Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Процесс вступления КНР в ВТО



2020-03-19 293 Обсуждений (0)
Процесс вступления КНР в ВТО 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение. Ошибка! Закладка не определена.

Глава 1. 2

1.1 Процесс вступления КНР в ВТО.. 2

1.2Вступление в ВТО – цели и проблемы.. 3

Глава 2. Китай после вступления в ВТО.. 3

2.1 Китай и ВТО: итоги последних лет. 3

2.2 Положительные и отрицательные стороны членства КНР в ВТО.. 3

Заключение. Ошибка! Закладка не определена.

Список литературы.. Ошибка! Закладка не определена.

 

Глава 1.

Процесс вступления КНР в ВТО

 

Модель экономического развития КНР можно отнести к общей модели свойственной странам Юго-Восточной Азии. Ее главные принципы – внешняя ориентация производственной базы на мировой спрос, последовательное планирование индустриальной структуры, партнерство государства и бюрократии с бизнесом, распределение результатов экономического роста среди различных слоев населения.

Китай подписал документы о присоединении к ГАТТ в 1947 г. и до 1949 г. был представлен там правительством Гоминьдана. После образования КНР в 1949 г. правительство отозвало свое членство в ГАТТ. В 1986 г. Китай выразил пожелание восстановить членство и получил статус наблюдателя. В том же году Китай начал участвовать в многосторонних торговых переговорах Уругвайского раунда. В 1987 г. была образованна рабочая группа по рассмотрении китайской заявки об участии в Организации. В 1995 г. она была преобразована в рабочую группу ВТО.

Процесс вступления КНР в ВТО занял пятнадцать лет и потребовал больших усилий. Необходимо было привести национальное законодательство в соответствие с многочисленными правилами этой организации, прийти к соглашению с ее руководящими органами и каждой страной в отдельности об условиях вступления. Кроме того, после преобразования ГАТТ в ВТО в 1995 г. переговоры стали проводиться по более широкому кругу вопросов и включали в себя проблемы либерализации деятельности иностранных компаний в сфере услуг (финансовый, банковский, страховой секторы, дистрибьюторская деятельность, информационные технологии, аудиторские и консалтинговые услуги, транспортные услуги и др.). Все это значительно усложнило переговорный процесс, требуя осторожного и взвешенного подхода. В целом для Китая вопрос стоял о выработке хорошо продуманной стратегии, сочетающей собственные экономические интересы с требованиями ВТО и отдельных стран-участниц. 

В августе 1997 г. было достигнуто первое двустороннее соглашение по условиям присоединения к ВТО, которое Китай подписал с Новой Зеландией, а в ноябре 1999 г., после тринадцати лет сложных переговоров, - с США. Это означало вступление переговорного процесса в заключительную стадию.

В мае 2000 г. в Пекине было подписано двустороннее соглашение с Европейским союзом. В сентябре 2001 г. рабочая группа ВТО по Китаю, заседание которой проходило в Женеве, утвердила все документы по присоединению страны к ВТО. В ноябре того же года на министерской конференции в Дохе (Катар) Китай был принят в состав ВТО в качестве полноправного участника.

Наиболее сложно проходили двусторонние пе­реговоры с представителями США. На них об­суждались трудные для КНР вопросы доступа на китайский рынок американских товаров и услуг, а также сроки выполнения принятых на себя при вступлении в ВТО обязательств. Взамен на Китай должны были распространиться все преимущест­ва, которыми пользуются в торговле с Соединен­ными Штатами другие участники ВТО. В случае противоправных действий со стороны США или другого члена Организации Китай после вступле­ния в ее состав получал право подать соответст­вующую жалобу в ВТО, решения которой обяза­тельны для исполнения на национальном уровне. Переговоры с США охватывали практически все сферы, регулируемые нормами и правилами ВТО, - торговля промышленными и сельскохо­зяйственными товарами, услугами (банковские, страховые, дистрибьюторские, аудио-визуаль­ные, профессиональные услуги, ценные бумаги, туризм), защита прав интеллектуальной собст­венности, инвестиционный режим.

Одним из наиболее сложных был вопрос о предоставлении Китаю режима нормальных тор­говых отношений на постоянной основе. Предо­ставление и соответственно получение этого ре­жима является важнейшим элементом в отноше­ниях между странами - членами ВТО.

В 2000 г. конгресс принял решение о предоставлении Китаю режи­ма нормальных торговых отношений на постоян­ной основе после его вступления в ВТО. Тем са­мым США лишались одного из сильнейших рыча­гов давления на Китай, использовавшегося в 90-е годы не только в экономических, но и в политиче­ских целях.

Результатом многолетних китайско-амери­канских переговоров стала выработка большого количества обязательств, которые должен был выполнить Китай для вступления в ВТО. Основ­ная их часть вошла в заключительный протокол рабочей группы ВТО по Китаю в 2001 г. В свою очередь, Китай добился статуса развивающейся страны с соответствующими преимуществами, включая получение переходного периода для по­этапной либерализации внешнеэкономической деятельности и приведения национального зако­нодательства в соответствие с нормами ВТО при сохранении определенных льгот в области госу­дарственного регулирования и субсидирования.

1.2Вступление в ВТО – цели и проблемы

 

Экономика Китая вышла на новый этап развития, вызванный его присоединением к ВТО в декабре 2001 г. В этой связи поставлены задачи, направленные на модернизацию и структурные сдвиги, включающие создание «новой экономики» и ускоренное развитие приоритетных отраслей, а также на совершенствование внешнеэкономических отношений.

Важная роль в реализации этих задач отводится государственному регулированию, призванному обеспечить производителям благоприятные условия деятельности с учетом специфики страны и ситуации в глобальной экономике. В дальнейшем значение государства будет, очевидно, возрастать в обстановке усиления международной конкуренции и взаимозависимости стран

 Главная проблема при вступлении Китая в ВТО заключалась не столько в доступе на его рынок, сколько в необходимости транспарентности (прозрачности) экономического режима, формирования правовой, административной и институциональной системы, механизма исполнения обязательств. В числе основных вопросов, поставленных перед КНР на заключительном этапе переговоров, можно отметить следующие: отмена системы директивного планирования и директивного выполнения экспортно-импортных планов; переход ценообразования на рыночные рельсы; прозрачность внешнеторгового режима, системы лицензирования и квотирования, рынка государственных закупок; либерализация доступа на внутренний рынок услуг для зарубежных предпринимателей; отмена субсидирования экспорта, отказ от финансовой поддержки государственных предприятий и протекционистской защиты сельского хозяйства.

Наряду с тем, что Китай готовится извлечь немалую пользу из участия в ВТО, важно не забывать о том, что ВТО не только предоставляет своим членам определенные права, но и налагает на них конкретные обязательства. За плечами у Китая 15 лет труднейших переговоров, особенно с Соединенными Штатами и Европейским союзом, по вопросам вступления в ВТО. Китай согласился взять на себя широкий спектр обязательств. В целом ключевые моменты, из которых состоит пакет документов о вступлении Китая в ВТО, сводятся к следующему:

Снижение тарифов

· Тарифы на промышленную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских компаний, должны быть снижены с 25 до 7 процентов.

· Тарифы на сельскохозяйственную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских фермеров, должны быть снижены с 31 до 14 процентов.

Обязательства, касающиеся услуг

· Масштабное открытие целого ряда секторов в сфере услуг, в том числе таких важных для США секторов, как банковские услуги, страхование, телекоммуникации и профессиональные услуги.

Системные реформы

· Масштабные реформы в вопросах прозрачности, уведомления о готовящихся законодательных мерах и их разъяснения, единообразного применения законов и судебного надзора помогут действующим в Китае иностранным компаниям в преодолении барьеров.

Соблюдение условий существующих соглашений ВТО

· Китай берет на себя обязательства, предусмотренные целым рядом существующих соглашений ВТО, которые охватывают все аспекты торговли, такие как сельское хозяйство, лицензирование импорта, связанные с торговлей аспекты прав интеллектуальной собственности, технические барьеры на пути торговли и связанные с торговлей инвестиционные меры.

Положения о либерализации торговли, касающиеся только Китая

· Право прямого импорта и экспорта в Китай и из него в течение трех лет.

· Право заниматься распределением всех товаров в Китае не позднее трех лет с момента вступления (за исключением того, что химические удобрения, сырая нефть и нефтепродукты могут распределяться на уровне оптовой торговли по прошествии не более чем пяти лет после вступления, а химические удобрения могут продаваться на уровне розничной торговли по прошествии не более чем пяти лет после вступления).

· Разрешения на осуществление инвестиций и импорта больше не должны быть предметом искажающих торговлю требований, в том числе о передаче технологий, валютной сбалансированности, увязке импорта с объемом экспортных валютных поступлений и обязательном использовании местных ресурсов.

· Право на экспорт в Китай без создания инвестиционного присутствия в этой стране.

· Постепенная отмена нетарифных мер (НТМ), таких как квоты и лицензии на сотни видов продукции, имея в виду, что несоответствующие правилам ВТО НТМ должны быть отменены до 1 января 2005 года.

· Отмена монополии государства на импорт сельскохозяйственных и промышленных товаров.

· Требование о том, что государственные предприятия должны производить закупку и продажу исключительно на основе коммерческих соображений.

· Отмена субсидий на экспорт сельскохозяйственной продукции и устранение замены импорта и субсидирования экспорта промышленных товаров.

Еще одной проблемой, по мнению экономистов, являются "Особые условия" вступления Китая в ВТО, они справедливо отмечают, что в результате страна оказалась открыта для иностранного бизнеса в гораздо большей степени, чем иностранные рынки открылись для Китая. Теперь КНР грозит наплыв на внутренний рынок импортных товаров, значительное усиление конкурентной борьбы на многих его секторах, в том числе на финансовом и страховом, а также неизбежный рост безработицы.

Возросшую конкуренцию ощутит на себе в первую очередь автомобильная отрасль. Сейчас в Китае действуют фактически запретительные пошлины на импорт автомобилей - 80-100%. Но теперь уже в ближайшие два года пошлины на автомобили должны быть снижены до 60-80%, а через пять лет - до 25%.

Серьезные проблемы могут возникнуть и в сельском хозяйстве, тем более что Китай по-прежнему остается страной с преобладающим сельским населением. Качество местной сельскохозяйственной продукции не очень высоко, поэтому ей сложно будет выдержать конкуренцию с импортной. По некоторым позициям (например, по мясу) у китайских производителей нет и ценового преимущества.

Что касается остальной территории страны, то здесь существует серьезная угроза протекционизма на уровне провинций. Многие аналитики сомневаются, что центральному правительству удастся преодолеть молчаливое сопротивление местных элит и распространить правила ВТО на всю территорию страны, в том числе обеспечить доступ иностранных инвесторов к собственности и исполнение принятого Пекином обязательства бороться с производством подделок и соблюдать правила ВТО по защите интеллектуальной собственности.

Тем не менее китайцы рассчитывают на то, что преимущества от вступления в ВТО все же окажутся более весомы, чем потери. Прежде всего, членство в ВТО означает снятие ограничительных квот для дешевых китайских товаров, которые в условиях замедления роста мировой экономики будут пользоваться возрастающим спросом. Вступив в ВТО, Китай надеется, что ему удастся реализовать свое самое главное преимущество - дешевую рабочую силу. Например средняя зарплата в Китае составляет около $780 в год (для сравнения, в Малайзии - более $3 тыс., Южной Корее - более $8 тыс.).

Кроме того, в течение пяти лет с момента вступления в ВТО КНР обязана выполнить все взятые на себя обязательства. В общих чертах они выглядят следующим образом. В сельском хозяйстве они включают снижение тарифов на производимые продукты с 19 до 14,5%, увеличение тарифных квот на ключевые продукты (пшеница, кукуруза, рис, хлопок), устранение всех нетарифных барьеров на импорт, снижение субсидий до уровня 8,5% от общего объема продукции сектора. Правительство будет снижать среднюю тарифную ставку импортируемых промышленных товаров в течение пяти лет с 15 до 10%, последовательно устранять процедуры лицензирования и квотирования. В сфере услуг иностранным инвесторам предоставляется право владеть до 49-50% капитала предприятий розничной и оптовой торговли, транспорта, ремонта и эксплуатации, телекоммуникации и др. В финансовой сфере иностранный капитал допускается на рынок банковских услуг, страхования, ценных бумаг; будут сняты ограничения на географическое размещение и число иностранных банков.

 



2020-03-19 293 Обсуждений (0)
Процесс вступления КНР в ВТО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Процесс вступления КНР в ВТО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)