Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



2020-03-19 219 Обсуждений (0)
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРИКАЗ

22.05.96                                                                                                 № 30

Москва

 

Об организации прокурорского надзора

За исполнением законов, соблюдением прав и свобод

Человека и гражданина

 

В целях совершенствования прокурорского надзора за исполнени­ем законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, приве­дения его в соответствие с новыми правовыми и социально-эко­номическими реалиями, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации; городов и районов, военным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур в полной мере ис­пользовать предоставленные Федеральным законом «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» полномочия для укрепления правовых основ рос­сийской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности.

Основными направлениями надзорной деятельности считать над­зор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод чело­века и гражданина; надзор в сфере экономики и экологической безо­пасности, предупреждение преступных проявлений.

2. В надзорных действиях руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также обще­признанными принципами и нормами международного права и меж­дународными договорами Российской Федерации.

3. Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральны­ми министерствами и ведомствами, представительными (законодатель­ными) и исполнительными органами субъектов Российской Федера­ции, органами местного самоуправления, военного управления, орга­нами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности.

Использовать для этого систематическое ознакомление с прото­колами заседаний, право участия в заседаниях представительных (за­конодательных), исполнительных органов и органов местного са­моуправления, периодические проверки и т. п.

4. Обеспечить надзор за соответствием конституций республик, ус­тавов, законов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, а также уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации и федеральным законам. При этом, прежде всего, исходить из установленного распределения компетенций между Российской Фе­дерацией, составляющими ее субъектами и органами местного самоуп­равления.

4.1. В целях предотвращения принятия представительными (зако­нодательными) органами субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Российс­кой Федерации и федеральному законодательству, в соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре наладить необходимое взаимодействие ор­ганов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в правотворческом процессе {разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, в составе рабочих групп, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.}.

4.2. При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор вправе по своему усмотрению либо принести протест на незаконный правовой акт, либо обратиться по этому поводу непосредственно в суд.

В случае отклонения органом власти субъекта Российской Фе­дерации протеста на противоречащий Конституции России правовой акт, принятый по вопросам ведения Российской Федерации или со­вместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, все мате­риалы с необходимым обоснованием незамедлительно направлять в Генеральную прокуратуру.

При отклонении иных протестов добиваться отмены противоре­чащих Конституции Российской Федерации и законам правовых ак­тов путем обращения в суды общей юрисдикции, военные или арбит­ражные суды.

5. Установить постоянный надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, включая не противо­речащие федеральному законодательству законы субъектов Федерации. О наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих пробле­мах в осуществлении прокурорского надзора информировать Генераль­ную прокуратуру.

6. Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т. п.), а также других ма­териалов о допущенных правонарушениях, требующих использования про­курорских полномочий, в первую очередь — для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудо­вых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать мате­риалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о коммерческой или бан­ковской тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.

7. В области экономических отношений сосредоточить усилия на над­зоре за исполнением законов о собственности, земле, приватизации, пред­принимательской деятельности, финансового, налогового, банковско­го, таможенного законодательства.

Особое внимание уделять положению дел на объектах военно-про­мышленного комплекса и предприятиях, имеющих стратегическое зна­чение.

Максимально использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия в интересах осуществления эконо­мических реформ, для пресечения и устранения нарушений закон­ности.

8. С учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов.

По каждому факту экологического правонарушения остро ставить воп­росы об ответственности виновных и взыскании причиненного матери­ального ущерба.

9. В надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. Требовать в не­обходимых случаях выделения специалистов для выяснения возник­ших вопросов. Проверять законность и полноту принятых этими орга­нами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.

В случае бездействия органов контроля решать вопрос об ответ­ственности их руководителей.

10. Конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора — соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ве­домствами, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерчес­ких организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов).

10.1. Акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых, имущественных, жилищных, эколо­гических, избирательных и иных политических прав и свобод человека и гражданина.

При проверке на предприятиях и в организациях анализировать выполнение работодателями обязанностей по своевременной вы­плате заработной платы и созданию работникам безопасных усло­вий труда.

10.2. Решительно пресекать факты незаконного применения к граж­данам административного задержания, штрафов и иных мер админи­стративной ответственности. Активнее использовать предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

10.3. При осуществлении надзора за исполнением законов орга­нами власти и управления в обязательном порядке оценивать право­мерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций.

10.4. В случае обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводст­ва, когда пострадавший по состоянию здоровья, по возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значи­тельного числа граждан, либо если в силу других обстоятельств нару­шение приобрело особое общественное значение, предъявлять и под­держивать в суде (арбитражном суде) иски в интересах пострадавших.

11. Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора. Систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.

Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по ук­реплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны представи­тельных (законодательных) и исполнительных органов, органов мес­тного самоуправления. Шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

12. В документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, при­чины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Контролировать фак­тическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

При внесении представлений и протестов в каждом случае решать вопрос о необходимости участия прокурора в их рассмотрении.

13. Прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам, об­щественным организациям, средствами массовой информации предо­ставлять возможность получения в предусмотренных законом преде­лах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население.

14. При обнаружении пробелов и противоречий в действующем зако­нодательстве, руководствуясь ст. 9 Закона о прокуратуре, вносить в зако­нодательные органы и органы, обладающие правом законодательной ини­циативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов. В случае выявления несо­ответствия постановлений Правительства Российской Федерации Кон­ституции Российской Федерации и федеральным законам, несовершен­ства федерального законодательства представлять материалы Генеральному прокурору.

15. Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, закон­ностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать, исходя из правомерности и своевременности вмешательства, пол­ноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушен­ных прав, привлечении виновных к.ответственности.

16. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур обеспечить долж­ную организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь. Создать эффективную систему изучения дей­ствующего законодательства и повышения профессионального уровня подчиненных работников.

Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации ко­пии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, информировать ее о возникающих проблемах, имеющих об­щегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.

17. Управлениям по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, по делам несовершеннолетних и молодежи, Вто­рому управлению, Главной военной прокуратуре: осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федераль­ными министерствами, ведомствами, органами контроля, военного уп­равления, их должностными лицами, соблюдением законов общерос­сийскими общественными объединениями по предметам их ведения;

систематически анализировать состояние законности, изучать про­курорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению;

оказывать практическую помощь нижестоящим прокурорам в орга­низации прокурорского надзора, осуществлять руководство и конт­роль за их деятельностью;

наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, ис­пользуя при этом предметный принцип организации работы. Уста­новить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур;

совместно с Научно-исследовательским институтом проблем ук­репления законности и правопорядка и Институтом повышения ква­лификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Россий­ской Федерации разрабатывать нормативно-методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт рабо­ты прокуроров.

18. Считать утратившими силу п. 2-3,7.3,8,10 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.92 № 20. Контроль за ис­полнением приказа возложить на заместителей Генерального проку­рора Российской Федерации.

Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, прокурорам специализированных про­куратур.

Генеральный прокурор

Российской Федерации


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 



2020-03-19 219 Обсуждений (0)
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)