Средства и методы контроля на уроке физической культуры.
12
Центральное место в педагогическом контроле занимает двигательная деятельность. Она контролируется по трем направлениям: - формирование и совершенствование двигательных умений и навыков; - воспитание физических качеств; - изменение состояния организма. Педагогический контроль на уроках преимущественно состоит в проверке и оценке вышеперечисленных факторов у учащихся. Педагогический контроль за формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков Степень освоения двигательных действий контролируется в объеме изучаемых требований, т.е. с учетом особенностей этапа обучения. Средством контроля являются изучаемые физические упражнения. На этапе разучивания техника упражнений может проверяться также посредством выполнения отдельных элементов или структурно схожих подводящих упражнений, выполняемых в облегченных условиях. На этапе углубленного разучивания контролируется техника навыка в стандартных условиях выполнения. На 3-ем этапе совершенствования (умения 2-го порядка) техника оценивается в изменяющихся условиях, во взаимосвязи с количественными результатами (при значительных физических напряжениях), в соревновательной обстановке, т.е. в усложненных условиях. Степень освоения двигательных действий определяется по 5-балльной системе с учетом характера и количества ошибок: "5"- упражнение выполнено правильно, свободно и точно; "4"- упражнение выполнено слитно, но было допущено до 2-х незначительных ошибок (связанных с неточным выполнением техники); "3"- упражнение выполнено с 3-мя незначительными или одной значительной ошибкой (ведущей к искажению основ техники); "2"- упражнение выполнено с искажениями основ техники; "1"- упражнение не выполнено полностью или отказ от выполнения. Оценка производится визуально. [12, с. 117] Проверка и оценка уровня развития физических качеств. Основным средством определения уровня развития качеств являются физические упражнения (тесты). Могут применяться ТСО: динамометры, тренажеры. Тесты, применяемые для контроля, можно разделить на 2 группы: 1) физические упражнения, входящие в содержание программы и поддающиеся стандартизации; 2) физические упражнения для контроля тех физических качеств, которые не могут быть определены упражнениями 1-й группы (прыжок в длину или в высоту с места). Проверка проводится в одинаковых условиях для всех учеников. Для повышения объективности оценки данного качества лучше использовать одно физическое упражнение. Чаще следует проверять те физические качества, которые в большей мере изменяются. В течение четверти целесообразно ежемесячно контролировать неспецифичные физические качества для раздела, а специфичные - на стыке с последующим разделом. Требования к тестам: - простота (по биомеханической структуре); - оперативность (минимум времени на выполнение и обработку); - надежность (высокая степень совпадения результатов при повторном тестировании) - информативность ("валидность" - достаточная степень точности измеряемого качества); - стабильность (воспроизводимость результатов через некоторое время). [14, с. 129] Тесты, как правило, органически связаны с содержанием урока. Методика контроля обеспечивает объективность результатов. Основной метод контроля физических упражнений у учеников - соревновательный (проведение контрольных испытаний). Могут применяться и другие методы (динамометрия, градуирование). [2, с. 49] Сравнение результатов тестирования предварительного, текущего, этапного и итогового контроля с нормативами школьной программы позволяет судить о степени решения учебных задач в соответствующем периоде. Контроль функционального состояния учащихся. Контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся учитель проводит по ряду частных и комплексных признаков. Он включает: 1) контроль внешних объективных признаков состояния учеников, выражающихся в проявлениях работоспособности, их поведении и внешнем виде. Методы контроля - общепедагогические, визуальные; 2) самооценку учениками своего состояния (самочувствия, настроения, готовности к действию). Методы контроля - общепедагогические, словесно- описательные; 3) контроль динамики функционального состояния по интегральному показателю - величине ЧСС. По совокупности этих показателей контролируют изменения исходного состояния занимающихся, оценивая одновременно и эффект занятий. В заключение рассмотрим еще одну форму контроля двигательной деятельности - физкультурный самоконтроль. Частично его затронули, говоря о самооценке состояния занимающихся, но содержание его гораздо шире и охватывает не только урок. При объективном проведении физкультурный самоконтроль служит источником информации для педагогического контроля. В процессе занятий физическими упражнениями он включает также: контролирование своих движений и "прочувствование" двигательных действий, самооценку тренировочных нагрузок. При индивидуальных занятиях физкультурный самоконтроль становится основной формой контроля и условием его эффективности. В интервалах между занятиями самоконтроль должен быть ориентирован на самооценку восстановительных процессов, анализ общего самочувствия. Он является источником информации для педагогического контроля о готовности к предстоящему занятию. Основной формой учета данных самоконтроля является ведение дневника, который в свою очередь требует от занимающихся определенного минимума специально- образовательных знаний, умений и навыков. В дневнике самоконтроля ежедневно отмечают: - общее самочувствие; - характер сна; - степень утомляемости; - желание заниматься физической культурой; - физическую нагрузку (физические упражнения и длительность их выполнения); - реакцию организма (преимущественно по ЧСС); - еженедельно подсчитывается объем каждого вида самостоятельных занятий. В дневник также заносятся данные врачебно-медицинского осмотра: вес и рост, окружность грудной клетки и спирометрия, сила рук и становая сила, тесты ОФП: - бег на короткие дистанции (30-100 м); - бег на длинные дистанции (1-3 км); - силовые упражнения (подтягивание или сгибание-разгибание рук в упоре); - прыжок в длину с места. Необходимым методическим условием высокого качества самоконтроля является сравнительный анализ объективных и субъективных оценок индивидуального состояния, изучение динамики индивидуального состояния в зависимости от особенностей режима жизни. Сравнение данных поэтапного контроля позволяет сделать вывод о состоянии здоровья и уровне физической подготовленности. Самоконтроль является и фактором самовоспитания личностных качеств. [5, с. 72] Вышеизложенное позволяет рассматривать физкультурный самоконтроль как компонент системы контроля в физической культуре. Список литературы. 1. Агаджанян Н.А., Чеснокова С.А. Адаптивные реакции организма. М., 1984.-51с. 2. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 45-50 3. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.И. Гигиена физического воспитания и спорта.М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 240 с 4. Волков В.М. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста // Спортивная физиология. М., 1986, с. 192- 218. 5. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.:ФИС, 1980. 6. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. - М.: Просвещение, 1978. 7. Книга учителя физической культуры / Под ред. B.C. Каюрова. - М.: ФИС, 1973. 8. Коробейников Н.Л., Михеев А.А.. Николенко И.Г. Физическое воспитание / Учебное пособие. - М.: ВШ, 1984. 9. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Программа общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1 - 11-х классов с направленным развитием двигательных способностей. - М.: Просвещение, 1993. - 64 с. Ю.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1991. 11. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов / Под ред. В.И.Ляха. - М., 1997. 12.Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1989. 13.Основы теории и методики физической культуры: учебн. для техн. физ. культ. Под ред. А. А. Гужаловского.-М.: ФиС, 1986г. 14.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре / Авт.-сост. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. - М.: Дрофа, 2000. 15. Сальников В. А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 2-9 16. Теория и методика физического воспитания/ Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. 17. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с. 18. Теория и методика юношеского спорта / Под ред. В.П. Филина. - М.: ФИС, 1987. 19. Торохова Е.И. Валеология: словарь. -М.: Флинта, 1999. 20. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. 21. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: ФиС, 1991.- 224 с. 22. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2- е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2001.-480с.
12
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |