Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правление Елизаветы Петровны



2020-03-19 203 Обсуждений (0)
Правление Елизаветы Петровны 0.00 из 5.00 0 оценок




Традиционно в исторической литературе утверждается, что переворот 1741 года носил “патриотический”, “антинемецкий” характер и был кульминацией борьбы русского дворянства против “иноземного засилья” в стране. На деле участвовавших в заговоре гвардейцев вдохновляла идея восстановления в России сильной самодержавной власти, пошатнувшейся при императоре-младенце. Активную роль в подготовке переворота сыграли “иноземцы” Иоганн Лесток и французский посол Ж. Шетарди. Важно и то, что при Елизавете в составе правящей верхушки государственного аппарата не произошло кардинальных перемен - были удалены лишь наиболее одиозные фигуры. Внешне казалось, что наступили “новые” времена.

Эпоха непопулярного правления Анны Иоанновны пробудила симпатии народа к дочери Петра. Она обладала весьма ценными для правителя качествами: осторожность, сдержанность и внимательность сочетались с унаследованной от отца способностью выбирать и сохранять способных людей.

Разработкой внешнеполитической программы при Елизавете Петровне занимался А. П. Бестужев. По его инициативе был учреждён новый правительственный орган - Конференция при высочайшем дворе для рассмотрения вопросов внешней политики и руководства боевыми действиями. С проблемой русско-шведских отношений он столкнулся в 1741 г., когда Швеция, в надежде взять реванш и пересмотреть условия Ништадтского мира, напала на Россию, но была разгромлена. В 1743 г. условия мирного договора были подтверждены шведским правительством. Семилетняя война, в которой Россия воевала на стороне Австрии и Франции против Англии и Пруссии велась уже при его преемнике М. И. Воронцове. В итоге русским войскам удалось даже вступить в Берлин, но из-за несогласованных действий союзников они были вынуждены его покинуть.

Что качается внутренней политики, был упразднен Кабинет министров и учреждалась личная канцелярия императрицы, сходная по характеру функций с Кабинетом Петра 1. Были восстановлены отмененные в предшествующий период институт прокуроров, Главный магистрат, Берг - и Мануфактур-коллегии и пр. Было заявлено о возвращении к петровским порядкам в церковном управлении. Императрица основала первый настоящий университет - Московский. В первый же день после переворота был создан временный орган - “собрание гг. Министров и генералитета” из 11 человек, называемый “советом 11-ти”. В дальнейшем роль императорского совета играют специально созываемые Елизаветой “совещания”. Можно говорить о стабильности высших советов при особе монарха как института русского абсолютизма, его необходимого элемента. Сохранилась тайная розыскных дел канцелярия - преемник мрачной памяти Преображенского приказа.

В условиях централизации происходила деградация коллежской системы - более действенным оказывалось единоначалие. Президенты коллегий в основном сами принимали решения, а члены коллегий лишь подписывали их потом. При Елизавете встал вопрос о секуляризации архиерейских и монастырских имений, однако окончательного решения так и не последовало.

  Верховная власть на время приобрела устойчивость. А легкомысленная красавица на престоле предавалась развлечениям. Ее окружали способные государственные деятели (Шуваловы, Воронцов и др.). Но были среди них и совсем случайные люди. Высший военный чин генерал - фельдмаршала получил бывший простой украинский казак А.К.Разумовский, никогда не служивший в армии. Он стал мужем императрицы Елизаветы, с которым она тайно обвенчалась.

Вступив на престол, Елизавета активно занялась экономикой. Поощряя дворянское предпринимательство, она повелела создать в 1753 г. Дворянский заёмный банк, выдающий ссуды под залог земли, а в 1754 г. Купеческий банк. Быстрыми темпами создавались новые мануфактуры. Развивались помещичьи хозяйства. Большое значение имело решение Елизаветы об отмене внутренних таможенных пошлин, в результате чего удалось покончить с экономической раздробленностью России.

Вопреки законам Петра I были расширены права и вольности дворян: был отменён закон о недорослях, после чего детей снова стали записывать в полки с рождения. Траты дворян падали на плечи крестьян, окончательно превратившихся в "крещеную собственность", которую можно было продать, обменять, продать в рекруты и даже убить за неповиновение. По указу Елизаветы Петровны в 1744 г. в России фактически отменялась смертная казнь.

Стремясь поправить свои дела, дворяне во второй половине 18 века начинают заниматься предпринимательством. В том же 1754 г. правительство объявило дворянской монополией винокурение. Началось строительство вотчинных мануфактур на основе труда крепостных крестьян. Приближенные ко двору вельможи, такие, как графы Шуваловы и Воронцовы, стали строить металлургические заводы на Южном Урале. Дворянское предпринимательство становилось почти на один уровень с предпринимательством купцов. Наблюдалась и обратная тенденция - переход крупнейших купцов во дворянство.

В середине 18 века в России появляются первые симптомы разложения феодально-крепостнических порядков и начала развития капиталистических отношений. Первые признаки этого процесса: развитие товарно-денежных отношений и складывание капиталистической мануфактуры. Основателями мануфактур выступают преимущественно частные лица. В некоторых отраслях, особенно в легкой промышленности, начинает преобладать вольно наемный труд. Получает развитие рассеянная мануфактура, раздача ремесленной работы на дом крестьянам( стала одной из форм зарождения в России вольнонаемного труда, создания рынка рабочей силы, без которой была невозможной модернизация экономики). Одновременно росла и внешняя торговля. К середине 18 века Россия стала занимать важное место на мировом продовольственном рынке. В больших количествах вывозили зерно, лес, кожи, пенька, сало, меха и др. Русская внешняя торговля носила активный характер, т. е. вывоз превышал ввоз.

В период правления Елизаветы сложились благоприятные условия для развития культуры, прежде всего науки и образования. Были предприняты географические экспедиции на Дальний Восток с целью подробного изучения северо-восточных границ Российской империи, а также флоры и фауны региона. Указ 1744 г. "О соединении в губерниях школ в одно место и обучении в них различного чина людей..." облегчил доступ к образованию детям из непривилегированных слоёв общества. К 1740-50-м годам существовало уже три гимназии: в Петербурге, при только что созданном Московском университете и в Казани. Навигацкую школу, основанную Петром I, реорганизовали в Морской шляхетский кадетский корпус, где готовили офицеров российского военно-морского флота.

Большое внимание Елизавета придавала внешнему облику Петербурга и Москвы. Дома в обоих городах стали возводить по определённому плану. Знаменитым архитектором В.В. Растрелли были созданы Зимний дворец в Петербурге, Большой Царскосельский дворец, Большой дворец в Петергофе. В 1755 г. по приказу Елизаветы была привезена из Петербурга и смонтирована в Царскосельском дворце Янтарная комната, подаренная ранее Петру I прусским королём Фридрихом Вильгельмом I. В 1756 г. в г. Петербурге был открыт первый русский театр, созданный Фёдором Волковым. В 1757 г. в г. Петербурге основана Академия Художеств. Становление русских профессионального театра, балета, хорового пения началось в правление Елизаветы.

Несмотря на то, что Елизавета Петровна в отличие от своего отца, использовала безграничную власть не в интересах государства, а ради удовлетворения собственных нужд и прихотей (после ее смерти осталось 15 тыс. платьев), она вольно или невольно подготовила страну и общество к следующей эпохе преобразований. За 20 лет ее правления страна сумела отдохнуть и накопить силы для нового рывка, который пришелся на эпоху Екатерины II.

 

 



2020-03-19 203 Обсуждений (0)
Правление Елизаветы Петровны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правление Елизаветы Петровны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)