Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление в политических партиях



2020-03-19 185 Обсуждений (0)
Управление в политических партиях 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Законы о партиях всегда закрепляют определенный порядок создания партии. Обычно он сложнее, чем порядок образования других добровольных, в том числе общественных, объединений. Согласно российскому Закону о политических партиях для создания политической партии необходимо провести учредительный съезд. Для его подготовки формируется организационный комитет в составе не менее 10 человек. Членами комитета могут быть только лица, имеющие право быть членами партии (т.е. граждане РФ, обладающие политическими правами). Организационный комитет уведомляет федеральный орган, имеющий право принимать решения о регистрации политических партий, о намерении создать партию, сообщает ее предполагаемое название, сведения о членах организационного комитета, протокол собрания организационного комитета и др. После этого организационный комитет осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность по подготовке региональных отделений партии в субъектах РФ и лишь после их создания в более чем половине субъектов РФ проводит учредительный съезд партии. Он будет правомочным, если в нем участвуют делегаты от региональных отделений более половины субъектов РФ. Приблизительно такие же требования установлены для созыва съезда общероссийского общественного объединения, движения при принятии решения о преобразовании такого объединения в партию. Партия обязана в течение месяца опубликовать в официальном органе - "Российской газете" основные положения своей программы объемом не менее двухсот газетных строк. Однако после съезда она еще не имеет прав юридического лица, а приобретает их только после государственной регистрации.

Следует учесть, что в России, как и в некоторых других федеративных государствах (например, в Бразилии), закон не разрешает создавать в субъектах Федерации самостоятельные партии. Политические партии могут быть только общероссийскими, в субъектах Федерации могут создаваться лишь отделения партий. В некоторых федеративных государствах в субъектах федераций существуют свои партии (Германия, Индия и др.).

В России, как и в других демократических странах, не разрешается создание партий, ставящих антиконституционные цели. Российское законодательство запрещает создание партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни (защита идей социальной справедливости и соответствующая деятельность не рассматривается как разжигание социальной розни). Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Структурные подразделения партий могут создаваться и действовать только по территориальному признаку. Партии не вправе образовывать свои структуры и осуществлять какую-либо деятельность (в том числе пропагандистскую) в государственных и негосударственных организациях (на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, в Вооруженных силах, органах государственной власти и местного самоуправления, в правоохранительных органах и т.д.). Запрещается также вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений. Не допускается создание и деятельность на территории РФ иностранных партий и их подразделений (в отличие от партий такие подразделения возможны для многих других общественных объединений).

Для того чтобы получить государственную регистрацию, а следовательно, права юридического лица, партии нужно отвечать определенным условиям. Иногда она должна иметь определенное число членов (в России - 10 тыс.), создать региональные объединения (в России - более чем в половине субъектов РФ). Во многих странах подобных требований нет, но принята концепция так называемой национальной партии. Это название вовсе не связано с этническими признаками (в ряде развивающихся стран, особенно в Африке, создание партий из лиц одного племени, этнической группы запрещено). Национальной партией признается такая, которая получает стабильно (в течение нескольких лет) определенный процент голосов избирателей на выборах парламента, реже - президента (например, 4% голосов в Индии). Национальные партии пользуются некоторыми преимуществами на выборах (им, например, не нужно собирать подписи избирателей в поддержку своих депутатов). Политическая партия в России может быть ликвидирована решением ее высшего органа (съезда) или суда, ее деятельность может быть приостановлена судом.

Партия действует через своих членов. Членство в политической партии, в отличие от многих других общественных объединений, в России может быть только индивидуальным. В партиях в России не могут состоять помимо иностранцев, лиц без гражданства граждане, признанные судом недееспособными. Прием в партию осуществляется на основе личных письменных заявлений (в других странах, например, в США - иначе), это регулируется ее уставом. В России прием в партию производится на общих собраниях членов первичной (территориальной) организации, устав других партий предусматривает прием новых членов партии в торжественной обстановке высшим руководством. Российский гражданин может быть членом только одной партии и состоять в одной региональной организации (по месту жительства). Членство в партии не может быть ограничено признаками социальной, национальной, расовой или религиозной принадлежности в зависимости от пола, прописки, места жительства. Ограничения для отдельных категорий граждан либо обязанность приостанавливать свое членство в партии могут быть установлены только федеральными законами (не могут быть членами партии, например, военнослужащие или работники правоохранительных органов). Членство гражданина в какой-либо партии или отсутствие такового не может служить причиной для ограничения его прав и свобод, а также не может служить основанием для предоставления ему каких-либо преимуществ. Запрещается в официальных документах требовать от лица сведения о его членстве (отсутствии членства) в партии. Члены партии не связаны ее решениями при исполнении своих должностных и служебных обязанностей в органах государства, субъектов РФ или в местном самоуправлении.

Для внутреннего управления в партии определяющее значение имеют те нормы Закона о партиях, которые закрепляют основные принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, взаимоотношения партий и государства (включая государственную поддержку партий), права и обязанности партий, их внутреннее устройство, участие в выборах и референдумах, регулируют имущественные вопросы (включая денежные средства) и хозяйственную деятельность партии. Внутреннее управление в партии должно соответствовать этим положениям, равно как и другим нормам данного Закона и иного законодательства.

Деятельность партии в основном ориентирована па выборы в органы государства. Она не только имеет право участвовать в выборах, но и должна это делать, если хочет сохраниться как зарегистрированная партия со всеми правами юридического лица, вытекающими из факта государственной регистрации. Партия признается участвующей в выборах в одном из следующих случаев: она (блок, в котором участвует партия) выдвигает зарегистрированный партийный список кандидатов или кандидатов не менее чем в 5% одномандатных округов на выборах в Государственную Думу или кандидата на выборах на должность Президента РФ; выдвигает кандидатов на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) не менее чем в 10% субъектов РФ (на 2004 г. - это девять субъектов РФ); выдвигает кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ не менее чем в 20% субъектах РФ (18 субъектов РФ); выдвигает кандидатов в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов РФ. Политическая партия, не принимавшая в течение пяти лет подряд участие в выборах, считается ликвидированной.

Российский Закон о политических партиях содержит принципиальные положения о внутреннем устройстве партии (детально это регулируется ее уставом). Согласно Закону партия должна иметь устав, программу и руководящие органы. Политическая партия, ее региональные отделения, члены партии должны действовать в соответствии с ее уставом. Устав, поправки и дополнения к нему могут быть приняты только на съезде партии. Принятие нового устава, изменения и дополнения к нему подлежат государственной регистрации. В уставе должны содержаться обязательные положения, предусмотренные законом. Это: наименование партии, включая сокращенное, а также описание символов партии, если они имеются; цели и задачи партии; условия и порядок приобретения и утраты членства в партии; права и обязанности членов партии; порядок учета членов партии; создание, реорганизация, ликвидация политической партии и ее региональных отделений; порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов партии и ее подразделений; порядок внесения изменений и дополнений в устав и программу партии; порядок управления имуществом, денежными средствами в партии и ее региональных отделениях, включая соответствующую отчетность; порядок выдвижения кандидатов (списков кандидатов) на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления, основания и порядок отзыва партией уже зарегистрированных в ходе выборов кандидатур. Кроме этих обязательных положений, устав может содержать и другие положения, которые съезд партии считает целесообразным включить.

Управление деятельностью партии осуществляется созданными ее членами органами. Высший руководящий орган политической партии - ее съезд (в Великобритании - конференция). В России съезд партии состоит из делегатов, избранных на региональных конференциях (в субъектах РФ) партии. На практике во многих партиях наряду с избранными делегатами участниками съезда являются руководители партии, ее лидер (председатель партии), его заместитель (заместители). Съезд является полномочным, если на нем присутствуют делегаты от большинства регионов, в которых партия имеет свои отделения. На съезде избираются высшие постоянно действующие руководящие органы партии, действующие между съездами (центральный комитет, правление, президиум и др.). Например, в КПРФ действует Центральный комитет, в Аграрной партии России - Центральный совет, в Единой России - Высший совет.

Организация органов партийного руководства на местах регулируется уставами партий. В них закреплен разный порядок, но обычно в первичных организациях, создаваемых в городах, городских районах, населенных пунктах, на общих собраниях избираются бюро, комитет, правление. Иногда избирается только руководитель низовой организации (он обычно называется председателем или секретарем). На съездах, конференциях, общих собраниях обсуждаются вопросы жизни партии, принимаются решения, обращения, производится прием в члены партии. Принятие программы, устава, избрание руководящих органов, выдвижение кандидатов на выборах, решения о реорганизации или ликвидации партии, ее региональных отделений, другие важные решения, как устанавливает российский Закон о политических партиях, могут приниматься лишь на съезде партии. Такой же порядок предусмотрен с соблюдением ряда их особенностей и для региональных отделений (у них нет, например, своих программ и уставов). На их конференциях или общих собраниях избираются также делегаты на съезд партии. На съездах партий и конференциях региональных отделений (поскольку они являются юридическими лицами) наряду с руководящими органами избираются также контрольно-ревизионные органы (обычно наблюдательные, контрольные, ревизионные комиссии). Они проверяют финансовую деятельность партии и результаты докладывают на съезде, конференции. В первичных организациях, если они не являются юридическими лицами (а являться таковыми они могут лишь тогда, когда небольшое региональное отделение партии одновременно есть первичная организация), как правило, контрольно-ревизионные комиссии не создаются.

В Законе о политических партиях ничего не говорится о внешнем аудите - комплексной проверке финансовой деятельности партии специалистами-аудиторами (аудиторской фирмой). В зарубежных странах законодательство уделяет этим вопросам большое внимание.

политическая партия местное самоуправление




2020-03-19 185 Обсуждений (0)
Управление в политических партиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление в политических партиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)