Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационные формы управления наукой



2020-03-17 214 Обсуждений (0)
Организационные формы управления наукой 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для инновационного предпринимательства важно наличие предпринимательской среды, которая позволяет находить требуемые формы для реализации идей, нововведений. Элементами такой среды служат, во-первых, инвесторы со свободными финансовыми ресурсами и товаропроизводители со свободными мощностями, во-вторых, необходимая инфраструктура.

В Российских условиях действуют как временные организационные формы инновационного предпринимательства (присвоение соответствующего статуса), так и постоянные. До 1991г. - первого года перехода к рынку - широкое распространение получили организационные формы, объединяющие усилия науки и производства. Так появились научно-производственные и производственные объединения (НПО и ПО), научно-производственные комплексы (НПК), продолжали действовать специализированные научно-исследовательские институты (НИИ), проектно-конструкторские и технологические бюро (ПКБ, КБ).

В качестве одной из временных организационных форм инновационной деятельности выступает государственный научный центр (например, Государственный научный центр России, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, действующий на базе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета).

Создание инфраструктуры инновационного предпринимательства в настоящее время осуществляется также путем создания технологических парков, инновационных инкубаторов, технополисов.

В отечественной практике технопарки появились в 1992г. как первые элементы рыночно ориентированной инновационной инфраструктуры. Приказом Миннауки РФ от 26 марта 1993г. №61 было дано определение технопарку как организации, имеющей тесные связи с одним или несколькими высшими учебными заведениями или научными центрами, промышленными предприятиями, региональными и местными органами власти и управления для осуществления формирования современной инновационной среды в целях поддержки инновационного предпринимательства. Для этого технопарк создает материально-техническую, социально-культурную, сервисную, финансовую и иную базы для эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и передает их на рынок научно-технической продукции. В состав технопарка, как правило, входят бизнес-инкубаторы.

Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных форм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Бизнес-инкубатор выполняет ряд функций:

• обеспечивает поддержку фирм путем предоставления им на льготных условиях оборудования для опытного производства, оказания консультационных услуг, ввода неизвестных фирм в круг бизнеса, правовой и консультационной помощи;

• способствует успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии;

• выполняет образовательную функцию.

Технополис также является важным элементом рыночной экономики инновационного направления. Он представляет собой форму объединения инновационных компаний, высших учебных заведений, предприятий, консультационных, маркетинговых, инновационных и других организаций сферы услуг, подразделений государственных и муниципальных органов в единый механизм.

Развитие технополисов дополняется созданием финансово-промышленных групп (ФПГ) - групп юридических лиц, объединивших полностью или частично свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленных групп. Основной целью ФПГ является интеграция технологически и (или) организационно связанных организаций в целях реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности продукции (работ, товаров, услуг).

В российской практике для решения преимущественно оборонных задач использовалась форма наукограда. Согласно Федеральному закону «О статусе наукограда Российской Федерации» муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования.

Научно-производственный комплекс наукограда включает совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельности, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Критерии, которым должен соответствовать научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, следующие:

• численность работающих в организациях научно-производственного комплекса - не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования;

• объем научно-технической продукции в стоимостном выражении - не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования (или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции - не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сфер).

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установлением срока этого статуса.

Для наукограда утверждаются приоритетные направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки персонала. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда дает ему право на финансирование из федерального бюджета.

В современных условиях важное значение имеет венчурное предпринимательство. Венчурное предприятие (от англ. venture -рискованный) - рискованное начинание. Венчурное финансирование - вложение финансовых средств в рискованный проект или рискованное предприятие. Самим понятием «рискованный» или «рисковый» подразумевается, что инвестор и предприниматель, претендующий на получение денежных средств, входят во взаимоотношения с некоторой долей авантюризма.

Отличительными чертами венчурного финансирования являются:

осуществление вложений в акционерный или складочный капитал предприятия;

высокий риск финансовых вложений;

отсутствие ликвидности в течение продолжительного периода;

возврат по инвестициям осуществляется за счет продажи акций (доли в складочном капитале).

Если за период использования венчурного капитала предприятие добивается успеха (то есть его стоимость в течение 5-7 лет увеличивается в несколько раз по сравнению с первоначальным), то риски обеих сторон считаются оправданными, и венчурный инвестор продает принадлежащий ему пакет акций по цене, в несколько раз выше первоначального вложения. При неблагополучном развитии предприятия венчурный капитал может быть потерян либо вернуться без прибыли.

Первые элементы инновационной инфраструктуры - научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы - были созданы в России на базе высших учебных заведений в начале 90-х годов в Томске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.). В середине 90-х годов появляются технопарки, организуемые на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ). Следующим шагом было появление региональных технопарков, созданных для развития производства наукоемкой продукции. Такие технопарки имели собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональных властей и довольно успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы. В конце 90-х - начале 2000-х годов с участием Минпромнауки России была создана сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ), которые по решаемым задачам во многом пересекаются с технопарками. Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания.

Поэтому в отличие от технопарков, которые должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, ИТЦ были призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому должны были создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах. С 2003 г. развивается сеть центров трансфера технологий (ЦТТ), задачей которых является ускорение коммерциализации научно-технических результатов, обеспечение создания малых инновационных предприятий, в том числе в составе технопарков и инновационно-технологических центров. В настоящее время в регионах России действуют более 100 организаций, выполняющих функции технопарков. Кроме упомянутых элементов созданы и функционируют предприятия информационного обеспечения инновационной деятельности, подготовки кадров, финансирования и т.п.

Результатом функционирования инновационной инфраструктуры является оказание услуг по разработке и использованию интеллектуальных продуктов и инноваций. Поэтому в структуру инновационной инфраструктуры можно включить следующие подотрасли. Инноватику - включает в себя такие инфраструктурные блага и ресурсы как технологические, продуктовые и бизнес-инновации. Науку, результатом деятельности которой являются научные открытия, научные разработки, идеи. Венчурный бизнес, который направлен на осуществление инновационных рисковых проектов. Исходя из этого в инновационной инфраструктуре можно выделить несколько составляющих: это производственно-технологическая, консалтинговая, финансовая, кадровая, информационная и сбытовая.

Производственно-технологическая составляющая предназначена для создания условий доступа предприятий к производственным ресурсам. Сюда можно отнести инновационно-технологические центры и технопарки, инновационно-промышленные комплексы, технологические кластеры, технико-внедренческие зоны, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием

Одним из элементов современной инновационной инфраструктуры, как уже говорилось выше, являются технополисы. Это организационная форма сращивания фирм, инновационных компаний, высших учебных заведений, консультационных, инновационных и других предприятий, соответствующих подразделений государственных и муниципальных органов в единый механизм.

В структуру технополиса могут входить, в зависимости от характера и объема выполняемых функций следующие разновидности инновационных структур. Это, во-первых, инновационные центры, предназначение которых заключается в оказании содействия преимущественно новым фирмам, связанным с наукоемкими технологиями.

Во-вторых, исследовательские или научные парки, которые обслуживают как новые, так и вполне зрелые фирмы, поддерживают тесные связи с университетами или НИИ (часто располагаются в живописных местах).

В-третьих, технологические парки, представляющие собой оптимально организованные научно-промышленные зоны, где осуществляется сотрудничество и обмен идеями и информацией между предприятиями и научными организациями в целях внедрения нововведений. У технопарков имеется в распоряжении целая сеть наукоемких фирм и производств.

В-четвертых, технологические центры, представляющие собой обслуживающие предприятия, создаваемые для развития новых высокотехнологичных фирм.

В-пятых, конгломераты (пояса) технокомплексов и научных парков, связанные с превращением в высокотехнологичные зоны целых регионов.

Технополисы представляют собой научно-производственные комплексы, осуществляющие всю технологическую цепочку от фундаментальных исследований до продажи новой продукции. Деятельность технополиса также подразумевает создание благоприятных предпосылок, условий для роста и успешного функционирование наукоемких предприятий и малых фирм, путем внедрения новых технологий, предоставления определенных финансовых кредитов, льгот и т.д.

В технополисах формируется правовая среда для деятельности венчурных (рисковых) предприятий, соответствующая материальная база, что позволяет отбирать на конкурентной основе проекты для создания новой техники и технологий, готовить кадры, ориентированные на предпринимательскую деятельность и новые технологиии, проводить прикладные исследования на современном уровне, корректировать разработанные технологии, процессы для их промышленного освоения, создавать предпринимательские структуры и концентрировать научные силы по тому или иному направлению НТП.

В результате создается всесторонне подготовленная к инновациям среда для реализации новых идей, конкурентоспособных на мировом рынке.

Различные типы (виды) технополисов создаются в России на базе учебных и научно-исследовательских институтов, поддерживающих тесные контакты с промышленностью. Они существуют в таких формах, как совместное предприятие, акционерное общество, ассоциация.

Так, например, уже функционируют совместное российско-итальянское предприятие "Технопарк" в Москве, Томский научно-технологический парк в виде ассоциации предприятий и институтов, "Санкт-Петербургский международный технопарк", акционерное общество "Санкт-Петербургский кибернетический технопарк", технопарк ОрелГТУ и др.

Проекты технополисов и технологических парков разрабатываются также в Саратове, Зеленограде, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Челябинске, Троицке, Заречном (под Екатеринбургом).

Таким образом, главной задачей при развитии технополисов является создание и развитие эффективных экономических и технологических субъектов инфраструктуры - технопарков, технологических бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, отраслевых инновационных лабораторий, центров коммерциализации и трансфера технологий и др.

Следует отметить, что технопарк - это новая форма территориальной интеграции науки. Однако, несмотря на некоторые успехи в деятельности российских технопарков, их материальная и финансовые базы не позволяют реализовать требуемое на современном этапе интенсивное развитие крупных высокотехнологичных инновационных предприятий.

Поэтому в марте 2006 года Правительство Российской Федерации одобрило разработанную Мининформсвязи России государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», основными задачами которой являются:

повышение инвестиционной привлекательности высокотехнологичных отраслей экономики, обеспечение увеличения объемов иностранных инвестиций;

создание условий для размещения международными высокотехнологичными компаниями своих производств на территории Российской Федерации;

увеличение объема экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями в сфере высоких технологий.

Функции по обеспечению координации работы по реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» на межведомственном уровне, а также по планированию бюджетных средств были возложены Правительством Российской Федерации на Мининформсвязи России.

В соответствии с государственной программой в 2006-2010 годах технопарки в сфере высоких технологий планируется создавать на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, Республики Татарстан и г. Санкт-Петербурга. Мининформсвязи России совместно с указанными субъектами Российской Федерации подготовило подробные предложения о создании технопарков в сфере высоких технологий, включая расчеты объемов государственной поддержки, в соответствии с которыми в федеральном бюджете на 2007 год предусмотрены расходы на финансирование мероприятий по разработке проектно-сметной документации на строительство объектов инфраструктуры технопарков, а также на строительство и реконструкцию объектов технопарков в объеме более 2 млрд. рублей.

В целях стимулирования развития инновационного предпринимательства и привлечения в создаваемые технопарки крупных высокотехнологичных компаний, а также малых предприятий отрасли Мининформсвязи России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации продолжена работа по формированию предложений по введению на федеральном и региональном уровнях преференциальных условий для потенциальных инвесторов и резидентов технопарков.

В конце XX века в России начала реализовываться межведомственная программа «Активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере», в которой участвовали Миннауки, Минобразования, Российский фонд технологического развития. Ее цель - это объединение усилий для создания инфраструктуры инновационной деятельности нового типа, которая получила название инновационно-технологических центров. Они представляют собой корпоративное образование, состоящие из нескольких десятков территориально разрозненных малых фирм. Причем такая структура может быть тематически ориентирована на различные направления научно-исследовательских разработок, определенные этапы жизненного цикла инноваций.



2020-03-17 214 Обсуждений (0)
Организационные формы управления наукой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационные формы управления наукой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)