Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы



2020-03-17 313 Обсуждений (0)
Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

(контрольный эксперимент)

Для того чтобы проверить результаты нашей опытно-экспериментальной работы, по окончании формирующего эксперимента мы выявляли итоговый уровень орфографической грамотности учащихся экспериментального и контрольного классов в словах с непроверяемыми орфограммами.

С этой целью школьникам предлагалось написать контрольный диктант, в который вошли следующие 15 слов: дорога, сегодня, малина, огород, картина, столица, солдат, спасибо, квартира, лопата, молоток, урожай, трамвай, горох, корабль.

Значение и правописание отобранных нами слов в экспериментальном классе было разобрано в ходе формирующего эксперимента с опорой на их этимологический анализ.

Результаты выполнения диктанта представлены в таблицах № 3,4.

В 3 "А", контрольном классе, количество испытуемых составило 23 ученика. Из них написали диктант без ошибок 12 учеников, допустили в диктанте 1 - 2 ошибки 9 учеников и 2 ученика сделали более 3 ошибок. Общее количество ошибок, допущенных учащимися в диктанте - 24. Среднее количество ошибок в контрольном диктанте, составило 5%. Уровень орфографической грамотности учащихся равен 95%

Таблица № 3

Результаты диктанта в 3 "А", контрольном, классе

Уч-ся 3 "А"

Кол-во орфографических ошибок в словах

с непроверяемыми орфограммами

имя д о р о г а   с е г о д н я м а л и н а о г о р о д к а р т и н а   с т о л и ц а   с о л д а т   с п а с и б о к в а р т и р а л о п а т а м о л о т о к у р о ж а й т р а м в а й г о р о х к о р а б л ь   Кол-во ошибок у уч-ка
1 Марк Ш. - - - - - - - 1 - - - - - - - 1
2 Алёша К. - - - - - - - - - - - 1 - - 1 2
3 Андрей И. - - - - - - - - - - - - - - - 0
4 Валя Т. - - - - - - - - - - - - - - - 0
5 Вика Б. - - - - - - 1 - - - - - - - 1 2
6 Платон М. - - - - - - - - - - - - - - - 0
7 Анна Ш. - - - - - - 1 - - - - - - - - 1
8 Наташа С. - - - - - 1 - - - - - 1 - - - 2
9 Ванаг Д. - - - - - - - - - - - - - - - 0
10 Дарина Л. - - - - - - 1 - - - - - - - 1 2
11 Владик А. - - - - - - - - - - - - - - - 0
12 Сергей Л. - - - - - - - - - - - - - - - 0
13 Влад Б. - - - - - - - 1 - - - - - - 1 2
14 Надя Б. - - - - - - 1 - - - - - - - - 1
15 Стефа В. - - - - - - - - - - - - - - - 0
16 Анна Е. - - - - - - 1 1 - - - - - - - 2
17 Гоша Г. - - - - - - - - - - - - - - - 0
18 Аня К. - - - 1 - - 1 - - 1 - 1 1 - 1 6
19 Лиза С. - - - - - - - - - - - - - - - 0
20 Алексей М. - - - - - - - - - - - - - - - 0
21 Лёша К. - 2 - - - - - - - - - 1 - - - 3
22 Саша П. - - - - - - - - - - - - - - - 0
23 Филипп К. - - - - - - - - - - - - - - - 0

 

 

Общ.

кол-во

ошибок

Кол-во

учащихся

 Количество ошибок в каждом слове

23

0 2 0 1 0 1 6 3 0 1 0 4 1 0 5 24

 

Таблица № 4

Результаты диктанта в 3 "В", экспериментальном, классе

Уч-ся 3 "В"

Кол-во орфографических ошибок в словах

с непроверяемыми орфограммами

имя д о р о г а   с е г о д н я м а л и н а о г о р о д к а р т и н а   с т о л и ц а с о л д а т с п а с и б о к в а р т и р а л о п а т а   м о л о т о к у р о ж а й т р а м в а й г о р о х к о р а б л ь   Кол-во ошибок у уч-ка
1 Антон Ц. - - - - - - - - - - - - - - - 0
2 Серафима П. - - - - - - - - - - - - - - - 0
3 Марина С. - - - - - 1 - - - - 1 - - - - 2
4 Денис К. - - - - - - - - - - - - - - - 0
5 Анна У. - - - - - - - - - - - - - - - 0
6 Карен Ч. - - - - - - - - - - - - - - - 0
7 Вася Б. - - - - - - - - - - - - - - - 0
8 Саша М. - - - - - - - - - - - - - - - 0
9 Даша Т. - - - - - - - - - - - - - - - 0
10 Юлия Л. - - - - - - - - - - - - - - - 0
11 Дурсун А. - - - - - - - - - - - - - - - 0
12 Володя С. - - - - - - - - - - - - - - - 0
13 Саша Ж. - 1 - - - - - - - - - - - - - 1
14 Марина Т. - - - - - - - - - - - - - - - 0
15 Саша Р. - - - - - - 1 - - - - - - - - 1
16 Дима Г. - - - - - - - - - - - - - - - 0
17 Вика С. - - - - - - - - - - - - - - - 0
18 Анжелика К. - - - - - - - - - - - - - - - 0
19 Оля М. - - - - - - - - - - - - - - 2 2
20 Аня О. - - - - - - - - - - - - - - - 0
21 Евгения Ч. - - - - - - - - - 1 - - - - - 1
22 Женя С. - - - - - - - - - - - - - - - 0

Кол-во

учащихся

Количество ошибок в каждом слове

Общ. кол-во ошибок

22

0 1 0 0 0 1 1 0 0 1 1 0 0 0 2 7

В 3 "В", экспериментальном классе, количество испытуемых составило 22 ученика. Из них написали диктант без ошибок 17 учеников, допустили в диктанте 1 - 2 ошибки 5 учеников. Общее количество ошибок, допущенных учащимися в диктанте - 7. Среднее количество ошибок составило 1,5%. Следовательно, уровень орфографической грамотности учащихся экспериментального класса равен 98,5%.

Анализ результатов диктанта показал, что общее количество ошибок учащихся экспериментального класса уменьшилось в 4,8 раза, в то время как общее количество ошибок учащихся контрольного класса увеличилось с 19 до 24. Свои показатели в экспериментальном классе улучшили 13 учеников.

Из приведённой ниже диаграммы мы можем наглядно увидеть, как изменился уровень орфографической грамотности учащихся экспериментального и контрольного классов в сравнении с исходным.

Уровень орфографической

грамотности учащихся (в %)


 

Уровень орфографической грамотности учащихся экспериментального класса по сравнению с исходным повысился на 5,2%, а уровень орфографической грамотности учащихся контрольного класса понизился на 1,7%.

Сравнивая результаты контрольного и экспериментального классов, мы видим, что изначально уровень орфографической грамотности учащихся экспериментального класса был на 3,4% ниже, чем в контрольном классе. Но после формирующего эксперимента, во время которого словарно-орфографическая работа велась на основе этимологического анализа слов, уровень орфографической грамотности учащихся экспериментального класса в словах с непроверяемыми орфограммами стал на 3,5% выше, чем у учащихся контрольного класса.

Результаты говорят о значительной ценности этимологического анализа как методического приёма словарно-орфографической работы.


Заключение

 

Поставленные нами задачи полностью решены: проанализировав психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу, мы определили понятия словарно-орфографической работы, этимологии и этимологического анализа; описали основные приёмы словарно-орфографической работы; обосновали возможность и необходимость проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа.

В процессе наблюдения за организацией словарно-орфографической работы в начальной школе мы установили, что в основе словарно-орфографической работы в начальных классах лежит механическое запоминание слов с непроверяемыми орфограммами, а этимологический анализ, несмотря на его большую воспитывающую и практическую ценность, в начальных классах не применяется или применяется эпизодически в целях развития познавательного интереса учащихся.

В ходе нашего исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа в третьих классах общеобразовательной начальной школы № 618. В основу словарно-орфографической работы мы положили этимологический анализ слова. Результатами этой работы стало повышение уровня орфографической грамотности у учащихся экспериментального класса на 5,2% в сравнении с исходным. Из 22 учащихся 17 учеников написали контрольный диктант без ошибок. Свои показатели улучшили 13 учеников.

Так как критерием эффективности словарно-орфографической работы является уменьшение количества орфографических ошибок в словах с непроверяемыми орфограммами, следовательно, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают нашу гипотезу. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе проходит более эффективно, если в её основе лежит этимологический анализ.

Проведённое исследование позволяет утверждать, что работа по этимологическому анализу слов с непроверяемыми орфограммами в начальной школе действительно перспективна и должна проводиться системно, с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся. Кроме того, вследствие обогащения словаря с опорой на этимологию у младших школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, о связи языка с историей страны, народа, о взаимодействии языков мира, закладываются основы лингвистического мышления. Этимологический анализ способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.


Литература

 

1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М.: Просвещение, 1966

2. Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Олма-Пресс, 1999, с.221 - 285

3. Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове // Начальная школа. - 1997. - № 1. - с.32 - 33

4. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Виды работ над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка. - Тула, 1995

5. Ераткина В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1995

6. Закожурникова М.Л., Кустарёва В.А., Рождественский Н.С. Русский язык: Учебник для 3 класса трёхлетней начальной школы. - 21-е изд. - М.: Просвещение, 1997

7. Кохичко А.Н. Проблема использования исторического комментария при обучении младших школьников русскому языку: Дис… канд. пед. наук. - М., 1996

8. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа. - 1998. - № 1. - с.55-60

9. Кохичко А.Н. Этимология в помощь орфографии. - Мурманск, 1995

10. Куропаткина Т.И. Комментарий к упражнениям по русскому языку для 2 класса: Рабочая тетрадь-раскраска.1 часть. - Самара: Изд-во Сам ГПУ, 1996

11. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003

12. Лёвушкина О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся: Дис… канд. пед. наук. - Ульяновск, 2000

13. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Высшая школа: Academia, 1999, с.215

14. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. - 2-е изд. - М., 2001

15. Никитина Е.И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 4 классе // Обучение орфографии в восьмилетней школе: Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1974

16. Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. - М., 1992

17. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. - М., 1986

18. Подшибякина Н.А. Этимологический анализ как средство повышения интереса учащихся 4 - 6 классов к урокам русского языка: Дис… канд. пед. наук. - Волгоград, 1985

19. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 2 класса начальной школы. - М.: Просвещение, 2002

20. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. - М.: Просвещение, 1964

21. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. - М.: Дрофа, 1997

22. Рамзаева Т.Г. Система обучения русскому языку и речи в 3 (1 - 3) и 4 (1 - 4) классах начальной школы. - СПб., 1994

23. Репкин В.В., Восторгова Е.В. и др. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова) ч.1.2 - 2-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2002

24. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960

25. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы: ч.1,2/Иванов С.В., Евдокимова А.О. и другие. - М.: Вентана-Граф, 2001

26. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Караулов Ю.Н. - М.: Дрофа, 1997, с.643 - 645

27. Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 7. - с.39 - 47

28. Современный русский язык. / Под ред. Белошапковой В.А. - М.: Высшая школа, 1981

29. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2002

30. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Тетрадь-задачник 2 к учебнику русского языка для четырёхлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2002

31. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Словарные слова: 1 - 2 классы. - М.: ООО "Изд-во Астрель": ООО "Изд-во АСТ", 2002

32. Успенский Л.В. Слово о словах: (Очерки о языке). - 2-е изд. - Л.: Детгиз, 1956

33. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся // Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6. - М. - Л.: Изд-во АПН, 1949

34. Шанский Н.М. В мире слов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1985

35. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2001



2020-03-17 313 Обсуждений (0)
Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)