Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материалистические теории происхождения государства



2020-03-17 359 Обсуждений (0)
Материалистические теории происхождения государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Другое направление теоретического обоснования происхождения государства и права связано с материалистическими представлениями о развитии природы и общества. Материализм в объяснениях мироздания исходит из первичности материи (реальности вне сознания и независимой от мышления) и вторичности идеи. Материализм веками был понимаем и принимаем только в воззрениях на природу (вселенную, объективную реальность, физическое бытие человека и окружающую его геосреду).

Итак, рассмотрим некоторые теории происхождения государства, связанные с материалистическим пониманием истории:

Инцестная (половая) теория. Основателем этой теории является французский этнограф и социолог Леви-Стросс (XIX в.). Он выдвинул и обосновал идею о том, что особенности производства, а именно введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшим в дальнейшем к образованию государства.

Итак, осознание людьми того, что запрет не инцест будет способствовать развитию человеческого рода, привело к появлению государства.

Для поддержания запрета инцеста требовалось наличие особой группы людей, которые занимались бы, во-первых, контролем за соблюдением этого запрета, а во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. Изначально родовые органы управления поддерживали запрещение инцеста как посредством насильственного пресечения, так и путём обмена женщинами. В дальнейшем эта же группа людей специализировалась на поддержании запрета инцеста и стала выполнять другие общественные функции. Именно таким образом постепенно стало происходить образование государственности.

Анализируя данную теорию, следует отметить, что Леви-Стросс исходил из непреложного исторического факта, которого невозможно опровергнуть, а именно того, что общество от эндогамных половых отношений постепенно перешло к экзогамной форме брака. Также очевиден тот факт, что переход общества к экзогамии был выдающимся периодом в развитии общества. Ведь кровосмешение ведёт к вырождению рода, ставя его на грань гибели.

Однако есть ряд моментов, которые сознательно игнорируют сторонники половой теории. Например, прежде всего, пропущен такой очевидный момент, как прогресс человечества заключается не только в особенностях воспроизводства человека.

Отсюда вытекает вывод, что инцестная теория не способна дать конкретных аргументов, которые привели к образованию государства.

Спортивная теория. Автор теории - Ортега Х. Гассет. Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом. Познакомимся с основными положениями этой загадочной теории.

Человек есть существо социально-биологическое, с характерной ему двигательной активностью, ведущая к упражнению его органов. Развитие сознания у первобытного человека привело к тому, что он стал осознавать важность своей физической силы и необходимость её тренировки. С появлением религиозных верований физические упражнения связывались с религиозными обрядами, что привело к культовым танцам, играм.

Из-за частых стычек с соседними племенами, стихийных бедствий, в результате которых погибало немалое количество лучших мужчин, род нёс потери сильного пола, что грозило вымиранием племени. Чтобы этого миновать, старейшины приглашали других мужчин из других племён и между ними устраивали состязания. Победившие имели возможность остаться и стать полноправными членами рода. Это позволило восстановить баланс между мужчинами и женщинами. Следует отметить, что для проведения подобных состязаний создавались специальные органы, функции которых схожи с функциями государства. Далее эти органы стали брать на себя выполнение и иных общественных функций.

Олимпийские игры способствовали объединению греческих полисов и образованию единого греческого государства. Для их проведения требовались структуры, которые намного превосходили по количеству людей органы, создаваемые для проведения инициаций в первобытном обществе. Таким образом, в Древней Греции и были созданы именно такие органы, со временем переросшие в органы государства.

Оценивая эту теорию, следует сказать, что она опирается на достоверные факты, в частности на многочисленные факты проведения Олимпийских игр, которые проводятся поныне. С автором этой теории следует согласиться и в том, что сила и ловкость имели в то далёкое время большое значение. Им также справедливо замечено, что организаторы инициаций, Олимпийских игр - это люди почётного возраста с большим жизненным опытом.

Но всё же, следует сказать, что Греция - это не единственный регион, где возникла государственность. Поэтому эта теория не объясняет процесс возникновения государства во всех частях земного шара. Также становится непонятными глубинные процессы образования государства, необходимые для появления такового.

Словом сказать, спортивная теория имеет право на существование, так как иллюстрирует один из важных фрагментов жизни человечества.

Патримониальная теория. Автор - Галлер (франц. 1768-1854. Соч. „Реставрация политической науки”).

Представителям этой теории характерен следующий взгляд. Государство произошло из подземельной собственности. В древности между племенами, общинами постоянно происходили стычки за территорию, которая на тот момент являлась основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Перейдя к производящей экономике, земля продолжала быть объектом использования, более того, человек оказался накрепко привязан к ней, так как оба вида производства предполагали оседлый образ жизни.

В первобытном обществе земля принадлежала общине и находилась в коллективной собственности, которая впоследствии перешла во власть государственную, в результате концентрации власти в руках вождей. Таким образом, государственная власть идёт не от народа и не от кого-либо. Право собственности на землю - первооснова господства над территорией. Именно из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Государственная территория образуется постепенно из частного хозяйства вождя. Налоговое обложение рассматривается как знак личной подчинённости, а не как государственная обязанность. Органы подчинённого управления образуются из его частных слуг. Сами же должности продаются, как и вся собственность. Причём военная служба не является повинностью, а основывается на договорном найме.

Оценивая данную теорию, нельзя отказать её представителям в логичности, которая является исторически обоснованной. Вместе с тем видна её идеологическая направленность: её автор оправдывает монархическую власть, доказывает возможность монарха создавать „собственное право”. В результате чего, он проигнорировал различные многочисленные исторические факты, например, значительные в истории факты приобретение земель путем военных действий, а также иного насильственного их захвата.

Экономическая теория. Авторами данной теории признаются Платон, Сен-Симон. Теория отличается довольно большим числом сторонников. Опираясь на экономическую теорию, Маркс и Энгельс сформулировали свою классовую теорию происхождения государства.

Согласно этой теории государство - это результат исторического прогресса. Экономические преобразования выступают в качестве ведущего звена человеческого прогресса. Различные изменения в экономике и приводят к образованию государственности. По мнению В. Бужора, человеческое общество развивается закономерно по восходящей линии. Двигаясь по переходным стадиям, оно стремится к „золотому веку” [1, с. 116].

Присвоение человеком продуктов природы предшествует возникновению государства. Начальная стадия развития сменяется теологической, которая охватывала времена античности и феодализма, после чего наступает стадия метафизическая. Далее начнётся позитивная стадия, которая сделает жизнь людей счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей. Если на первой стадии господствовали старейшины и вожди, на второй - священники и феодалы, на третьей - метафизики и юристы, то затем господство должно перейти к промышленникам и, наконец, учёным.

Оценка теории. Данная теория имеет ряд привлекательных моментов. Например, она поддерживается со стороны многих учёных, имея исторические и этнографические свидетельства; также она стройна и логически безупречна.

Но безоговорочно принять её не возможно, так как экономическое развитие общества - хоть и важнейшая характеристика, но далеко не единственная.

Словом сказать, благодаря не только одной экономике человек живёт при государственности. Что является особенностью человечества по сравнению с другими отрядами биологической сферы.

Теория специализации. Как видно из рассмотренных теорий ни одна, к сожалению, не претендует на роль всеобъемлющей. Теория специализации можно признать универсальной, так как она пригодна для тех стран, где образовалась государственность, способна объяснить процессы государствообразования. Рассмотрим её поподробнее.

Основополагающий тезис данной теории: закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира. Специализация присуща миру биологии. Появление в организме разных клеток - это результат специализации. В социальном мире действует подобное.

Виды социальной специализации. Специализация в области экономики - это первый вид специализации труда (экономическая специализация), которой присущи следующие разновидности:

· Отделение земледелия от скотоводства;

·   Выделение ремесла;

·   Появление торговли;

Сегодня специализация в экономической сфере довольно велика. Наряду с сельским хозяйством, промышленностью, торговлей как особый вид деятельности выделились финансы, здравоохранение, образование и др.

Далее произошла следующая специализация труда, которая стала касаться управленческой, или политической сферы (политическая специализация) - второй вид кардинальной специализации, произошедший в жизни общества. Её материальную основу заложила экономическая специализация. В результате чего произошёл кардинальный скачок: возникло государство. В политической сфере также последовали изменения, а именно, три общественных разделения труда: законодательная, исполнительная и правоохранительная деятельность. Естественно, что эти разновидности управленческой специализации происходили постепенно.

Далее происходит третье кардинальное разделение труда: выделение идеологии как самостоятельный вид человеческой деятельности (идеологическая специализация), вначале которой в качестве господствующей утвердилась религиозная идеология. После чего, когда складываются соответствующие объективные условия, пальма первенства переходит к правовой идеологии. В будущем характерным следует считать нравственную идеологию. Основная роль разновидностей этих идеологии состоит в сохранении миропорядка.

В результате накопления обществом богатства происходит и четвёртое кардинальное разделение труда: наука обособляется в особый вид деятельности (научная специализация). В этой сфере, как и в предыдущих, также можно усмотреть несколько крупных разделений труда. Значительно обособились естественные, технические и гуманитарные науки, в пределах которых можно выделить множество разновидностей наук, например, исторические, юридические, экономические и др.

Таким образом, исходя из критерия видов социальной специализации, развитие специализации, как таковой, в различных сферах социальной жизни - это несомненный признак прогресса человечества и, как следствие, образование государственности.

Из предложенных материалистических теорий следует отметить, что именно последняя теория и объясняет процессы образования государства у многих стран, которые миновали этот этап. А для тех, кому это предстоит, теория специализации во многом послужит шаблоном, которым необходимо руководствоваться для государствообразования.


Заключение

Таким образом, по проведённому исследованию можно сделать следующие выводы:

. Государство можно определить как организацию суверенной политической власти, которая будучи орудием реализации интересов определённых социальных групп имеет своим назначением поддержание порядка в обществе и является основным орудием установления в данном обществе социальной справедливости.

. Процесс образования государства - это сложный многоплановый процесс. Прежде чем возникнет государство, должно пройти немало времени, что и очевидно по мере исследования теорий происхождения государства. Оно как один из важнейших регуляторов общественной жизни, появилось лишь на определённой ступени развития общества. Однако факторы, вызвавшие возникновение государства, зародились в условиях первобытного общества. По мере его развития возникает этап разложения первобытного общества, которое привело к разделению труда. И заключительным и самым сложным этапом следует считать процесс возникновения государства.

В юридической литературе существует множество теорий, объясняющих происхождение государства, в каждой из которой есть как положительные, так и отрицательные моменты. Но всё же следует сказать, что любая теория, которая пытается объяснить процессы образования государства, имеет право на существование. Большое количество этих теорий объясняются различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. С точки зрения теории, процессы возникновения государств характеризуются поверхностно, причём, каждый автор выражает своё субъективное мнение. Но немаловажную роль играют те предпосылки (экономические, политические, идеологические и др.), которые сообща приводят к государствообразованию, к государству как единому целому. Появление государства объективно продиктовано новыми условиями жизнедеятельности людей, возникновением внутри ранее однородного общества противоречивых интересов: индивидуальных, групповых и др. Его назначение - не дать погибнуть обществу в бесплодной борьбе с самим собой.

. Множественность теорий можно разделить на две основные категории: нематериалистические и материалистические теории. Первые различают государство и общество и выделяют происхождение государства как специфическую проблему. Вторые в объяснениях государствообразования исходят из первичности материи и вторичности идеи. Материализм веками был понимаем и принимаем только в воззрениях на природу (вселенную, объективную реальность, физическое бытие человека и окружающую его геосреду).

. Изучение процесса происхождения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет чётче определить все свойственные функции государства - основные направления деятельности, точнее установить место и роль государства в жизни общества и политической системы.




2020-03-17 359 Обсуждений (0)
Материалистические теории происхождения государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материалистические теории происхождения государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)