Фильм «Апокалипсис сегодня» (1979) как отражение антивоенных настроений 60-80х гг.
Фильм рассказывает о войне во Вьетнаме. Действие погружает зрителя внутрь американской армии. Обрисуем исторический контекст Вьетнамской войны. Время начала войны - 60-е годы XX столетия. Пятнадцать лет прошло с окончания Второй мировой войны, подросло поколение, детство которых пришлось на голодное время, в обществе появилась потребность в иной жизни, лишенной тягот труда. С середины 50-х годов контрацепция становится более доступной и удобной, начинается сексуальная революция. В фильме эту тенденцию иллюстрирует вертолет «Плэйбой», который прилетает к американским военным прямо на вражескую территорию. Реализация принципа удовольствия, культивировавшегося в обществе, включает в себя употребление наркотиков, которое становится массовым развлечением. Согласно «Военной истории», к 1970-м году наркотики <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA> во Вьетнаме принимали 65 тысяч военнослужащих США (то есть каждый пятый). Такое употребление в рядах военных способствовало появлению имиджа «безумной» войны. В 60-е и 70е гг. вышел целый ряд фильмов, освещающих тему войны во Вьетнаме. «Апокалипсис сегодня» стал культовой картиной. Через 8 лет после его выхода появится еще одна работа, ставшая культовой - «Цельнометаллическая оболочка», отражающая те же настроения общества. Пиком недовольства военными действиями США во Вьетнаме был 1968 год, когда проведение Каннского кинофестиваля было остановлено из-за протестов во Франции. Антимилитаризм картины «Апокалипсис сегодня» начинается с демонстрации абсурдности войны через визуальный ряд. В кадре постоянно присутствуют пейзажи, которые в европейской культуре ассоциируются с наслаждением, отпуском. Оранжевые взрывы войны гармонично вписываются в видеоряд с пальмами на берегу. Несоответствие визуального ряда и ситуации проявляется и в том, как фильм воспринимается в сознании зрителя, у которого оказываются сломанными фоновые ожидания по поводу фильма о войне. Высокобюджетные спецэффекты, красота кадров отвлекают от сюжета, мешают восприятию трагичности происходящего. Фильм напоминает переживание наркомана после прихода, оставляет ощущение скольжения по поверхности без переживаний, кроме эстетических. В пользу этого говорит фрагмент, в котором, съев ЛСД, Лэнс Джонсон называет прекрасными всполохи огня и выстрелы. Андрей Плахов в книге «Режиссеры настоящего» так трактует замысел Копполы в фильме «Апокалипсис сегодня»: «Режиссера вдохновляла грандиозность задачи - показать, как действует тотальный робот истребления, автомат террора, как выжженные войной земля и душа превращаются в потусторонний лунный пейзаж, в пробирающую до печенок галлюцинацию». Таким образом, зритель оказывается на месте солдата - наркомана, которому чуждо все, связанное с войной и который просто не воспринимает ее ужаса, так как находится в опьянении. Картина меняется на середине фильма, когда погибает первый из небольшого отряда, пораженный стрелой. Это вполне закономерно - задевает только несчастье, произошедшее рядом, практически коснувшееся тебя. Больше всего тема безумия войны раскрывается в полковнике Курце, выжившем из ума тиране, центре гниения, разъедающем все. Сотни местных жителей почитают его как Бога, и готовы пойти на что угодно по одному его приказу. Но и после его смерти подчинившиеся ему оказываются не способными жить самостоятельно. Вряд ли эту мысль можно проассоциировать с событиями Второй мировой войны, а вот с развитием СССР после смерти Сталина - вполне. Вьетнамская война подтвердила образ американцев как этноцентрированной нации. Вьетнамцы, как сторона, вообще, как правило, не фигурируют в фильмах на эту тему. Они - безличная масса жертв. Огромное значение имеет фраза одного из героев: «вы, американцы, боретесь за самый большой в истории пшик». Сами американцы позиционируются не с лучшей стороны, но довольно типично. Они представлены как наивная и самоуверенная нация, глуповатые люди с циничным, но жизнерадостным юмором. Однако ведут они себя не совсем так, как подобает на войне. Подполковник Билл Килгор, самый яркий выразитель описанных качеств в этом фильме, при всей устремленности к победе проявляет неожиданный гуманизм к раненым вражеской стороны. Апогей антимилитаристской направленности фильма раскрывается во фразе, произнесенной Курцем перед смертью: «Ужас. Ужас имеет своё лицо… и ужас должен стать твоим другом, иначе он станет твоим врагом, которого ты будешь бояться… злейшим врагом». Главный рычаг войны - страх, и против этого восстает культура Европы 60-80 х гг. Война во Вьетнаме породила крупное антивоенное движение, спровоцировала появление «вьетнамского синдрома» (отказа американцев участвовать в военных действиях), способствовала становлению субкультуры хиппи. Фрэнсис Форд Коппола создает антимилитаристский фильм, уравнивая в сознании зрителя Вьетнамскую войну и безумие, выявляя главный рычаг войны - страх. Формирование образа Вьетнамской войны как безумия в сознании происходит за счёт глубокого погружения в обстановку несоответствия внутреннего и внешнего, того, что должно быть, и того, что происходит, желаемого и происходящего. Фильм стал культовым и породил множество последователей, что свидетельствует о точности описания явления в культурном тексте.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |