Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие советской пожарной охраны в 1920-х гг.



2020-03-19 488 Обсуждений (0)
Развитие советской пожарной охраны в 1920-х гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

В начале 1921 г междуведомственное совещание, собранное ЦПО, рассмотрело вопрос о состоянии пожарного дела в стране и наметило конкретные меры по его улучшению, которые были сформулированы в постановлении Совета Труда и Обороны (СТО) от 23 апреля 1921 г. “О мерах борьбы с пожарами”.

При НКВД была создана специальная комиссия по борьбе с пожарами, которая через органы пожарной охраны произвела обследование противопожарного состояния промышленных предприятий и других объектов. На местах при пожарных отделах были созданы аналогичные ко­миссии, получившие название “пожарные тройки”. Решения этих комиссий были обязательными для всех учреждений и предприятий. Комиссии рассматривали протоколы обследований, обязывая руководителей предприятий и ведомств устранять выявленные недочеты, выполнять предписания органов пожарного надзора и создавать пожарную охрану на предприятиях.

Центральная пожарная комиссия НКВД издала Положение об обязанностях сельских пожарных инспекторов и пожарных уполно­моченных на предприятиях и в учреждениях. Инспектора и уполномоченные имели право привлекать к административной ответственности должностных лиц, уклоняющихся от выполнения противопожарных правил, а в более серьезных случаях ставить вопрос о предании виновных суду революционного трибунала 4 мая 1921 г.

СТО в целях сбережения пожарной техники, невмешательства в распоряжения руководителей тушения пожаров, а также своевременной и быстрой переброски пожарной помощи вынес специаль­ное постановление за подписью В И. Ленина о мерах по сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовности, об организации дежурных пожарных поездов в семи районах республики.

13 мая 1921 г СТО принял постановление “По срочному проведению противопожарных мероприятий в 1921 г. в РСФСР”. В этом постановлении задания, возложенные на пожарную охрану, и работа пожарных организаций признавались ударными Наркомпроду предлагалось обеспечить личный состав пожарных команд про­довольственным пайком наравне с рабочими местных ударных предприятий. Было решено возвратить из рядов Красной Армии пожарных работников для использования их по специальности.

Несмотря на общие хозяйственные трудности в стране, правитель­ство нашло возможным мобилизовать 3000 годных для службы в пожарных подразделениях лошадей и обеспечить их фуражом из государственных запасов Соответствующее постановление, подписанное В.И. Лениным, было принято СТО 18 мая 1921 г. Постановления СТО от 8 декабря 1923 г и 5 августа 1924 г, а также постановление СНК РСФСР от 21 ноября 1924 г были также направлены на усиление борьбы с пожарами.

Этими постановлениями на Главное управление государственного страхования было возложено ведение (при участии пожарных органов) статистического учета пожаров, происходящих на территории республики, учет убытков от пожаров и установление причин их возникновения. Статистические данные давали возможность вырабатывать и осуществлять обоснованные организационные и технические мероприятия по предупреждению пожаров и борьбе с ними.

Наряду с созданием и развитием профессиональной пожарной охраны Советское правительство предусматривало также развитие добровольных пожарных организаций, привлечение широкой общественности к работе по предупреждению и тушению пожаров. Всероссийская пожарная конференция, состоявшаяся в Москве в марте 1923 г, наметила пути вовлечения широких слоев населения в борьбу с пожарами создание плановой сети добровольных пожарных обществ и дружин в городах и сельской местности

Поддерживая эти решения, НКВД РСФСР 11 июля 1924 г. утвердил уставы добровольных пожарных организаций, а Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и СНК РСФСР 1 декабря 1924 г вынесли постановление “О предоставлении льгот добровольным пожарным организациям и их членам”.

Согласно Постановлению, добровольные пожарные организации освобождались от уплаты местных налогов и сборов за пожарные автомобили, повозки и лошадей; получили право бесплатно пользоваться помещениями, где размещались; получали лес, пользовались покосами и пахотными землями. Начальники добровольных пожарных обществ (ДНО) и дружин, их помощники и начальники отрядов были освобождены от несения обязанностей сельских исполнителей. Отдельные добровольные пожарные организации и некоторые активные их члены были награждены орденами Трудового Красного Знамени, грамотами НКВД.

Период 1921—1925 гг. характеризуется большой работой по подготовке кадров пожарной охраны.

 Открывается несколько школ и курсов по подготовке пожарных специалистов младшей и средней квалификации. В 1924 г. в Ленинграде на базе пожарно-технического училища был организован пожарный техникум, который готовил кадры пожарной охраны для всей страны. К 1924 г относится начало производства пожарных автонасосов в стране. В 1926 г. ленинградский и московский заводы изготовили пятьдесят пожарных автомашин. Это было большим достижением. Ускоренное развитие промышленности и строительства требовало от пожарной охраны обеспечить надлежащую пожарную безопасность.

В связи с этим правительство приняло ряд мер, направленных на дальнейшее укрепление пожарной охраны. Так, 19 июля 1926 г циркуляром Президиума ВЦИК “Об усилении охраны имущества республики от пожаров” предлагалось образовать управления пожарной охраны в тех краевых, областных, губернских и окружных центрах, в которых они еще не были организованы, усилить отпуск денежных средств из местного бюджета на укрепление пожарной охраны.

15 апреля 1927 г СНК СССР принял постановление “О мерах охраны государственных и имеющих государственное значение предприятий, складов, сооружений” Этим постановлением на руководителей промышленных предприятий, транспорта, заведующих складами и т.д. была возложена персональная ответственность за противопожарное состояние подведомственных им хозяйств.

18 июля 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР, которое определяло функции, права и обязанности работников Го­сударственного пожарного надзора, а 23 января 1928 г циркуляром НКВД и Народного комиссариата юстиции РСФСР органам Государственного пожарного надзора было предоставлено право самостоятельно производить дознание по делам о нарушении противопожарных правил.

Это поднимало авторитет работников пожарной охраны и, следовательно, способствовало более глубокому изучению причин нарушений противопожарного режима, а также принятию наиболее эффективных мер по предупреждению пожаров.

19 октября 1927 г. НКВД РСФСР утверждает Положение о городских профессиональных пожарных командах РСФСР, которое определяло организацию и структуру пожарной охраны, права и обязанности личного состава, порядок несения службы. 29 мая 1928 г выходит постановление СНК РСФСР “О развертывании сети специальных пожарно-технических учебных заведении”.

Согласно этому постановлению военизации подлежала пожарная охрана тех предприятий, на которых ранее уже имелась военная охрана Постановление способствовало усилению пожарной безопасности и охраны крупных промышленных предприятий государственного значения, укреплению дисциплины и боеспособ­ности пожарных подразделений на объектах. 20 сентября 1930 г. СНК РСФСР принимает постановление “Об организации производства пожарного оборудования”. В постанов­лении подчеркивались важность и необходимость расширения производства пожарного оборудования и инвентаря.

 Согласно Постановлению в Ленинграде, Саратове, Свердловске, Курске, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Иванове, Симферополе, Новосибирске и в ряде других городов организуются центральные, краевые и областные пожарно-технические курсы с различными сроками обучения.

В рамках общества плодотворно функционировал в течение многих лет Технический комитет, в котором на общественных началах сотрудничали крупные русские ученые, инженеры, строители, технологи, архитекторы, осуществляющие исследования в области улучшения огнестойкого строительства, химического пожаротушения, противопожарного водоснабжения, разработки пожарной техники и пожарной профилактики. Вся работа Технического комитета с ликвидации общества прекратилась.

В целях предупреждения массового возникновения пожаров и организации борьбы с ними Постановлением Совета труда и обороны «О мерах борьбы с пожарами» от 23 апреля 1921 г. при НКВД была создана комиссия в составе представителей Наркомата труда, ВЧК и НКВД, а при пожарных отделах губернских и уездных исполкомов — в составе представителей отдела труда, ЧК и пожарных отделов. Эти комиссии получили название «пожарных троек». Им представлялось право через отделы труда привлекать к борьбе с огнем население в порядке трудовой повинности.

При ВСНХ создано Управление охраны промышленных предприятий, в состав которого входит отдел пожарной охраны. На предприятиях вводится штатная должность заведующего пожарной охраной, создаются пожарные караулы и команды, вводятся пожарные уполномоченные, которые избирались из членов фабрично-заводских комитетов с последующим утверждением местной комиссией по борьбе с пожарами.

12 июля 1920 г. СНК принял постановление «О сосредоточении пожарного дела в НКВД». Этим документом пожарное дело отделялось от страхового.

В наступивший период мирного развития советского государства основное внимание было уделено следующим мероприятиям: образованию центрального и местного органов руководства пожарной охраной; развитию и совершенствованию пожарного законодательства, организационно-правовой основы деятельности пожарной охраны; повышению боеспособности пожарных команд и добровольных пожарных дружин; организации системы профессиональной подготовки кадров.

Мероприятия советского правительства по воссозданию пожарной охраны в годы Гражданской войны проходили путем проб и ошибок.

Практика военного времени показала необходимость создания централизованной пожарной охраны и сведения функций тушения пожаров и их предотвращения в единое ведомство - НКВД. Это подтверждало и общеисторическую закономерность первых шагов развития советского государства. Она заключалась в том, что большевики были вынуждены отбросить многие идеи о революционном сломе старого государственного аппарата и использовать накопленный практический опыт, в том числе и в строительстве системы пожарной безопасности Российской империи. Следует заметить, что преобразования в пожарной охране РСФСР, несмотря на ряд ошибок в первые месяцы ее существования, позволили выйти к проблеме окончательного сосредоточения пожарного дела в ведении государства.

С переходом пожарной охраны в ведение НКВД как в центре, так и на местах, в ней устанавливается единоначалие. Созданный в составе Главного управления коммунального хозяйства Центральный пожарный отдел НКВД РСФСР руководил борьбой с пожарами, разрабатывал противопожарные меры, учитывал и распределял пожарную технику, осуществлял руководство пожарными командами идругими пожарными формированиями. В губернских и городских отделах коммунального хозяйства НКВД пожарной охраной ведали соответствующие подотделы.

В 1921 г. было введено страхование имущества от пожаров частных хозяйств, а позже государственных и кооперативных организаций. В этом же году СНК принимает Декрет «Об обязательном отчислении от прибылей страховых учреждений РСФСР на содержание местных пожарных организаций». Размер отчислений был установлен в 20% от чистой прибыли операций по страхованию от огня.

Первые усилия пожарной охраны были направлены на сбор, ремонт, пополнение и перераспределение пожарного инвентаря, на организацию и укрепление пожарных команд, постов и дружин. Не хватало лошадей, фуража и многие команды стремились перейти на автомобильную тягу. Чаще всего командам удавалось получить испорченные машины военных ведомств или их приходилось изыскивать во всевозможных комитетах и органах снабжения. Пожарные научились делать из иностранных машин разных марок пожарные автоходы. Переход на автотягу, естественно, направил мысль на использование автомобильных моторов для подачи воды, и тут пожарные проявили большую изобретательность: моторы к автомобилям приспосабливали не только к центробежным и коловратным насосам, но и к ручным трубам.

Для усиления мобильности пожарных команд правительство принимает решение провести срочную мобилизацию 3 тыс. лошадей, годных для службы в пожарных командах. Эта мобилизация осуществлялась во всех гражданских и военных учреждениях. На рабоче-крестьянскую инспекцию возлагается контроль за срочным исполнением этого решения.

Этим не ограничиваются меры, принятые государственными структурами РСФСР по восстановления и планомерному развитию пожарной охраны, повышению ее боеспособности. Для быстрой переброски пожарных команд при стихийных бедствиях на железнодорожной сети республики были сформированы семь пожарных поездов, укомплектованные специально подготовленным личным составом. Пожарные поезда, оборудованные насосами, а также снабженные соответствующим запасом воды, самостоятельно решали сложные тактические задачи. Им было дано разрешение на беспрепятственное передвижение по железной дороге. Личный состав поездов успешно тушил пожары в пристанционных складах, а также в прилегающих к железной дороге городских строениях. Особенно отличались команды Самарского, Московского и Смоленского пожарных поездов.

Постановлением СНК от 7 июня 1921 г. «Об учете пожарного имущества в Республике» средства пожаротушения и спасания людей, перечень которых был опубликован в Постановлении, подлежали перераспределению. Это позволило не только сохранить имущество команд, но и на государственном уровне укомплектовать их за счет других ведомств. Правительство Советской республики изыскало возможность в тяжелое для экономики время выделить более 50 тыс. руб. золотом для закупки за границей самого совершенного пожарного оборудования и в первую очередь автонасосов. Они поступили в пожарные команды крупных городов (Москвы, Ленинграда и др.).

К концу 1925 г. структура пожарной охраны выглядела следующим образом. В центре ЦПО, в губерниях, областях и автономных республиках - УПО(впервые УПО было создано в Москве 22 декабря 1922 г.), в округах и уездах - пожарные инструкторы, в районах - районные пожарные старосты, в сельсоветах - сельские пожарные старосты. При этих органах в центре, губерниях, областях и автономных республиках были созданы межведомственные пожарные советы и совещания, координирующие работу всех пожарных формирований.

Сложившиеся в годы военного коммунизма методы командования и администрирования мешали работе пожарной охраны в условиях мирного времени. В ряде мест пожарные команды и обозы использовались не по назначению, представители отдельных хозяйственных учреждений вмешивались без надобности в действия пожарных частей при тушении пожаров, что нередко приводило к тяжелым последствиям. Поэтому 4 мая 1921 г. Совет труда и обороны принимает постановление «О мерах к сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовности». Это постановление имело для Советской пожарной охраны громадное значение.

В 1921 г. помимо указанного постановления было принято 11 постановлений и распоряжений по вопросам борьбы с пожарами и улучшения пожарного дела в Советской республике. Планомерность и организованность в деле развития пожарного дела проходит красной нитью во всех последующих правительственных актах.

23 марта 1923 г. в Москве состоялась Первая всероссийская пожарная конференция, на которую прибыли пожарные профессионалы, добровольцы заводов и фабрик, профсоюзные и коммунальные работники, сотрудники ВСНХ и наркоматов. Конференция рассмотрела пожарное состояние страны. В резолюциях были намечены текущие и перспективные меры по дальнейшему развитию пожарной охраны. Главное направление деятельности пожарной охраны в ближайшие годы - последовательное усиление профилактической работы и повышение боеспособности пожарных команд и добровольных пожарных дружин. Большое, внимание уделялось дальнейшему развитию сети пожарно-технических школ, механизации пожарных выездов в городах и селах, привлечению широких масс трудящихся к участию в борьбе с пожарами.

Пожарные части переходят на трехсменное дежурство. Об укреплении противопожарной службы свидетельствует целый ряд знаменательных событий. В июле 1924 г. утверждается Устав добровольных пожарных организаций, что позволило на этой правовой основе уже в ближайшие годы создать 19930 дружин. В сентябре 1924 г. начал выходить журнал «Пожарный».

Пропаганда пожарного дела, безусловно, предполагала систему мер поощрений пожарных за их нелегкий труд, сопряженный с риском для жизни. Правительство РСФСР 16 апреля 1923 г. наградило Московскую пожарную команду орденом Трудового Красного Знамени - высшим знаком отличия на фронте труда. В грамоте о награждении говорилось, что трудовой подвиг Московской пожарной команды выразился в героизме при тушении грандиозных пожаров.

8 февраля 1923 г. произошел крупный пожар в здании партийно-советской школы г. Краснодара. В большом четырехэтажном здании с деревянными перекрытиями не было брандмауэров, и огонь быстро распространился по пустотам. Создалась угроза всему кварталу - жилым домам, школе, медицинскому институту и типографии.

Краснодарская пожарная команда блестяще выдержала трудный экзамен. Пятьдесят пожарных вступили в борьбу с огнем. Они работали бессменно в течение 24 часов. Одиннадцать из них получили ранения и ожоги, но не покинули свои посты, пока пожар не был потушен. Краснодарская пожарная команда за успехи в работе и проявленную самоотверженность в борьбе с пожарами в 1923 г. была занесена на Красную доску пожарных организаций РСФСР и награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В целях поощрения лучших пожарных НКВД в сентябре 1925 г. учреждает два знака отличия — серебряный и золотой. Первым награждали за полезную работу при наличии стажа 25 лет, вторым — при стаже 35 лет. Решением Наркомата труда в 1926 г. профессия пожарного по степени вредности и опасности была отнесена к высшей категории. По этой классификации труд пожарных стоял в одном ряду с такими, как производство взрывчатых веществ, добыча угля, воздушный и подводный флот.

Пожарные части переводятся на трехсменное дежурство, что способствовало более рациональному применению личного состава для повседневных работ и позволяло привлечь для тушения отдыхающие смены только в крайней необходимости. Облегчение труда пожарных, достаточно внимательное отношение власти к проблемам пожарной безопасности делало службу советских огнеборцев более престижной, чем их коллег в Российской империи.

В СССР стало больше внимания уделяться и проблеме пожарной безопасности села. В декабре 1929 г. был решен вопрос о создании сельских добровольных пожарных дружин, в первую очередь там, где организовывались колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции (МТС). Если в дореволюционной России в центральной ее части насчитывалось 3,5 - 4 тыс. сельских ДПД, то в 1929 г. их число возросло до 28 тыс. На каждый сельский район в среднем приходилось по 29 пожарных насосов.

В 1927 г. было официально утверждено положение об органах государственного пожарного надзора.

30 января 1930 г. ВЦИК СССР утвердил Закон «О службе в пожарных организациях», а в мае 1930 г. НКВД издает «Единый нормативный Устав для добровольных пожарных организаций». Сохраняя основные положения Устава 1924 г., этот документ подчеркивал, что членом общества может быть тот, кто принимает непосредственное участие в борьбе с пожарами или стихийными бедствиями.

В восстановительный период страна остро ощущает потребность в топливе. 13 июня 1923 г. Совет труда и обороны утвердил программу внеочередных работ по противопожарному обеспечению складов Всероссийского торгового нефтяного синдиката, ставшую, по существу, первым развернутым нормативным документом, регламентирующим конкретные пожарно-профилактические меры как строительного, так и режимного характера.

8 декабря 1923 г. Совет труда и обороны принимает постановление «О статистическом учете пожаров». До этого эти функции с июня 1921 г. выполнял подотдел пожарной статистики при статистическом отделе НКВД. Этим документом Главное управление государственного страхования должно было ввести на всей территории СССР единую государственную систему статистического учета пожаров. По неполным данным в 1924 г. зарегистрировано свыше 70 тыс. пожаров, из которых 65 тыс. приходилось на сельскую местность.

Ряд крупных пожаров на промышленных предприятиях показал, что их причиной явилось безответственное отношение к вопросам пожарной безопасности руководителей заводов и фабрик. По предложению ЦПО НКВД: 15 апреля 1927 г. СНК РСФСР издает постановление «О мерах охраны государственных и имеющих государственное значение предприятий, складов и сооружений», согласно которому ответственность за принятие противопожарных и иных мер охраны фабрик, заводов, мастерских, складов возлагается персонально на руководителей. Это постановление в значительной мере дисциплинировало тех руководителей, которые не придавали необходимого значения сохранению государственного имущества. Пожарная охрана получила возможность активно воздействовать на лиц, ответственных по закону за пожарную безопасность.

Советское правительство не ограничивается только мерами повышения ответственности руководителей за пожарную безопасность предприятий. ВЦИК и СНК РСФСР своим постановлением от 18 июня 1927 г. утверждают подготовленное ЦПО НКВД важное Положение «Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР». В этом документе указывалось, что руководство пожарной охраной на территории РСФСР принадлежит НКВД РСФСР и НКВД автономных республик. Они осуществляли свои функции через ЦПО Главного управления коммунального хозяйства, начальник которого утверждался наркомом внутренних дел РСФСР.

Положением устанавливался порядок образования местных пожарных органов, определялись функции Центрального и местных органов пожарного надзора, призванных осуществлять руководство, контроль и надзор за состоянием пожарной охраны во всех коммунальных, ведомственных и общественных организациях. С созданием государственного противопожарного надзора (ГПН) начинается планомерное осуществление профилактических мероприятий. На всех крупных предприятиях и промыслах, впервые вводятся пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности становятся предметом широкой агитации и пропаганды. В 1929 г. вводятся «Правила и нормы для промышленного строительства».

Создание Государственного пожарного надзора явилось закономерным развитием Декрета СНК «Об организации государственных мер борьбы с огнем»». Все вышеуказанные постановления подводили нормативную и организационно-административную базу под выполнение планов по индустриализации страны, поскольку без должного уровня обеспечения правил пожарной безопасности стремительное развитие промышленного строительства могло обернуться целой серией крупных техногенных катастроф. Это привело бы к усилению экономического кризиса, ещё более дезорганизовало народное хозяйство и нанесло непоправимый материальный ущерб, унесло жизни тысяч людей.

За период со дня перевода пожарной охраны в НКВД РСФСР пожарное дело в республике заметно улучшилось. Были осуществлены мероприятия по организации управления пожарным делом, упорядочению учета пожаров, налаживанию производства технических средств борьбы с пожарами, поднятию боеспособности профессиональных пожарных частей, развитию сети подготовки пожарных специалистов и внедрению в пожарное дело достижений, науки, привлечению широких масс трудящихся к участию в борьбе с пожарами.

Государственными структурами были приняты меры организационного порядка для поддержания и укрепления пожарной охраны в годы тяжелого экономического положения страны.

В 1922 - 1923 гг. введен учет государственных и частных промышленных предприятий, изготавливающих различную пожарную технику, приняты меры по созданию более совершенной техники и способов борьбы с пожарами. На повестку дня встал вопрос об использовании авиации в борьбе с лесными пожарами. К концу 1925 г. пожарные части получают пожарные машины отечественного производства. Ленинградский гидромеханический завод выпустил серию первых пожарных машин (30 шт.) на восстановленных шасси старых грузовиков. Позднее этот завод специализируется на изготовлении пожарных мотопомп и коловратных насосов.

В Москве на заводе Автопромторга (Миусский) в июне 1925 г. был выпущен первый пожарный автомобиль. В дальнейшем этот завод выпускал 10 автомобилей в месяц, что для того времени было большим достижением. Для этих автомобилей использовали преимущественно шасси ФИАТ грузоподъемностью 1,5 т и 2-3 тонные шасси «Паккард» после восстановительного их ремонта. В июле 1926 г. Ленинградский завод «Промет» объединения «Тремасс» (трест заводов массового производства) выпустил первый автомобиль на отечественном шасси АМО-ф-15 с насосом производительностью 1200 л/мин. С 1927 г. стали использовать шасси только отечественного производства (АМО-4 грузоподъемностью 1,5 тс и ЯЗ грузоподъемностью 3 тс).

Во второй половине 1920-х гг. в стране происходил бурный рост промышленности, что позволило провести перевооружение профессиональной пожарной охраны. Взамен конных обозов в части стали поступать автоцистерны, пожарные насосы, пеногоны, мотопомпы отечественного производства.

Вместе с тем, развитие таких отраслей промышленности, как металлургическая, оборонная, повлекло за собой появление большого количества пожароопасных предприятий, на которых часто, особенно в период отработки технологических процессов и пуска цехов, происходили аварии, сопровождавшиеся крупными пожарами. И вновь бойцы пожарных частей проявляли мужество и стойкость при защите этих объектов от огненной стихии. При этом пожарные не всегда имели в своем распоряжении технику и вооружение, достаточные для тушения в масштабах крупных промышленных объектов. С течением времени объектовые команды стали получать его, причем производимого при опоре на производственные мощности вновь созданных индустриальных гигантов, построенных в годы первых пятилеток.

К концу 1930-х гг. ушли в прошлое конные пожарные обозы с ручными насосами. Перевооружение советских пожарных команд на основе автомобильной тяги, применение пеногенераторных установок, автоцистерн и мотопомп значительно повысили возможности огнеборцев в борьбе с пожарами, в том числе возникавшими по причине нарушений технологических условий, правил техники безопасности и других аварий техногенного характера. Старая российская пожарная каланча утратила свое предназначение. На смену ей пришли: электрическая сигнализация, телефон, телеграф.

В деле технического и материального оснащения советской пожарной охраны был получен серьезный положительный результат. Пожарные команды получили на вооружение автотранспорт, электросигнализацию, телефон, различные технические средства тушения и эвакуации. Все это позволило перейти к наступательной тактике в борьбе с огненной стихией и обеспечить снижение опасности возникновения пожаров в стране, несмотря на стремительный рост количества и масштабов промышленных предприятий.

 



2020-03-19 488 Обсуждений (0)
Развитие советской пожарной охраны в 1920-х гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие советской пожарной охраны в 1920-х гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (488)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)