Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Римское право кодекс юстиниан



2020-03-19 214 Обсуждений (0)
Римское право кодекс юстиниан 0.00 из 5.00 0 оценок




Принципы

 

Основным принципом Римского права является утверждение, что государство есть результат установленной договорённости между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов согласно заранее принятым общим консенсусом правилам. Этот принцип Римского права лёг в основу такой формы власти как Республика, которая является на сегодняшний день самой распространённой формой власти.

Римское правосознание рассматривает справедливость, выводимую из равноправия, как основной принцип правореализации. «Ius est ars boni et aequi» - гласит изречение Цельса-младшего, переводимое как «Право есть искусство (наука) доброго и равного», а не справедливого, вопреки расхожему мнению. (aequus, a, um - равный). Казуистичность Римского права основывается на осознании высокой роли судебной власти; «Я имею иск - значит я имею право» - описывает это отношение римское изречение. Утилитаризмом названо рассмотрение пользы (utilitas) как смысла права, свойственное римскому отношению к праву: «Польза - мать доброго и справедливого».

 

Отрасли

 

Первое, известное нам описание различия частного (jus privatum) и публичного права (jus publicum), принадлежит римскому юристу Ульпиану: «Публичное право - то право, которое относится к пользе Римского государства, частное - то право, которое относится к пользе отдельных лиц».


Jus publicum

Публичное право - нормы права, которые охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов. Для него характерен признак того, что римское публичное право не может быть изменено с соглашения частных лиц, нормы публичного права являются императивными.

Римское публичное право не пережило Римского государства и не оказало большого влияния на государственные институты более поздних народов. Можно говорить о преемственности лишь некоторых общих принципов республиканского периода: постоянный парламент (каким был римский Сенат), система сдержек и противовесов, выборность и подотчетность должностных лиц перед народом, парламентом и судом, участие народа в решении важнейших государственных дел.

Jus privatum

Ius privatum базируется на отношениях по поводу частной собственности. Европейскими либертаристами было перенято римское отношение к собственности как к важному признаку свободы и уважаемости личности.

Римское частное право пронесло свои базовые институты и принципы через тысячелетнюю историю и в итоге стало базой для современного частного права. Это было во многом связано с изучением Corpus Juris Civilis в университетах Европы. Частное право Рима до сих пор повсеместно имеет огромное значение в правовой науке как каркас для изучения гражданско-правовых отраслей права современных государств.

Jus civile

Jus Quiritum (право Римских граждан (квиритов)) или ius civile (цивильное право) - право, субъектами которого являются квириты (граждане Рима) и другие латины. Квиритское право появилось в эпоху Республики в Риме. Таким образом, ius civile является древнейшей частью римского частного права. Ему присущи примитивизм и простота конструкций.

Источниками ius civile являются юридические обычаи Древнего Рима (например, кодифицированный юридический обычай - Законы Двенадцати Таблиц) и законы, принятые Народным Собранием.

Средством защиты исков в ius civile были только законые иски.

Jus gentium

Jus gentium (право народов, перегринское право) - термин, возникший в Древнем Риме и означающий правовые нормы, заимствованные от покоренных и союзных народов. Данные правовые нормы являлись частью римского законодательства и сложились во время разрешения споров между римскими гражданами и иностранцами (перегринами).gentium появилось во второй половине существования Республики в Древнем Риме, когда он стал центром всемирной торговли. С развитием торговли, в Римскую Республику стали прибывать торговцы из разных стран, которые именовались иностранцами (peregrini). Так как jus civile не предусматривало для иностранцев никакой защиты, возникла необходимость урегулирования правовых отношений как между самими иностранцами на территории Рима, так и в случае, когда одной стороной являлся римский гражданин, а другой - иностранец.

Источниками jus gentium являются эдикты преторов и магистратов по делам иностранцев.

По сравнению с jus civile право народов высокоразвито, имеет хорошо разработанные юридические конструкции.

В jus gentium появляются новые средства защиты: преторские иски, реституция, интердикт и введение во владение (неисковой способ защиты).

В jus gentium появляется критерий доброй совести (bonae fidei) и справедливости (aequitas) при решении вопроса о действительности сделки. В отличие от jus civile, где была важна форма сделки, в jus gentium на первое место вышел критерий содержания сделки. Сделка могла быть признана действительной и с нарушением формы.gentium потеряло свое значение после принятия закона Каракаллы в 212 году. По этому закону все жители Римского государства наделялись гражданством.

В эпоху рецепции римского права в Европе «jus gentium» привело к возникновению в науке и практике государств понятия «международное право».

Jus honorarium

Преторское правоhonorarium (лат. honores - почетная должность).

Появление этого права было вызвано теми же причинами, что и jus gentium. Субъектами права являлись только римские граждане.

Источниками jus honorarium являются эдикты магистратов (преторов, курульных эдилов, правителей провинций). Таким образом, jus honorarium представляет собой совокупность преторского (jus praetorium) и эдильного права.honorarium был во многом схож с jus civile, поэтому две эти системы неизбежно сближались.

 

Законотворчество

 

В Римской Республике была разработана трёхэтапная законотворческая процедура. Правом законодательной инициативы обладал каждый магистрат. Законопроект вывешивался им наРимском форуме, где римляне могли ознакомиться с ним и обсудить его. Все предложения по изменению законопроекта могли быть переданы самому магистрату. Затем народное собраниевсеобщим голосованием принимало или отклоняло законопроект. Сенат, как исполнительный орган Рима, осуществлял проверку процедуры принятия, при отсутствии нарушений законвступал в силу. Некоторое время эта процедура с той или иной долей фикции сохранялась и в Римской империи. Затем законотворческая функция укрепилась в руках императора при некотором участии сената.

Закон имел постоянную структуру и состоял из:

.   praescriptio - вводной части, описывавшей мотивы принятия, имя составившего закон магистрата и дату принятия.

.   rogatio - основной части, содержавшей функциональную часть закона.

.   sanctio - санкции, указывавшей ответственность за нарушение норм, установленных законом.

 



2020-03-19 214 Обсуждений (0)
Римское право кодекс юстиниан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Римское право кодекс юстиниан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)