Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Библиографический список



2020-03-19 183 Обсуждений (0)
Библиографический список 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Нормативно-правовые документы

. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

. О референдуме Российской Федерации : федер. конституц. закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ : в ред. от 24.04.2008. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации : федер. закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе : указ Президента РФ от 13 апреля 1996 года № 549 : в ред. от 15.07.2008. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации : постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

Специальная литература

. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / М.В. Баглай. - М. : Норма, 2011. - 784 с.

. Козлова, Е.И. Конституционное право России : учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М. : Проспект, 2010. - 603 с.

. Путятина, А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействии различных ветвей власти / А.Г. Путятина. - Режим доступа : www.servitutis.ru.

. Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации. - Режим доступа : www.pravo.vuzlib.net.

. Чиркин, В.Е. Конституционное право России : учебник / В.Е. Чиркин. - М. : Норма, 2009. - 496 с.

 


Задача

правовой акт президент полномочия

В п. 3 ч. 1 ст. 1 проекта федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закрепляется, что пользователями информации являются граждане (физ лица) и организации (юр лица), осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и/или получающие эту информацию.

Оцените данное положение проекта с точки зрения сферы его действия (по кругу лиц). Какие изменения, на ваш взгляд, следует внести в данное положение законопроекта? Обоснуйте свое мнение.

Ответ: в соответствие с представленной в задаче редакцией проекта федерального закона, он распространяет свое действие на две основные категории субъектов - физических и юридических лиц. Оценим каждую из этих групп в отдельности. Стоит отметить, что, не смотря на то, что субъекты первой группы в проекте ФЗ определяются также как граждане, мы считаем, что в данном случае не имеется в виду наличие у таких лиц гражданство Российской Федерации. В данном отношении имеет место обычная практика российского законодателя, когда понятие «гражданина» включает три категории субъектов - собственно граждан России (к которым также относятся бипатриды, одно из гражданств которых российское), иностранных граждан и лиц без гражданства. Как правило, такой законодательный прием используется в случае, если все эти категории физических лиц могут пользоваться на территории России всей совокупностью предоставляемых законом прав без каких-либо ограничений. Так как законопроект не содержит никаких особых замечаний по этому поводу и конкретных ограничений для иностранцев, бипатридов и апатридов, то можно сделать вывод о том, что исследуемый проект федерального закона распространяется на все категории физических лиц, а не только на граждан.

Второй группой субъектов, относящихся к пользователям информации, являются организации, или юридические лица. Общее понятие юридического лица содержится в пункте 1 статьи 48 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Данное понятие является общеупотребимым и, на наш взгляд, при подготовке исследуемого законопроекта Правительство Российской Федерации основывалось на нем. Согласно положениям указанной статьи, «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». При этом организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Исходя из того, что законопроект не содержит особых указаний на этот счет, можно сделать вывод о том, что он распространяет свое действие в равной степени на обе эти категории юридических лиц.

Не смотря на то, что определение пользователей информации полностью удовлетворяет содержанию основных конституционных прав в области информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляемым в соответствии с частью 2 статьи 24 и частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, на наш взгляд, сфера действия представленной редакции федерального закона по кругу лиц все же существенно заужена. Так, в силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», одним из основных принципов правового регулирования в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является «открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами».

Следовательно, отнесение к категории пользователей информации только физических и юридических лиц является не вполне достаточным. Доступ к такой информации должны иметь все возможные субъекты, которых необходимо предусмотреть в пункте 3 части 1 статьи 1 законопроекта. К таким дополнительным субъектам, прежде всего, относятся сами государственные органы и органны местного самоуправления. Конечно, если рассматривать данных субъектов в качестве юридических лиц, как это принято в гражданском праве, можно утверждать, что законодатель предусмотрел наличие указанных субъектов в законопроекте. Однако указанные органы обладают статусом организаций только в частноправовых отношениях, а в данном случае их необходимо наделить доступом к информации как публичных субъектов права.

Также не совсем понятным остается вопрос с некоммерческими организациями, не перечисленными в части первой Гражданского кодекса РФ, такими как общественные объединения и общественные движения. Исходя из положений Конституции, они также должны иметь доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. На наш взгляд, эти категории субъектов также стоит включить в законопроект.

В заключение ответа на данный вопрос стоит отметить, что с 1 января 2010 года данный федеральный закон вступил в силу, и в настоящий момент действующая редакция рассматриваемого пункта статьи 1 содержит положения, на основании которых к пользователям информации помимо граждан и организаций относятся также общественные объединения, государственные органы и органы местного самоуправления. Из представленных нами изменений, единственным невостребованным субъектом остались только общественные движения, однако, на наш взгляд, в ближайшем времени их также могут включить в закон.

 



2020-03-19 183 Обсуждений (0)
Библиографический список 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Библиографический список

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)