Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи



2020-03-17 320 Обсуждений (0)
Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

По выводам проведенного анкетирования мы составили рекомендации для повышения степени взаимодействия ДОУ и семей воспитанников.

1. Необходимо претворять в жизнь психологию доверия в ДОУ.

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).

Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В.А. Петровский).

1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил.

2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех».

3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.

4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев. (3)

2. Осуществление педагогами ДОУ работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения.

В работе ДОУ следует придерживаться направления создания единой активной развивающей среды, обеспечивающие общие подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ:

а) проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

б) предоставление родителям письменного материала об их детях;

в) предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты;

г) оформление доски объявлений для родителей;

д) организация «родительских дней» с целью показать, как занимается их ребенок, или познакомиться с работой ДОУ.

– Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ:

а) в организации совместных целевых прогулок, досуга;

б) организация видеосъемки занятий или праздников и т.д.;

г) сбор материала для детских нужд

– Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ:

а) приглашение остаться со своим ребенком, присоединиться к занятиям, играм с детьми;

б) оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии.

- Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка:

а) родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания педагогами необходимости научить родителей взаимодействию с ребенком);

б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги.

– Организация общественной деятельности для родителей:

а) установление социальных контактов на разовой или постоянной основе, например, организация вечернего кафе;

б) постоянная группа или клуб общения для родителей;

в) приглашение лекторов по интересующим вопросам.

3) Своевременное проведение диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка (с учетом стиля и особенностей семейного воспитания) для оказания помощи родителям.

Оказание помощи родителям в воспитании, в некоторых вопросах по уходу за ребенком или чуткому к нему отношению для гуманизации детско-родительских отношений.

– Накопление информации и практических советов.

– Помощь в решении проблем, в поисках выхода из кризисных ситуаций;

Выявление проблем и оказание помощи (предоставлению информации родителям или обучение практическим навыкам), проведение педагогических консультаций, бесед, семинаров, тренингов, конференций.

В рамках психологической поддержки семьи возможна реализация следующих направлений: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция.

На совместных занятиях воспитатель демонстрирует родителям те приемы и упражнения, проводимые с детьми, которые помогают предупредить нежелательные проявления в поведении и развитии детей.

Воспитатель избирательно работает с теми детьми и их родителями, у которых замечены затруднения в общении, замкнутость, повышенный агрессивный фон во взаимодействии.

Психологическое просвещение родителей (развитие психологической грамотности).

В отдельных случаях предполагается индивидуальная коррекционная работа с детьми.

Таким образом, в ходе занятий с детьми (при наблюдении) намечается план работы с родителями по профилактике, диагностике психических состояний, поведения, а также психическому развитию детей (Приложен. № 2).

Выполнение данных рекомендаций, по нашему мнению, способен оказать положительное воздействие на процесс взаимодействия ДОУ и семьи ребенка в целях успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника. Достигается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители обретут уверенность в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). В полной мере будет учитываться индивидуальность ребенка, так как педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в работе, учитывает тип семьи и стиль семейных отношений, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Также дает возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

 


Заключение

В дипломной работе рассматривалась специфика процесса социализации ребенка-дошкольника. Мы рассмотрели процесс социализации личности ребенка как процесс его активного включения в существующую социальную систему через усвоение знаний о социальной действительности в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Социализация по сути является отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир.

Исходя из признания важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей объединяет одна и та же цель – воспитание развитой личности.

Исследования теоретических источников позволили выявить основные проблемы социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить сущность процесса социализации, выделить стадии освоения социальной действительности. Была отмечена специфика и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника. В работе были разработаны критерии и показатели оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста. Проводилась работа по выявлению организационных условий эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Проведенный теоретический анализ позволил организовать практическую работу (анкетирование) для изучения процесса интеграции семьи и дошкольного учреждения и на основе этой работы разработать рекомендации для создания условий полноценной социализации ребенка-дошкольника.

Анализ теоретических источников и исследования, проводимые в дипломной работе, позволили подтвердить гипотезу дипломной работы и сделать следующие выводы:

1) Процесс социализации личности ребенка-дошкольника в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если в ДОУ будут соблюдены условия включения семьи как микрофактора в воспитательно-образовательный процесс. Если в ДОУ будет признаваться роль семьи в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности. Родители должны быть вовлечены в воспитательно-образовательный процесс для создания единой развивающей среды. Только в случае тесного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей возможно соблюдение условия единства задач и содержания воспитательной работы в ДОУ и семье, возможно соблюдение преемственности в содержании и технологиях педагогического процесса. ДОУ должно нести ответственность за налаживание атмосферы сотрудничества с семьями воспитанников, признавая за семьей приоритет в выборе основной линии развития ребенка.

При тесном сотрудничестве с семьей дошкольное образовательное учреждение, изучив опыт и стиль семейного воспитания и взаимоотношения между членами семьи, будет способно обеспечить в полной мере индивидуальный и дифференцированный подход к процессу социализации личности каждого ребенка. Такие взаимоотношения сотрудничества педагогов ДОУ и родителей помогут в оказании помощи семье при возникновении проблем и вопросов, связанных с воспитанием и развитием ребенка, помогут в налаживании гармоничных отношений родителей с детьми (гуманизация детско-родительских отношений), что способно оказать положительное влияние на процесс социализации личности ребенка.

2)Для того чтобы процесс социализации детей дошкольного возраста происходил наиболее полноценно, необходимо использовать в ДОУ программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического аспекта их жизнедеятельности. Это условие необходимо соблюдать для того, чтобы развивающая среда в дошкольном учреждении способствовала формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней и способствовала включению ребенка в разнообразную деятельность и общение. Учитывая эти компоненты развития личности ребенка, можно выработать у него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества.

Основные характеристики личности ребенка связываются развитием высших психических функций, поэтому важно, чтобы педагогическое управление развитием ребенка происходило через создание условий для врастания компонентов социального опыта в структуру личности ребенка, что способствует формированию его собственной картины мира в единстве сознания, отношения и поведения.

Дошкольное образовательное учреждение должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка-дошкольника, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития.

3) Разработанные рекомендации направлены на повышение эффективности взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи, что обеспечивает полноценность процесса социализации личности ребенка-дошкольника.

Предложенные рекомендации направлены на создание единой развивающей среды, способствуют более дифференцированному и индивидуальному подходу к воспитательно-образовательному процессу, позволяют учитывать опыт семейного воспитания для построения взаимодополняющей тактической линии воспитательного воздействия. Рекомендации позволяют педагогам ДОУ оказывать информативную и обучающую поддержку семьям воспитанников.

В результате проведенного исследования мы выяснили специфику процесса социализации ребенка-дошкольника в аспекте взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Процесс социализации ребенка-дошкольника – тема достаточно многогранная и обширная и предполагает дальнейшее исследование.

 




2020-03-17 320 Обсуждений (0)
Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)