В) Ликвидация акционерного общества.
Ликвидация влечет за собой прекращение общества без перехода прав и обязанностей. Акционерное общество может быть ликвидировано: - добровольно по решению общего собрания акционеров; - принудительно на основании решения суда по требованию уполномоченных государственных органов в случае осуществления запрещенной законом деятельности, осуществления деятельности без лицензии либо в связи с грубым нарушением законов или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. К особым случаям принудительной ликвидации можно отнести прекращение общества, созданного до вступления в силу Закона об АО и не приведшего свой устав в соответствие с требованиями этого нормативного акта. Учредительные документы общества, не приведенные в соответствие с Законом, считаются недействительными (п. 3 ст. 94 Закона об АО). В совместном постановлении высших судебных инстанций разъяснено, что в этом случае общество может быть ликвидировано на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому предоставлено право предъявлять такие требования. При этом обществу должно быть предложено устранить несоответствие его устава Закону об АО и зарегистрировать изменения. В случае если общество не сделает этого, суд только тогда может решить вопрос о ликвидации общества. В случае добровольной ликвидации общества решение принимается общим собранием акционеров в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, при этом владельцы привилегированных акций участвуют в собрании с правом голоса (п. 3 ст. 32 Закона об АО) и назначается ликвидационная комиссия. Законодательство не устанавливает особых требований к членам ликвидационной комиссии, за исключением случая, если акционером общества является государство или муниципальное образование. В данном случае в состав ликвидационной комиссии должен входить представитель соответствующего комитета по управлению имуществом или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления. О принятом решении ликвидировать общество сообщается органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, с ним же согласуется состав ликвидационной комиссии. В единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что акционерное общество находится в процессе ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества, она выступает от имени общества в суде. Ликвидационная комиссия помещает в печати сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках предъявления претензий кредиторами. Срок для предъявления претензий не может быть менее двух месяцев. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, письменно извещает их о ликвидации и принимает меры к получению дебиторской задолженности. По окончанию сроков для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, отражающий имущественное положение общества, содержащий данные о выявленной кредиторской и дебиторской задолженности, результатах рассмотрения требований кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс согласовывается с регистрирующим органом и утверждается общим собранием акционеров. Далее, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов, если недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов. На основании промежуточного ликвидационного баланса производятся выплаты кредиторам согласно очередности, установленной ГК РФ. При недостаточности имущества ликвидируемого акционерного общества оно распределяется между кредиторами пропорционально сумме требований. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества, считаются погашенными. После окончания расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который согласуется с регистрирующим органом и утверждается общим собранием акционеров. Имущество, оставшееся после завершения расчетов, распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в очередности, установленной ст. 23 Закона об АО: - в первую очередь осуществляются выплаты акционерам, имеющим право - во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям, и ликвидационной стоимости по привилегированным акциям; - в третью очередь осуществляется распределение имущества между акционерами - владельцами привилегированных и обыкновенных акций. Акционерное общество считается ликвидированным, а процесс ликвидации завершенным с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
1.2. Некоторые правовые вопросы создания акционерного общества на базе имущества должника Реформа российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) получила свое выражение в новой редакции Федерального закона[4]. Появление новой восстанавливающей платежеспособность должника процедуры финансового оздоровления, более детальная регламентация процедуры внешнего управления красноречиво свидетельствуют о приоритета/с законодателя - со- хранить должника и восстановить его платежеспособность. Новый Закон внес существенные изменения по сравнению с прежним порядком. Определение внешнего управления не изменилось, это по-прежнему процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст.2 Закона). Одно из главных отличий внешнего управления от процедуры финансового оздоровления состоит в том, что руководитель должника отстраняется от выполнения своих обязанностей и назначается внешний управляющий. На внешнего управляющего возлагается осуществление мер по восстановлению платежеспособности должника, предусмотренных ст. 109 Закона. В числе таких мер названы: - перепрофилирование производства; - закрытие нерентабельных производств; - взыскание дебиторской задолженности; - продажа части имущества должника; - уступка прав требования должника; - исполнение обязательств должника собственником имущества должника унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо - увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и - размещение дополнительных обыкновенных акций должника; - продажа предприятия должника; - замещение активов должника; - иные меры по восстановлению платежеспособности должника. Все перечисленные меры должны быть включены в план внешнего управления, который утверждается в установленном порядке собранием кредиторов (ст.107 Закона). Итогом их осуществления должно стать согласно п.1 ст. 106 Закона полное восстановление платежеспособности должника, т.е. отсутствие признаков банкротства, установленных ст. З Закона. Следует отметить, что для признания проведения внешнего управления успешным недостаточно констатации отсутствия признаков банкротства. После удовлетворения требований кредиторов должник должен иметь возможность продолжать хозяйственную деятельность. Исходя из этого можно утверждать, что цель внешнего управления не только восстановить платежеспособность должника, но и обеспечить его последующую деятельность. Для России характерен существенно низкий процент завершения внешнего управления восстановлением платежеспособности должника. Большинство должников переходит из этой процедуры в конкурсное производство. Однако драматическим такой исход чаще всего бывает для собственника имущества должника или его учредителей (участников). С точки зрения кредиторов подобная ситуация не так плоха, как может показаться. Они могут рассчитывать на получение хотя бы какой-то части долга, в то время как при отсутствии процедур банкротства в отношении должника каждый отдельный кредитор имел бы гораздо меньше шансов получить причитающееся ему. Естественно, речь идет о проведении внешнего управления с соблюдением прав и интересов всех участников процедуры. Несмотря на ликвидацию юридического лица-должника в ходе конкурсного производства, его бизнес может быть сохранен, и с точки зрения экономической эффективности это большой плюс. Подобное возможно, когда планом внешнего управления была предусмотрена продажа бизнеса или создание акционерного общества на базе имущества должника. Вопросы последнего следует осветить подробнее. Создание акционерного общества на базе имущества должника не было специально предусмотрено ранее действовавшим Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон 1998 г.), но оно вполне укладывалось в открытый перечень мер по восстановлению платежеспособности должника, установленный ст.85 этого Закона. Как мера восстановления платежеспособности возможность создания акционерного общества закладывалась в план внешнего управления, который в установленном порядке утверждался собранием кредиторов. В ныне действующем Законе подобная мера восстановления платежеспособности именуется "замещение активов должника". В соответствии с его ст.115 на базе имущества должника может быть создано одно или несколько открытых акционерных обществ. Если создается одно акционерное общество, в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Согласно приведенной статье состав предприятия определяется в соответствии с п.1 и 2 ст.110 Закона. Определение предприятия, содержащееся в п.1 ст.110 Закона, соответствует определению, данному в п.1 ст.132 ГК РФ (под ним понимается имущественный комплекс, предназначенный для предпринимательской деятельности). В состав предприятия, так же как и по Закону 1998 г., не включаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до принятия заявления о признании должника банкротом. Но в предприятие, подлежащее отчуждению, могут быть включены филиалы и иные структурные подразделения должника. Ссылка на п.2 ст.110 дана, по-видимому, ошибочно, поскольку указанный пункт не содержит требований к составу предприятия. Самым существенным нововведением в числе мер по восстановлению платежеспособности является порядок создания акционерного общества (обществ). Пункт 2 ст.115 Закона устанавливает, что замещение активов может быть включено в план внешнего управления только на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении соответствующих сделок должника. Кроме того, за принятие такого решения должны проголосовать все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника. Установленный порядок может заметно снизить привлекательность замещения активов как меры восстановления платежеспособности организации-должника по следующим соображениям. Очевидно, что процедура принятия решения о возможности замещения активов должника органом управления должника довольно длительна, при этом не особенно принципиально, идет ли речь, например, об акционерном обществе или об унитарном предприятии. Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества, принимается советом директоров общества единогласно, а если эта стоимость составляет более 50% - общим собранием большинством в три четверти голосов акционеров. Поскольку речь идет о предприятии как имущественном комплексе, можно предположить, что замещение активов путем создания на базе имущества должника одного акционерного общества практически всегда будет сделкой, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов должника. Следовательно, одобрение такой сделки находится в компетенции общего собрания акционеров со всеми вытекающими из этого последствиями. Что касается должников - унитарных предприятий, то при определении органа, в компетенции которого находятся подобные решения, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных унитарных предприятиях"(2). Статья 20 этого Закона устанавливает право собственника имущества унитарного предприятия давать согласие на совершение унитарным предприятием крупной сделки (ее определение дано в ст.23 названного Закона). Процедура получения согласования в государственных органах, призванных осуществлять соответствующее руководство деятельностью унитарных предприятий, всем известна, особенно учитывая тот факт, что внимание и интерес указанных органов к унитарным предприятиям проявляется в лучшем случае только после того, как дело о несостоятельности уже возбуждено. В новой редакции Закона о несостоятельности ничего не изменилось относительно времени, отведенного внешнему управляющему для подготовки плана внешнего управления. Срок его подготовки, как и раньше, составляет один месяц (п.1 ст. 106). Поэтому вполне очевидно, что даже при большом усердии внешнему управляющему вряд ли удастся подготовить в установленные сроки план внешнего управления с предусмотренным в нем замещением активов должника. Кроме того, надо отметить, что будет чрезвычайно трудно принять решение о замещении активов должника органам управления должника или собственнику имущества должника - унитарного предприятия. Ведь акции созданного акционерного общества должны быть согласно п.5 ст. 115 Закона выставлены на открытые торги. При этом продажа акций должна обеспечить накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов. Это означает, что контроль над должником, а точнее, над имущественным комплексом должника будет утрачен. Органы управления должника, например акционерного общества, могут быть заинтересованными в согласии на замещение его активов только в случае, если акционер (акционеры) должника будет иметь возможность участвовать в торгах по продаже акций созданного акционерного общества (обществ) и стать в них победителями. Но это тема для отдельного исследования. Продажа на открытых торгах акций созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества (обществ) осуществляется в порядке, установленном ст.110 Закона ("Продажа предприятия должника"). Кратко этот порядок можно изложить следующим образом: открытые торги - повторные торги - повторные торги со снижением цены на 10% - повторные торги в порядке, установленном собранием или комитетом кредиторов, в том числе посредством публичного предложения (п.6 и 7). У органов управления должника, кроме всего прочего, появилось еще одно средство, позволяющее влиять на ход торгов по продаже акций созданного акционерного общества (обществ). Это установление минимальной цены продажи (п.2, 5 и 7 ст.110). Установление минимальной цены продажи имущества должника (в том числе акций) позволяет, с одной стороны, обеспечить наибольшее накопление денежных средств для расчетов с кредиторами и возможный их остаток для продолжения хозяйственной деятельности должника (большой вопрос, что это будет за деятельность), а с другой стороны, максимально затягивать проведение торгов. Среди специалистов в области банкротства сложилось мнение, что при "несговорчивости" органов управления должника по вопросам включения в план внешнего управления продажи предприятия или замещения активов должника, можно указать им на результат такой "несговорчивости" возможное открытие конкурсного производства. Но если поставить себя на место представителей органов должника, то станет понятно: им в принципе все равно, как потерять имущество должника - в результате указанных мер по восстановлению платежеспособности или в результате конкурсного производства. Единственное, что может "испугать" органы управления должника (а точнее, учредителей (участников) должника или его собственника) в открытии конкурсного производства - это возможное применение кредиторами нормы п. З ст.56 ГК РФ об их субсидиарной ответственности в случае, если будет установлено, что несостоятельность (банкротство) должника вызвана ими. Однако такие случаи в практике редки. Таким образом, в нормах Закона, регулирующих внешнее управление, прослеживается явная тенденция защиты прав должника, его учредителей (участников), собственника его имущества, что не мог обеспечить Закон 1998 г. Безусловно, такая тенденция не может не радовать, только если она не становится главенствующей. Но если учитывать, что производство по делу о банкротстве возбуждается все-таки в интересах соблюдения прав всех кредиторов должника, то "продолжниковая" позиция законодателя должна быть оформлена предельно корректно. Соблюсти баланс интересов кредиторов и должника в нормах законодательства о несостоятельности (банкротстве) чрезвычайно трудно, и законодателю это не удалось в очередной раз. 1.3. Особенности распределения имущества между акционерами при ликвидации акционерного общества Процедура окончательного распределения имущества ликвидируемого хозяйственного общества между его участниками, остающегося после расчетов со всеми категориями кредиторов, не всегда стандартна и может осуществляться по схеме, прямо не предусмотренной в том или ином нормативном акте. Это в свою очередь влечет возникновение различных вопросов как правового, так и организационного характера. Ситуация, которая будет рассмотрена ниже, наглядно демонстрирует сказанное. Несмотря на то что это частный случай, он в определенной степени типичен, что предопределяет интерес к его пристальному рассмотрению. Акционерное общество находится в состоянии добровольной ликвидации без признаков банкротства. Все стадии ликвидации, предусмотренные ГК РФ и Федеральным законом от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), ликвидационная комиссия выполнила в полном объеме и приступила к распределению имущества между акционерами. Акционерами общества являются одно юридическое лицо, владеющее 73% акций, и 60 физических лиц, на долю которых приходится 27% акций. Все акции АО - обыкновенные. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество представляет собой неделимый комплекс недвижимых объектов производственного назначения. Правомерно ли будет следующее решение ликвидационной комиссии: получить согласие юридического лица-акционера на прием неделимого имущественного комплекса и его письменное обязательство выплатить гражданам-акционерам стоимость имущества пропорционально доле каждого в уставном капитале? Распределение имущества акционерного общества, оставшегося после расчетов с его кредиторами и дебиторами, является завершающим этапом деятельности ликвидационной комиссии АО - органа, осуществляющего все функции и права органов управления ликвидируемого общества с целью завершения его деятельности с наименьшим ущербом для контрагентов и акционеров (п. З ст.62, п.1 ст.104 ГК РФ, п.1 ст.21 Закона об акционерных обществах). Данное имущество учитывается на счетах ликвидационного баланса и распределяется ликвидационной комиссией между акционерами (если иное не предусмотрено уставом общества - п.7 ст.63 ГК РФ) в порядке очередности, установленной ст.23 Закона об акционерных обществах. Так, в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены самим обществом по требованию акционеров согласно ст.75 Закона об акционерных обществах, во вторую - выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом ликвидационной стоимости по таким акциям. И только в третью очередь производится распределение имущества между владельцами обыкновенных и всех типов привилегированных акций. Допуская, что в данном случае необходимость выкупа акций акционерным обществом в соответствии со ст.75 Закона об акционерных обществах отсутствует, а также учитывая, что все его акции обыкновенные, будем исходить из того, что перед ликвидационной комиссией стоит задача распределить оставшееся имущество между акционерами-гражданами и акционером - юридическим лицом. Формально Закон об акционерных обществах предписывает ликвидационной комиссии распределить учтенные на счетах ликвидационного баланса активы и пассивы общества между его акционерами. Данная формулировка предполагает, что оставшийся после расчетов с кредиторами и дебиторами комплекс недвижимости должен быть разделен на части, каждая из которых должна быть передана акционерам пропорционально количеству акций общества. Вместе с тем такое разделение имущества, например по причине его неделимости, может оказаться затруднительным, а более того - нецелесообразным, поскольку при таких условиях в дальнейшем оно не сможет эксплуатироваться в тех целях, в которых предполагалось его использование изначально (такой вариант касается в том числе и описанного неделимого комплекса не- движимых объектов производственного назначения). Вполне допустимо также и отсутствие желания у определенных акционеров получать часть такого комплекса в натуре. В этой связи отметим, что Закон об акционерных обществах не говорит о возможности осуществлять подобные выплаты исключительно в денежной форме. Таким образом, хотя расчеты, производимые при ликвидации акционерного общества и распределении его имущества, и требуют денежной оценки, названный Закон тем не менее не запрещает осуществлять выплаты ликвидационной стоимости имущества как в натуральной, так и в денежной форме. Каждая обыкновенная акция акционерного общества предоставляет ее владельцу определенный объем прав: право участвовать в общем собрании акционеров, право получать дивиденды, % при ликвидации - право получать часть имущества общества (п.2 ст.31 Закона об акционерных обществах). Любой акционер как собственник ценных бумаг вправе по своему усмотрению совершать любые действия в отношении принадлежащих ему акций, в том числе отчуждать третьим лицам (п.2 ст.209 ГК РФ). Учитывая, что рассматриваемое АО является закрытым, отметим, что в ЗАО акции могут продаваться только с согласия других акционеров общества и только среди ограниченного, заранее определенного числа лиц (п.1 ст.97 ГК РФ). При этом акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций по цене предложения другим лицам (п.2 ст.97 ГК РФ, п. З ст.7 Закона об акционерных обществах). Таким образом, акции как объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться от одного лица к другому, в ток числе посредством купли-продажи (статьи 128, 129 ГК РФ). При этом особенности отчуждения ценных бумаг состоят в том, что с их передачей происходит переход и всех удостоверяемых ими прав (п.1 ст.142 ГК РФ). Непосредственная же передача прав по такой ценной бумаге, как акция, осуществляется путем уступки требования (цессии) (если акции именные) (пункты 1, 2 ст. 146 ГК РФ). В этой связи всякий акционер в любой момент вправе передать принадлежащие ему акции, и соответственно, уступить удостоверенные ими имущественные права третьим лицам (разумеется, если Законом об акционерных обществах или уставом не предусмотрено иное). Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, для выхода из рассматриваемой ситуации наиболее логично поступить следующим образом. Поскольку акции, равно как и удостоверенные ими имущественные права, до момента их отчуждения неотъемлемо остаются за их владельцами, акционеры вправе распоряжаться ими самостоятельно и независимо от согласия на то ликвидационной комиссии акционерного общества. Иными словами, полномочия ликвидационной комиссии по управлению делами акционерного общества, находящегося в состоянии ликвидации, никоим образом не ограничивают прав акционеров как собственников ценных бумаг. В этой связи, по нашему мнению, в описанном случае граждане-акционеры вправе передать принадлежащие им акции ликвидируемого акционерного общества юридическому лицу - владельцу контрольного пакета акций АО - путем уступки требования в условиях и порядке, определенных статьями 388, 389 ГК РФ. При этом соответствующая передача ценных бумаг должна производиться на возмездной основе исходя из цен, определенных продавцом (гражданами-акционерами) и покупателем (юридическим лицом-акционером) в договоре купли-продажи ценных бумаг (п.1 ст.485, п.2 ст.454 ГК РФ).
Вопросы крупных сделок в акционерном праве Остановимся подробнее на сути крупных сделок в акционерном праве. Определение крупных сделок дано в ст.46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и ст.78 Закона об акционерных обществах. Правило Закона об акционерных обществах, определяющее понятие крупной сделки, имеет императивный характер и поэтому не может быть изменено уставом АО. Так, согласно новой редакции ст.78 Закона об акционерных обществах, крупной считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества; сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Законом от 7 августа 2001 г. текст ст. 78 полностью изложен в новой редакции. Из него исключено положение о том, что к крупным сделкам относится сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обществом обыкновенных акций. Вместе с тем, расширен перечень сделок, которые не могут быть отнесены к крупным сделкам. Обществам предоставлено право самим устанавливать иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок, предусмотренный Законом. Также приводится метод оценки размера сделки по отношению к балансовой стоимости активов общества при отчуждении обществом имущества, а в случае приобретения обществом имущества - к цене его приобретения. В соответствии с п. 2 ст. 69 Закона генеральный директор (директор) общества совершает сделки от имени общества. Руководя производственной и связанной с ней деятельностью, директору как правило, самостоятельно принимает решения и осуществляет свои действия во взаимоотношениях общества с его партнерами в хозяйственной и финансовой деятельности. Все или почти все принимаемые им решения и основанные на них действия являются рискованными, могут привести не к тем результатам, которые они ожидали. Риск - одна из характерных черт рыночной экономики, - это решения и практические действия, исход которых, прогнозируемый результат может быть в разной степени вероятности не таким, каким его ожидали, принимая решение, возможно, прямо противоположным. Для того, чтобы свести действия директора к минимальному риску, закон устанавливает, в частности, определенные ограничения на право принятия им решений, касающихся крупных сделок с контрагентами общества, т.е. сделок, которые связаны с распоряжением значительными финансовыми и иными средствами (статьи 78 и 79 Закона). Согласно п. 1 ст. 78 крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Из этого общего правила сделаны исключения. Не относятся к крупным сделки: - совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества; - связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества; - связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых Поскольку такие сделки ст. 78 не отнесены к крупным, то при их совершении не применяются ограничения, предусмотренные ст.ст. 79 и 80 в отношении совершения крупных сделок. Важно отметить, что согласно п. 1 ст. 78 обществам предоставлено право предусматривать в своих уставах и иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок. Случаи эти могут быть самыми различными. Так, в уставе можно предусмотреть, что сделки, предметом которых является имущество общества, стоимость которого составляет 5 и более процентов балансовой стоимости активов общества, должны совершаться в том же порядке, что и крупные сделки.1 Правило, согласно которому на сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, не распространяются ограничения, предусмотренные в отношении совершения крупных сделок, содержалось и в ранее действовавшей редакции п. 1 ст. 78. Практика применения этого правила показала, что понимание деятельности - обычная или необычная - у разных лиц, защищающих свои интересы, может быть и очень часто бывает различным. Для генерального директора (директора) акционерного общества, который заинтересован в совершении подобной сделки, проще заключить сделку, не обращаясь за разрешением ни к совету директоров (наблюдательному совету), ни к общему собранию акционеров, просто отнеся ее к обычной хозяйственной деятельности. Именно поэтому, в частности, судам и пришлось столкнуться с проблемой решения вопроса, что же конкретно относится к обычной хозяйственной деятельности. Обобщив имеющуюся судебную практику, связанную с рассмотрением споров о законности заключения крупных сделок акционерными обществами, Пленумы Верховного и Высшего Арбитражного Судов своим совместным Постановлением от 2 апреля 1997 г. N 4/8 дали соответствующее разъяснение: "Установленные статьями 78 и 79 Закона нормы, определяющие порядок заключения акционерным обществом крупных сделок, не распространяются на сделки, совершаемые обществом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности (связанные с приобретением сырья, материалов, реализацией готовой продукции и т.п.), независимо от стоимости имущества, приобретаемого или отчуждаемого по такой сделке[5]. Представляется, что такое разъяснение не намного продвинуло решение проблемы отнесения тех или иных сделок к обычной хозяйственной деятельности. Что же касается приведенного в разъяснении примера обычной хозяйственной деятельности, то он не внес ничего нового в трактовку ее понятия Следует полагать, что потребуется немало времени, чтобы окончательно сложилась практика, в том числе и судебная, применения положений статей 78 и 79 Закона. До этого неизбежны различного рода злоупотребления при совершении крупных сделок, сопутствующие им споры, в том числе и судебные. Между тем для многих контрольных органов открывается благоприятная возможность признавать те или иные сделки, совершенные администрацией обществ, в качестве действительных или недействительных, исходя из собственных, не основанных на положениях Закона представлениях о том, что относится и что не относится к обычной хозяйственной деятельности. Принимаемые этими органами решения неизбежно приведут к многочисленным случаям необоснованной ответственности руководящих работников обществ.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |