Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ межличностных отношений в журналистских коллективах в России и за рубежом. Характеристика межличностных отношений в российском издании (еженедельник «Аргументы и Факты»)



2020-03-19 232 Обсуждений (0)
Анализ межличностных отношений в журналистских коллективах в России и за рубежом. Характеристика межличностных отношений в российском издании (еженедельник «Аргументы и Факты») 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Выбранное издание - еженедельник «Аргументы и факты».

Справочная информация: «Аргументы и факты» («АиФ») - российская еженедельная газета таблоидного формата, которая издаётся издательским домом «Аргументы и факты», входящим в медиагруппу «Медиа3», управляющую медиаактивами группы «ПромСвязьКапитал».

Газета выходит с января 1978. Первоначально представляла собой бюллетень для лекторов и пропагандистов, публикующий информацию, статистические данные, анализ событий и цифры, которые в официальной прессе найти было трудно. Еженедельно издается с 1982. Выходит по средам. Редакция входила в структуру издательства «Знание» Всесоюзного общества «Знание». В 1978-1979 - ежемесячный выход, с 1980 по март 1982 - 2 раза в месяц. Внешний вид и формат страниц издания в эти годы дважды радикально менялся. Близкий к современному газетному - с февраля 1983.

В мае 1990 внесена в Книгу рекордов Гиннеса как газета с самым большим тиражом в истории человечества - 33,5 миллиона экземпляров, причём число читателей превысило 100 миллионов (недоказано). Сегодня она остаётся лидирующим по объёму тиража еженедельным периодическим изданием России (тираж 2 997 800 экземпляров). Читательская аудитория газеты - около 8 миллионов человек. Кроме России распространяется ещё в 57 странах мира. Тираж АиФ за рубежом составляет 609 970 экземпляров, еженедельник издается в США, Японии, Таиланде, а также во всех странах Европы

Перед оценкой межличностных отношений в журналистском коллективе определимся, каковы критерии личности журналиста? Человек считает себя (а также коллег) журналистом, если он/она:

.   Работает в СМИ;

.   Зарабатывает на жизнь с помощью этой профессии;

.   Регулярно публикует (выдает в эфир) свои материалы;

.   Имеет журналистское образование;

.   Имеет интерес к профессии;

.   Входит в журналистское сообщество и признан коллегами;

.   Имеет коммуникационные и публичные способности и интересы, а также активность.

Современные журналисты, не соответствующие тем или иным критериям, имеют низкую или колеблющуюся идентичность. Чтобы преодолеть дисбаланс, облегчить себе жизнь, оправдать себя в своих глазах и в глазах, как сообщества, так и общества в целом, больше соответствовать идеальному образу журналиста, сотрудники СМИ использовали и используют компенсирующие стратегии. Согласно биографическим нарративам, выделяются пять компенсирующих стратегий, которые восполняют недостатки практических, когнитивных и эмоциональных аспектов идентичности. Это нештатная работа и околожурналистский труд; получение дополнительных денег от профессии; получение журналистского образования; реализация особых интересов с помощью журналистики; внедрение в сообщество и установление сетей коллег и информантов; развитие коммуникативных навыков.

Рассмотрим отношения в журналистском коллективе еженедельника «Аргументы и факты».

Сегодня, если у журналиста не получается регулярно публиковаться, то он, чтобы сохранить себя в профессии, ищет дополнительные возможности журналистской работы. Так, во время массового сокращения в конце 1998 г. многие журналисты временно устроились работать социальными служащими, педагогами, сотрудниками галерей. Они нашли и продолжают искать варианты параллельного сотрудничества в печати. Так, В. (1969 г. р.), работающая в галерее, делает буклеты для художников, пишет об искусстве в газеты, проводит социологические опросы для предвыборного листка и проч. Другие нашли работу, где нужно придумывать заголовки, делать подборки из газет (как, например, С., 1955 г.р.) и т. п.

Рассмотренная компенсирующая стратегия в большей мере связана с эмоциональным аспектом идентичности и с ее надситуативным типом. Действия «не-журналистов» направлены на сохранение или приобретение номинации. Они желают называться профессионалами в этой области, извлекая из этого символические выгоды.

Следующая стратегия принадлежит «настоящим», штатно работающим журналистам и направлена на максимизацию выгод от профессии. Им не достаточно называться «журналистами», как тем, кто не работает в СМИ, т. е. не отвечает первому критерию профессиональной идентичности.

Во многих российских СМИ существует система премий и гонораров помимо зарплаты, и заработок напрямую зависит от активности и работоспособности журналиста, но также и от типа СМИ и статуса сотрудника. В советское время спрос на профессию был очень велик. Она была престижной и достаточно творческой (свободной) в идеологизированной действительности (об этом в своей биографии говорит и Юрий). Журналистика не была очень высоко оплачиваемым делом, но имелось много льгот. Редакционные работники пользовались рядом привилегий, предоставленных партийным функционерам. Журналистика была одной из немногих профессий, где применялась гибкая система оплаты труда: помимо фиксированного оклада выплачивались гонорары за публикации, можно было печатать книги, участвовать в издании буклетов и т. п.

Постсоветские журналисты зарабатывают на жизнь более разнообразно. Если во время перестройки журналистика, PR и реклама еще разделены, журналисты чувствуют важность своей профессии для общества, важность поиска и передачи социально значимой информации, то в конце 1990-х гг. эти профессии смешиваются. Мы наблюдаем в СМИ большое количество «выстроенных» материалов, когда материал оплачен и надо привлечь к нему внимание. Но часто они так пишут и по своему желанию, чтобы «самовыразиться», «чтобы другим было интересно читать» (к модным стилистическим приемам относится, например, раскавычивание цитат и использование их в новом смысле). Как отмечают многие журналисты, наблюдается постмодернистская тенденция «смешения всего со всем», «форма превалирует над содержанием». Это происходит потому, что «нет идеи и нечего сказать» с трибуны СМИ - такое мнение выражают все перестроечные журналисты.

Журналисты активно ищут дополнительные заработки. Помимо информации они разыскивают рекламу и заказные материалы. Это называется «халтурой», а некоторые видят в этом изменившуюся «современную журналистику», в которой синтезируются разные профессии. Чтобы заработать, Н. (1968 г р.) писала во время выборов листовки, а Н. (1957 г. р.) проводила социологический опрос. Молодые журналисты совмещают журналистскую работу с работой продюсера музыкальной группы или ди-джея (из наших респондентов, родившихся в 1970-х гг., таких 4 человека). Это рассматривается ими как «расширенная» журналистская работа. В коммерческих СМИ дополнительный заработок можно получить, просто больше работая в своем же издании. Чем больше денег зарабатывает журналист своим трудом, тем сильнее его профессиональная идентичность.

Для многих женщин около 40 лет и старше, которых обеспечивают мужья, низкооплачиваемая журналистская работа (20 - 30 долларов в месяц) является формой социализации. Они работают в «бедных» СМИ, не стремясь сменить работу на более оплачиваемую, но более напряженную. Достаточно, что они обладают социальной идентичностью, занимают довольно престижную позицию в социуме, входят в сообщество. От них не требуется высокого профессионального мастерства. У таких женщин низкая или колеблющаяся профессиональная идентичность.

Женщины среднего и старшего возраста (около 40 и старше) говорят в интервью, что со временем их профессиональная идентичность понижается: «журналистика хороша в молодости, а через 20 лет она уже не приносит удовлетворения» - говорит Т. (1945 г. р.).

Поступление в университет - важная веха в биографиях журналистов. Многие из опрошенных стремились попасть на филологический факультет, но не смогли по тем или иным причинам. Филологическое образование считается очень престижным в сознании петербургской интеллигенции. Примечательно, что дети работников СМИ, имеющих журналистское образование, учатся в основном на филологическом факультете. Эти два образования многими нашими респондентами понимаются как однопорядковые. Некоторые поступают на факультет журналистики «поучить литературу в облегченной форме, или потому, что «на филфаке скучно» здесь компания веселее, свои люди». На самом деле поступить на филологический факультет и учиться там сложнее. Факультет журналистики предпочтительнее для студентов, настроенных не академически, а практически, ориентированных на общественные отношения, на популяризацию полученных знаний. Таким образом, чем больше учащийся-гуманитарий ориентирован на коммуникацию и общественные отношения, тем вероятнее, что он будет учиться на факультете журналистики, а не на филологическом.

Что привлекает и мужчин, и женщин в данной профессии? Интерес к профессии основан на разных личностных пристрастиях. Людям нравится писать, изучать общество, общаться с людьми и т. п. Некоторые осуществляют в журналистике и свои особые, не относящиеся напрямую к профессии интересы. Особо подчеркнем, что все равно такие люди считают себя именно журналистами. Это является компенсирующей стратегией, т. к. их интерес к профессии не совпадает с официально закрепленными целями и задачами в данной области. Такие журналисты говорят, что эта профессия позволяет им реализовать все свои таланты и их идентичность ситуативна, так как в зависимости от обстоятельств они называют себя либо журналистом, либо, скажем, художником.

Такой журналист, например, старается публиковать в СМИ:

·   литературное творчество (рассказы, стихи, игры, кроссворды - А., 1970 г. р.);

·   художественное творчество (В., 1969 г. р.);

·   идеи (например, как В., 1963 г. р., религиозную идею);

·   информацию о музыкальных или танцевальных группах (это те журналисты, которые считают себя одновременно журналистами и менеджерами).

Многим журналистам, которые испытывают недостаток коммуникационных навыков, вначале приходится нелегко. Со временем они справляются с этими проблемами. Например, Е., 1965 г. р., политический обозреватель, говорит: «Я не люблю общаться по телефону с высокопоставленными особами, которые с большой долей вероятности откажутся со мной говорить, но что делать! Просто пересиливаешь себя и звонишь». О., 1978 г. р., развивала свои коммуникационные способности «через силу в электричке, когда ехала в университет и обратно»: «Я старалась познакомиться с любым человеком, разговорить его, постоянно задавая вопросы, набрать материал на воображаемую журналистскую статью».

Многие отмечают, что именно во время обучения на факультете журналистики они справились с комплексами, приобрели нужные установки. Очень популярны среди журналистов учебники по журналистике, в которых есть практические рекомендации, тесты и тренинги.

Работая в центральном издании, куда приходит разнообразная информация, журналист находит «свою идею», «свое дело». Например, он решает организовать газету, студию, выставку, агентство, снять фильм, написать исследование. При этом журналист не хочет порывать с журналистикой. «Свое дело» - это стабильный источник дохода, связанный с журналистикой. Однако «свое дело» может быть только косвенно связано с журналистикой. Например, журналистка Т. (1945 г. р.) зарабатывала деньги, сопровождая группы торговцев-челноков и сама, работая челноком. Ее опыт и знания заинтересовали многие редакции. Она писала о новой профессии, появившейся в период перестройки, открывала для читателя ближайшего западного соседа.

На основе этого можно обозначить ряд закономерностей в редакционном коллективе «АиФ» в отношении межличностного общения.

В профессиональном общении роли участников разные: журналист, как правило, субъект исследования, а его собеседник - объект. Задача журналиста в каждом акте общения иметь алгоритмы ведения беседы, типичные матрицы, чтобы не терять времени на продумывание дальнейших шагов. Нужно понимать, что журналист часто работает в экстремальных условиях, вызванных необходимостью оперативно собрать материал и распространить информацию раньше других коллег, при этом, не исказив суть полученных от расспросов людей фактов и данных. Технологии получения сведений должны быть отточены и давать минимальные сбои. Но человек, с которым имеет дело журналист, материал тонкий, работать с ним нужно максимально осторожно и бережно. Это требует умственных и эмоциональных затрат.

Общаясь с собеседником, журналист ориентируется в его поведении, поскольку он как бы «читает» его, т. е. расшифровывает значение его внешних данных и раскрывает смысл получающегося таким образом текста в контексте, который имеет свой внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у журналиста вырабатывается более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст и отношение к поведению людей, с которыми он общается. Для журналиста подобное «чтение» выступает как профессиональное требование, следовательно, эти навыки должны совершенствоваться.

В поведении людей важно подмечать типическое. Это облегчает ориентацию, а журналист, подмечая индивидуальные особенности, сможет уточнить тактику отношения с собеседником. Например, видеть перед собой авторитетного руководителя, или неудачника, или эгоиста. Эти качества реализуются всегда индивидуально. У авторитарной личности могут обнаружиться особенные черты, например склонность к фаворитизму, перекладыванию ответственности на подчиненных. Эгоист может быть общительным, а может быть замкнутым, ожесточенным, недоверчивым, способным на месть и т. д.

Профессия требует от журналиста совершенствования целой системы качеств, необходимых для эффективного общения. Прежде всего, это направленность на других, т. е. возможность проникнуть в систему ценностей человека. Далеко не последнюю роль играют определенные характеристики интеллекта, а также воспитанность и организация эмоциональной сферы.

Предвидение поведения, анализ и постижение других, развитая способность «входить в положение» являются составной частью психологической культуры журналиста.

Ряд качеств связан с особенностями мышления, объемом внимания, необходимого, чтобы выслушать собеседника. Потребуются и определенные свойства восприятия - наблюдательность, способность различать мельчайшие колебания в настроении, видеть существенное в личности. Журналист должен обладать тренированной памятью, помогающей помнить лица, а также привычки и другие детали и подробности, характеризующие данную личность, в том числе факторы, которые могут раздражать или успокаивать человека. Трудно обойтись и без воображения. Зримое представление ситуации общения способствует лучшей подготовленности (выстраивается алгоритм предстоящей беседы - образуется логическая цепь из фактов, мнений, оценок, представлений о предмете беседы).

В переходном обществе, каким на стыке ХХ и ХХI веков представляется радикально меняющая основные императивы и алгоритмы своего бытия Россия, как правило, все роды и виды социальной практики, получившие ранее именной профессиональный статус, подвергаются мутации на сущностно-функциональном уровне. И журналистика в качестве профессиональной деятельности по сбору, обработке, распространению, потреблению предназначенной для массовой аудитории социальной информации в рамках, действующих в обществе юридических правил и моральных норм также не является исключением из этого правила.

В условиях общественной трансформации претерпевает серьезные изменения (как позитивные, так и негативные) и присущая масс-медийной деятельности коррекционная система механизмов внешней регуляции и внутренней саморегуляции. Разумеется, доминантная цель в работе этих механизмов в принципе остается неизменной. В самом общем виде она заключается в том, чтобы «не давать» журналистике (из благих или злых намерений) вредить основам породившего ее общества, которое возлагает на все социальные структуры и институты, в том числе - на субъекты информационно-вещательной деятельности, обязанность поддерживать на должном уровне физическое, психическое, нравственное здоровье людей. Общество признает за журналистами право говорить от его, общества, имени, а взамен требует или, по крайней мере, предполагает, что журналисты будут распоряжаться этим правом ответственно, то есть: не лгать, точно излагать факты.

И в этом смысле журналистика ничем существенным не отличается от других видов профессиональной деятельности гуманитарного толка (например, учительства или врачевания), «обреченных» на постоянную коррекцию используемой идеологии и технологии собственными и посторонними силами в пределах возможных поправочных коэффициентов. Классификация причинно-следственных факторов коррекционной системы в журналистской работе проглядывает здесь достаточно четкая: мотивы внешние, обеспечивающие регуляцию, возникают на основе права, мотивы внутренние, обеспечивающие саморегуляцию, образуются на основе этики. Правовые уложения крайне необходимы в качестве идеологической основы регуляции деятельности прессы (извне), поскольку журналистика является профессией социально-управленческой в том смысле, что она путем формирования общественного мнения, выполняющего функцию социального контроля, прямо или косвенно регулирует решения органов власти и общественных институтов. Этические нормы крайне необходимы в качестве идеологической основы саморегуляции деятельности прессы (изнутри), поскольку журналистика является профессией массово-воспитательной.

Однако, если по научной необходимости выделять в этой социально-диффузионной связке доминанту, или ведущего-ведомого, то в журналистике (российской - особенно, в силу нашей ментальности!) главным регулятором выступает все же этика: в идеале она способна «заставлять» служителя пера, камеры, микрофона самого (по внутреннему побуждению, а не по внешнему принуждению) не делать того, чего не надо делать: умалчивать факты, надумывать аргументы, искажать события, переиначивать смыслы, усугублять конфликты, разжигать страсти, насаждать цинизм, льстить власти, грубить оппонентам и т. д.



2020-03-19 232 Обсуждений (0)
Анализ межличностных отношений в журналистских коллективах в России и за рубежом. Характеристика межличностных отношений в российском издании (еженедельник «Аргументы и Факты») 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ межличностных отношений в журналистских коллективах в России и за рубежом. Характеристика межличностных отношений в российском издании (еженедельник «Аргументы и Факты»)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)