Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные структурно-функциональные элементы технополиса



2020-03-19 599 Обсуждений (0)
Основные структурно-функциональные элементы технополиса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наиболее важными элементами в организационной структуре технополиса являются: университетский комплекс или совокупность научно-исследовательских институтов, лабораторий и организаций; производственно-технологический сектор, состоящий из различных предприятий и компаний; сектор обслуживания и другие.

Научно-исследовательский сектор

Технополис не может развиваться без этого сектора, являющегося его ядром. Без деятельности сосредоточенных в одном месте и обладающих признанием университетов, академических или других НИИ в технополисе невозможно осуществление НИР и не будет стимула для привлечения наукоемких фирм. Успех технополиса во многом зависит от этого сектора, от прочности связей с учеными. Именно этот сектор обеспечивает развитие в технополисах наукоемких технологий и производств, определяющих не только сегодняшний, но и завтрашний экономический и индустриальный уровень той или иной страны.

Производственно-технологический сектор

Потенциал и перспективы развития научных парков непосредственно связаны с возможностями входящих в их состав предприятий и фирм. Именно они обеспечивают коммерциализацию научных исследований, внедрение новых технологий и кроме того, выступают в качестве работодателей.

Сектор обслуживания

Данный сектор осуществляет различные виды услуг, способствующих оптимальному функционированию технополиса: финансовые, маркетинговые, посреднические, юридические, экспертные, патентные и т.д., которые выполняются соответствующими службами и фирмами.

“Инкубатор”

В структуру технополиса, помимо перечисленных подразделений, нередко также входят особые “инкубаторские” организации, предназначение которых заключается в оказании финансовой, материальной, научно-методической и иной консалтинговой деятельности начинающим фирмам. Обычно “инкубаторы” предоставляют малым фирмам помещения и оборудование по льготным ценам, предлагают помощь в выборе участка, финансировании венчурных проектов и другие услуги, которые увеличивают шансы предпринимателей на успех. Особенно нуждаются развивающиеся, растущие фирмы в юридической, бухгалтерской, планово-экономической и маркетинговой помощи. Для этих фирм в “инкубаторах” нередко проводятся обучающие семинары.

Требования к размещению технополисов

Практика и организация технополисов в различных странах позволяет выделить основные условия их создания и функционирования. Район размещения технополиса должен удовлетворять целому ряду критериев (см. табл.). Обязательной предпосылкой организации технополиса является наличие университета(ов), академических или иных научно-исследовательских институтов, которым отводится решающая роль в осуществлении, а также координации научных исследований и разработок и подготовке квалифицированных специалистов.

Отмечая важность для технополисов контактов с исследовательскими организациями, следует особо подчеркнуть, что при организации технополисов ведущей тенденцией является не открытие новых исследовательских институтов и других научных учреждений, а использование потенциала уже существующих университетов, лабораторий и т.д., корректировка направлений их исследовательской деятельности, создание на их основе временных научных коллективов для решения конкретных задач, связанных с разработкой наукоемких технологий и новой продукции, осуществления информационного обмена и т.п.

Другое необходимое условие создание технополиса - наличие наукоемких предприятий и фирм, притягивающих владельцев капитала, желающих вложить средства в новое дело.

Большое значение придается такому условию размещения технополисов, как компактность территории. Компактность территории, на которой расположен технополис, является одной из предпосылок комфортности проживания там специалистов и обслуживающего персонала. Вместе с тем нет правил без исключения. Наряду с действительно небольшими по площади технополисами есть технополисы и технопарки, отличающиеся весьма внушительными размерами.

Знакомство с нижеприведенной таблицей показывает, что организация технополисов требует большой подготовительный работы, предполагающей согласованные действия властных структур разного уровня, начиная с правительственного и кончая региональным и городским, а также всех заинтересованных организаций: научно-исследовательских, предпринимательских, финансовых и т.д.


Таблица 1

Руководство для создания технополисов

Основные этапы создания технополисов Суть этих этапов
Формулировка основных направлений деятельности (для министерств) Содержание основных направлений 1. Определение районов (пространств), которые могут быть использованы для развития наукоемких производств. 2. Формулировка целей и задач развития этих производств. 3. Отбор коммерческих проектов, которые способствуют развитию технополисов. Требование к размещению технополисов 1. Наличие пространств, где нет чрезмерной концентрации промышленности. 2. Наличие пространств вне или поблизости от городов, которые могут стать центрами промышленного развития или уже существуют как таковые реально. 3.Наличие пространств поблизости от университета(ов), в котором(ых) читаются курсы по новейшим технологиям. 4.Наличие значительного количества коммерческих предприятий. 5. Местоположение, которое гарантирует быструю и легкую доставку и транспортировку грузов, пассажиров и т.д.
Подготовка программы развития технополиса (для властей префектур) Содержание программы 1.Определение районов (площадей) для технополиса. 2.Формулировка целей и задач индустриального развития, основанного на новейших технологиях. 3.Планирование, сооружение и поддержка (изыскание средств) для промышленной зоны, службы водного обеспечения, жилой зоны, дорог и т.д. 4.Разработка юридических положений (постановлений), способствующих созданию условий для финансирования коммерческих предприятий и других служб, необходимых для развития технополиса.
Утверждение программы (для министерств) Условия для утверждения программы 1.Определить, подходит ли для размещение технополиса предлагаемый район или нет. 2.Выяснить, соответствует или нет предлагаемая программа основным направления развития региона. 3.Определить, обеспечат ли реализацию программы технополиса в экономическом отношении территории (города), на базе которых будут создаваться эти технополисы.
Государственное содействие Меры государственного содействия развитию технополисов 1.Списание налогов корпорациям на юридической основе. 2.Льготная налоговая система. 3.Финансовая помощь коммерческим предприятиям 4.Помощь в создании необходимой инфраструктуры.

1. Создание стимулов для привлечения в технополисы коммерческих предприятий, расположенных поблизости и содействующих развитию наукоемких производств. 2. Оказание коммерческим фирмам, способствующим развитию высокотехнологичных отраслей.

 

Создание технополисов требует весьма значительных финансовых средств. Величина средств, необходимых для создания технополиса, зависит от целого комплекса обстоятельств, в том числе и от основных направлений деятельности будущего технополиса; размеров отводимой под него площади; объема планируемых строительных работ, количества и характера строящихся объектов; удаленности технополиса от “материнского” города и состояние транспортных и прочих коммуникаций между технополисом и этим городом; предполагаемого количества фирм технополиса, а также их специализации, требующей соответствующего технического оснащения и т.д.

Правление технополиса осуществляет следующие основные функции:

. Планирование: включающее в себя выработку общей стратегии развития технополиса, подготовку деловых планов, составление маркетинговых программ, распределение финансов и другое.

. Создание необходимой организационно-функциональной структуры и подготовка кадров, куда входят отбор акционеров, научных организаций, компаний, предприятий в соответствии с основными целями и задачами технополиса, обеспечение оптимального взаимодействия и взаимосвязи между подразделениями, разрешение проблем и возможных конфликтов, возникающих между ними, налаживание контактов с вузами по поводу подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

. Решение хозяйственно-организационных задач, связанных с материально-техническим обеспечением технополиса, развитием его инфраструктуры, эксплуатацией зданий, руководством сбытом.

. Контроль за деятельностью основных структурных подразделений и выполнением решений правления.

. Установление необходимых контактов с местными органами власти, банками, поставщиками, деловыми партнерами и т.д.

Структура управления оказывает сильное воздействие на определение целевых приоритетов деятельности технополиса. Практика показывает, что там, где управление технополисом сосредоточено главным образом в руках местных органов власти или крупных промышленных компаний, на первый план выступают задачи не столько научно-технического, сколько производственно-экономического развития региона (создание новых предприятий и новых рабочих мест). В тех же случаях, когда в процесс управления технополисами активно вовлечен университет или НИИ, приоритет отдается развитию трансфертной деятельности, организации наукоемких производств, налаживанию исследовательских контактов, т.е. решению задач, которые гораздо больше соответствуют сущности и предназначению технополисов.

Руководство научно-исследовательской деятельностью может осуществляться через специально созданный Совет, который обычно состоит из советников (консультантов) из университетских и других исследовательских кругов, консультантов от торговой сферы, бизнеса и промышленности и, наконец, советников, представляющих интересы местных властей. Основные задачи такого Совета - выработка научной стратегии развития технополиса, а также оценка предлагаемых для внедрения исследовательских идей и проектов с точки зрения их научной новизны, возможности реализации и коммерческой жизнеспособности.

Итак, еще раз необходимо подчеркнуть, что особо важную роль в управлении и организации технополисов играет научно-исследовательский институт (университет). От него зависят выбор направлений исследовательской деятельности, развитие трансфертной технологии, степень наукоемкости производства и выпускаемой продукции, специализация фирм.


2.4 Обзор зарубежных технополисов и технопарков

 

Опыт создания технопарков в США. Родиной технопарков принято считать США, так как в начале 1950-х гг. в штате Калифорния был организован первый научный парк Стэнфордского университета, который положил начало знаменитой Кремниевой долине. Это крупнейший в США и самый известный в мире технопарк, производящий 20% мирового объема средств вычислительной техники и компьютеров. Именно здесь, по оценкам разных экспертов, сосредоточено 15% промышленного и 30% конструкторского потенциала всей мировой информатики. В течение нескольких лет основным заказчиком продукции, производимой в Кремниевой долине, было государство.

В середине 1960-х гг. стоимость полупроводниковых интегральных схем резко упала. Это снижение привело к значительному спросу со стороны производителей компьютеров и промышленности. В результате, к отрасли стал проявлять интерес венчурный капитал. В Кремниевой долине практически впервые в таком массовом масштабе была использована практика венчурных капиталов.

В первую очередь, успех Долины связан с наличием развитой "мягкой" инфраструктуры. Связь учебных заведений и компаний является двухсторонней: ведущие бизнесмены преподают отдельные курсы, студенты проходят практику в компаниях, а преподаватели занимаются консалтинговой деятельностью или участвуют в управлении компаниями.

Три самых известных технопарка США: "Кремниевая долина" (Silicon Valley), "Бостонский маршрут 128" (Rout-128), "Северокаролинский треугольный парк" (Triangle Park). По масштабам своей деятельности они могут рассматриваться как регионы науки.

Эти технопарки, пройдя все стадии развития, характерные для таких территорий, достигли полной зрелости. Они стали моделями для создания подобных структур не только в других районах США, но и в других странах, они также могут служить определенным примером при создании технопарков и технополисов в России.

Основное требование, выдвигаемое руководством технопарков США входящим в его состав венчурным фирмам, состоит в ведении научных исследований и разработок в области высокотехнологических производств и соответствии специализации парков приоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете. Поэтому в рамках технопарков разрешаются все виды деятельности, научной и административной, которые прямо или косвенно связаны с исследованиями и разработками венчурных фирм.

Другая характерная черта технопарков США - сотрудничество с промышленными компаниями, которые, в свою очередь, получают доступ к университетским ресурсам. Для технопарка и, в частности, для университета подобное сотрудничество дает возможность непосредственно участвовать в практической реализации результатов исследований, использовать более современное исследовательское оборудование, привлекать специалистов из промышленности, обеспечивать дополнительными заработками сотрудников университета.

Также к особенностям технопарков следует отнести продолжительный период становления. Так, для достижения успеха "Кремниевой долине" потребовалось 35 лет, "Бостонскому маршруту 128" и "Треугольному парку Северной Каролины" - 30 лет, технопарку университета Юта - 20 лет.

В последние годы процесс создания технологических парков в США несколько замедлился. Отмечается не столько образование новых технопарков, сколько активизация деятельности существующих: улучшаются системы управления, происходит более четкая специализация, углубляется сотрудничество с промышленными фирмами, организуются широкие рекламные кампании. Крупные частные компании и правительственные организации увеличивают ассигнования на помощь молодым венчурным фирмам, создаваемым на территории технопарков. Все эти и другие факторы способствуют росту эффективности деятельности многих технопарков, повышению их роли как связующего звена между наукой и производством, возрастанию наукоемкости последнего. Сочетание всех факторов приводит к уникальной модели функционирования инновационного процесса, двухсторонняя связь между университетами и компаниями обеспечивает то, что студенты и преподаватели имеют хорошее представление об актуальных проблемах в области высоких технологий и могут предложить оригинальные решения.

Опыт создания технико-внедренческих зон в Западной Европе. Западная Европа - один из главных в мире регионов развития науки и научных исследований. Тем не менее, в течение длительного времени она заметно отставала от США и Японии, прежде всего по развитию НИОКР в сфере новейших техники и технологий. Так, расходы на НИОКР в процентах к ВВП в ЕС в 2008 г. составили 1,81%, тогда как в США они достигли примерно 2,8%, а в Японии - 3,4%. Но, тем не менее, технологический разрыв между Западной Европой и двумя другими главными регионами западного мира имеет тенденцию к сокращению. Особенно это проявилось с усилением западноевропейских интеграционных процессов. Одновременно возросли и расходы на НИОКР.

Страны Западной Европы хоть и стремятся к сближению уровня развития своих экономик, но, тем не менее, они достаточно разные как в отношении типов государственного устройства, экономических структур, так и в отношении культуры ведения бизнеса. В силу этих различий сходные процессы протекают в каждой стране по-разному, отличаются по времени, темпу, масштабам и конкретным формам организации. В полной мере это относится к появлению и развитию технико-внедренческих зон. Как и в США, в Европе ТВЗ представлены полным набором вариантов - от регионов науки до инкубаторов.

Единой европейской модели технополисов и технопарков не существует. Однако во всех случаях цель создания технопарка состоит в ускорении реализации научных разработок, оживлении экономической активности, создании новых рабочих мест.

С точки зрения хронологии появления технополисов и технопарков, западноевропейские страны можно разделить на 3 группы: первая - до 1980 г. - включает Великобританию, Францию, Бельгию; вторая - после 1980 г. стала энергично догонять первую - это ФРГ, Нидерланды, Швеция, Финляндия; третья - включает технопарки, которые стали формироваться лишь во второй половине 1980-х гг., - Швейцария, Австрия, Норвегия, Испания, Португалия, Дания и Италия.

Одним из пионеров в организации научных парков является также Великобритания. Первый технопарк здесь был организован в 1972 г. при университете Хериота-Вотта (Heriot-Watt) на востоке Шотландии. Затем процесс создания научных и технологических парков значительно ускорился. На данный момент в Великобритании насчитывается около 100 научно-исследовательских парков, из которых примерно 70 являются членами Ассоциации Научных Парков Великобритании - UKSPA.

В Германии, по сравнению с другими европейскими странами, значительно позже приступили к созданию технико-внедренческих зон. Здесь они представлены не только технопарками, но и инновационно-технологическими центрами. Первый из них был создан в конце 1983 г. - это Берлинский инновационный центр.

Интересен опыт Голландии в создании технопарковых структур. Их основная цель - поддержка малого и среднего бизнеса. В этой стране существует общенациональная сеть из инновационных центров, в которых консультанты оказывают помощь инновационным малым и средним фирмам. Самые известные инновационные центры расположены в Энсхеде, Эйндховене, Гронингене и Лейдене.

У всех типов парков стран Западной Европы есть одна общая особенность - они создаются, главным образом, за счет капитальных вложений центрального, регионального или местного правительства, а в ряде случаев - с помощью дотаций из централизованных фондов Европейского союза. В Великобритании, например, доля государства составляет 60% общих затрат на строительство зданий и создание инфраструктуры парков, в Германии, Франции и Голландии - около 75%, а в Бельгии - почти 100%.

Вследствие этого, необходимо подчеркнуть, что создание западноевропейских технологических парков и технополисов - это не стихийный процесс (в отличие от США), а одна из составляющих государственной научно-технической политики, направленной на ускорение и облегчение структурной перестройки хозяйства на наукоемкую основу. Эта характеристика модели создания технопарков в Западной Европе сближает ее с японской моделью.

Функционирование технопарков в Японии. Японская модель технико-внедренческих зон, и в частности технопарков, предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов. Само слово "технополис" было введено в употребление в Японии в 1980 г. и символизирует синтез двух важных идей, лежащих в основе промышленной стратегии Японии. Первая идея - "технология" - заключается в модернизации увядающих отраслей японской промышленности на основе инъекции новых, преобразующих технологий. Вторая идея ("полис") восходит к греческим античным городам-государствам, которые были основаны на равновесии между частной промышленностью, признаваемыми обществом идеями и общественностью.

Еще в 1982 г. в Японии был принят к реализации государственный проект "Технополис" - проект, по которому в начале 1980-х гг. в этой стране стали создаваться крупные научно-исследовательские центры - технополисы. Программа "Технополис" была разработана Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии. Это национальная стратегия, направленная на усиление региональной экономики Японии через планомерное развитие новых научно-технических центров и основанная на идее выработки действенного сотрудничества между бизнесом, представляющим производство, университетами, представляющими науку, и регулирующим звеном в виде местных властей.

В соответствии с программой "Технополис", было предусмотрено создание в отдельных, отстающих в экономическом развитии, префектурах страны 19 технополисов - городов и прилегающих к ним территорий, где размещены органически взаимодействующие между собой предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, НИИ, вузы, готовящие для технополисов научные и инженерные кадры, и жилая застройка с соответствующей современной производственной и социальной инфраструктурой.

Не каждое новое образование могло получить статус технополиса, условиями получения такого статуса выступали такие требования, как наличие в городе университета, высокая транспортная доступность, развитая инфраструктура.

В отличие от американских технопарков, которые возникали стихийно, в Японии технополисы изначально являлись стратегической целью государства и развивались в соответствии с четкими государственными планами. Более того, в концепции японских технополисов применялся более сбалансированный подход к развитию наукоемких технологий. Не ограничиваясь упором только на технологию, предлагалось создание совершенно новых наукоградов, заполненных исследовательскими и технологическими центрами, новыми университетами, жилыми массивами, парками и учреждениями культуры.

В целом практически все 19 японских технополисов, полностью сложившихся или находящихся в стадии становления, функционируют вполне успешно. Зоны этих технополисов состоят из трех взаимосвязанных районов: научного городка из университетов, государственных исследовательских институтов и лабораторий научно-исследовательских разработок корпораций; промышленной зоны, где расположены фабрики, распределительные центры и конторы; жилых кварталов для исследователей и их семей.

Проект "Технополис", по которому японские технополисы развиваются сегодня, предполагает рассредоточение научно-исследовательской деятельности по префектурам. Губернаторы провинций создают для формирования технополисов специальные органы управления, которые координируют участие научных организаций, предприятий, промышленных ассоциаций в создании технополиса. Промышленные предприятия в своем составе открывают исследовательские центры, выделяют в правление технополиса своих представителей.

Типичные источники финансирования технополисов в Японии таковы: государственное финансирование - 30%, муниципалитеты - 30%, предприятия и частные лица - 30%, иностранные инвесторы - 10%. Строительство технополисов в основном финансируется на региональном уровне. В регионах созданы специальные "фонды технополисов", образуемые за счет местных налогов и взносов корпораций. Компаниям, которые вкладывают средства в технополисы, предоставляются три типа стимулов: налоговые льготы, стимулирующие субсидии и финансовые стимулы.

В целом Японии удалось добиться поставленных при строительстве технополисов целей. Конкурентоспособность японской продукции на мировом рынке необычайно высока (по глобальному индексу конкурентоспособности стран Япония занимает 6-е место). Также можно отметить и высокий уровень жизни японского населения, уровень образования и квалификации, условия труда на японских предприятиях, успехи японского менеджмента - здесь также есть заслуга системы технополисов.

Технологические парки программного обеспечения в Индии. Индия сегодня является абсолютным мировым лидером оффшорного программирования. В 2009 г. экспорт программного обеспечения индийскими компаниями составил 26,9 млрд. долл. (по сравнению со 120 млн. долл. в 1990 г.). По числу разработчиков программного обеспечения Индия занимает второе место в мире после США: в 2009 г. цифра выросла на 10,9% и составила 2,23 млн. чел., занятость в смежных областях достигает цифры в 8 млн. чел. По некоторым данным, 45% общемирового числа программистов - индийцы. Большинство индийских фирм, занимающихся программированием, имеют сертификат качества ISO 9000*, у некоторых из них - самый высокий уровень сертификата - SE (Software Engineering). Вклад IT-индустрии в ВВП вырос с 5,5% в 2007-2008 гг. до 5,8% в 2008-2009 гг.

В стране создаются научно-исследовательские центры ведущих иностранных фирм в области ИТ: Motorola, Oracle, Siemens, Cisco, Nokia и др. Планируют резко активизировать здесь свою деятельность Lucent Technologies, General Electric и Microsoft.

Зоны развития новой и высокой технологии в Китае. В Китае созданы тысячи предприятий в Зонах развития новой и высокой технологии. Создание экспортных зон для инновационной и высокотехнологичной продукции является важной частью правительственного плана по развитию торговли посредством науки и технологий. Первый список таких зон был отобран благодаря тому, что эти зоны быстро развивались, обладали большим количеством талантливых разработчиков, передовым оборудованием, а также в этих зонах наблюдались высокие темпы роста экспорта высокотехнологичной продукции. В список вошли: технопарк Beijing Zhongguancun, ЗРНВТ в Тьяньцзинь, Шанхае, Хейлуцзян, Цзянсу и др. В дельте Жемчужной реки, дельте Янцзы и в регионе между Пекином и Тяньцзинь находится самая большая концентрация подобных экспортных зон, в связи с чем экспорт высокотехнологичных продуктов из этих регионов составляет более 80% от общего объема.

В Китае были разработаны национальные программы в сфере научно-исследовательских разработок, посредством которых Китай сотрудничает со 152 странами и регионами, подписав межгосударственные соглашения о сотрудничестве в сфере науки и высоких технологий с 96 странами и вступив в более чем 1000 подобных международных организаций. Также усиливается и негосударственное сотрудничество. Зоны развития в Китае располагаются в непосредственной близости от крупных промышленных центров, где сосредоточены университеты, крупные НИИ и лаборатории.

Однако Китай не останавливается на достигнутом в области строительства зон развития новой и высокой технологии. В феврале 2011 г. в Китае был запущен проект по строительству комплекса размером с город (1,9 млн. кв. м), в котором будет находиться информационный центр огромных размеров.

Постоянно повышается качество китайской продукции, ее конкурентоспособность на мировом рынке. Китай все активнее включается в МРТ и международную торговлю.



2020-03-19 599 Обсуждений (0)
Основные структурно-функциональные элементы технополиса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные структурно-функциональные элементы технополиса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)