Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие рыночной цены. Закон предложения. Закон спроса



2020-03-19 160 Обсуждений (0)
Понятие рыночной цены. Закон предложения. Закон спроса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятие рыночной цены

Народное хозяйство состоит из миллионов потребителей, сотен тысяч производителей, выступающих от лица предприятий, и каждый из них владеет определённой способностью к труду либо одновременно и такими факторами производства, как земля, оборудование и т.д. Все они в условиях рыночных отношений принимают решения по использованию этих факторов изолированно, независимо друг от друга, по своему усмотрению и в своих собственных интересах.

Побудительным мотивом к принятию решения о том, что и сколько производить, что и сколько потреблять, является получение выгоды, которая проявляется через систему цен, установленных на товары в ходе их реализации на рынке. Доходность продукции, выкупаемой предприятием, определяется рынком, ценой её реализации.Выгодна или невыгодна данная продукция предприятию, нужно её производить или нет, решает цена её реализации на рынке. Если она выше издержек производства и реализации, то такую продукцию производить выгодно.

Цена - количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. [11] Рыночная цена - равновесная цена, складывающаяся на свободном конкурентном рынке под воздействием спроса и предложения. [12]

Закон предложения. Закон спроса

Из теории макроэкономики известно, что спрос и предложение на конкретный товар уравновешивают друг друга, что проявляется в возникновении цены равновесия. Если перейти от рассмотрения спроса и предложения на конкретный товар к рассмотрению спроса и предложения в обществе в целом, то необходимо учитывать спрос и предложение на все товары и совокупный уровень всех цен. Также исследуются колебания совокупного спроса и совокупного предложения вокруг цены равновесия, при этом закономерности таких колебаний считаются центральной проблемой экономической науки. В международной экономике совокупный спрос и совокупное предложение трактуются широко - как абстрактные величины, характеризующие объемы совокупного производства всех товаров в национальных и международных масштабах в зависимости от некоторой обобщенной мировой цены на них.

Совокупный спрос- это сумма всех видов спроса, или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. Совокупный спрос отражает зависимость между уровнем цен и объемом произведенного продукта, который потребители готовы купить при данном уровне цен. Зависимость между величиной совокупного спроса (рис. 1) и уровнем цен связана: с эффектом процентной ставки (эффект Кейнса), эффектом богатства (эффект Пигу).

 

Рис. 1 Совокупный спрос

 

Совокупное предложение- это вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведенная (предложенная) в обществе. Оно показывает взаимосвязь величины реального национального продукта и уровня цен, при котором производится продукт. Графически взаимосвязь между уровнем цен и объемом выпуска изображается в виде кривой совокупного предложения. (Рис. 2) [9, стр. 50]

 

Рис. 2 Совокупное предложение


 

Цена на рынке устанавливается на основе спроса и предложения на данный товар, независимо от индивидуальных затрат предприятия при производстве и реализации продукции. И в этом случае цена для предприятия является заданной, т.е. она складывается объективно, без учёта индивидуальных затрат предприятия.

Основной принцип установления цен на основе спроса и предложения состоит в том, что уровень цены должен стимулировать производителей охотно производить товары и услуги для продажи, а потребителей с удовольствием их покупать. Для того чтобы понять сущность формирования цен в рыночной экономике, необходимо установить взаимосвязь между ценой и спросом, предложением и ценой, предложением и спросом. Денежное выражение цены не имеет никакого значения в принятии решения о том, что и сколько производить, что и сколько покупать. Это объясняется взаимозаменяемостью почти всех товаров. Принцип замены гласит, что ни одно благо не является незаменимым, когда речь идёт о его потреблении. Основанием для принятия решения о приобретении или выпуске того или иного товара является относительные цены, т.е. отношение цены одного товара к цене другого, выраженным в деньгах.

Более высокая цена стимулирует производителя дать большее количества товаров и услуг, так как потенциально он получает в этом случае больше прибыли. Цена и количество изменяются в одном и том же направлении. Это есть закон предложения - цена растёт, растёт и количество предложений, т.е. при прочих неизменных факторах величина предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар (см. рис. 2). Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю становится выгодным продать больше товар.

Но такая тенденция вступает в противоречие со спросом: чем больше цена, тем в силу ограниченности доходов меньше спрос, и, наоборот, чем ниже цена на предлагаемые товары, тем больше спрос. Это есть закон спроса - цена падает, количество приобретаемых товаров растёт. Получается, что повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса. (см. рис. 1) Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот.

Чтобы уравнять спрос и предложение, необходимо уровень цены сделать таким, при котором производитель стремился бы производить больше товаров и лучшего качества, а потребитель, с вою очередь, охотно тратил свой доход на приобретение товаров (услуг). Такая цена устанавливается на рынке стихийно, так если на рынке много товаров по высоким ценам, то из-за ограниченного размера доходов часть их остаётся нереализованной. Для её реализации необходимо снижение цен до уровня, когда количество предлагаемого товара станет равно количеству товара, которое может быть куплено, опираясь на величину доходов покупателя. В таком случае поставщики в стремлении получить прибыль будут заинтересованы в том, чтобы потребители тратили свои доходы на приобретение нужных им товаров, что и предполагает установление соответствующего уровня цен. Такая цена лежит в точке пересечения кривых спроса и предложения. (Рис. 3)

 

Рис. 3 Сбалансированная цена


 

Кривая спроса - линия, показывающая количество единиц, которое будет куплено по соответствующей цене в определённое время. Большее количество товаров (услуг) покупается по более низким ценам. Кривая предложения - линия, показывающая количество единиц, которое будет предложено для продажи по цене. Большее количество товаров (услуг) предлагается по более высоким ценам. В жизни взаимодействие спроса и предложения не однозначно. Потому что и спрос, и предложение как экономические категории - более ёмкие понятия, чем обычное желание купить или продать.

Спрос и предложения изменяются под воздействием различных факторов [Приложение 1] [7, стр. 66]

Таким образом, рассмотрев главные основополагающие рыночной системы хозяйствования - спрос и предложение, отчётливо видно, что именно с их помощью формируется положение цен на рынке. Важной и трудной задачей есть поддержание стабильности цен при одновременной их динамичности, т.к. в народном хозяйстве производится свыше 24 млн. видов различной продукции, а каждый из этих видов имеет свою цену. Государство должно играть роль блюстителя порядка, чтобы не дать игре частных интересов перейти в мир насилия и диктата. [5, стр. 25]

 

 


 



2020-03-19 160 Обсуждений (0)
Понятие рыночной цены. Закон предложения. Закон спроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие рыночной цены. Закон предложения. Закон спроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)