Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Jus gentium. Право народов



2020-03-19 222 Обсуждений (0)
Jus gentium. Право народов 0.00 из 5.00 0 оценок




В республиканский период римской истории римское частное право развивалось в виде параллельных систем Jus civile и Jus gentium. С течением времени Jus civile и Jus gentium стали сближаться. При практическом применении обе системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Более значительным было влияние Jus gentium на Jus cuvile ввиду того, что первой системе, впитывавшей в себя нормы более развитых народностей, не был в такой степени свойствен формализм, характерный для исконного цивильного права, и она больше отвечала потребностям хозяйственной жизни страны. Имело место и обратное влияние: некоторые нормы цивильного права проникали в систему Jus gentium (например, по законам XII таблиц нормы о краже не распространялись на чужестранцев - перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам).

Цивильное право применялось только к римским гражданам. Не входившие в римскую общину считались врагами и не пользовались защитой. С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота, стало необходимым признать основные частные права (право собственности, право заключения договоров и т.д.) и за не римлянами. На этой почве сложилась система права, получившая название Jus gentium (право народов).

Основным принципом древнего римского, как и всякого вообще древнего, права было правило, что только римский гражданин, только civis Romanus может быть поэтому членом гражданского общества и субъектом прав. Всякий не гражданин, всякий иностранец, принципиально рассматривался как hostis, как враг, стоящий вне правового общения, могущий быть захваченным в плен и, таким образом, быть превращенным в раба. Известную защиту он мог приобрести себе только обходным путем в виде клиентела. Это исключение иностранцев от правового общения касалось не только прав политических, но и прав гражданских.

Из этого правила относительно иностранцев в древнем Риме было только одно исключение - в пользу latini, то есть жителей латинских общин, входивших вместе с римлянами в состав латинского союза. Все latini имели без различия гражданства полное jus commercii, то есть полную имущественную правоспособность наравне с римскими гражданами.

Все другие чужестранцы, кроме латинян, назывались в республиканском Риме, как было уже указано ранеe, перегринами. Развитие мирных сношений между римлянами и иностранцами заставило римлян отступиться от старого воззрения, что чужестранец - hostis. Lex Julia 90 г. и lex Plautia Papiria 89 г. уничтожили перегринов в Италии, а закон Каракаллы 212 г. везде в империи.

Закон Каракаллы даровал civitas только подданным Римской империи. Вследствие этого все не подданные (варвары - германцы, славяне и т.д.) и в праве Юстиниана считаются за перегринов.gentium имеет у римских юристов еще и иной смысл. Уже самое происхождение Jus gentium должно было наводить римских юристов на мысль, что существует некоторое общее для всех народов право, состоящее из правил, признаваемых одинаково всеми, например, родство, почитание родителей, реакция против причиненного зла и т. д. Совокупность этих общепризнаваемых норм они также называли Jus gentium, независимо от их реального действия.

В итоге исторического развития система Jus gentium включила в себя разные элементы. К понятию народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак и права торговли. Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевшее общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза, например, свободные от формализма сделки обмена. Наконец, с распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.

И. Покровский отмечает, что «римское право к тому времени, как известно, само настолько пропиталось принципами juris gentium, что в области гражданского права существенных различий между подданным и неподданным нет. И с этой точки зрения старое учение о status civitatis как необходимом условии гражданской правоспособности почти утратило свой практический смысл».gentium соответствовало сложной стадии организации обменов товаров в самых разнообразных отношениях. В противоположность цивильному праву, строго формальному и малоподвижному право народов лучше и быстрее приспособляется к развивающимся потребностям. Свободное от традиции глубокой старины выросшее на базисе экономических, в частности, торговых отношений, в которых участвовали и римляне и представители других народностей, Jus gentium является правом универсальным в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства.

 

3. Jus naturale. Естественное право

Средневековые схоласты возводили свою концепцию естественного права к Аристотелю и римским теоретикам права. Аристотель, говоря о справедливости, отличал «естественно справедливое» от «институционально справедливого» (Этика, V, 7). Но в этом фрагменте термин «естественный» следует понимать в чрезвычайно узком смысле. Аристотель говорит здесь только о тех формах поведения, которые вызваны жизненными необходимостями, общими у человека и других животных. В других же местах он употребляет этот термин в гораздо более широком смысле, - практически во всех бытующих значениях, не различая их и, конечно, не давая точных определений.

Надо сказать, что «естественное» в широком смысле у Аристотеля также ассоциируется со «справедливым»: пример, оказавший влияние на многие поколения ученых. Правда, Аристотель не был здесь до конца последовательным: иногда он одобрял и то, что не считал естественным, хотя никогда не осуждал ничего, чему присваивал этот эпитет. Не слишком склонные к философствованию римляне просто приняли Аристотелево определение. Так, Гай (Instit. 1, 2) утверждал, что естественное право (Jus naturale) «есть то, чему природа научила всех животных» (quod natura omnia animalia doccuit), то же самое утверждал и Ульпиан. Они воспринимали это «естественное право» как наилучший из возможных источников законов и правовых норм. Но здесь необходимо ценное добавление. Некоторые римские литераторы, например Цицерон, стали употреблять термин Jus naturale, говоря о том, что носило официальное название Jus gentium. Причина заключалась в том, что последнее, воплощавшее в себе правила справедливости, казалось более «естественным», чем формалистичное гражданское право. Ульпиан считал в некоторых отношениях и право собственности основанным на естественном праве, утверждая, что: «Право собственности над некоторыми вещами мы приобретаем по праву народов, которое в силу естественного разума одинаково соблюдаются между всеми людьми».

В этом определении, как право народов, так и естественный разум в качестве его естественного источника, совершенно освобождаются от принадлежности к правовой системе какого-либо государства и возводятся до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством.

 


Заключение

Среди основных систем римского права выделяются национальное право - Jus civile и так называемое право народов - Jus gentium.

Цивильное право распространялось только на правоотношения, обоими участниками которых были римские граждане (квириты). Однако со временем, когда Рим стал мировой империей, появилась необходимость в правовой системе, регулирующей отношения римских граждан с лицами, не обладающими статусом гражданства и последних между собой. Так возникло право народов (Jus gentium). Ключевую роль в его создании сыграл претор перегринов (эта римская магистратура была учреждена в 242 г. до н.э.).

Право народов во многом строилось на заимствованиях правовых конструкций у других наций (финикийцев, греков, египтян и др.). Вместе с тем надо отметить, что римское право народов распространялось, разумеется, не на всех не римлян, а на тех, кто находился под юрисдикцией Рима (римских подданных).gentium было более прогрессивным, чем Jus civile, оно было проникнуто коммерческим духом. В дальнейшем эти правовые системы начали сближаться. Различие между квиритским правом утратило смысл в 212 г., когда император Каракалла предоставил права гражданства и право народов всем свободным римским подданным.

Восприятие цивильным правом основного содержания права народов имело своим следствием возникновение универсальной правовой системы - римского классического права, вобравшего в себя все нормы, наиболее соответствовавшие функционированию общества развитого товаропроизводства и товарооборота.

Указанное выше понимание права народов было римлянами еще расширено и сблизилось с возникшим в конце республики представлением о Jus naturale. Jus naturale во многом совершенно освобождается от принадлежности к правовой системе какого-либо государства и возводится до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством.

 




2020-03-19 222 Обсуждений (0)
Jus gentium. Право народов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Jus gentium. Право народов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)