Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие таможенного режима



2020-03-19 198 Обсуждений (0)
Понятие таможенного режима 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение. 3

Глава 1. Общее представление о таможенном режиме. 4

1.1. Понятие таможенного режима. 4

1.2. Роль и значение таможенного режима. 14

Глава 2. Виды таможенного режима. 17

2.1. Классификация таможенных режимов. 17

2.2. Характеристика таможенных режимов. 18

Заключение. 34

Список литературы.. 36

 


Введение

Таможенное регулирование как процесс установления порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу служит в конечном итоге интересам любого суверенного государства - обеспечить экономическую безопасность и пополнить бюджет. В этом смысле направления таможенной политики (протекционизм или свободная торговля) продиктованы общим вектором экономической (в том числе и финансовой) политики страны. Разумный баланс государственных интересов и выгоды субъектов предпринимательства в таможенной сфере достигаются посредством применения таможенных режимов.

Однако в настоящее время нормы ТК РФ, регулирующие таможенные режимы не действуют, а действуют нормы ТК ТС, где таможенные режимы называются таможенными процедурами. Следовательно, исходя из того, что внесены такие существенные нововведения данная тема является актуальной.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров установлены 17 видов таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит, таможенный склад, переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, временный ввоз (допуск), временный вывоз, реимпорт, реэкспорт, беспошлинная торговля, уничтожение, отказ в пользу государства, свободная таможенная зона, свободный склад, специальная таможенная процедура (п. 1 ст. 202 ТК ТС).

Целью настоящей работы является анализ таможенных режимов по российскому законодательству.

Задачами настоящей работы являются:

- рассмотрение понятие таможенного режима;

- изучение роли и значения таможенного режима;

- выявление классификации таможенных режимов;

- исследование характеристика отдельных таможенных режимов.

 

 

Глава 1. Общее представление о таможенном режиме

Понятие таможенного режима

Таможенное законодательство РФ предусматривает обязательное требование к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а именно - лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, обязаны поместить такие товары и транспортные средства под один из таможенных режимов, установленных действующим законодательством РФ[1].

Таможенный режим как понятие в российском таможенном праве явление достаточно новое. В Таможенных уставах Российской империи издания 1904 и 1910 гг., Таможенном кодексе СССР в редакции 1928 г., Таможенном кодексе Союза ССР в редакции 1964 г., Таможенном кодексе СССР в редакции 1991 года норм о таможенных режимах не содержится. В то же время Таможенный кодекс СССР в редакции 1991 г. предусматривал общие положения о пропуске через таможенную границу СССР (ст. 23), в соответствии с которыми товары и иные предметы пропускались: 1) для свободного обращения на таможенной территории СССР или за пределами этой территории; 2) в целях временного ввоза или временного вывоза; 3) для транзита через территорию СССР, т.е. в самых общих чертах определял статус товаров.

Обращают на себя внимание следующие нормы: "товары и иные предметы пропускаются по завершении таможенного оформления в том объеме, который соответствует цели их перемещения", товары и иные предметы, в отношении которых предоставлены таможенные льготы в части обложения таможенной пошлиной, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми были предоставлены такие льготы. Использование товаров и иных предметов в других целях допускается по завершении соответствующего таможенного оформления", т.е. таможенное оформление связывается с целью перемещения, что в действующем ТК РФ входит в понятие "таможенный режим".

Впервые понятие "таможенный режим" было введено в ТК РФ в редакции 1993 г., под которым понималась совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей (ст. 18).

Таможенный режим действующим таможенным законодательством определяется как таможенная процедура, включающая совокупность требований и условий о порядке применения к товарам и транспортным средствам таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, о статусе товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения и использования в России или за ее пределами (подп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ)[2].

Как уже указывалось, ТК РФ содержит понятие "таможенная процедура", имеющее самостоятельное содержание, которое определяется как совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Таможенный режим также представляет собой таможенную процедуру со своим содержанием. В чем заключаются различия указанных двух таможенных процедур? Как следует из определений рассматриваемых процедур, и та и другая устанавливает порядок действий и статус товаров и транспортных средств. Таможенный режим дополнительно включает в себя требования и условия в отношении таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, но данные требования и условия характерны и для других таможенных процедур. Так, в соответствии со ст. 79 ТК РФ внутренний таможенный транзит - это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера. Временное хранение - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 99 ТК РФ).

М.М. Рассолов, Н.Д. Эриашвили, В.Н. Галузо, И.И. Брыка, Л.Р. Джгаркава, И.М. Рассолов отмечают: "иначе говоря, таможенный режим фактически отождествляется с таможенной процедурой. Более того, таможенные режимы наряду с таможенным оформлением и специальными таможенными процедурами составляют содержание "таможенные процедуры". Однако это положение Таможенного кодекса РФ нуждается в критическом переосмыслении"[3].

Обстоятельный анализ понятия "таможенный режим" проведен А.Н. Яцушко: "Как отмечается в литературе, таможенный режим становится одной из основных категорий российского таможенного законодательства. С ее помощью определяется: а) конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения); б) условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории; в) права и обязанности бенефициара таможенного режима. Под бенефициаром таможенного режима понимается лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством располагает необходимыми правомочиями (пользования, распоряжения) в отношении помещенного под таможенный режим товара и имеет право использовать все выгоды, льготы, преимущества, предоставляемые регламентацией данного режима; г) в некоторых случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу.

Таким образом, термин "таможенный режим" и обозначаемое им понятие имеет несколько значений. В словаре таможенных терминов в 1994 г. нами приведены три его значения.

В частности, в первом значении таможенный режим определяется как выбираемый собственником, владельцем или распорядителем перемещаемых через таможенную границу товаров и иных предметов вариант распоряжения этими товарами (предметами): соответственно, при экспорте - за границей, при импорте - на национальной таможенной территории. Фактически таможенный режим - это официальная цель экспорта или импорта, заявляемая таможенному органу посредством указания в таможенной декларации варианта распоряжения товарами.

Во втором значении таможенный режим был определен в словаре таможенных терминов как совокупность прав, обязанностей и правил, применяемых таможенными органами при осуществлении таможенного контроля. Признавая правильность данной дефиниции таможенного режима, сформулированной в 1993 - 1994 гг., мы считаем, что она должна быть немного уточнена с точки зрения охвата всего таможенного дела, хотя именно в смысле "деятельности органов таможенного контроля" и употреблялся нами термин "таможенный контроль". Поэтому в этом определении можно было лишь добавить к таможенному контролю все другие функции, которые осуществляют таможенные органы на основании комплекса предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей, в том числе и по контролю за соблюдением таможенных правил, изложенных в таможенном законодательстве.

Второе значение термина "таможенный режим" очень тесно связано с первым его значением, так как права и обязанности субъектов таможенных правоотношений взаимно обусловлены, взаимосвязаны, корреспондируют друг с другом.

Третье значение термина "таможенный режим", приведенное в 1994 г. в словаре таможенных терминов, выражало его понимание как установленную в зависимости от характера и цели перемещения предмета через таможенную границу совокупность таможенных процедур, подлежащих применению к данному предмету.

Г.Н. Чмель аналогично определяет таможенный режим как установленную таможенным законодательством совокупность таможенных процедур, подлежащих применению к товарам, транспортным средствам и иным предметам в зависимости от характера и цели их перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

Таким образом, понятие "таможенный режим" в данном случае определяется через понятие "совокупность таможенных процедур", которое, к сожалению, в работе Г.Н. Чмеля не раскрывается. По правилам определения понятий эти два понятия должны соотноситься между собой как частное и общее. Однако при сравнении содержания понятия "таможенные процедуры" с трактовкой понятия "таможенный режим", даваемой указанным автором, можно обнаружить прямо противоположный подход к соотношению этих понятий...

Таким образом, каждый из таможенных режимов, по определению Г.Н. Чмеля, - это совокупность таможенных процедур.

Что же касается понятия "таможенный режим", то, по нашему мнению, оно должно обозначать определенный правовой порядок, в соответствии с которым должны действовать владельцы, перевозчики, декларанты товара и другие участники ВЭД, а также должностные лица таможенных органов, выполняющие функции, возложенные на них государством, путем осуществления определенных процедур, действий"[4].

На основе приведенного выше анализа А.Н. Яцушко таможенный режим определяет следующим образом: "Таможенный режим - это комплекс правовых норм, устанавливающих: правовой статус товаров, транспортных средств, предметов, не являющихся товарами, лиц, имеющих отношение к владению, пользованию, распоряжению ими; порядок их перемещения через таможенную границу на таможенную территорию, нахождения (пребывания) на ней и вывоза за ее пределы, в зависимости от страны происхождения товаров, транспортных средств и предметов, их вида, количества, качества, стоимости, предназначения, цели перемещения и цели использования, времени пребывания на таможенной территории или за ее пределами, категории лиц, имеющих к ним отношение, наличия или отсутствия у них установленных льгот, преференций или ограничений для такого перемещения, пребывания, владения, использования, распоряжения, иных обстоятельств; порядок осуществления таможенными органами возложенных на них функций и задач в связи с таким перемещением в зависимости от таможенной и других видов политики государства, а также комплекс мер по реализации такого порядка. По нашему мнению, данное определение охватывает весь спектр существенных характеристик явления, описываемого данным понятием и термином"[5].

Приведенное определение раскрывает содержание таможенного режима с точки зрения таможенного права, административного права, когда речь идет о регулировании внешнеторговой деятельности и функциях таможенных органов, однако в качестве основной задачи должно быть раскрытие существа понятия "таможенный режим" исходя из норм таможенного права, где таможенный режим представляет собой правовой институт, занимающий важное место.

Представляет интерес позиция А.А. Шахмаметьева о месте, роли, содержании таможенного режима, которые рассматриваются им на примере Франции. Применение таможенных режимов позволяет структурировать использование основных таможенных инструментов в правовом механизме регулирования внешнеторговой деятельности (процедуры таможенного оформления и таможенного контроля, тарифное регулирование, применение административных инструментов и т.п.). Рассматривая установленную таможенным законодательством систему таможенных режимов под таким углом зрения, можно отметить, что применение таможенных инструментов и средств регулирования здесь отходит на второй план, становится производным более общего явления - правового механизма использования комплекса таможенных режимов. В принципе можно представить и обратную сторону данного явления: отдельные "объединения" правовых норм, регулирующих использование таможенных инструментов в отношении определенных товаров в зависимости от цели их перемещения через таможенную границу, составляют в своей совокупности регламентацию того или иного таможенного режима. Тем не менее, второй подход представляется менее удачным и не совсем корректным. Во-первых, таможенный режим является самостоятельным институтом, обладающим рядом специфических характеристик, и имеет, по сути, "самодостаточное" внутреннее содержание. Во-вторых, фактически таможенный режим, учитывая его комплексный характер (как в юридическом, так и в экономическом смысле), сегодня выступает как объективный системообразующий фактор в таможенно-правовом механизме, и в первую очередь по отношению к самим отдельным элементам данного механизма - таможенным средствам и инструментам регулирования.

Комплексное применение различных видов таможенных режимов, охватывающих основные предназначения товаров при их перемещении через таможенную границу, создает необходимые предпосылки для более гибкого использования "традиционных" таможенных инструментов, средств и методов регулирования внешнеэкономической деятельности (таможенный тариф, уравнительные налоги, количественные ограничения и др.) Это, в свою очередь, позволяет полнее учитывать потребности и интересы хозяйствующих субъектов - участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, это дает возможность на заранее определенных условиях осуществлять поиск "компромиссного" решения между таможней и будущим бенефициаром таможенного режима в зависимости от условий конкретной ситуации.

Видовое многообразие таможенных режимов может рассматриваться как закономерный результат, с одной стороны, практического решения проблемы сохранения в силе большого арсенала инструментов регулирования внешнеторговой деятельности, применение которых в настоящее время возлагается на таможенные органы, и с другой - строго дифференцированного использования, "активизации" таких инструментов для более эффективного выполнения возлагаемых на таможню задач по реализации государственной политики в экономической, культурной, социальной и иных сферах общественных отношений.

В контексте юридического анализа организационно-правовой основы использования таможенных инструментов регулирования таможенный режим как специальный инструмент таможенного права может рассматриваться как стандартизированный алгоритм, укрупненная типовая модель комплексного применения определенного набора таких инструментов в зависимости от предназначения товара, цели его перемещения через таможенную границу, условий нахождения и допустимого использования на (вне) таможенной территории и т.п.

В настоящее время западноевропейское таможенное право, вобрав в себя богатый опыт таможенного регулирования государств-членов и продолжая постоянно совершенствоваться, является одной из наиболее развитых таможенно-правовых систем. Важное место в таможенном праве ЕС уже на протяжении многих лет отводится использованию комплекса таможенных режимов. В текстах правовых актов ЕС, так же как и во французском законодательстве, о чем уже говорилось выше, нет позитивного определения рассматриваемого понятия. Однако, учитывая достаточно детальную регламентацию различных таможенных режимов, это позволяет практически однозначно определить их юридическое содержание и не препятствует их активному использованию в правовом механизме внешнеторгового регулирования ЕС.

В современном таможенном законодательстве Франции (принимая во внимание, что частью последнего является таможенно-правовая система ЕС) таможенный режим выступает как один из основных институциональных элементов таможенно-правового регулирования внешнеторговой деятельности. Использование института таможенного режима позволяет в концентрированном и систематизированном виде структуризировать отдельные составляющие механизма таможенного регулирования. При этом можно отметить, что в последнем он играет двоякую роль. С одной стороны, институт таможенного режима имеет важное организационно-методологическое значение в правовой основе осуществления таможенного регулирования внешнеторговой деятельности, поскольку данное понятие в обобщенном виде используется как обозначающее совокупность положений, определяющих статус товаров для таможенных целей. С другой стороны, таможенный режим в системе государственного регулирования имеет значительное по своему содержанию функциональное и практическое предназначение. Во-первых, данный институт служит для обозначения наиболее простых таможенных предназначений, не преследующих целей решения каких-либо экономических задач, кроме вывоза и ввоза товаров соответственно с национальной таможенной территории или за ее пределы. Во-вторых, таможенный режим (часто уточняемый с помощью специальных определений - "экономический", "отсрочки" и т.п.) используется как комплексный способ осуществления таможенного регулирования при совершении отдельных видов экономической деятельности (экономических операций), связанных с перемещением товаров через таможенную границу и предусматривающих использование особого порядка применения таможенных инструментов регулирования (например, освобождение от таможенных платежей, предварительное предоставление фискальных налоговых или финансовых льгот и т.п.)[6].

Представляется, что выводы Шахмаметьева А.А. о том, что таможенный режим является самостоятельным институтом, обладающим рядом специфических характеристик, и имеет, по сути, "самодостаточное" внутреннее содержание, фактически таможенный режим, учитывая его комплексный характер (как в юридическом, так и в экономическом смысле), выступает как объективный системообразующий фактор в таможенно-правовом механизме, и в первую очередь по отношению к самим отдельным элементам данного механизма - таможенным средствам и инструментам регулирования, заслуживают пристального внимания. Если режим рассматривать как предназначение товара с соответствующим ему статусом, то не возникает необходимости определять его как процедуру, входящую в таможенное оформление. Наоборот, предназначение использует такой таможенный инструмент как таможенное оформление, которое имеет свои виды в зависимости от предназначения товара, на что указывалось выше.

При определении содержания таможенного режима необходимо прежде всего исследовать совокупность юридических норм, регулирующих таможенные отношения в этой сфере. Одновременно здесь важно учитывать и современные тенденции правового регулирования отношений в условиях глобализации. Но в ходе анализа содержания таможенного режима на современном этапе, как показывает исследование, указанные тенденции не всегда учитываются, что вносит неопределенность в процесс таможенного оформления[7].

Итак, в юридической литературе понятие "таможенный режим" используется в трех значениях:

- как инструмент таможенной политики;

- как специальный правовой режим;

- как институт таможенного права.

В первом из указанных значений таможенный режим представляет собой систему мер и приемов, обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которых осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеторговых отношений. В таком значении таможенный режим является определенным средством реализации таможенной политики государства, т.е. самостоятельным элементом таможенного дела.

Понятие "таможенный режим" может быть использовано для обозначения специального правового режима. В научных исследованиях по общей теории права встречается выделение таких видов правовых режимов, как налоговый, валютный, режим наибольшего благоприятствования и некоторые другие[8]. Под таможенным режимом как одним из видов правовых режимов следует понимать особый порядок правового регулирования, включающий определенный набор юридических средств и инструментов, обеспечивающих правовое воздействие на функционирование системы таможенного дела в конкретном государстве. При этом правовое воздействие непосредственно осуществляется на сферу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу государства и их использования на или вне таможенной территории данного государства.

Таможенный режим как институт таможенного права представляет собой совокупность правовых норм, определяющих правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу государства и использования таких товаров и транспортных средств. Правовые нормы, составляющие институт таможенных режимов, регулируют определенную группу общественных отношений, возникающих в процессе или по поводу использования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, на таможенной территории РФ или за ее пределами. Институт таможенных режимов состоит из норм, определяющих: а) конкретный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу с учетом предназначения или цели перемещения; б) условия нахождения или содержания и допустимое использование товаров и транспортных средств на либо вне таможенной территории; в) права и обязанности бенефициара таможенного режима; г) правовой статус лица, перемещающего товары и транспортные средства через таможенную границу[9].

Под бенефициаром таможенного режима в теории таможенного права понимается лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством располагает необходимыми полномочиями (пользования, распоряжения) в отношении помещенных в таможенный режим товаров и транспортных средств, а также имеет право использовать в полном объеме все льготы и преимущества, являющиеся условиями данного таможенного режима. Из этих четырех положений складывается содержание таможенного режима, хотя в науке таможенного права вопрос о структурных элементах таможенного режима представляется спорным[10].

Итак, можно сделать следующий вывод: таможенный режим - это комплекс правовых норм, устанавливающих: правовой статус товаров, транспортных средств, предметов, не являющихся товарами, лиц, имеющих отношение к владению, пользованию, распоряжению ими; порядок их перемещения через таможенную границу на таможенную территорию, нахождения (пребывания) на ней и вывоза за ее пределы, в зависимости от страны происхождения товаров, транспортных средств и предметов, их вида, количества, качества, стоимости, предназначения, цели перемещения и цели использования, времени пребывания на таможенной территории или за ее пределами, категории лиц, имеющих к ним отношение, наличия или отсутствия у них установленных льгот, преференций или ограничений для такого перемещения, пребывания, владения, использования, распоряжения, иных обстоятельств; порядок осуществления таможенными органами возложенных на них функций и задач в связи с таким перемещением в зависимости от таможенной и других видов политики государства, а также комплекс мер по реализации такого порядка.

 



2020-03-19 198 Обсуждений (0)
Понятие таможенного режима 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие таможенного режима

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)