Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОНЯТИЕ ТОВАРНОЙ БИРЖИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ



2020-03-19 183 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ ТОВАРНОЙ БИРЖИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Понятие товарной биржи. Правовое регулирование деятельности товарных бирж

. Понятие фондовой биржи и сфера ее деятельности. Порядок создания и деятельности фондовых бирж

Заключение

Список использованной литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Залогом успешного развития любой современной экономики является свободный рынок с минимальным вмешательством государства, необходимым лишь для предотвращения злоупотреблений участников этого рынка.

Закон спроса и предложения эффективно работает только тогда, когда действия участников рынка продиктованы исключительно их собственной волей и потребностями. Переход России от плановой экономики к экономике рыночной привел к появлению мощнейших финансовых, валютных и товарных рынков. Этот переход сопровождался появлением в нашей стране новых финансовых институтов, и одним из важнейших стала биржевая торговля.

Актуальность темы работы заключается в том, что биржа представляет собой модель идеальной рыночной экономики, когда действия участников торгов продиктованы исключительно спросом и предложением. Биржевая торговля по этой причине - чрезвычайно эффективный экономический институт, поскольку способствует наиболее адекватному перераспределению финансовых ресурсов.

Как показывает мировой опыт для развития экономики любой страны необходимо уделить должное внимание проблемам связанным с правовым регулированием биржевой деятельности. Так как именно биржевые организации обеспечивают справедливость и законность рыночных операций.

Ход развития российской биржевой деятельности делает насущной задачу коренного совершенствования биржевого законодательства. Наличие в течение многих десятилетий запрета на осуществление биржевой деятельности не могло не отразиться на качестве правовых актов отечественного биржевого законодательства, ряд которых не всегда последователен и юридически безупречен. Негативное влияние на правовую ситуацию в данной области оказывает и отсутствие в России системного подхода к институту биржевого права.

Целью работы является изучение правового положения товарных и фондовых бирж.

Задачи работы состоят в изучении:

понятия товарной биржи. Правового регулирования деятельности товарных бирж;

понятия фондовой биржи и сферу ее деятельности. Порядок создания и деятельности фондовых бирж.

Объектом изучения являются товарные и фондовые биржи. Предметом изучения правовое регулирование деятельности товарных и фондовых бирж в РФ.

Теоретической основой проведенного исследования является работы таких ученых, как Галанов В.А., Грязнова А.Г., Семилютина Н.П. и др.

 


ПОНЯТИЕ ТОВАРНОЙ БИРЖИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ

фондовый товарный биржа правовой

Учреждение товарных бирж происходит в несколько этапов. Прежде всего, должно быть принято решение об образовании товарной биржи. Затем начинается следующий этап - формирование уставного (складочного) капитала биржи, ее органов управления, а также разработка учредительных документов. Особый этап в процессе учреждения биржи - утверждение ее устава и/или заключение учредительного договора. И завершающий этап - государственная регистрация и лицензирование.

Порядок и условия создания товарной биржи во многом зависят от ее организационно-правовой формы.

При создании товарной биржи в качестве некоммерческой организации наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами являются объединение юридических лиц (ассоциация или союз) и некоммерческое партнерство. Эти правовые конструкции позволяют заниматься организацией биржевой торговли и предусматривают институт членства, который необходим в силу Закона о товарных биржах.

Исходя из, того, что биржа может быть создана в любой организационно-правовой форме, ее учредительные документы должны отвечать соответствующим требованиям ГК РФ. ГК РФ (ст. 52) к числу учредительных документов относит устав и учредительный документ.

Устав - особый локальный нормативный акт, который утверждается его учредителями (участниками). Он вступает в юридическую силу с момента государственной регистрации товарной биржи. При создании биржи в форме коммерческой организации устав должен содержать сведения о фирменном наименовании, месте нахождения биржи (юридический адрес), порядке управления деятельностью и др. В уставе некоммерческой организации должны быть определены предмет и цели деятельности (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Дополнительные требования, предъявляемые к уставу товарной биржи, содержатся в специальных законах. Например, Закон об акционерных обществах (ст. 11) устанавливает широкий перечень сведений, обязательных для включения в устав общества.

Согласно ст. 17 Закона о товарных биржах [1] в уставе надо определить: структуру органов управления и контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решения; размер уставного капитала; перечень и порядок формирования постоянных фондов; максимальное количество членов биржи; порядок приема в члены биржи, порядок приостановки и прекращения членства; права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

Учредительный договор представляет собой разновидность гражданско-правовой сделки. Он создает обязательства с участием третьего лица - биржи, возникающей в качестве общества с ограниченной ответственностью на его основе. Учредительный договор, с одной стороны, порождает обязательства между учредителями (участниками) коммерческой организации, а с другой - возлагает на создаваемую организацию определенные обязанности в интересах участников договора. Однако надо отметить, что участие третьего лица - биржи - возникает не на стадии заключения договора, а в момент ее регистрации в качестве юридического лица. Таким образом, учредительный договор определяет взаимоотношения учредителей (участников) по поводу создания, функционирования и прекращения деятельности организации.

От учредительных документов следует отличать документы, необходимые для государственной регистрации биржи. В силу Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, коммерческая (или некоммерческая, если учредительные документы предоставляют ей право ведения предпринимательской деятельности) организация должна представить следующие документы:

) заявление о регистрации, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями);

) утвержденный учредителем (учредителями) устав организации;

) решение о создании организации или учредительный договор;

) документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала коммерческой организации;

) свидетельство об оплате государственной пошлины.

Закон о товарных биржах определяет, что биржевая торговля допустима только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при уполномоченном государственном органе.

Чтобы получить лицензию на организацию биржевой торговли, необходимо в течение трех месяцев со дня государственной регистрации биржи подать в названную Комиссию следующие документы:

заявление на получение лицензии;

учредительные документы товарной биржи;

свидетельство о государственной регистрации биржи;

правила биржевой торговли;

документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50 процентов объявленной суммы;

документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов;

список учредителей и распределение между ними долей (в процентах) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы [3].

Особо следует обратить внимание на правила биржевой торговли. Правила - один из основных локальных нормативных правовых актов, и его значение трудно переоценить. В них устанавливаются нормы поведения и порядок взаимодействия участников торговли друг с другом и с органами биржи. Правила регулируют биржевой процесс, определяя санкции за нарушение порядка торговли на данной бирже. Наряду с другими нормативными актами они обеспечивают защиту биржевого рынка от недобросовестной конкуренции.

Согласно ст. 18 Закона о товарных биржах правила биржевой торговли должны содержать следующие положения:

порядок проведения торгов; - виды биржевых сделок;

наименование товарных секций;

перечень основных структурных подразделений биржи;

порядок информирования" участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах;

порядок регистрации и учета биржевых сделок;

порядок котировки цен биржевых товаров;

порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих биржевых торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен;

порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров;

порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок;

меры по обеспечению безопасности реализуемых товаров, подлежащих обязательной сертификации и предназначенных для продажи на территории России, при наличии сертификата и знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом;

меры по контролю над процессом ценообразования на бирже с целью не допустить резкого дневного повышения уровней цен, их искусственного завышения или занижения, сговора или распространения ложных слухов;

меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевых торгах, а также порядок применения этих мер;

меры, обеспечивающие соблюдение членами биржи .и другими участниками биржевой торговли решений органов государственной власти и управления по вопросам, относящимся к деятельности биржи, учредительных документов биржи, правил торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей;

перечень нарушений, за которые биржа взимает штрафы с участников биржевой торговли, а также порядок их взыскания. Биржа самостоятельно и свободно устанавливает размеры штрафов за нарушение устава, правил торговли и других правил, установленных внутренними документами биржи. В правилах биржевой торговли не может быть установлен бесспорный порядок взыскания штрафов. Заметим, что денежные средства со счета списываются банком по распоряжению клиента. Без согласия-клиента списание возможно по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Закон о товарных биржах не предоставляет биржам право бесспорного списания санкций, а также не допускает возможности устанавливать его в правилах биржевой торговли;

размер отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания. Здесь биржа свободна в выборе. Она может самостоятельно устанавливать отчисления в свою пользу от комиссионных, получаемых биржевыми посредниками в вознаграждение за посреднические операций, а также сборы, тарифы и другие платежи со своих членов и других участников биржевой торговли за услуги, оказываемые биржей и ее подразделениями. В свою очередь, бирже запрещается устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками за посредничество в сделках.

Все документы, прилагаемые к заявлению на получение лицензии, представляются прошитыми и скрепленными печатью биржи либо нотариально заверенными [5].

Комиссия по товарным биржам принимает решение о выдаче лицензии в двухмесячный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Вопрос о выдаче лицензии рассматривается Комиссией в присутствии заявителя; уведомление о дате рассмотрения документов он должен получить не менее чем за три дня до заседания. При соблюдении сроков уведомления Комиссия по товарным биржам вправе принимать решение о выдаче лицензии в отсутствие заявителя.

В выдаче лицензии может быть отказано, если представленные документы ненадлежащим образом оформлены или не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае документы возвращаются заявителю для переоформления. Повторно они рассматриваются в пределах одного месяца со дня получения нового заявления на выдачу лицензии. Биржа вправе обжаловать в суд решение Комиссии об отказе в выдаче лицензии.

Лицензия (в одном экземпляре) выдается в течение 15 дней после принятия решения. При этом необходимо предъявить документ, подтверждающий перечисление в федеральный бюджет разового сбора.

В соответствии с Законом о товарных биржах (ст. 13 и 16) ликвидация биржи в добровольном порядке возможна по решению общего собрания ее членов. Принудительная ликвидация проводится по решению суда, если биржа осуществляет свою деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельность, запрещенную законом, либо с иным неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов. Товарная биржа, созданная как коммерческая организация, может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом).

Биржевая торговля осуществляется в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.

Основное требование в этой сфере - сделки должны совершаться только в определенном месте (биржевом зале).

Участниками биржевой торговли являются члены и посетители биржи. Членами биржи могут быть юридические и (или) физические лица, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном учредительными документами. Закон предусматривает две категории членов биржи: 1) полные члены - с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи; 2) неполные члены - с правом на участие в биржевых торгах в одной секции (отделе, отделении). Кроме того, они обладают определенным (установленным учредительными документами биржи) количеством голосов на. общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи.

Биржевое посредничество, осуществляется через брокерскую и дилерскую деятельность. Брокерская деятельность - совершение сделок от имени клиента и за его счет, либо от имени клиента и за счет биржевого посредника, либо от имени посредника и за счет клиента. В данном случае отношения между ними строятся на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров. Если же биржевой посредник совершает сделки от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже принадлежащего ему биржевого товара - такая деятельность называется дилерской.

Под посетителями биржевых торгов понимаются юридические и физические лица (не члены биржи), имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право совершать биржевые сделки (ст. 21 Закона о товарных биржах). Конструкция данной нормы позволяет учредителям товарной биржи самостоятельно формировать открытый (с участием посетителей) или закрытый биржевой рынок. Посетители могут быть разовыми и постоянными. Разовые имеют право совершать сделки только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Постоянные посетители - это брокерские фирмы, брокерские конторы или независимые брокеры, которые не являются членами биржи, но имеют право осуществлять биржевое посредничество в порядке и на условиях, установленных для членов биржи. Надо отметить, что действующее законодательство запрещает предоставлять постоянному посетителю право участвовать в биржевых торгах на срок более трех лет. Кроме этого, количество названных лиц не должно превышать тридцати процентов, от общего числа членов биржи. Постоянные посетители пользуются услугами биржи и обязаны вносить плату за право на участие в торгах. Размер указанных платежей определяется органом управления биржи.

Высший орган управления товарной биржи - Общее собрание членов биржи (ст. 13 Закона о товарных биржах). Компетенция собрания определяется федеральными законами и уставом биржи.

С учетом организационно-правовой формы для управления биржей создается постоянно действующий орган - биржевой комитет (совет директоров). Он осуществляет главным образом текущий контроль за деятельностью биржи и ее исполнительным органом.

Текущей деятельностью биржи руководит единоличный (директор, генеральный директор, президент) или коллегиальный (президиум, правление) исполнительный орган.

Органы управления биржи подразделяются на линейные, функциональные и смешанные. Исполнительные органы биржи относятся к числу линейных. Функциональные органы управления биржи - это руководители функциональных служб: главный бухгалтер, начальники хозяйственной службы, отдела кадров и др.

 



2020-03-19 183 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ ТОВАРНОЙ БИРЖИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОНЯТИЕ ТОВАРНОЙ БИРЖИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)