Исламский фундаментализм
Это словосочетание все чаще употребляется в политической лексике последних лет. Само это явление требует серьезного и глубокого изучения. Вокруг него идет острая полемика. Одни отрицают исламский фундаментализм как явление, другие видят в нем источник многочисленных опасностей для человечества. Формально исламские фундаменталисты призывают к созданию в странах, где большинство населения составляют мусульмане, обстановки, которая существовала в эпоху пророка Мухаммеда. Речь, таким образом, идет о возврате к первозданным ценностям исламской цивилизации, о реконструкции изначального мусульманского государства. Отсюда призывы к возвращению к основам веры. На практике это означает, что исламские религиозные деятели должны полностью управлять государствами, заниматься политикой. В этом, на наш взгляд, состоит суть исламского фундаментализма. Примером попыток реализовать на практике фундаменталистские идеи явилась деятельность мусульманского духовенства в Иране, где абсолютно господствует шиитское мировоззрение. В феврале 1979 г. здесь совершен переворот, в результате которого был смещен шахский режим. Последующий характер событий в этой стране стал определять клерикальный ислам. В этой связи принято считать, что в Иране произошла исламская революция. Это означает, что ислам здесь стал не просто знаменем, но и источником весьма своеобразных идей, которые вызвали большие надежды у широких народных масс, устремившихся за аятоллой Хомейни. Поверившие в него полагали, что постулаты Корана о справедливости и равноправии наконец восторжествуют и приведут к преобразованиям в обществе, сравнимым с революционными. С самого начала исламской революции Хомейни и его сторонники считали, что главную беду правоверных составляет процесс отделения ислама от политики, отстранения духовных лиц от управления государством. Поэтому Хомейни "исправил" положение, объявив себя "духовным правителем" Ирана и тем самым взяв на себя всю полноту власти. Он вершил политику Исламской Республики Иран, а ее проводником стало мусульманское духовенство. Каковы же характерные черты исламской революции в Иране и каковы ее реальные результаты? Руководители Ирана сами свои социально-экономические и политические идеи называют концепцией "исламского третьего пути развития". Составными ее элементами являются идеи "таухидной (араб, "ат-тау-хид" - единый, объединяющий) экономики" и "исламского государства". ислам религиозный коран фундаментализм Принципы "таухидной (объединяющей) экономики" основываются на положениях Корана: допускается как частная собственность, основанная на личном труде, так и общественная - государственная и кооперативная; средства производства используются в интересах всей общины (уммы); распределение осуществляется по принципу "от каждого - по способностям, каждому - по благочестию". Как видно, типологически "таухидная экономика" ближе к той хозяйственной структуре, которую принято называть "смешанной экономикой". В основе концепции "исламского государства" находится идея избавления мусульман от всех видов зла и создания общества социальной гармонии и справедливости. Достижение этих целей, по мысли авторов концепции, возможно только на пути всесторонней "исламизации" жизни общества. Для этого предусматривается провозглашение ислама в качестве государственной религии и введение законов, по существу, разработанных в Коране. Соответственно и роль руководящей силы в таком государстве призвано выполнять мусульманское духовенство. Настоящей идеей фикс Хомейни было создание всемирного исламского государства. Экспорт исламской революции, причем во все страны мусульманского и даже немусульманского мира, был еще недавно всепоглощающим. Добиваться создания монотеистической общины и пропаганды исламского порядка в мире стало главной задачей Исламской Республики Иран. В ее Конституции эта задача расшифровывается так: "Все мусульмане являют собой единую общину, и государство ...обязано добиваться сплочения и союза исламских народов, прилагая усилия к достижению исламского мира". Задача экспорта исламской революции в другие страны и сегодня стоит в повестке дня Исламской Республики Иран. Тегеранские идеологи, в первую очередь нынешний лидер страны аятолла Хаменеи, подчеркивают, что продолжается "победоносное шествие ислама по планете", что мусульмане должны "играть доминирующую роль в мировом развитии". Идеи исламской революции вызвали у мусульман большие надежды, однако никаких далеко идущих экономических и социальных преобразований в Иране практически не проведено. Наоборот, назначенный Хомейни Совет экспертов, определяющий соответствие тех или иных нововведений догматам ислама, блокировал попытки провести такие преобразования.
Литература
1. Августин Блаженный. О граде Божием: В 4 т. М., 1994.. 1991 г. // Известия. 1991. 4 сент. . Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. . Бекон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1978. . Бердяев Н, А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. . Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. . Бернштейн Э. Очерки из истории и теории социализма. Спб., 1902.. . Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан. М.,1985. . Вебер М. Избранные произведения. М., 1991. . Вехи. Из глубины. М., 1991. . Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. . Гегель Г. Философия религии: В 2 т. М., 1977. . Гегель Г. Философия права. М., 1990. . Гегель Г. Лекции по философии истории. Спб. 1993. . Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1991. . Григулевич И. Р. Папство. Век XX. М., 1981. . Гуггенбергер Б. Теория демократии // Полис. 1991. № 4. С. 137-148. . Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопр. филос. 1990. № 9. С. 69-75. . Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972-1973. . Дюркгейм Э.. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990. . Законы Ману. М., 1992. . Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. . Зиммель Г. Избранное. В 2 т. М. 1996. . Зиновьев А. А. Коммунизм как реальность. М., 1994. . Ильин М. В., Коваль Б. И. Что есть политика и что - наука о политике (опыт нетрадиционного обзора) // Полис. 1991. № 4103-. . История политических и правовых учений: Учебник. М., 1988 . Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964-1966.. . Книга правителя области Шан. М., 1993.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |