Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Происхождение принципа разделения властей.



2020-03-19 187 Обсуждений (0)
Происхождение принципа разделения властей. 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

 

Введение.......................................................................................................... 4

2. Происхождение принципа разделения властей......................................... 7

3. Разделение властей в мировой конституционной практике...................... 9

3.1. Разделение властей между главой государства, парламентом и правительством и основные формы правления........................................................................... 9

3.2. Смешанная форма правления................................................................ 10

3.3. Советская и суперпрезидентская формы правления............................ 11

3.4. Основные тенденции развития разделения властей.............................. 12

4. Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика.  14

4.1. Конституционное закрепление разделения властей............................. 14

4.2. Проблемы разделения властей в Российском государстве и государственные органы с особым статусом............................................................................ 15

4.3. Методы исследования разделения властей........................................... 17

5. Непосредственная демократия, система избирательных органов и "избирательная власть"........................................................................................................... 20

5.1. Основные формы непосредственной демократии................................. 20

5.2. "Избирательная власть" в системе разделения властей........................ 21

5.3. Избирательные комиссии в системе государственных органов........... 22

6. Глава государства - Президент РФ и органы при нём............................ 24

6.1. Место Президента РФ в системе разделения властей........................... 24

6. 2. Система органов при Президенте........................................................ 26

7. Законодательная ветвь власти и "особое ответвление" - "учредительная власть".  28

7.1. Федеральная законодательная власть (Федеральное Собрание)......... 28

7.2. Региональная законодательная власть.................................................. 30

8. Исполнительная ветвь власти, исполнительные органы и "особое ответвление" - органы Банка России.................................................................................... 31

8.1. Система исполнительной власти РФ. Место исполнительной власти и значение исполнительных органов.............................................................................. 31

8.2. Правительство РФ - высший исполнительный орган РФ..................... 32

8.3. Федеральные органы исполнительной власти и территориальные исполнительные органы........................................................................................................... 33

8.4. Региональная исполнительная власть................................................... 34

9. Судебная власть. Суды и органы при судебной власти.......................... 35

9.1.Судебная власть и судебная система...................................................... 35

9.2. Органы конституционного правосудия................................................ 35

9.3. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды................................... 36

9.4. Формирование судебной власти............................................................ 38

10. Независимые контрольные и надзорные органы (органы прокуратуры, органы финансового контроля, омбудсманы) в системе разделения властей. "Контрольно-надзорная власть"......................................................................................... 39

10. 1. Концепция "контрольно-надзорной власти"..................................... 39

10.2. Прокуратура РФ в системе разделения властей................................. 41

10.3. Парламентские органы финансового контроля.................................. 44

10.4. Уполномоченные по правам человека (омбудсманы)........................ 46

11. Местное самоуправление в системе публичной власти......................... 49

12. Общественные объединения, средства массовой информации............. 51

13. Анализ политического процесса............................................................ 54

14. Заключение…………………………………………………………………...56

Список нормативных актов.......................................................................... 59

Список литературы....................................................................................... 62


Введение

 

За весь исторический период своего сознательного существования общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос об модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией начала XXI века является приоритет модели правового государства и естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.

Данная работа посвящена исследованию " концепции разделения властей". Указанное словосочетание несет в себе двусмысленное значение:

- "разделение властей", как теория организации гражданского общества;

- "разделение властей", как один из принципов функционирования современного правового государства.

Целью данной работы является всестороннее исследование " концепции разделения властей", как теории и принципа.

Для того чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:

1)  Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;

2) Изучить развитие принципа разделения властей в современной Российской государственно-правовой действительности.

В данной работе используются следующие универсальные и специальные юридические методы исследования:

- логический;

- сравнительно-исторический;

- системно-структурного анализа;

- историко-реконструктивный.

Логический метод позволяет исследовать внутренние закономерности складывания модели правового государства и теории разделения властей на базе норм логики, которая, как известно, является наукой о закономерностях мышления.

Сравнительно-исторический метод дает возможность посредством анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические черты принципа разделения властей в процессе его реализации в обществах с различными традициями.

Метод системно-структурного анализа рассматривает каждую из теории разделения властей в качестве составляющего элемента, исследует характер взаимосвязей между подобными элементами.

Историко-реконструктивный метод способствует через движение от настоящего к прошлому, от следствия к причине рассмотреть и проанализировать различные стадии эволюции взглядов на роль и место государства в жизни общества, позволяет понять закономерность существующих в настоящее время принципов правовых взаимоотношений между гражданами.

В актуальности темы необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей только на первый взгляд, кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле настоящее исследование проблемы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое разнообразие является объективным отражением неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период так и адаптацию Российской государственности. На протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.

Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, нормативные акты, в частности Конституция Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей.

Принцип разделения властей получил широкое признание в мировой конституционной практике. Закреплён и в Конституции РФ 1993 года[1]. Однако с тех пор, как принцип разделения властей был сформулирован и получил признание, прошло более 200 лет. Жизнь на месте не стоит, и за это время произошли существенное изменения как в теоретическом понимании принципа разделения властей, так и в конституционной практике его реализации в разных государствах.


Происхождение принципа разделения властей.

 

Принцип разделения властей впервые сформулирован английским просветителем ХVII века Дж.Локком. Будучи противником тирании, сторонником "теории общественного договора", компромисса, обосновывая сложившийся в Англии после "славной революции" государственный строй, он в сочинении "Два трактата о государственном управлении" предложил разделение властей по трём сферам на законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причём её отделение от исполнительной непринципиально), к исполнительной власти были отнесены и суды.

Французский просветитель Ш.Л.Монтескье в трактате "О духе законов" предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц". Разделение властей Монтескье считал критерием "умеренных" и "неумеренных" форм правления. Однако в конституционном проекте Монтескье речь еще не идёт о равновесии властей, законодательная власть предполагается верховной. Ж.Ж.Руссо также поддерживал теорию разделения властей, но в основе государственной власти он видел суверенитет народа и большое значение придавал непосредственной демократии.

Соединённые Штаты Америки изначально создавались как республика, причём сначала как конфедерация, а затем как федеративное республиканское государство. "Отцы-основатели" существенно развили теорию разделения властей. Они обосновывали необходимость обособления и независимости трёх основных ветвей власти, сильной исполнительной власти, системы сдерживания и уравновешивания властей (это так называемая "система сдержек и противовесов"). Доминирующая власть - законодательная, поэтому необходимо устранить угрозу с её стороны. Решение было найдено в бикамерализме - разделении парламента на две палаты, причём верхняя палата избирается иным образом и сдерживает нижнюю, рассматривая её решения. При этом предполагалась особая роль судебной власти.




2020-03-19 187 Обсуждений (0)
Происхождение принципа разделения властей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Происхождение принципа разделения властей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)