Применение рентного метода для оценки Системы Экстремально Экономного Управления (СЭЭУ)
Во многих странах мира в настоящее время именно обеспеченность природными ресурсами определяет темпы и характер воспроизводственного процесса (в частности, в странах ОПЕК и некоторых странах СНГ - Азербайджане, Казахстане, России, Туркмении). Природные ресурсы выступают одним из факторов экономического развития. Например, основу природного богатства Туркменистана составляет минеральное сырье (природный газ - более 85% и нефть - около 11%), использование которого обеспечивает свыше 50% валового внутреннего продукта страны. При этом в отраслях промышленности, связанных с добычей и переработкой минерального сырья, занято менее 10% трудоспособного населения. В сельском хозяйстве, в котором функционирует около 2% природного богатства страны, занято более 40% всей рабочей силы. Несмотря на то, что земля в республике активно вовлечена в хозяйственный процесс, значение показателя ее денежной оценки крайне незначительно по сравнению с оценкой углеводородного сырья. Для оценки природных активов СЭЭУ рекомендует применять рентный метод, который широко используется многими экономистами, но унифицированного метода исчисления ренты статистика пока не выработала. Переданные в Госкомстат РФ методики исчисления ренты российскими ведомствами, ведающими разными природными ресурсами, существенно отличаются от проекта международных рекомендаций СЭЭУ, в котором для расчетов предлагается использовать концепцию и унифицированную формулу экономической ренты. Под ней понимается стоимость продукции природопользования, превышающая затраты на эту продукцию. Экономическая рента определяется как разница между рыночной стоимостью продукта от природопользования и издержками общества на его создание. Для международных сопоставлений результатов такой оценки рекомендуется использовать цены мирового рынка на соответствующие виды конкретной продукции от природопользования(продукция сельского хозяйства, лесоводства, добыча полезных ископаемых м пр.). Тем самым природный капитал оценивается по текущей рыночной стоимости потока выгод общества от природопользования''. Однако рентный метод стоимостной оценки природных ресурсов не является оптимальным, поскольку положения, па которых он базируется, вызывают ряд сомнений. В частности, понятие "экономическая рента" означает, что цена природного ресурса как фактора производства определяется только тон сферой экономики, где он (природный ресурс) непосредственно используется. Следовательно, не учитывается альтернативное применение природного ресурса. Эксплуатация земли, например, осуществляется не только в сельском хозяйстве, но в других отраслях экономики. Возникает вопрос о необходимости унификации стоимостной оценки земли, иначе потребуется множество методов оценки (на основе рыночных цен, затрат, доходов, данных разных рынков и цен, товаров-заменителей), что осложнит сопоставимость различных результатов и учет при этом целого ряда факторов. В то же время рентный метод призван учитывать все издержки и доходы от использования природных ресурсов не только в текущем периоде, но и в ожидаемой перспективе. Многие виды ресурсов настолько специфичны, что получение доходов откладывается на длительный период, который отражает продолжительность природных процессов по естественному восстановлению природной базы. Например, земля, используемая в сельском хозяйстве, для восстановления необходимого уровня плодородия требует относительно короткого периода, а полный цикл воспроизводства лесонасаждении экосистемы для их эксплуатации составляет 50-120 лет. В отношении невозобновляемыхприродных ресурсов (полезных ископаемых) временной интервал воспроизводства их природной базы измеряется столетиями и даже тысячелетиями. В методологии, предложенной специалистами Всемирного (Заика, для учета фактора времен» использовались единая учетная ставка н единый временной период для всех видов природных ресурсов - 25 лет и 4% в год. Период воспроизводства природного богатства, таким образом, усредняется для межотраслевой сопоставимости и составляет четверть века. Несмотря на высказанные критические замечания, следует признать, что рентный метод при СТОИМОСТНОЙ оценке природных ресурсов является наиболее адекватным, поскольку, объединяя отдельные аспекты большинства других методов оценок, он полнее отражает естественную производительную силу природного богатства. Таким образом, концепция эколого-экономических активов СЭЭУ призвана отразить и оценить результаты взаимодействия процессов, которые происходят между производством и природой в ходе воспроизводства всего хозяйства страны наряду с учетом расхода природных ресурсов в экономике, возврата в природу отходов этого производства и загрязняющих веществ и т.д. Помимо этого она позволяет определять оптимальную величину необходимых затрат общества на сохранение и возможное улучшение качества окружающей среды, СЭЭУ предполагает ведение учета и определение масштабов необходимых средств на воспроизводство экосистем законодательным установлением государством размеров ренты за природопользование в стране. При расчетах значении показателей наличия природного капитала на конец XX в. примерно по 100 странам специалисты Всемирного банка не пользовали информацию своей базы данных о структуре цен на мировом рынке для полезных ископаемых и природных ресурсов. Обобщенные данные о структуре цеп на мировом рынке для рентных платежей приведены в таблице 4.
Таблица 4. Структура цен на международном рынке в конце ХХ в.
[12, с- 166] Приведенные в таблице данные выявляют два основных уровня удельного веса ренты в ценах мирового рынка: для углеводородного сырья рентные платежи достигали около половины цепы на него; рентные платежи в структуре цен мирового рынка на минеральное сырье составляли примерно третьцены на мироном рынке при некотором отклонении от среднего уровня на конкретные виды. Такая усредненная структура мировых цен на природные ресурсы, вероятно, существенно отличается от структуры внутренних цен в нашей стране на аналогичные виды природных ресурсов. Российские данные о структуре цен на продукцию от природопользования и о рентной составляющей в этих ценах открытой печати не публикуются. Это осложняет проведение обоснованных стоимостных оценок наличия природных ресурсов России на основе рентного метода. Рентный метод получил одобрение на заседаниях Межведомственной комиссии при Госкомстате РФ и, вероятно, составит основу методов официальной оценки природных ресурсов в нашей стране. Эти принципы не противоречат методологическим подходам СНС и СЭЭУ. Специалисты комиссии предложили придерживаться объединенной классификации элементов природных ресурсов и определений их элементов, а при их стоимостной оценке использовать не только внутренние цены, но и цены мирового рынка. Проведенные российскими ведомствами оценки разных видов природных ресурсов нашей страны были обсуждены на заседаниях Научно-методологического совета Госкомстата РФ, а также Ученого совета Статкомитета СНГ. Указанные оценки признаны экспериментальными и требующими доработки и уточнения на соответствие методологическим принципам ООН и только после этого могут быть рекомендованы в качестве официальных. Наряду с этим в ИЭ РАН проведены оценки природных ресурсов России. В их основе содержатся некоторые уточнения оценок по 110 странам, дополненных нашими оценками по России и Туркмении, а также по странам ОПЕК. Кроме того, возникла задача оценить более полно российские природные ресурсы и ресурсы Туркмении. Наряду с ней выявилась необходимость оценить природные ресурсы стран-членов ОПЕК, используя, прежде всего данные в натуральном измерении, особенно углеводородов, а также о земельных площадях. Специалисты Всемирного банка оценили природные ресурсы четырех стран ОПЕК. Нами использованы данные всех стран этой группы о запасах нефти и газа, а также земельных площадях в физических единицах измерения8, что составляет подавляющую часть природных богатств этой группы стран. На основе таких оценок можно определить порядок величин природных ресурсов столь важной группы стран. Полученные нами оценки по данным в физическом измерении оказались значительно выше значений, полученных специалистами Всемирного банка. Помимо этого были упорядочены оценки природных ресурсов еще 30 стран, значения показателей которых не вызывали сомнений в их логичности, тем более что в их числе такие страны, как Индия, Китай, Бразилия, Мексика, Аргентина и др. Тем самым нами упорядочены, и систематизированы данные по 50 странам с населением 4,6 млрд. человек (более 3/4 мирового населения). Это позволило получить важные показатели о природных ресурсах группы стран в расчете на душу населения. Из-за неполноты статистических данных приведенные в таблице оценки природного капитала являются примерными.
Таблица 5. Оценка природного капитала по группам стран
В расчетах как зарубежных, так и российских специалистов много условностей. Это объясняется в первую очередь неполнотой информации по странам и пересчетом всех оценок в доллары. Такие оценки в дальнейшем неизбежно должны уточняться и дополняться, чтобы подвести мировые итоги по группам ресурсов. Тем не менее полученные данные могут служить исходной базой совершенствования показателей национального богатства. Принятая на XXI век Концепция устойчивого развития человечества10 по-новому ставит проблему рентных отношений не только в области природопользования, но и во всех других областях деятельности человека как условие обеспечения расширенного воспроизводства и справедливого распределения создаваемого валового внутреннего продукта. Особое значение приобретает использование накапливаемой части созданного продукта. В проводимой социально-экономической политике все страны важную роль отводят новой налоговой системе, в основу которой ООН предлагает положить принцип обеспечения государством такого законодательства, которое создавало бы равные экономические условия для всех участников производства не через налоги, а через единую систему рентных платежей за используемые каждым участником производства конкретные ресурсы общества. Экономическая рента, таким образом, может трактоваться как общественно необходимый прибавочный продукт и определяться разностью между стоимостью ВВП и затратами на его создание, причем в этом прибавочном продукте важно выделить потребляемую и накапливаемую части, и с помощью полученных таким способом значений показателей вполне можно моделировать различные условия воспроизводственных процессов. Полученные нами экспериментальные оценки позволяют по-новому анализировать масштабы и тенденции накопления ресурсов для воспроизводственного процесса, как в отдельных странах, так и в мире в целом. Участие национальных статистических служб в совершенствовании экспериментальных расчетов позволит существенно расширить и уточнить не только общие методологические принципы исчисления показателей национального богатства, но и информационную базу соответствующих оценок.
3 предложения совершенствования статистики национального богатства
3.1 Возможности применения расширительной концепции национального богатства В Институте экономики РАН 22 декабря 2004 г, состоялось заседание «круглого стола», посвященное современным воззрениям на национальное богатство и его роль в воспроизводственном процессе. Центр социально-экономических проблем федерализма подготовил к заседанию тезисы докладов II российских специалистов, которые послужили основой для дискуссии, в которой приняли участие 18 ученых. Открывая заседание, академик Л.И. Абалкин указал на необходимость разработки современных методов измерения сложных процессов накопления ресурсов для расширенного воспроизводства и их эффективного использования. Полученные в Институте экономики РАН (ИЗ РАН) результаты разработки системы показателей национального богатства и методов их исчисления свидетельствуют об определенном продвижении исследований в данном направлении, а также выдвигают и неизбежно возникающие спорные вопросы. Обсуждение этих вопросов должно содействовать решению многих проблем в этой области. Академик В.И. Макаров обратил внимание на остроту темы, вынесенной на обсуждение. Решение комплекса проблем измерения показателей национального богатства в значительной степени облегчается появлением многих новых источников информации, новых концепций и новых методов оценки экономических явлений. Все это позволяет по-новому характеризовать процесс накопления ресурсов для расширенного воспроизводства. Это особенно важно, так как в России при переходе к рыночным отношениям воспроизводство осуществляется на суженной основе. Повод задуматься о причинах такого положения и о мерах по восстановлению нормального воспроизводства дают и исследования стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В числе серьезных исследований этой международной организации можно, прежде всего отметить проблемы инновационной экономики, накопления знаний, образования и пр. Из опубликованной ОЭСТ информации можно сделать противоречивые выводы, которые относятся к оценкам накопления знаний, интеллектуального или человеческого капитала в России. Поэтому проблема корректного измерения их и остальных элементов национального богатства, которую пытается решать группа специалистов в Центре социально-экономических проблем федерализма с привлечением других организаций, специалистов государственной статистики, крайне важна. Группа сотрудников Центра взаимодействует с российскими регионами по вопросам оценок национального богатства. Полезно также исследовать международные потоки специалистов на мировом рынке труда, особенно россиян, и составлять технологические балансы по примеру американских коллег. Важна проблема оценки интеллектуальной собственности. Для всех таких новых понятий необходима научно обоснованная методология их оценки в рамках единой системы показателей национального счетоводства. Именно такие работы Института содействуют совершенствованию отечественной статистики. В выступлении д-ра экон. наук С.Д. Валентея подчеркивалось, что на современном этапе перед Россией встала задача достижения нового качества роста, решение которой во многом зависит от качества российской статистики, особенно инновационной. Российская статистика, как представляется, не в полной мере использует новую систему показателей СНС, особенно для измерения национального богатства. Современное понятие национального богатства обусловлено появлением в его структуре человеческого капитала. Масштаб этого капитала на душу населения в России, по нашим расчетам, сопоставим со значением этого показателя в США. Такие результаты при оценке в долларах СШАкажутся парадоксальными. Суть дела в том, что именно таким потенциалом обладают россияне на мировом рынке, но в условиях российской системы оплаты труда и внутренних цен их материальное обеспечение намного ниже. Это приводит к оттоку человеческого капитала в страны, где созданы более благоприятные условия для его реализации. Проблема соотношения реального и потенциального человеческого капитала выявилась при содействии ряду российских регионов в исчислении их оценок национального богатства и определении инновационных возможностей, в частности в Московской области. В настоящее время практически завершилась приватизация государственной собственности на национальное богатство, и начался процесс его перераспределения. Сформировалась его новая социальная структура. Главный научный сотрудник ИЭ РАН, д-р экономических наук Л.И. Нестеров обобщил комплекс методологических проблем совершенствования статистики национального богатства. Решение их базируется на международных рекомендациях системы сводных показателей национального счетоводства, одобренных ООН в 1993г. В России ряд разделов этих международных рекомендаций в не сих пор не включен в действующую СНС. Сдерживающим фактором их внедрения являются разные принципы оценки элементов национального богатства в бухгалтерском учете и статистики. Значительная часть операций с экономическими активами, особенно с финансовыми активами, не отражается как в статистической, так и в бухгалтерской отчетности. Л.И. Нестеров предложил собравшимся на «круглом столе» обсудить результаты экспериментальных оценок национального богатства по современной расширенной концепции не только для России, но и для всех стран для выявления положения России в мире. Особо выделяется проблема характеристик социальной дифференциации населения страны по уровню доходов и накопления богатства в собственности разных групп россиян, информация о которых не фиксируется российской статистикой. За последние 5 лет в России по данным журнала «Форс», появилось более 74 тыс. миллионеров, из них 39 миллиардеров, среди которых только один представил в налоговую службу г.Москвы декларацию об имуществе и в 2004г. уплатил 247 млн. долларов налога. В докладе Центра социально-экономических проблем федерализма сформулированы 12 предложений для возможного расширения принципиальных проблем совершенствования системы показателей национального богатства. Разработана система показателей национального богатства по его расширительной концепции, выработанной рядом международных форумов, а также Статистической комиссией ООН в международных рекомендациях по системе показателей СНС-93, в которых допускается расширение аналитических возможностей национального счетоводства по средством разработки сателлитных счетов в единой системе показателей СНС. Именно такие счета позволяют дополнительно оценивать показатели накопления природного капитала, а также человеческого капитала.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |