета, а за счет грантов [5].
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |