Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Железнодорожный транспорт



2020-03-19 173 Обсуждений (0)
Железнодорожный транспорт 0.00 из 5.00 0 оценок




Потребности промышленности, сельского хозяйства и населения Северо-Западного экономического района обслуживает Октябрьская железная дорога, обеспечивающая регулярную связь как внутрирайонную, так и с другими регионами страны.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей района составляет 5,1 тыс. км (5,9% от эксплуатационной длины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. км2 территории — 257 км (средняя по РФ — 51 км).

Значения этих показателей (по состоянию на 01.01.1998 г.) по субъектам Российской Федерации, входящим в Северо-Западный район и имеющим железнодорожное сообщение, приведены в таблице 9.

Транспортная сеть имеет ярко выраженную радиальную структуру, почти все основные железнодорожные линии расходятся из одного центра — Санкт-Петербурга. По разветвленности в границах Северо-Западного района Октябрьская дорога занимает на сети России второе место (после Московской дороги).

                                                                                                     Таблица 9

 

Субъекты РФ Эксплуата­ционная длина ж.д. путей, км Плотность ж.д. путей сообще­ния на 10 тыс. км2 территории, км
Всего по Северо-Западному району, 5055 257,3
в том числе:    
Ленинградская область и г. Санкт-Петербург 2814 327,6
Новгородская область 1149 207,8
Псковская область 1092 197,5

Экономика района и его географическое положение предопределяют объем пе­ревозочной работы. В 1997 г. отправле­ние грузов составило 48,4 млн. т (5% от общего отправления по же­лезнодорожной сети России); прибытие — 86,8 млн. т (9% от сетевого прибытия). Прибытие грузов превышало отправление в 1,8 раза.

Распределение объемов отправления и прибытия грузов по субъек­там Российской Федерации, входящим в состав Северо-Западного эко­номического района с распределением по основным родам грузов, дано в таблице 10.

Приведенные в таблице 10 грузы характеризуют специализацию от­раслей промышленности района. В отправлении их доля в целом по району составляет около 95%; по субъектам РФ, входящим в район, удельный вес приведенных грузов колеблется от 80% по г. Санкт-Петербургу до 100% по Новгородской области. На минерально-строи­тельные материалы (преимущественно нерудные) приходится 35% от общего отправления. На втором месте по объему отправления (27%) находятся нефтепродукты (автобензин, авиакеросин, дизельное топли­во, мазут с НПЗ «КИНЕФ», работающего на нефти, доставляемой по нефтепроводу). На долю грузов группы «прочие» приходится 23%. В состав широкой номенклатуры прочих грузов входят: продукция отраслей машиностроения и металлообработки, лесохимической промыш­ленности, сланцы, химические товары, а также товары легкой и пище­вой промышленности.

                                                                                               Таблица 10

 

Грузы

Всего по району

 

 

В том числе по субъектам РФ

г. Санкт- Петер­бург Ленин­градская область Новго­родская область Псков­ская область
Отправление - всего, млн.т, 48,4 5,0 33,8 4,2 5,4
в том числе:          
нефтяные 13,3 0,1 11,7 - 1,5
лесные 2,3 - 1,2 0,6 0,5
минерально-строительные материалы 17,1 0,3 14,9 1,2 0,7
химические и минеральные удобрения 2,1 - 0,3 1,6 0,2
прочие 11,0 3,6 4,7 0,8 1,9
Прибытие - всего, млн.т. 86,8 17,8 37,8 2,7 28,5
в том числе:          
нефтяные 28,9 3,0 11,0 0,3 14,6
черные металлы 8,0 2,3 1,2 - 4,5
минерально-строительные материалы 11,3 3,5 6,2 0,9 0,7
химические и минеральные удобрения 8,2 1,7 1,4 0,7 4,4
прочие 16,3 4,4 8,9 0,3 2,7

В составе лесных грузов перевозятся: лес круглый и лес пиленый, шпалы и брус, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанера. Новгородское предприятие АО «Акрон» отгружает азотные и сложные удобрения, а также разнообразную химическую продукцию.

В прибытии удельный вес приведенных в таблице 10 грузов в целом по Северо-Западному району составляет 84%; по субъектам Российс­кой Федерации, входящим в его состав, он колеблется от 94% по Псковской области до 76% по Ленинградской области. В прибытии преобладают нефтепродукты, прочие грузы и минерально-строительные материалы, на долю которых приходится 65% от общего прибы­тия по району.

К крупнейшим железнодорожным станциям, обслуживающим про­мышленные комплексы района, в 1997 г. относились: узел Санкт-Пе­тербург, имеющий в своем составе большое количество станций, вы­полняющих грузовые операции; Кириши-Заводская, Кузнечное, Каменногорск, Рудничная, Пикалево-2, Сала (Ленинградская область); Вели­кий Новгород.

Кроме того, значительные объемы грузовой работы имели станции, обслуживающие внешнеторговые связи России со странами дальнего и ближнего зарубежья: Бусловская, Ивангород-Нарвский (Ленинградс­кая область), Скангали, Посинь (Псковская область).

По Северо-Западному району объем перевозочной работы за 1997 г. и структура перевозок по видам сообщения характеризуются данными, приведенны­ми в таблице 11.

Район имеет развитую систему внутрирайонных связей. На долю местного сообщения приходится 27,5% от объема перевозок с преоб­ладанием характерных для Северо-Западного района грузов: нефте­продуктов — 10,7 млн. т (37% от местного сообщения), минерально-строительных материалов — 9,1 млн. т (31%) и грузов группы «про­чие» — 5,0 млн. т (17%). Удельный вес местного сообщения в отправ­лении указанных грузов составляет: по нефтепродуктам — 80,5%, минерально-строительным материалам — 53% и прочим грузам — 45,5%.

                                                                                                            Таблица 11

 

Вид перевозок Объем, млн. т Удельный вес, %
Перевезено всего, 106,0 100,0
в том числе:    
местное сообщение 29,2 27,5
вывоз 19,2 18,0
ввоз 57,6 54,5

Как пример наиболее крупных внутрирайонных связей по отдель­ным грузам, можно выделить следующие:

- по нефтепродуктам: Ленинградская область (НПЗ «КИНЕФ») от­правляет 5,2 млн. т нефтепродуктов на станции, расположенные на ее
территории (преимущественно на границе с Финляндией), а также в Санкт-
Петербург — 1,9 млн. т и в Псковскую область (главным образом на
передаточные станции на границе с государствами Балтии) — 3 млн. т;

- по минерально-строительным материалам: Ленинградская область
(в основном с крупных карьеров) отправляет нерудные материалы для
потребления в области — 4,4 млн. т и в г. Санкт-Петербург — 2,9 млн. т;

- по прочим грузам: предприятие «Ленинградсланец» отправляет
сланцы на ТЭЦ Ленинградской области — 1,6 млн. т.

Наряду с внутрирайонными связями Северо-Западный район харак­теризуется разветвленной системой межрайонных связей. Около 55% (от общего объема перевозок) потребляемого в районе сырья и экс­портируемых из России различных грузов ввозятся из других эконо­мических районов и 18% готовой продукции и импортных товаров вывозятся за его пределы.

Северо-Западный район имеет отрицательный транспортный баланс: в 1997 г. ввоз превышал вывоз на 38,4 млн. т или в 3 раза.

Основные транспортно-экономические связи рассматриваемого рай­она по вывозу осуществлялись с Северным и Центральным экономи­ческими районами. На их долю приходилось 67% общего вывоза Севе­ро-Западного района.

Распределение объемов вывоза рассматриваемого района в другие регионы России с указанием отдельных видов грузов представлено в таблице 12.

Из района вывозятся минерально-строительные материалы (42% от общего вывоза), главным образом в Центральный экономический район; прочие грузы, включающие широкую номенклатуру производимых в рай­оне товаров, (31%) — преимущественно в Центральный район; нефте­продукты (13,5%) для нужд народного хозяйства и частично на экспорт с преобладанием связей с Северным и Центральным районами.

Значительные экономические связи Северо-Западного района по завозу грузов осуществляются с Северным и Поволжским районами (43% от общего ввоза), а также с Уралом и Сибирью (36%).

                                                                                                Таблица 12

 

Вывоз в

экономические рай­оны

От Северо-Западного экономического

района всего

Из них по отдельным родам грузов

нефтяные лес­ные минерально- строительные материалы химиче­ские и минеральные удобрения прочие
Всего, млн. т, 19,2 2,6 0,4 8,0 0,4 6,0
в том числе:            
Северный 3,5 1,2 0,3 0,8 0,3 0,7
Центральный 9,3 1,0 0,1 5,9 - 2,0
Волго-Вятский 0,8 - - 0,7 - -
Центрально-Черноземный 0,6 0,1 - 0,2 0,1 0,2
Поволжский 1,0 0,1 - 0,2 - 0,5
Северо-Кавказский 0,4 - - - - 0,4
Уральский 1,5 0,1 - 0,1 - 0,8
Западно-Сибирский 1,0 - - 0,1 - 0,8
Восточно-Сибирский 0,8 0,1 - - - 0,3
Дальневосточный 0,3 - - - - 0,3

 

Распределение объемов ввоза в район из других регионов России за 1997 г. с указанием отдельных видов грузов представлено в таблице 13.

Основной объем ввоза (75%) приходится на: нефтепродукты (бен­зин, керосин, дизельное топливо), поступающие в Северо-Западный район преимущественно с нефтеперерабатывающих заводов Поволжс­кого и Уральского районов; черные металлы, отгружаемые, главным образом, металлургическими комбинатами Северного и Уральского рай­онов; химические и минеральные удобрения, завозящиеся в основном из Северного (апатиты) и Уральского (калийные соли) районов, и ши­рокую номенклатуру прочих грузов, поставляемых в рассматриваемый район из всех регионов России с преобладанием поставок из Поволжс­кого и Уральского районов.

                                                                                                Таблица 13

 

Ввоз из

экономических районов

На Северо-Западный

экономиче­ский район - всего

Из них по отдельным родам грузов

нефтяные черные металлы минерально-строительные материалы химические и минераль­ные удобрения про­чие
Всего, млн.т, 57,6 18,2 7,3 2,2 6,5 11,3
в том числе:            
Северный 14,6 0,5 3,8 1,5 2,9 1,3
Центральный 5,8 2,7 0,7 0,3 0,2 1,0
Волго-Вятский 2,7 1,6 0,1 - 0,2 0,5
Центрально-Черноземный 1,7 - 0,7 0,3 - 0,4
Поволжский 10,3 5,7 - - 0,2 3,5
Северо-Кавказский 0,5 0,1 - - - 0,2
Уральский 14,2 5,3 2,4 0,1 3,0 2,6
Западно-Сибирский 6,3 2,3 - - - 0,8
Восточно-Сибирский 1,4 - - - - 0,9
Дальневосточный 0,1 - - - - 0,1

 

Доля транзита в перевозочной работе Северо-Западного экономи­ческого района незначительна. Она включает в себя объемы перевозок грузов в транспортно-экономических связях большинства регионов России с Республикой Карелия и Мурманской областью.

На конфигурации железнодорожной сети Северо-Западного района отразилось, прежде всего, положение Санкт-Петербур­гского промышленного узла на берегу Финского залива в устье р. Невы. От Санкт-Петербургского транспорт­ного узла веером расходятся восемь магистральных направлений: Санкт-Петербург — Москва; Санкт-Петербург — Волховстрой (с выходом на Мурманск и Вологду); Санкт-Петербург — Кириши — Сонково (с вы­ходом через Савелово на Москву); Санкт-Петербург — Дно — Невель (выход к границе с Беларусью) с ответвлением на Новгород; Санкт-Петербург — Псков (выход к границе с государствами Балтии); Санкт-Петербург — Ивангород — Нарвский (с выходом на Таллинн); Санкт-Петербург — Выборг (с ответвлениями на Бусловскую и Светогорск); Санкт-Петербург — Кузнечное — Хиитола. Последние два направления примыкают к железнодорожной сети Финляндии.

Для обхода Санкт-Петербургского узла, имеющего густую сеть железнодорожных линий, построена спрямляющая линия Волховст­рой — Чудово — Новгород — Луга, дающая выход с Мурманского направления на все направления, подходящие к Санкт-Петербургу с юга.

В состав железнодорожной сети района входят также широтные ли­нии: Сонково — Бологое — Дно — Псков; Ржев — Великие Луки — Завережье и далее выход на границу с Балтией через Посинь; Лихославль — Великие Луки — Невель.

Одна из ведущих магистралей Москва — Санкт-Петербург, соеди­няющая два самых крупных в стране экономических, политических и культурных центра — Москву и Санкт-Петербург, является звеном международного Критского транспортного коридора № 9 Александруполис — Димитровоград — Бухарест — Кишинев — Раздельная — Киев — Брянск — Москва — Санкт-Петербург — Бусловская — Хельсинки, к которому примыкает линия Киев (Нежин) — Жлобин — Могилев — Витебск — Новосокольники — Дно — Санкт-Петербург.

Наиболее грузонапряженными участками (в грузовом направлении) на железнодорожной сети района в 1997 г. были: Волховстрой — Мга (Ленинградская область) — 31,6 млн. т (в грузовом направлении), что превышало среднюю грузонапряженность сети России (12,7 млн. т) в 2,5 раза; Каннельярви — Выборг (Ленинградская область) — 13,6 млн. т, превышающая среднюю по сети в 1,1 раза.

На остальных участках грузонапряженность была примерно равна среднесетевой (Лодейное Поле — Волховстрой) или ниже.

 

 

Речной транспорт

Район богат внутренними судоходными водными путями. Основными судоходными реками являются: Нева, Волхов, Свирь. Судоходные озе­ра: Ладожское, Онежское, Ильмень, Псковское и Чудское. В 1997 г. всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 11,6 млн. т грузов.

Реки Нева, Свирь и Онежское озеро составляют часть Волго-Бал-тийской судоходной системы, по которой в 1997 г. прошло 15 млн. т грузов. Однако эта важнейшая водная система в целом находится в критическом положении из-за аварийного состояния шлюзов. Для ее нормального функционирования нужны инвестиции для проведения ремонтных работ.

В районе Выборга функционирует водная система Саймаа. Водная система Саймаа — это канал, открытый 29 лет назад, арендуемый Финляндией у России (срок аренды кончается в 2013 г.). Все 8 шлю­зов от Выборгского залива до Саймаа обслуживаются финскими влас­тями и лишь на отрезке протяженностью в 21 морскую милю от устья канала до международных вод проводку осуществляет русский лоцман. Ежегодно по каналу перевозится минеральное сырьё и продукция лес­ной промышленности, в среднем 1,5 млн. т.

Морской транспорт

Перевозочная деятельность в Северо-Западном экономическом районе осуществляется всеми видами транспорта. Перевозки грузов морским транс­портом внутри района незначительны. Велика роль морского транс­порта в осуществлении внешнеторговых связей как самого района, так и других регионов страны через торговые порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктом Высоцк).

Морской порт Санкт-Петербург — «морская столица России» — крупнейший транспортный узел на северо-западе страны. Порт распо­ложен в восточной части Финского залива на островах в дельте р. Невы. Порт работает в круглогодичном режиме, с декабря по март навигация поддерживается с помощью ледоколов.

Структурно Санкт-Петербургский порт (или Большой порт Санкт-Петербург) состоит из ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», специ­ализированного лесного порта, а также других причалов, переработку грузов на которых осуществляют другие компании.

ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» осуществляет основной объем перевалки грузов в этом воднотранспортном узле. Порт располагает 53 причалами для обработки и отстоя судов общим протяжением 8,4 км (7,2 км — для обработки судов). Глубины у причалов составляют 8 -11,5 м, что позволяет обслуживать суда дедвейтом до 40 тыс. т. Мощ­ность порта рассчитана на перевалку более 13 млн. т грузов в год.

Порт состоит из четырех районов. Первый район специализируется на перегрузке внешнеторговых генеральных и навалочных грузов. На причалах второго района осуществляется перевалка генеральных экс­портно-импортных грузов, прежде всего, перевозимых на регулярных линиях. Третий район ориентирован на перегрузку автотранспортной техники, оборудования, лесоматериалов и навалочных зерновых гру­зов. Здесь же расположен оснащенный современной техникой контей­нерный терминал, обеспечивающий среди прочих перевалку контейнеров, следующих транзитом по территории России между портами Восточной Азии и Европы. Четвертый район специализируется на пе­ревалке угля. Кроме того, на его причалах перегружаются металлы, оборудование, другие генеральные грузы, зерно, сахар-сырец навалом. В этом же районе расположена бункеровочная база.

Порт ежегодно посещает более двух тысяч судов. Функционируют автомобильные паромные переправы на порт Калининград, порты Гер­мании и Швеции.

Порт является одним из лучших по техническому оснащению в Рос­сии. Он имеет развитые железнодорожные и автомобильные подходы, а по р. Неве порт связан системой глубоководных внутренних судоходных путей с важнейшими промышленными и сельскохозяйственными регио­нами России, государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Несмотря на снижение общего объема грузопереработки по систе­ме морского флота РФ грузооборот ОАО «Морской порт Санкт-Пе­тербург» в 1997 г. составил 9,0 млн. т.

Общий грузооборот Большого порта Санкт-Петербург в 1997 г. составил почти 20,6 млн. т, в том числе наливные грузы — более 5,7 млн. т, навалочные — 2,8 млн. т, генеральные — 10,2 млн. т, лесные — 1,7 млн. т.

Морские торговые порты Выборг и Высоцк расположены в 60 милях северо-западнее Санкт-Петербурга. Навигация круглогодичная, зимой — с ледокольным обеспечением. Суммарная мощность портов по перевалке грузов — 3,9 млн. т в год. Глубина у причалов в Выборге — 6,5-8,5 м (глубина подходного канала - не менее 6 м), в Высоцке — 9,4 м.

Грузооборот этих портов в 1997 г. составил более 2,4 млн. т, в том числе 2,0 млн. т навалочных грузов, 0,25 млн. т лесных и 0,19 млн. т генеральных грузов.

Порт Выборг из-за стесненности территории и малых глубин на подходах имеет ограниченные возможности для развития.

По Государственной программе «Возрождение торгового флота России», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 996 от 08.10.93 г., в Финском заливе намечается построить новые пор­ты. Эти порты будут важным звеном в транспортной инфраструкту­ре всего Северо-Западного экономического района России и соста­вят конкуренцию портам стран Балтии.

Новый порт Усть-Луга проектной мощностью 35 млн. т расположен в Лужской Губе (Кингисеппский район Ленинградской области) в 100 км от Санкт-Петербурга и предназначен для перевалки сухогрузов — угля, минудобрений, сахара, зерна, лесоматериалов.

Порт Приморск (Выборгский район Ленинградской области), рас­положенный в 130 км от Санкт-Петербурга, предназначен для экспор­та сырой нефти, нефтепродуктов, жидких химических грузов, сжижен­ных газов в объеме 45 млн. т в год.

Порт в бухте Батарейная (Ломоносовский район Ленинградской области) находится в 60 км от Санкт-Петербурга и будет предназначен для экспорта нефтепродуктов в объеме до 15 млн.т.

Строительство портовых комплексов должно осуществляться по этапам. Сроки введения в эксплуатацию зависят от привлечения как российского, так и иностранного капитала (2005-2010 гг.).

Все эти объекты находятся в зоне обслуживания Октябрьской же­лезной дороги. Перспективы вышеназванного строительства вплотную затрагивают и ее интересы. Необходимо рассматривать вопрос в комп­лексе — не только строить сами порты и припортовые станции, но и решать технико-эксплуатационные проблемы более отдаленных желез­нодорожных подходов к портам.



2020-03-19 173 Обсуждений (0)
Железнодорожный транспорт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Железнодорожный транспорт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)