Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение равновесного уровня национального дохода. Мультипликатор автономных расходов



2020-03-19 371 Обсуждений (0)
Определение равновесного уровня национального дохода. Мультипликатор автономных расходов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для того чтобы исследовать как устанавливается равновесие на рынке товаров и услуг следует ввести понятие фактических и планируемых расходов.

Фактические расходы (Е) - те расходы, которые имеют место в экономике.

Планируемые расходы (Ер) - расходы, которые планируют сделать фирмы.

Исходя из основного макроэкономического тождества, фактические расходы всегда равны выпуску, а планируемые расходы могут быть не равны выпуску.

Если планируемые расходы меньше выпуска (Ер < Y), то фирмы не смогут продать всю свою продукцию и произойдет накопление запасов.

Если планируемые расходы больше выпуска (Ер > Y),то продукции будет недостаточно и произойдет сокращение запасов предыдущих периодов.

Таким образом, инвестиции состоят из планируемых и незапланированных инвестиций.

 

I = Ip + Iun (2.1)

 

где Ip - планируемые инвестиции,

Iun - незапланированные инвестиции.

Планируемые расходы - сумма потребления и планируемых инвестиций.


Ер = С + Ip (2.2)

Ер = Е = Y при Y = 0 (2.3)

 

где C - сумма потребления

Y - выпуск.

В кейнсианской теории помимо ситуации накопления и сокращения запасов автоматически приводящих экономику в состояние равновесия рассматривается влияние изменения расходов на состояние экономики.

 

ΔЕ = (Е2 - Е1) => ΔY = (Ye1 - Ye) (2.4)

 

Кейнс доказал, что рост расходов ведет к росту дохода, то есть к росту совокупного выпуска, однако доход возрастает в большей степени, чем вызвавшее его увеличение расходов, то есть с эффектом мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов - отношение изменения равновесного ВВП к изменению любого компонента автономных расходов, показывает во сколько раз изменяется совокупный доход, при изменении расходов на одну единицу. Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним макроэкономическим агентом обязательно превращаются в доход другого макроэкономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему макроэкономическому агенту и так далее до тех пор, пока прирост дохода не будет равен нулю. В итоге получается бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

Мультипликатор можно рассчитать по следующей формуле:

 

 (2.5)


где m - мультипликатор,

MPC - предельная склонность к потреблению,

MPS - предельная склонность к сбережению.

 

Рис 2.1 Рецессионный разрыв

 

Рецессионный разрыв - величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неифляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный объем выпуска Y ниже потенциального Y*, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие совокупного спроса и совокупного предложения достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие из точки А в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода ΔY составляет:

 

ΔY = Величина рецессионного разрыва × Величина мультипликатора автономных расходов (2.6)

Инфляционный разрыв - величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до инфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный уровень выпуска Y больше потенциального Y*, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширить производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты.

 

Рис. 2.2 Инфляционный разрыв

 

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и «перемещение» равновесие из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение совокупного дохода ΔY составляет:

 

ΔY = Величина инфляционного разрыва × Величина мультипликатора автономных расходов. (2.7)

 

Практические задания

Экономическую структуру характеризуют следующие данные:

Таблица 2.1 Характеристика экономической структуры

Показатели Значение
1 2
Автономное потребление, Ca 100
Предельная склонность к потреблению, MPC 0,8
Автономные инвестиции, Iа 110
Государственные закупки товаров и услуг, G 100
Автономные налоги, Т 110
Ставка пропорционального налога, t 0,15
Трансферты, ТR (F) 10

 

. Определите равновесный уровень дохода.

. Используя данные раздела 1, определите совпадает ли ВВП потенциальный с равновесным ВВП, если нет, то определите характер разрывав экономике и найдите его величину. Покажите ситуацию графически.

. Определите равновесные величины потребления и сбережения домашних хозяйств.

. В связи с усилением экономической нестабильности предельная склонность к сбережению домашних хозяйств увеличилась на 10%. Как это отразится на равновесном ВВП и что произойдет с кривой планируемых расходов. Покажите на графике.

Решение практических заданий

. Равновесный уровень дохода найдем из следующей формулы:

 

Y = С + Iа + G (2.8)

 

Потребление найдем из функции потребления:

 

С = Ca + MPC × Yd (2.9)

 

Уровень дохода найдем по следующей формуле:

Yd = Y - t × Y - T + ТR (2.10)

 

Подставляя формулы (2.10) и (2.9) в формулу (2.8), получим формулу для расчета равновесного уровня доходов:

 

Y = Ca + MPC × (Y - t × Y - T + ТR) + Iа + G (2.11)

 

Найдем равновесный уровень дохода подставляя данные из таблицы (2.1) в формулу (2.11):

 

Y = 100+ 0,8 × (Y - 0,15 × Y - 110 + 10) + 110 + 100

 

Раскрывая скобки, получим:

 

Y = 310 + 0,68 × Y - 80

0,32 × Y = 230

Y = 718,75

 

. Сравнивая значения потенциального ВВП (Y*)и равновесного ВВП (Y), видим, что Y* < Y, следовательно в экономике инфляционный разрыв.

Найдем величину инфляционного разрыва по следующей формуле:

 

Δ Y = Y* - Y (2.12)

 

Подставляя данные в формулу (2.12), получим:

 

Δ Y = 562,89 - 718,75 = - 155,86

 

Чтобы показать это графически, необходимо найти точки пресечения с осью расходов (Е). Найдем по следующей формуле (при Y = 0):

Ер1 = Ca + MPC × (Y - t × Y - T + ТR) + Iа + G (2.13)

 

Подставляя данные в формулу (2.13), получим:

 

Ер1 = 100+ 0,8(0 - 0,15 × 0 - 110 + 10) + 110 + 100

Ер1 = 230

 

Графически можно изобразить следующим образом:

 

 

Рис. 2.3 инфляционный разрыв

 

. Определим равновесную величину потребления, подставляя формулу (2.10) в формулу (2.9):

 

С = Ca + MPC × (Y - t × Y - T + ТR) (2.14)

 

Подставляя данные в формулу (2.14) получим:

 

С = 100 + 0,8 × (718,75 - 0,15 × 718,75 - 110 + 10)

С = 100 + 0,8 × (718,75 - 107,81 - 100)

С = 100 + 0,8 × 510,94

С = 100+ 408,75

С = 508,75

 

Для определения равновесной величины сбережения используем следующую формулу:

 

S = - Ca + MPS × (Y - t × Y - T + ТR) (2.15)

 = 1 - MPC (2.16)

 

Подставляя данные в формулы (2.15) и (2.16) получим:

 

S = - 100 + (1 - 0,8) × (718,75 - 107,81 - 110 + 10)

S = - 100 + 0,2 × 510,94

S = 102,18 - 100

S = 2,18

 

. До увеличения предельной склонности к сбережению MPC + MPS = 1, MPC = 0.8, следовательно MPS =1 - 0,8 = 0,2.

После изменения предельной склонности к сбережению на 10 % получим:

 

MPS' = 0,2 + 0,2 × 0,1 = 0,2 + 0,02 = 0,22

MPC' = 1 - 0,22 = 0,78

 

Новое значение равновесного дохода вычислим по формуле (2.11). Подставляя значения в данную формулу, получим:

 

Y' = Ca + MPC' × (Y' - t × Y' - T + ТR) + Iа + G' = 100 + 0,78 × (Y' - 0,15 × Y' - 110 + 10) + 110 + 100' = 100 + 0,663 × Y' - 78 + 110 + 100

0,337 × Y' = 232

Y' = 688,42


Графически это будет выглядеть следующим образом:

 

 

Рис. 2.4 Изменение равновесного уровня доходов

 

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАВНОВЕСИЕ ТОВАРНОГО РЫНКА

 

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и расходов, величины государственного бюджета.

Целями фискальной политики, направленными на сглаживание циклических колебаний, являются:

. Стабильного экономического роста

. Обеспечение полной занятости ресурсов (решение проблемы циклической безработицы)

. Обеспечение стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции)

Фискальная политика - политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса, а ее инструментами выступают доходы и расходы бюджета: государственные закупки, налоги, трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг оказывают прямое воздействие на совокупный спрос, их увеличение приведет к увеличение совокупных расходов и, как следствие, к росту выпуска с мультипликативным эффектом.

Изменение налогов оказывает косвенное воздействие на совокупный спрос, которое выражается через изменение потребительских расходов и через изменение инвестиционных расходов.

При росте налогов сокращаются потребительские расходы, так как уменьшается располагаемый доход. Инвестиционные расходы также сокращаются вследствие уменьшения прибыли предприятия. В совокупности это приведет к снижению спроса и снижению объема выпуска. При уменьшении налогов, наблюдается обратная ситуация.

Воздействие трансфертов на совокупный спрос также является косвенным. Их рост приводит к росту располагаемого дохода и инвестиционных расходов, что приводит к росту спроса и объему выпуска.

Исходя из вышесказанного, наиболее эффективным инструментом фискальной политики является изменение государственных закупок товаров и услуг, мультипликативный эффект от которого всегда превышает мультипликативный эффект от изменения налогов.

Выделяют два вида фискальной политики:

. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и воздействует через увеличение государственных закупок товаров и услуг, увеличение трансфертов и снижение налогов.

. Сдерживающая фискальная политика используется при перегреве экономики. Имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и проявляется через снижение государственных закупок товаров и услуг, снижение трансфертов и увеличение налогов.

Дискреционная фискальная политика - прямое изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертов и налогов.

Действие дискреционной фискальной политики основано на наличие в экономике мультипликационных эффектов. Выделяют мультипликаторы государственных закупок товаров и услуг, налогов и трансфертов.

При изменении государственных закупок товаров и услуг на ΔG, выпуск изменяется на ΔY, то есть изменяется с мультипликативным эффектом, рассчитывается по формуле:

 

ΔY = ΔG × мультипликатор (2.17)

 

Мультипликатор рассчитаем по формуле:

 

 (2.18)

 

где MPC - предельная склонность к потреблению,

MPS - предельная склонность к сбережению.

Действие мультипликатора трансфертов связано с их косвенным влиянием на равновесный выпуск. При увеличении трансфертов на некоторую величину TR произойдет увеличение выпуска на величину ΔY, рассчитываемую по формуле:

 

ΔY = ΔTR × мультипликатор (2.19)

 

Мультипликатор рассчитаем по формуле:

 

 (2.20)

 

Действие мультипликатора налогов связано с их косвенным влиянием различных видов налогов на равновесный выпуск. При увеличении налогов на некоторую величину ΔT произойдет уменьшение выпуска на величину ΔY, рассчитываемую по формуле:

 

ΔY = ΔT × мультипликатор (2.21)

 

Учитывая влияние налогов на выпуск мультипликатор имеет вид:

 

(2.22)

 

Значение мультипликатора трансфертов и налогов в абсолютном значении равны. Является меньшим, чем значение мультипликатора государственных закупок товаров и услуг.

Таким образом государственные закупки товаров и услуг оказывают большее воздействие на выпуск, чем трансферты и налоги.

Необходимо также рассматривать влияние подоходного налога на равновесный выпуск. Учитывая то, что подоходный налог выплачивается потребителем из личного дохода, а, следовательно, уменьшает предельную склонность к потреблению, мультипликатор государственных закупок товаров и услуг либо мультипликатор автономных расходов принимает вид:

 

 (2.23)

 

Из формулы видно, что величина мультипликатора при наличии ставки подоходного налога меньше, чем при его отсутствии. Изменение налоговой ставки изменяет наклон кривой совокупных расходов, она становится более пологой.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Она связана с действием встроенных стабилизаторов, величина которых не меняется, но само наличие их стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживает ее при перегреве. К таковым относятся:

. Подоходный налог (включает налог на домашние хозяйства и на прибыль предприятий)

. Косвенные налоги (НДС, пошлины, акцизы)

. Пособие по безработице

Рассмотрим воздействие стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид:

 

T = t × Y (2.24)

 

где t - ставка налога,

Y - доход

то величина налоговых поступлений также сокращается, таким образом высвобождая дополнительные средства для инвестиционных целей, которые стимулируют производителя.

При подъеме доход возрастает и налоговые отчисления также возрастают, что приводит к изъятию дополнительных из обращения. Деловая активности будет снижаться.

При перегреве наблюдается обратная ситуация.

Общая сумма выплат пособий по безработице возрастает при спаде и понижается при буме.

Таким образом, величина инъекций при спаде увеличивается, при подъеме снижается. Величина изъятий снижается при спаде, возрастает при буме. Заметим, что величина пособий не изменяется, а изменяется количество их выплат.

В развитии структуры экономики на 2/3 регулируют с помощью дискреционных методов и на 1/3 за счет действия встроенных стабилизаторов.

Практические задания

Используя данные пункта 2.1 определите:

. Как правительство должно изменить величину своих расходов для достижения потенциального уровня ВВП. Обоснуйте правительственную политику и ответьте на вопрос:

а) Что произойдет с кривой планируемых расходов. Покажите графически.

б) Какова величина мультипликатора государственных расходов

в) Как изменится сальдо государственного бюджета

. Как правительство должно изменить величину налоговых поступлений для достижения потенциального уровня ВВП. Обоснуйте правительственную политику и ответьте на вопрос:

а) Что произойдет с кривой планируемых расходов. Покажите графически.

б) Какова величина мультипликатора государственных расходов

в) Как изменится сальдо государственного бюджета

. Как правительство должно изменить величину трансфертов для достижения потенциального уровня ВВП. Обоснуйте правительственную политику и ответьте на вопрос:

а) Что произойдет с кривой планируемых расходов. Покажите графически.

б) Какова величина мультипликатора государственных расходов

в) Как изменится сальдо государственного бюджета

. Какая из фискальных мер наиболее эффективна, почему. Сделайте выводы по всему разделу.

Решение практических заданий

. Величину мультипликатора государственных расходов найдем используя формулы (2.18) и (2.23), получим:


m g =

 

Из формулы (2.17) выразим ΔG:

 

 

Подставляя данные получим:

 

∆ G =

 

Найдем точку пересечения с осью расходов (Е):

 

Ер2 = Ер1 + ΔG = 230 - 49.95 = 180.05

 

Рассчитаем сальдо государственного бюджета до изменения ΔG:

 

Доход = Т + Y × t = 110 + 107.81 = 217.81

Расход = G + TR = 100 + 10 = 110

Сальдон = Доход - Расход = 217.81 - 110 = 107,81 - профицит

 

Рассчитаем сальдо государственного бюджета после изменения ΔG:

 

Доход = Т + Y* × t = 110 + 84,43 = 194,43

Расход = G + ΔG + TR = 100- 49,95 + 10 = 60,05

Сальдок = Доход - Расход = 194,43 - 60,05 = 134,38 - профицит

 

Государственный бюджет увеличился на следующую величину:


Сальдок - Сальдон = 134,38 - 107,81 = 26,57

 

Графически изменение можно показать следующим образом:

 

 

Рис. 2.5 Изменение государственных расходов

 

. Величину мультипликатора государственных расходов найдем используя формулы (2.22) и (2.23), получим:

 

m T =

 

Из формулы (2.21) выразим ΔT:

 

 

Подставляя данные получим:

∆ T =

 

Найдем точку пересечения с осью расходов (Е):


Ер2 = Ер1 - MPC × ΔT = 230 - 49.87 = 180,13

 

Рассчитаем сальдо государственного бюджета до изменения ΔT:

 

Доход = Т + Y × t = 110+107.81 = 217.81

Расход = G + TR = 100 + 10 = 110

Сальдон = Доход - Расход = 217.81 - 110 = 107,81 - профицит

 

Рассчитаем сальдо государственного бюджета после изменения ΔT:

 

Доход = Т + ΔT + Y* × t = 110+62,34+84,43 = 256,77

Расход = G + TR = 110 + 10 = 110

Сальдок = Доход - Расход = 256,77 - 110 = 146,77 - профицит

 

Государственный бюджет увеличился на следующую величину:

 

Сальдок - Сальдон = 146,77 - 256,77 = - 110

 

Графически изменение можно показать следующим образом:

 

 

Рис. 2.6 Изменение автономных налогов

 

. Величину мультипликатора государственных расходов найдем используя формулы (2.20) и (2.23), получим:

 

 m TR=

 

Из формулы (2.19) выразим ΔTR:

 

 

Подставляя данные получим:

∆ TR =

 

Найдем точку пересечения с осью расходов (Е):

 

Ер2 = Ер1 - MPC × ΔTR = 230 + 49.87 = 279,87

 

Рассчитаем сальдо государственного бюджета до изменения ΔG:

 

Доход = Т + Y × t = 110 + 107.81 = 217,81

Расход = G + TR = 100 + 10 = 110

Сальдон = Доход - Расход = 217.81 - 110 = 107,81 - профицит

 

Рассчитаем сальдо государственного бюджета после изменения ΔG:

 

Доход = Т + Y* × t = 110 + 84,43 = 194,43

Расход = G + TR + ΔTR = 100 +10 - 62,34 = 47,66

Сальдок = Доход - Расход = 194,43 - 47,66 = 146,77 - профицит


Государственный бюджет увеличился на следующую величину:

 

Сальдок - Сальдон = 146,77 + 107,81 = 38,96

 

. Таким образом из вышеприведенных расчетов можно сделать вывод, что государственные закупки товаров и услуг оказывают наименьшее воздействие на выпуск, по сравнению с влиянием, которое оказывают трансферты и налоги и данная фискальная мера будет наиболее эффективной.

Выводы: во втором разделе мы рассчитали равновесный уровень дохода, он равен 688,42 млрд.; определили характер разрыва - инфляционный; вычислили равновесные величины государственных расходов, налогов и трансфертов, они равны - 49.95, 62.34 и - 62,34 соответственно.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализируя экономику условной страны, важнейшие характеристики которой заданы в курсовой работе, можно составить общие выводы.

В экономике данной страны уровень ВВП по доходам и по расходам совпадает и составляет 528 млрд. руб. а располагаемый доход и сбережения домашних хозяйств равны соответственно 371 и 6 млрд. руб.

Потенциальный ВВП равняется 562, 89. Если уровень циклической безработицы увеличится на 1%,то фактический ВВП будет равен 16, 9 .

Равновесный уровень дохода, при заданных характеристиках экономики страны, равен 718,75 млрд. руб. и наблюдается инфляционный разрыв, величина которого составляет 155,86 млрд. руб. Равновесное потребление равняется 508, 75 млрд. руб. И при увеличении автономных инвестиций происходит увеличение равновесного объёма производства.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

. Базылев Н. И., Гурко С. П., Базылева М. Н. Макроэкономика: Учеб.пособие.-М.:ИНФРА-М,2006.-190с.-(Высшее образование)

. Макроэкономика. Экспресс-курс:учебное пособие/Е.А.Киселева.-М.:КНОРУС,2008.-384с.

. Макроэкономика/Н.И.Базылев.-Минск:Соврем.шк.,2007.-288с.

. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов/И.М.Лемешевский.-3-е изд.,доп.перераб.-Минск: «ФУАинформ»,2009.-702с.

. Макроэкономика: социально ориентированный подход:учебник для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования Э.А.Лутохина [и др.];под ред. Э.А.Лутохиной.-Мн.:ИВЦ Минфина,2005.-400с.,ил.

. Макроэкономика: учеб./Т.А.Агапова,С.Ф.Серегина.-9-е изд., дополненное.-М.: Маркет ДС,2009.-416с.(Университетская серия).

. Макроэкономика: учеб.пособие/А.В.Бондарь[и др.].-М15 2-е изд.-Минск:БГЭУ,2009.-415с.



2020-03-19 371 Обсуждений (0)
Определение равновесного уровня национального дохода. Мультипликатор автономных расходов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение равновесного уровня национального дохода. Мультипликатор автономных расходов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)