Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эволюция государственно – политической системы. Изменения в государственном аппарате. Бюрократизация управления.



2020-03-19 173 Обсуждений (0)
Эволюция государственно – политической системы. Изменения в государственном аппарате. Бюрократизация управления. 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

    Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»

    Зачетная книжка: № 445 - ЮЗС

    Группа: № 4431

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: История отечественного государства и права

 

на тему № 22: Советское государство и право в условиях замедления темпов

                   общественного развития и кризиса социализма (середина 1960-х

                    – середина 1980-х гг.)

 

 

 

Слушатель 4 курса: Прохоров А.С.

 

Рязань 2006 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Эволюция государственно-политической системы. Изменения

в государственном аппарате. Бюрократизация управления…………………….4

2. Разработка и принятие конституции СССР 1977г., ее структура

и основные положения……………………………………………………………11

3. Развитие советского права в 60-е – 80-е гг. Систематизация

законодательства………………………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………22

Список используемой литературы………………………………………………23

 

 

Введение

Период охватывающий десятилетия с середины 60-х годов до середины 80-х, отмечен процессом замедления темпов общественного развития. В предшествующий послевоенный период восстановления народного хозяйства произошла смена форм правления государством; с авторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к "коллективному руководству".  

Несмотря на развенчание культа личности Сталина, волюнтаризм в сфере управления продолжается. Один за другим проваливаются политические и экономические программы, составленные без глубокого анализа состояния общества и экономики.

Определенное развитие получает право, пополняя пробелы в нормотворческой деятельности государства в годы авторитарно-тоталитарного режима.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение основных моментов в развитии государственного аппарата СССР и главных направлений развития права.

Эволюция государственно – политической системы. Изменения в государственном аппарате. Бюрократизация управления.

В октябре 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС, принявший новую Программу партии, в которой намечался переход общест­ва к коммунизму. Первые десять лет (1961-1971 гг.) отводились на создание «ма­териально-технической базы коммунизма», последующие (1971-1981 гг.) - на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и пере­дать функции государства органам самоуправления трудящихся. В новом партийном Уставе закладывался механизм, призванный обеспечить обновление и омоложение партийных кадров.

На практике партийная реформа укрепила отношения личной преданности в верхах партаппарата и не смогла привлечь на сто­рону реформаторов массу низших партаппаратчиков. Противостояние консервативного руководства и либеральной интеллигенции в сфере идеологии и культуры закончилось пора­жением последней. Сокращение числа совнархозов и образование Высшего Совета Народного Хозяйства (Совета Министров СССР)завершили процесс воссоздания централизованной экономической структуры (1963).[1]

В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был смещен с высших государственного и партийного постов. С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением центральных промышленных министерств начинается новая административная централизация. Создается ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия: в октябре 1965 г. были приняты постановления «Об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме».

К минимуму было сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий.

Фонды стимулирования были разделены на фонд материального поощрения (контролировался общим собранием трудового Коллектива), фонд соцкультбыта и фонд самофинансирования для нужд развития производства.

              Серьезным препятствием на пути реформ был ведомственный принцип в сфере управления и планирования: вертикальная под­чиненность хозяйственных органов исключала их горизонталь­ное взаимодействие.

Договоры, заключенные предприятиями друг с другом, долж­ны были утверждаться вышестоящими органами (так, позиция Госснаба не способствовала облегчению связей между поставщи­ками и потребителями).

В июле 1978 г. был принят новый закон о выборах в Верховный Совет СССР, базировавшийся на положениях новой Конституции. В апреле 1979 г. он дополняется новым (прежний был принят в 1959 г.) Законом «О порядке отзыва депутата Верховного Сове­та СССР» и Законом «О статусе народных депутатов в СССР». Предполагалось повысить контроль Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов, С той же це­лью в апреле 1979 г. был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой ра­боты, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховному Совету органов.[2]

С 1957 г. Верховный Совет СССР кроме бюджета утверждал ежегодные хозяйственные планы (ранее это была задача правитель­ства). Утверждение долгосрочных (пятилетних, семилетних и т.п.) планов было исключительной прерогативой Верховного Совета.

В 1966 г. увеличивается число постоянных комиссий Совета Союза Верховного Совета СССР: наряду с бюджетной, законода­тельных предположений, по иностранным делам и мандатной ко­миссиями формируются новые (по направлениям деятельности Верховного Совета и по направлениям государственного, хозяй­ственного и социально-культурного строительства). При каждой из палат Верховного Совета СССР было создано по шестнадцать постоянных комиссий. Рекомендации постоянных комиссий под­лежали обязательному рассмотрению государственными органа­ми и учреждениями. В апреле 1979 г. было принято новое Поло­жение о постоянных комиссиях.[3]

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, выполнявшего роль организатора всей работы Верховного Сове­та. Усилилась контрольная (за правительствами) деятельность Верховных Советов (СССР и республик) и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.

В 1962-1963 тт. местные советы были разделены (как и пар­тийные органы) по производственному признаку: на промыш­ленные и сельские (советы районов, краевые, областные советы). В ноябре 1964 г. были вновь объединены промышленные и сельские партийные организации и вслед за этим воссозданы единые районы, в пределах которых стали действовать вновь объединенные советы.

В течение 1968-1971 гг. Президиум Верховного Совета СССР принял ряд указов, расширивших право городских, районных, сельских и поселковых советов. Все принимаемые акты исходили из представления о Советах как органах, обладающих всем ком­плексом полномочий в пределах своей территории.

В ноябре 1978 г. принимается Указ Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных Советов народных депутатов», а также аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах), поселковых и сельских советов. В июне 1980 г. - закон о полномочиях краевых, областных, окружных и областных (автономных) советов.[4]

Что касается вопроса изменения в государственном аппарате бюрократизации управления, то по этому поводу можно отметить следующее: в 1957 г. была реорганизована система управления промыш­ленностью и строительством: создана система совнархозов. Территориальный принцип управления позволял кооперировать производство в пределах экономических районов. Параллельно складывалась сеть отраслевых государственных комитетов, призванных осуществлять единую техническую политику. Однако гармоничного сочетания территориального и отраслевого принципов в хозяйственном управлении не произошло. С 1962 г. в области капитального строительства восстанавливаются центральные органы отраслевого управления {Госстрой СССР).

В октябре 1965 г. принимается закон о реорганизации системы органов управления промышленностью, для чего создается целый ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств, многие комитеты были также преобразованы в министерства. Вновь министерства становятся основной формой отраслевого управления.

 ВСНХ СССР Совета Министров СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ СССР (образован в январе 1963 г.), координиро­вавшие работу совнархозов и отраслевых органов управления упразднялись, так же как и совнархозы союзных республик и эко­номических районов. Сохранялись некоторые госкомитеты межотраслевого управ­лений (Госстрой, Госснаб ).

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О со­вершенствовании планирования и усиления экономического сти­мулирования промышленного производства», заложившее основу для экономической реформы, в качестве главного инструмента экономической политики определяло пятилетний план. При этом делалась попытка сочетать плановые начала с прин­ципами хозяйственной автономии предприятий, ослаблением регламентации их хозяйственной деятельности, введением цено­вых и кредитных рычагов.

На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новые законы: о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитра­же в СССР, об адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик.

Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его задачи входило: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по при­менению законодательства (разъяснения Пленума Верховного Су­да были обязательны для всех организаций и должностных лиц).

Закон о прокуратуре расширил сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных советов.

Кроме коллегий в прокуратурах союзных республик и проку­ратур СССР, образованных по закону 1959 г., с 1979 г. стали об­разовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, ав­тономных областей. В коллегии входили руководящие работни­ки прокуратур, их состав утверждался прокурором вышестоящей инстанции. Этой мерой предполагалось развить принцип коллеги­альности в правоохранительных органах.[5]

Деятельность арбитражных органов регламентировалась зако­ном об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных спо­ров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР (аналогичные положения были приняты в союзных республиках.

Кроме этих высших органов в систему арбитражных судов входили: арбитражные суды автономных республик, краев, об­ластей, городов, а также автономных областей и округов.

На основании закона об адвокатуре и республиканских поло­жений об адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая на добровольных началах лиц, зани­мавшихся адвокатской деятельностью.

К функциям адвоката были отнесены: защита обвиняемого; представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика; участие рассмотрения дел в суде и на предварительном следствии; оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В 1960 г. Упраздняется МВД СССР, а его функции передаются МВД союзных республик, в 1962 г. Переименование в министерства охраны общественного порядка.

Для координации их работы в 1966 г. Было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР.

В ноябре 1968 г. Оно вновь переименовывается в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР). Соответственно переименовываются министерства союзных и автономных республик и управления краевых (областных) исполкомов.

В 1957 г. Министерство государственного контроля преобразуется в Комиссию советского контроля Совета Министерств СССР. Органы советского контроля должны были проверять работу государственного аппарата и исполнение решений правительства. Для централизации этой деятельности в 1961 г. Комиссии союзного и республиканского уровней преобразуются в союзно-республиканские органы, а в автономных республиках, краях и областях создаются группы государственного контроля.

В 1962 г. Создается смешанная система партийно-государственного контроля, возглавленная Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР (произошло воссоздание партийно-государственной контрольной системы ЦКК-РКИ 20-х гг.). На местах работали комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия.[6]

В декабре 1965 г. Все контрольные органы переименовываются в органы народного контроля, что более соответствовало доктрине общенародного государства. В декабре 1968 г. Правительство утверждает Положение об органах народного контроля, в сеть которых оказались включенными: Комитет народного контроля СССР, комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов, группы народного контроля при поселковых и сельских советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. Была создана разветвленная сеть контрольных органов.

В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и структуру органов народного контроля: они осуществляют свою деятельность во всех структурах исполнительной власти, во всех государственных органах управления, учреждениях и ор­ганизациях.

Комитеты народного контроля СССР, союзный и автономных республик работают под руководством Верховных Советов и Пра­вительства, комитеты на местах - под руководством местных со­ветов и вышестоящих комитетов народного контроля. Одна из ос­новных особенностей этой организации - ее массовость и широ­кий охват проблем. Система народного контроля существовала как параллельная системе органов, контролирующих соблюдение законности (прокуратуре).



2020-03-19 173 Обсуждений (0)
Эволюция государственно – политической системы. Изменения в государственном аппарате. Бюрократизация управления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эволюция государственно – политической системы. Изменения в государственном аппарате. Бюрократизация управления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)