Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИВАН IV - ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЮ СТРАНЫ



2020-03-19 187 Обсуждений (0)
ИВАН IV - ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЮ СТРАНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К началу 1560-х годов начался новый период правления Ивана IV, основным содержанием которого стала опричнина (1565-1572 годы), а цель - усиление личной власти Ивана, курс на реформы был свергнут. Чтобы понять причины происходящих перемен, вернемся к началу жизненного пути и царствования Ивана Грозного.

Царь Иван Васильевич, прозванный Грозным, родился 25 августа 1530г. Его отец, Василий III, которому к тому времени уже исполнился 51 год, ожидал рождения своего первого ребенка и наследника с огромным нетерпением. Отдав все свои силы расширению и укреплению царства, он не хотел передавать его своим братьям, из которых в живых к тому времени оставались князья Юрий Дмитровский и Андрей Старицкий, в силу самого своего положения и феодальной традиции являвшиеся его соперниками.

В русских княжеских семьях еще с киевских времен существовала традиция, в которой придавалась исключительно важная роль отца в воспитании сыновей. Отец и дед Ивана Грозного, Иван III и Василий III, под присмотром своих отцов не только сформировали основные черты личности и характера, но и делали первые шаги на поприще государственной власти в качестве соправителей своих отцов. Но у Ивана Васильевича такой благоприятной возможности не оказалось. Вскоре после того, как ему исполнилось три года, его отец умер. Малолетний Иван, таким образом, становился государем под присмотром своей матери и при попечительстве опекунского совета. Все это не могло заменить ему отца. Мать не могла быть для него наставницей жизни в той же мере, в какой мог быть отец.

Еще одним тяжелым последствием смерти отца для Ивана стала обстановка дворцовых интриг, заговоров и постоянной борьбы за власть. Острый впечатлительный ум царевича живо впитывал в себя все происходившее и воспринимал это как норму взаимоотношений между людьми. Он видел гибель знакомых ему людей, в том числе своих родственников, благодаря чему глубоко усвоил, что жизнь человека не имеет сколько-нибудь значительной цены, а родственные связи и привязанности мало что значат. В неполные 8 лет великого князя постигла новая личная трагедия. 4 апреля 1538 г. умерла его мать, Елена Глинская. В результате Иван остался круглым сиротой.

Политическое положение резко изменилось. Закончился период регентства, началось боярское правление, представлявшее собой возродившийся опекунский совет. У него зрела и развивалась обида на бояр, каждый новый факт приобретал неоправданно большое значение и глубоко западал в память. Развитию этого чувства способствовало постепенно формировавшееся представление о божественном происхождении своей власти над государством и о холопском положении по отношению к нему всех тех, кто проживал в нем, в том числе и знатных бояр.

Не имея возможности полностью ликвидировать самостоятельность Боярской думы и церкви, Иван Грозный решился на необычный шаг. В начале декабря 1564 г. он отправился из столицы на богомолье по монастырям. Такие поездки совершались каждый год. Но никогда еще не было, чтобы вывозили царскую казну, одежды, драгоценности, иконы, чтобы с царской семьей выезжала столь большая свита и охрана. Через месяц, 3 января 1565 г., царь прислал из Александровой слободы два послания. В одном из них говорилось о царском гневе на бояр, приказных людей и «государевых богомольцев» за их измены и злодеяния. В другом письме он обращался к «черным» людям и купцам и писал, что не держит на них гнева и не налагает на них опалы.

Обладая, как и всякий тиран, навыками демагога, он играл на народных чувствах и предрассудках, эксплуатируя как монархизм, так и недоверие к знати, утвердившихся в массовом сознании. И когда 5 января представители москвичей явились в Слободу и попросили Грозного вернуться на царство, он в качестве условия своего возвращения поставил выделение ему особого удела - опричнины, где он установит свое правление и подберет себе верных людей. Еще одним условием он поставил предоставление ему права казнить изменников без того, чтобы за них заступалась церковь. На остальной территории страны - земщине - оставался прежний порядок управления.

Слово «опричнина» известно было на Руси давно. Происходило оно от слова «опричь» - «кроме» и означало часть вотчинных земель, оставшихся вдове. При Иване IV оно стало означать часть территории страны, взятой в удел. В опричнину вошли некоторые кварталы Москвы, часть земель бывшего Ярославского княжества, некоторые города вблизи Москвы, богатое Поморье, а позже - земли купцов и солепромышленников Строгановых в Прикамье и часть земель Великого Новгорода. Но более известен, стал со времен Ивана Грозного иной, кровавый и страшный смысл этого слова, что было связано с методами проведения опричной политики. Опричников боялись и ненавидели, поскольку земский человек был бесправен перед ними. Метла и собачья голова, которую опричники прикрепляли к своему седлу, стали символами русского деспотизма, тирании и самовластия. Склонный не только к казням и расправам, но и к шутовству и юродству, Грозный представлял опричников в виде монашествующей братии. Поэтому они носили грубые рясы, под которыми скрывались богатые одеяния. Распорядок дня в Александровой слободе, являвшейся центром опричнины, где царь часто проживал, был своеобразной пародией на монашескую жизнь. Совместные молитвы и трапезы, в которых участвовал царь, сменялись пытками в застенках, в которых он также принимал участие. Будучи одновременно и мучителем, и актером, он в Слободе играл роль игумена. Одновременно Иван Грозный, абсолютно уверенный в божественном происхождении своей власти, выступал в роли земного бога, а опричники представлялись в виде чертова сонмища, призванного исполнять наказания, назначенные свыше.

На опричных землях начался «перебор людишек». Ярославских и ростовских княжат и бояр переселяли под Казань, где давали им земли на поместном праве. Их вотчины переходили в казенную собственность и шли на поместные дачи опричникам. Земельная политика Ивана Грозного, направленная на расширение фонда казенных земель для раздачи помещикам, была продолжением политики его деда и отца, но еще более жестокими методами.

Всеобщее возмущение опричными мероприятиями было очень значительно. Это заставило царя уже в 1566 г. издать указ о «прощении» всех, кого сослали в Казанский край. Не считаться с боярами, да еще в условиях войны, Иван Грозный не мог. Недовольство большинства населения опричниной поддерживала церковь. В знак протеста против опричнины митрополит Афанасий 19 мая 1566 г. оставил кафедру и удалился в Чудов монастырь. После совета с земскими боярами царь предложил занять митрополичью кафедру казанскому архиепископу Герману Полеву, но тот также уговаривал Грозного отменить опричнину. Тогда уже против Германа выступила опричная дума, а через два дня ему также пришлось оставить кафедру. Вынужденный учитывать мнение церкви и влиятельных земских бояр, которые были крайне недовольны тем, что опричники вмешиваются в чисто церковные дела, царь согласился предложить кафедру игумену Соловецкого монастыря Филиппу, которого в миру звали Федором Степановичем Колычевым и который был представителем знатного боярского рода. Но и Филипп поставил условием принятия им сана отмену опричнины.

С протестом против опричнины, на этот раз массовым, Ивану Грозному пришлось столкнуться в июле 1566 г., когда заседал созданный им Земский собор по вопросу о продолжении Ливонской войны. Собор поддержал продолжение войны, но более 300 его участников подали царю челобитную об отмене опричнины. Это требование являлось предложением царю пойти на уступку в ответ на уступку самого собора, согласившегося ввести новые налоги на войну. Но в вопросе об опричнине Грозный на уступки не пошел. Все челобитчики были арестованы и вскоре выпущены, а троих, признанных зачинщиками, казнили.

Опричное воинство проявляло себя в грабежах населения. Но против внешнего врага оно не всегда действовало успешно. Летом 1571 года крымский хан Довлет Гирей сжег Москву. Иван Грозный был настолько напуган, что даже бежал на Белоозеро. Успешный поход хана показал ошибочность разделения войска на опричное и земское, допущенное царем. Поэтому такое разделение было ликвидировано. Осенью 1572 года опричнина была отменена.

Таким образом, царь Иван Васильевич Грозный вошел в русскую историю, и остался в памяти народа кровавым тираном, создателем опричнины и виновником гибели множества людей. Он не сумел сохранить свою династию. Он установил в России тираническую и деспотическую системы правления, в результате которых надолго приостановились реформирование и развитие страны.



2020-03-19 187 Обсуждений (0)
ИВАН IV - ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЮ СТРАНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИВАН IV - ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЮ СТРАНЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)