Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление института Президентства в России



2020-03-19 322 Обсуждений (0)
Становление института Президентства в России 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ.

 

В нашей стране институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституции в государстве.

Учитывая роль Президента в жизни современной России очень важно политическими и правовыми средствами обеспечить избрание на эту должность достойных людей.

Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.

Цель работы: показать специфическую роль института президента в условиях формирования гражданского общества, политического плюрализма, организации государственной власти на новых принципах.

Так же ставлю перед собой вопросы, ответы на которые надеюсь найти в конце своего исследования. Необходим ли для России такой орган власти как институт Президентства? В связи с его появлением в нашей стране, к какому способу правления можно отнести нашу страну? Несомненно, она относится к самому распространенному типу управления – к республике, но тут же возникает вопрос о том какая это республика? Насколько сильной является власть президента? И каким образом это закреплено в российском законодательстве? Наделен ли президент правами «монарха» и способен ли он установить авторитарный режим или же есть какая-то сдерживающая сила?

На эти и на другие вопросы я постараюсь найти ответ в своем исследовании. Основой исследования будет служить главным образом Конституция и Федеральный Закон «О выборах президента».

 

 

ГЛАВА 1. ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ.

Становление института Президентства в России

 

Термин «президент» в буквальном переводе с латинского означает «сидящий впереди». В эпоху античности президентами называли тех, кто председательствовал на различных собраниях.

В современном понимании президент республики — это глава государства.

Родиной института президентов являются США. Именно там в 1787 г. Конституционный конвент учредил пост президента. В Европе первыми странами, где была введена должность президента в 1848 г., стали Франция и Швейцария. В настоящее время этот пост имеется более чем в 150 странах мира.

В СССР должность президента была учреждена в 1990 г., а в РСФСР — в 1991 г.

Правда, идея учреждения поста Президента СССР возникла давно. Впервые — при подготовке проекта Конституции СССР 1936 г. Но И.В. Сталин отверг идею института избираемого населением Председателя Президиума Верховного Совета.

Вновь эта идея возникла в 1964 г., когда на заседании Конституционной комиссии, работавшей над проектом Конституции СССР — конституции периода развернутого строительства коммунизма, Н.С. Хрущев предложил учредить пост президента.

При подготовке XIX Всесоюзной партконференции (1988 г.) и в ходе ее работы вновь после длительного перерыва также обсуждался вопрос о введении поста президента, но положительно он не был решен. А в 1990 г. этот вопрос стал предметом активного обсуждения на Внеочередном III Съезде народных депутатов СССР, который и учредил должность Президента СССР. Первым (и последним) Президентом СССР был избран М.С. Горбачев.

Первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Законом «О Президенте РСФСР» Президент определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти РСФСР. Он мог издавать указы на основе и во исполнение Конституции и законов, решений Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Его указы не могли противоречить Конституции и законам. Съезд или Верховный Совет на основании заключения Конституционного Суда могли отменять президентские указы в случае их противоречия Конституции, законам, решениям Съезда и Верховного Совета РСФСР.

Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л. А. Окуньков, глубоко исследовавший институт президента в России, обращает внимание на то обстоятельство, что в последующие годы на уровень высшей должности стали претендовать и руководители других высших государственных органов. Может быть, по этой причине Конституция 1993 года и законодательство о государственной службе вообще отказались от термина «высшее должностное лицо», исходя из самостоятельности трех ветвей власти.

Из прежнего Закона о Президенте в новую Конституцию не включен ряд нормативных положений. Так, согласно упомянутому Закону 1991 г. «Президент РСФСР не может быть народным депутатом. На время выполнения своих полномочий Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях. Президент РСФСР не занимает никакие другие должности в государственных и общественных органах и организациях»[i].

Вопрос о приостановлении членства в политических партиях не утратил своей актуальности, и сейчас это положение, по мнению Л.А. Окунькова, следовало бы восстановить, учитывая характер и последствия партийного членства для Президента. Хотя высказываются и другие суждения, о формальном значении этой нормы для лиц, имеющих на этот счет твердые политические убеждения и избранных от тех политических партий, лидерами которых они являются. Думается, что в условиях острой политической конфронтации на данном этапе Президент должен как глава государства делать выбор в пользу беспартийности[ii].

Представляя президентский проект конституции, один из ее авторов, С.С. Алексеев, так охарактеризовал новое содержание президентской власти: «Глава государства — это глава. Его ответственность — за целостность государства. Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует Правительство. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Причем Федеральное Собрание - это законы. Правительство — это управление. Суды — это правосудие. Каждый занимается своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое. Вот почему через проект протянута идея президентского начала, может быть, не в том виде, как это закреплено в учебниках, каких-то классических формах. Но президентское начало как главенствующее»[iii].

С.С. Алексеев, уточнил концепцию о сущности президентско-парламентской республики, где глава государства — Президент обеспечивает целостность государства, функционирование исполнительной власти, преодолевает кризисные ситуации, «где монополия законодательной власти принадлежит Федеральному Собранию, которое осуществляет высший парламентский контроль, где реализуется на самом высоком уровне правосудие судом, — и все это в условиях развернутого, надо надеяться, последовательного парламентаризма»[iv].

Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д. Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления, по мнению ряда ученых, установлена президентская республика.

Сторонники президентской республики в России исходят из того положения, которое занимает Президент в государственном механизме фактически. И это действительно так. Но все же по сравнению с традиционными президентскими республиками Российская Федерация обладает рядом особенностей.

Наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль президента за деятельностью правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентской республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

В тех государствах, где присутствуют элементы парламентаризма в президентской республике или элементы президентской республики в парламентской, форму республиканского правления можно считать смешанной или полупрезидентской .

В полупрезидентской республике обычно президент избирается населением путем прямых выборов; является главой государства; исполнительную власть президент осуществляет совместно с главой правительства, которое должно пользоваться доверием парламента; правительство несет ответственность перед парламентом и частично перед президентом, который обладает правом роспуска парламента.

В соответствии с Конституцией (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

 

 

Выборы Президента РФ.

Согласно ч. 1 ст. 81 Конституции РФ Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Результаты выборов Президента РФ определяются по мажоритарной системе

Активное избирательное право обеспечивается отсутствием различного рода имущественных ограничений, ценза оседлости и обеспечивается включением всех граждан Российской Федерации в списки избирателей. Ограничение права избирать и быть избранным четко зафиксировано в ст. 32 Конституции, которая гласит: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Что же касается пассивного избирательного права — права быть избранным Президентом, то оно включает ряд дополнительных условий, вытекающих из особой роли и ответственности главы государства. Конституция РФ (ст. 81) устанавливает два дополнительных условия. Первое — более высокий возраст для Президента по сравнению с активными избирателями. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. И второе — так называемый «ценз оседлости» — постоянное проживание в России не менее десяти лет.

Условие постоянного проживания комментируется по-разному. Одни считают, что речь может идти только о проживании в России не менее десяти лет суммарно. Другие полагают, что требуется непрерывное постоянное проживание в течение указанного срока на день выборов.

Согласно прежнему Закону «О Президенте РСФСР», Президент избирался сроком на 5 лет. Позднее срок полномочий Президента составлял четыре года, по истечении которого должны быть проведены новые выборы. После поправок к конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок полномочий.[v]

Согласно ч. 3 ст. 81 Конституции РФ одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Это положение направлено на обеспечение реальной преемственности в целях периодического замещения должности Президента и направлено на упорядоченную передачу власти от одного Президента другому.

Ограничение числа переизбраний препятствует авторитаристским тенденциям единоличной власти, долгосрочному властвованию в государственных структурах сторонников одной политической партии (группировки), поддерживающей курс Президента. Ясно, что при отсутствии возможности переизбрать Президента практически ничтожны шансы его оппозиции мирным путем получить пост главы государства.

Вместе с тем Конституция, по мнению ряда исследователей, сохраняет за бывшим Президентом возможность переизбрания на третий, четвертый и следующий срок, «лишь бы этот новый срок был отделен от первых двух «чужим» президентством»[vi].

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (1999 г.) граждане Российской Федерации, политические общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, т.е. осуществлять деятельность, побуждающую или имеющую целью побудить избирателей к участию в выборах Президента, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата.

- Расходы на подготовку и проведение выборов Президента РФ производятся за счет федерального бюджета.

- Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

- Подготовка к проведению выборов Президента РФ осуществляется открыто и гласно.

Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[vii].

Назначение Выборов

Проведение выборов Президента РФ в сроки, установленные Конституцией РФ, является обязательным.

Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 150 дней и не позднее чем за 120 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В случае, если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе или в третье воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов.

В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В случае, если Совет Федерации не назначит своевременно досрочные выборы Президента, выборы Президента РФ проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое или во второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. В случае досрочных выборов сроки осуществления избирательных действий сокращаются на четверть.

Одной из главных особенностей третьих выборов Президента Российской Федерации явилось то, что они проводились досрочно.

В связи с прекращением первым Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации 5 января 2000 года на основании статей 92 и 102 Конституции Российской Федерации назначил выборы Президента Российской Федерации на 26 марта 2000 года.

 

Голосование и определение

Решающая роль в выборе Президента принадлежит источнику власти — народу. Именно избиратели своим голосованием определяют кто достоин быть Президентом России.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Проблема активности избирателей на выборах является одной из наиболее значимых в избирательном процессе как с точки зрения уровня правовой культуры избирателей, так и в плане признания легитимности формируемой государственной власти.

 

Признание выборов несостоявшимися и недействительными.

В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации»

Центральная избирательная комиссии признает выборы Президента РФ несостоявшимися в случае:

а) если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

б) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента РФ недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

б) в случае, если количество избирательных участков, где итоги голосования признаны недействительными, составляет не менее одной четвертой от общего количества избирательных участков;

в) по решению суда.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает, что в случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Повторное голосование проводится через 21 день после дня голосования на общих выборах. Если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру, по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации второй кандидатурой для проведения повторного голосования признается зарегистрированный кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатур, по которым Центральная избирательная комиссия Российской Федерации первоначально назначила повторное голосование. В этом случае повторное голосование проводится в первое воскресенье по истечении 14 дней со дня подачи заявления.

По итогам повторного голосования избранным на должность Президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

В случае, если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает повторные выборы Президента Российской Федерации.

Голосование на повторных выборах Президента Российской Федерации проводится не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов либо не позднее чем через три месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Выдвижение и регистрация кандидатов, другие избирательные действия, связанные с проведением повторных выборов Президента Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Правда, при проведении повторных выборов Президента Российской Федерации сроки избирательных действий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

При проведении повторных выборов Президента Российской Федерации кандидатами не могут быть вновь выдвинуты те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих вы­боров или выборов при повторном голосовании недействительными,



2020-03-19 322 Обсуждений (0)
Становление института Президентства в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление института Президентства в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)